Планирование непосредственно – образовательной деятельности с учетом индивидуальности ребенка.
статья

Шалгенбаева Гульзат Тасбулатовна

Планирование непосредственно – образовательной деятельности с учетом индивидуальности ребенка

        Основная функция планирования — обеспечить системность и качество педагогического процесса, преемственность в развитии и образовании детей на разных ступенях дошкольного возраста, а также внутри каждой возрастной группы. Планирование позволяет целенаправленно и систематически распределять программные задачи и содержание по времени и в соответствии с логикой их освоения детьми.

Планирование педагогического процесса основано на принципах:

Принцип целесообразности (содержания, запланированных тем, игр, используемых материалов). В соответствии с целями программы, решаемыми педагогом задачами (развивающими, воспитательными, образовательными) отбирается содержание и определяется соответствующая форма организации деятельности детей.

  • Принцип системности, последовательности и усложняемости, цикличности. Важно не просто формулировать интересные темы, а представлять этапы в освоении представлений, умений, способностей детей; важно возвращаться к освоению содержания на новом витке сложности (принцип спирали).
  • Принцип парциальности — разделения осваиваемого содержания на единицы, которые могут освоить дети за определенный период времени, и количество образовательных ситуаций.
  • Принцип интеграции и дифференциации. Следует предусмотреть разные способы интеграции содержания и деятельности детей, предусматривать возможность дифференцированного (отдельного, обособленного) освоения ряда содержания в зависимости от его направленности, сложности связей и отношений, возраста детей, этапа освоения и других условий.
  • Принцип обеспечения формирования целостного опыта детей.  Важным является не достижение частных и конкретных задач (каким бы привлекательным это ни выглядело) — воспитание «искусствоведа», «знатока музыки», «математика», а комплексное развитие ребенка, обеспечение его активности в освоении мира, формирование своего рода целостной картины окружающего и качеств ребенка в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  • Принцип социокультурной соотнесенности (образовательных ситуаций, осваиваемой информации, форм организации детской деятельности), учета субкультуры детей. Это может достигаться за счет изменения формулировок тем и названий ситуаций, детских работ, направленности игр, выбора материалов для изобразительной и игровой деятельности в соответствии с интересами детей, особенностями их субкультуры.
  • Принцип оперативности. Он связан с возможностью оперативного включения тем, содержания и форм в соответствии с возникающими проблемными моментами, а также с учетом явлений и событий окружающего мира.
  • Принцип открытости образовательного процесса социокультурному окружению.  Отражение впечатлений от празднования определенных событий, традиционных народных гуляний, культурных и массовых событий (выставок, соревнований) в оформлении детского сада, тематике бесед и образовательных ситуаций с детьми, а также приближение детей к окружающему миру: по возможности выезды в театры, музеи, зоопарки, библиотеки и др.

В процессе планирования важно учитывать рациональное сочетание форм организации детской деятельности, разнообразия видов детской деятельности, конкретных возможностей предметно-развивающей среды и направления взаимодействия с родителями.

Планирование педагогического процесса следует начинать:

  • с определения целей и задач работы на определенный период;
  • уточнения в соответствии с содержанием программы конкретных дидактических единиц (представлений, умений, способностей, интересов), над которыми предстоит работать;
  • определения соотношения отобранного содержания и его усложнения, логикой познания, принятыми методическими системами в освоении конкретных образовательных областей;
  • определения целесообразных и приемлемых форм организации детской деятельности;
  • подбора методов, приемов, средств, дидактических материалов и ресурсов.

Условно можно выделить следующие линии усложнения, по которым изменяется детский опыт,  как в течение года, так и в процессе освоения определенной темы или порции информации:

  • развитие интересов;

освоение умений и способов действий (в разных видах деятельности);

  • развитие способностей (познавательных, сенсорных, эстетических, творческих);
  • становление многообразия, дифференцированности, системности, обобщения осваиваемых представлений;
  • проявление индивидуальности на основе постоянной линии «поддержки и сопровождения».

В связи с этим в планировании важно учитывать нарастание данных проявлений и показателей. Условно можно выделить три этапа освоения ребенком образовательного содержания в соответствии с квартальным планированием:

в начале учебного года — активизация интереса детей к освоению нового, знакомство с новой информацией и способами действий, а также закрепление материала, освоенного ранее. Например, в старшей группе проблемно-игровые ситуации, направляющие внимание детей на многообразие форм и фигур (освоение эталонов); в средней группе в ходе освоения счета — освоение правил, запоминание числительных, сопровождение счета громкой речью и прикосновением к пересчитываемым предметам;

в середине учебного года — дифференциация освоенного, сравнение, анализ, выделение разнообразия и сходства, установления некоторых связей, развитие умений. Например, поиск различия и сходства разных геометрических фигур; в освоении счета — различение порядкового и количественного счета, упражнение в счете разных множеств (однородных, неоднородных);

в конце учебного года происходит обобщение, перенос опыта детей в новые условия, его творческое преобразование. Например, решение разнообразных логических задач и загадок с опорой на геометрические представления, установления зависимостей; а в освоении счета — стимулирование счета с негромким называнием числительных, указыванием пальцем на пересчитываемые предметы.

 В  планировании педагогического процесса учитываются принципы построения основной общеобразовательной программы, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении это:

Соответствовать принципу образования, целью которого является развитие ребенка.

В планировании работы этот принцип проявляет себя через ориентацию на целостное развитие ребенка как субъекта детской деятельности и поведения. Это предполагает учет интересов детей и их планомерное развитие; поддержание детской активности и самостоятельности; ориентацию на проявление и развитие творческих способностей ребенка; предоставление ребенку возможности выбирать виды и способы осуществления деятельности; решать задачи детской деятельности в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками.

2. Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).

Сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости обусловлено ориентацией планирования образовательного процесса на закономерности психического развития ребенка дошкольного возраста; концепцию амплификации детского развития (А. В. Запорожец), ориентированную на максимальное использование детских видов деятельности для развития творческого воображения, наглядно-образного мышления и социальных чувств детей.

Использование в планировании проектного подхода соответствует основным положениям дошкольной педагогики, раскрывающим принципы построения образовательного процесса в детском саду (целостности, системности, гуманизации, учета ведущих социальных и витальных потребностей ребенка, личностной ориентации педагогического процесса, свободы выбора, индивидуально-дифференцированной направленности разнотемпового продвижения дошкольников).

3.Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному минимуму).

Реализация данного принципа в планировании педагогического процесса связана с разумным минимумом в выборе тематики, определении количества тем в течение месяца и сроков их реализации в образовательном процессе. Так, в младшей группе детского сада планируется примерно 8–10 небольших тем в месяц, продолжительность каждой из которых от 1 до 3 дней. В средней группе можно изучать7–8 тем в течение месяца продолжительностью от 2 до 4 дней. В старшей и подготовительной группах продолжительность реализации тем увеличивается до 4–12дней, но их количество в течение месяца сокращается до 4–5,одна из которых, как правило, является краткосрочной и реализуется в течение 1–2дней.

4.Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Проектный поход к планированию работы обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста уже на этапе определения темы проекта, предлагаемой для реализации.

Возможность формирования знаний, умений и навыков, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста, заложена в планируемом продукте проекта, на который направлена его реализация: подготовка коллажа, выставки, детской книги, альбома, атрибутов для сюжетно-ролевой игры и пр. Она отвечает потребностям детей дошкольного возраста в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками, ориентации на успех в деятельности и признание достижений значимыми взрослыми и сверстниками, самореализацию творческого потенциала, проявление активности.

 Важно учитывать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Проектирование образовательного процесса на основе интеграции следует осуществлять с учетом следующих принципов:

комплементарности (взаимной дополняемости и соответствия элементов, например математического и художественно-эстетического, экологического и художественного содержания);

многоуровневости (учета разных уровней освоения детьми различного содержания, в форме осуществления индивидуально-диффе-ренцированного подхода);

вариативности (создания гибкой методической модели, позволяющей комбинировать методы, формы, средства, с учетом возникающих обстоятельств, событий, потребностей) и т. п.).

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса содержательно развертывает принцип интеграции образовательных областей. Интеграция на целевом и содержательном уровнях закладывается в выборе календарно-тематических направлений, формулировке тематики ряда конкретных образовательных ситуаций. Проекты и образовательные ситуации могут быть направлены на формирование целостного (всестороннего и в разнообразных связях) освоения явления, категории, структуры или объекта. Выбор тем для планирования обусловлен рядом факторов. Традиционно в планировании работы учитываются сезон и сезонные изменения в природе, которые влияют на выбор тем, связанных с жизнью и деятельностью людей (уборка урожая осенью, подготовка к летнему отдыху весной), на подбор произведений детской художественной и научно-познавательной литературы, произведений изобразительного искусства.

На выбор темы влияет календарь праздничных и памятных дат текущего года, который включает как ежегодно отмечаемые праздники (Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День памяти А. С. Пушкина и др.). В планировании работы учитываются юбилейные и памятные даты, характерные для данного года (например, юбилеи писателей, художников, поэтов).

На выбор темы влияет необходимость широкой ориентации дошкольников в окружающей действительности — знакомство с профессиями взрослых, родным городом, его жизнью, архитектурой, явлениями живой и неживой природы, традициями людей, населяющих Россию и другие страны.

Комплексно-тематический подход проявляется в выборе единых тематических единиц в течение учебного года, на основе которых определяются темы и планируется образовательный процесс. Например, в младшей группе это тематические единицы, выстроенные вокруг ребенка и его непосредственного окружения, интересов (например, «Я в детском саду», «Мир игры», «Мир вокруг нас», «Мир красоты», «Книжки для малышек», «Осеннее (зимнее, весеннее) настроение», «Мама, папа и я — дружная семья», «Мир игры», «Природа вокруг нас», «Новый год у нас в гостях» и др.). В младшем и среднем дошкольном возрасте сохраняется принцип повторяемости тематических единиц на протяжении учебного года.

В старшем дошкольном возрасте тематические единицы приобретают более обобщенный характер, связаны как с непосредственными, так и опосредованными детскими интересами.  В старшем дошкольном возрасте снижается степень повторяемости тематических единиц, но при этом появляются сквозные темы, лейтмотивы, которые пронизывают весь учебный год и постепенно обогащаются. Например, «Визитная карточка группы» (тема направлена на презентацию событий, происходящих в группе, их последующую рефлексию, оценку и самооценку детских достижений и успехов); «Экологический дневник» (тема направлена на освоение способностей наблюдать, устанавливать разнообразные связи в мире природы и фиксировать результат при помощи разных образных и символических средств).

Комплексно-тематический подход может быть рассмотрен достаточно широко, как тема месяца, тема недели, и локально, как тема одного дня в детском саду (например, «День волшебных превращений», «День приветствий» и пр.). При этом тематический день может быть заложен в план работы заранее, а может появиться спонтанно, как, например, «День первого снега».

На протяжении дошкольного возраста сохраняется преемственность в выборе тематических единиц, связанных с сезонными изменениями в природе, праздничными датами календаря, детскими днями рождения, миром детской игры и детской книги, большой и малой родиной и пр.

Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Данный принцип определяет включение игры, игровых приемов, образовательных игр и игровых моментов во все виды детской деятельности и общение воспитателя с детьми. Разные виды игр являются неотъемлемой частью каждого проекта.

Игра выступает как оболочка, придавая проекту единый развивающийся сюжет. Например, в средней группе: «Мир зимней одежды и обуви», «Кукольный домик», «Грустные и веселые краски» (или «Разноцветный мир») и др.; в старшей группе: «Мое летнее путешествие», «Дела и заботы Дяди Федора», «Книжный гипермаркет» и др.

    Таким образом, планирование образовательного процесса по программе основано на реализации принципов построения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование непосредственно – образовательной деятельности с учетом индивидуальности ребенка

        Основная функция планирования — обеспечить системность и качество педагогического процесса, преемственность в развитии и образовании детей на разных ступенях дошкольного возраста, а также внутри каждой возрастной группы. Планирование позволяет целенаправленно и систематически распределять программные задачи и содержание по времени и в соответствии с логикой их освоения детьми.

Планирование педагогического процесса основано на принципах:

Принцип целесообразности (содержания, запланированных тем, игр, используемых материалов). В соответствии с целями программы, решаемыми педагогом задачами (развивающими, воспитательными, образовательными) отбирается содержание и определяется соответствующая форма организации деятельности детей.

  • Принцип системности, последовательности и усложняемости, цикличности. Важно не просто формулировать интересные темы, а представлять этапы в освоении представлений, умений, способностей детей; важно возвращаться к освоению содержания на новом витке сложности (принцип спирали).
  • Принцип парциальности — разделения осваиваемого содержания на единицы, которые могут освоить дети за определенный период времени, и количество образовательных ситуаций.
  • Принцип интеграции и дифференциации. Следует предусмотреть разные способы интеграции содержания и деятельности детей, предусматривать возможность дифференцированного (отдельного, обособленного) освоения ряда содержания в зависимости от его направленности, сложности связей и отношений, возраста детей, этапа освоения и других условий.
  • Принцип обеспечения формирования целостного опыта детей.  Важным является не достижение частных и конкретных задач (каким бы привлекательным это ни выглядело) — воспитание «искусствоведа», «знатока музыки», «математика», а комплексное развитие ребенка, обеспечение его активности в освоении мира, формирование своего рода целостной картины окружающего и качеств ребенка в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  • Принцип социокультурной соотнесенности (образовательных ситуаций, осваиваемой информации, форм организации детской деятельности), учета субкультуры детей. Это может достигаться за счет изменения формулировок тем и названий ситуаций, детских работ, направленности игр, выбора материалов для изобразительной и игровой деятельности в соответствии с интересами детей, особенностями их субкультуры.
  • Принцип оперативности. Он связан с возможностью оперативного включения тем, содержания и форм в соответствии с возникающими проблемными моментами, а также с учетом явлений и событий окружающего мира.
  • Принцип открытости образовательного процесса социокультурному окружению.  Отражение впечатлений от празднования определенных событий, традиционных народных гуляний, культурных и массовых событий (выставок, соревнований) в оформлении детского сада, тематике бесед и образовательных ситуаций с детьми, а также приближение детей к окружающему миру: по возможности выезды в театры, музеи, зоопарки, библиотеки и др.

В процессе планирования важно учитывать рациональное сочетание форм организации детской деятельности, разнообразия видов детской деятельности, конкретных возможностей предметно-развивающей среды и направления взаимодействия с родителями.

Планирование педагогического процесса следует начинать:

  • с определения целей и задач работы на определенный период;
  • уточнения в соответствии с содержанием программы конкретных дидактических единиц (представлений, умений, способностей, интересов), над которыми предстоит работать;
  • определения соотношения отобранного содержания и его усложнения, логикой познания, принятыми методическими системами в освоении конкретных образовательных областей;
  • определения целесообразных и приемлемых форм организации детской деятельности;
  • подбора методов, приемов, средств, дидактических материалов и ресурсов.

Условно можно выделить следующие линии усложнения, по которым изменяется детский опыт,  как в течение года, так и в процессе освоения определенной темы или порции информации:

  • развитие интересов;

освоение умений и способов действий (в разных видах деятельности);

  • развитие способностей (познавательных, сенсорных, эстетических, творческих);
  • становление многообразия, дифференцированности, системности, обобщения осваиваемых представлений;
  • проявление индивидуальности на основе постоянной линии «поддержки и сопровождения».

В связи с этим в планировании важно учитывать нарастание данных проявлений и показателей. Условно можно выделить три этапа освоения ребенком образовательного содержания в соответствии с квартальным планированием:

в начале учебного года — активизация интереса детей к освоению нового, знакомство с новой информацией и способами действий, а также закрепление материала, освоенного ранее. Например, в старшей группе проблемно-игровые ситуации, направляющие внимание детей на многообразие форм и фигур (освоение эталонов); в средней группе в ходе освоения счета — освоение правил, запоминание числительных, сопровождение счета громкой речью и прикосновением к пересчитываемым предметам;

в середине учебного года — дифференциация освоенного, сравнение, анализ, выделение разнообразия и сходства, установления некоторых связей, развитие умений. Например, поиск различия и сходства разных геометрических фигур; в освоении счета — различение порядкового и количественного счета, упражнение в счете разных множеств (однородных, неоднородных);

в конце учебного года происходит обобщение, перенос опыта детей в новые условия, его творческое преобразование. Например, решение разнообразных логических задач и загадок с опорой на геометрические представления, установления зависимостей; а в освоении счета — стимулирование счета с негромким называнием числительных, указыванием пальцем на пересчитываемые предметы.

 В  планировании педагогического процесса учитываются принципы построения основной общеобразовательной программы, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении это:

Соответствовать принципу образования, целью которого является развитие ребенка.

В планировании работы этот принцип проявляет себя через ориентацию на целостное развитие ребенка как субъекта детской деятельности и поведения. Это предполагает учет интересов детей и их планомерное развитие; поддержание детской активности и самостоятельности; ориентацию на проявление и развитие творческих способностей ребенка; предоставление ребенку возможности выбирать виды и способы осуществления деятельности; решать задачи детской деятельности в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками.

2. Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).

Сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости обусловлено ориентацией планирования образовательного процесса на закономерности психического развития ребенка дошкольного возраста; концепцию амплификации детского развития (А. В. Запорожец), ориентированную на максимальное использование детских видов деятельности для развития творческого воображения, наглядно-образного мышления и социальных чувств детей.

Использование в планировании проектного подхода соответствует основным положениям дошкольной педагогики, раскрывающим принципы построения образовательного процесса в детском саду (целостности, системности, гуманизации, учета ведущих социальных и витальных потребностей ребенка, личностной ориентации педагогического процесса, свободы выбора, индивидуально-дифференцированной направленности разнотемпового продвижения дошкольников).

3.Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному минимуму).

Реализация данного принципа в планировании педагогического процесса связана с разумным минимумом в выборе тематики, определении количества тем в течение месяца и сроков их реализации в образовательном процессе. Так, в младшей группе детского сада планируется примерно 8–10 небольших тем в месяц, продолжительность каждой из которых от 1 до 3 дней. В средней группе можно изучать7–8 тем в течение месяца продолжительностью от 2 до 4 дней. В старшей и подготовительной группах продолжительность реализации тем увеличивается до 4–12дней, но их количество в течение месяца сокращается до 4–5,одна из которых, как правило, является краткосрочной и реализуется в течение 1–2дней.

4.Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Проектный поход к планированию работы обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста уже на этапе определения темы проекта, предлагаемой для реализации.

Возможность формирования знаний, умений и навыков, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста, заложена в планируемом продукте проекта, на который направлена его реализация: подготовка коллажа, выставки, детской книги, альбома, атрибутов для сюжетно-ролевой игры и пр. Она отвечает потребностям детей дошкольного возраста в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками, ориентации на успех в деятельности и признание достижений значимыми взрослыми и сверстниками, самореализацию творческого потенциала, проявление активности.

 Важно учитывать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Проектирование образовательного процесса на основе интеграции следует осуществлять с учетом следующих принципов:

комплементарности (взаимной дополняемости и соответствия элементов, например математического и художественно-эстетического, экологического и художественного содержания);

многоуровневости (учета разных уровней освоения детьми различного содержания, в форме осуществления индивидуально-диффе-ренцированного подхода);

вариативности (создания гибкой методической модели, позволяющей комбинировать методы, формы, средства, с учетом возникающих обстоятельств, событий, потребностей) и т. п.).

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса содержательно развертывает принцип интеграции образовательных областей. Интеграция на целевом и содержательном уровнях закладывается в выборе календарно-тематических направлений, формулировке тематики ряда конкретных образовательных ситуаций. Проекты и образовательные ситуации могут быть направлены на формирование целостного (всестороннего и в разнообразных связях) освоения явления, категории, структуры или объекта. Выбор тем для планирования обусловлен рядом факторов. Традиционно в планировании работы учитываются сезон и сезонные изменения в природе, которые влияют на выбор тем, связанных с жизнью и деятельностью людей (уборка урожая осенью, подготовка к летнему отдыху весной), на подбор произведений детской художественной и научно-познавательной литературы, произведений изобразительного искусства.

На выбор темы влияет календарь праздничных и памятных дат текущего года, который включает как ежегодно отмечаемые праздники (Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День памяти А. С. Пушкина и др.). В планировании работы учитываются юбилейные и памятные даты, характерные для данного года (например, юбилеи писателей, художников, поэтов).

На выбор темы влияет необходимость широкой ориентации дошкольников в окружающей действительности — знакомство с профессиями взрослых, родным городом, его жизнью, архитектурой, явлениями живой и неживой природы, традициями людей, населяющих Россию и другие страны.

Комплексно-тематический подход проявляется в выборе единых тематических единиц в течение учебного года, на основе которых определяются темы и планируется образовательный процесс. Например, в младшей группе это тематические единицы, выстроенные вокруг ребенка и его непосредственного окружения, интересов (например, «Я в детском саду», «Мир игры», «Мир вокруг нас», «Мир красоты», «Книжки для малышек», «Осеннее (зимнее, весеннее) настроение», «Мама, папа и я — дружная семья», «Мир игры», «Природа вокруг нас», «Новый год у нас в гостях» и др.). В младшем и среднем дошкольном возрасте сохраняется принцип повторяемости тематических единиц на протяжении учебного года.

В старшем дошкольном возрасте тематические единицы приобретают более обобщенный характер, связаны как с непосредственными, так и опосредованными детскими интересами.  В старшем дошкольном возрасте снижается степень повторяемости тематических единиц, но при этом появляются сквозные темы, лейтмотивы, которые пронизывают весь учебный год и постепенно обогащаются. Например, «Визитная карточка группы» (тема направлена на презентацию событий, происходящих в группе, их последующую рефлексию, оценку и самооценку детских достижений и успехов); «Экологический дневник» (тема направлена на освоение способностей наблюдать, устанавливать разнообразные связи в мире природы и фиксировать результат при помощи разных образных и символических средств).

Комплексно-тематический подход может быть рассмотрен достаточно широко, как тема месяца, тема недели, и локально, как тема одного дня в детском саду (например, «День волшебных превращений», «День приветствий» и пр.). При этом тематический день может быть заложен в план работы заранее, а может появиться спонтанно, как, например, «День первого снега».

На протяжении дошкольного возраста сохраняется преемственность в выборе тематических единиц, связанных с сезонными изменениями в природе, праздничными датами календаря, детскими днями рождения, миром детской игры и детской книги, большой и малой родиной и пр.

Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Данный принцип определяет включение игры, игровых приемов, образовательных игр и игровых моментов во все виды детской деятельности и общение воспитателя с детьми. Разные виды игр являются неотъемлемой частью каждого проекта.

Игра выступает как оболочка, придавая проекту единый развивающийся сюжет. Например, в средней группе: «Мир зимней одежды и обуви», «Кукольный домик», «Грустные и веселые краски» (или «Разноцветный мир») и др.; в старшей группе: «Мое летнее путешествие», «Дела и заботы Дяди Федора», «Книжный гипермаркет» и др.

    Таким образом, планирование образовательного процесса по программе основано на реализации принципов построения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности с учетом ФГТ

Календарно- тематическое планирование на февраль в средней группе....

Разработка непосредственно образовательной деятельности с учетом ФГОС по разделу «Ознакомление с окружающим миром» детей старшего дошкольного возраста «На планете Добрячки»

Представляю Вашему вниманию одно из разработанных мной мероприятий по развитию эмоциональной и коммуникативной деятельности детей 5-6 лет. Выбор темы и работа в этом направлении связаны с  ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» (рисование), «Познавательное развитие», «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного воз «Осень в березовой роще».

Используемые современные образовательные технологии: информационно-коммуникативные технологии, развивающее обучение. Автор конспекта:  Смелягина Ольга Теймуразовна, воспитатель высшей квалиф...

Методическая разработка Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развит

Используемые современные образовательные технологии: использование ИКТ; здровьесберегающая технология.Цель: развивать активность и любознательность детей младшего дошкольного возраста в процессе...

Статья «Интегрированный подход к планированию непосредственно образовательной деятельности, ориентированный на детские возможности и инициативу ребенка»

Говоря о планировании непосредственно образовательной деятельности, ориентированной на детские возможности и инициативу ребенка, мы в своей практике обращаемся к опыту применения технологии деяте...