Конспект непосредственной образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей: « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»Тема: «Воздушное путешествие"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гайдаш Наталия Святославовна

Занятие с использованием экспериментальной деятельности по закреплению ранее пройденого материала на тему "Воздух"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей:

« Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Подготовительная к школе группа

Тема: «Воздушное путешествие»

Используемые современные образовательные технологии:

здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Цель: Формирование у дошкольников естественнонаучных знаний для их безопасной  жизнедеятельности.

Задачи:

-  воспитывать интерес к наблюдениям за погодой;

- закреплять знания дошкольников о приборах, используемых для наблюдения за погодой;

-учить накапливать у дошкольников конкретные реалистичные знаний об окружающем мире;

- развивать наблюдательность, мыслительные процессы, исследовательские действия;

-развивать связную монологическую речь, речь-доказательство;

-воспитывать бережное и  экологически грамотное поведение в природе;

-закреплять умение ориентироваться в родном городе Гатчине.

Мотивация: оказание помощи жителям острова.

Активизация словаря: анемометр, дождемер, термометр, снегомер.

Индивидуальная работа с детьми по речевому развитию:закрепить умение подбирать определения к существительным, обозначающие предметы и явления окружающего мира.

Предварительная работа:

-проведение серии опытов на расширение представлений о воздухе;

- просмотр обучающего мультфильма о радуге;

- трудовое поручение: полить сухие растения;

- НОД «Погодные явления».

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.

Форма организации: совместная деятельность с элементами экспериментирования.

Форма реализации детских видов деятельности: создание игровых ситуаций и реализация в них познавательной деятельности.

Материал и оборудование:

- демонстрационные:емкости для:  холодной воды, горячей воды, льда, кувшин, сода, лимон,  зеркало, фонарь, картинки с изображением признаков погоды, контейнеры для сбора мусора;

- на каждого воспитанника: прозрачные бутылки, прозрачные стаканы для фильтрации воды (песок, вата, древесный уголь),воздушные шары.

Правила безопасности жизнедеятельности детей:

- опыты проводить под наблюдением взрослого;

-пластиковые стаканчики нельзя сильно сдавливать руками;

- во время переливания воды нужно быть внимательным и аккуратным.

Ход занятия

1. Вводная часть.(мотивационная)

Воспитатель:Ребята, к нам сегодня  пришли гости, давайте с ними поздороваемся и подарим им свои улыбки.

Я хочу вам сегодня предложить отправиться в путешествие, а куда, давайте посмотрим на глобус и выберем.

Дети рассматривают глобус и находят остров с красным  знаком «SOS».

Кто прочитает как называется остров?

А что обозначает красный цвет и знак  «SOS»?

Дети: У кого - то случилась беда!

2.Основная часть.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться на помощь жителям острова, а на чем мы туда отправимся, послушайте загадку:

С теплым воздухом шар, 
А под ним корзинка, 
Под ногами земля – 
Словно на картинке.
(Воздушный шар)

Воспитатель: Итак, на чем мы летим? Конечно,  на воздушном шаре.

Что-то я забыла, как вообще воздушный шар поднимает людей в воздух?

Рассуждения детей.

Использование ИКТ

Я нашла видео и слайды про воздушный шар в интернете (сайт http://naukaveselo.ru/opyit-s-elektrichestvom-dlya-detey.html «Наука для детей»)

 и мы его сейчас с вами посмотрим (просмотр видео, дети сидят на стульчиках перед экраном) и вы мне расскажите как воздушный шар поднимается в воздух.

Воспитатель:Теперь вы знаете, почему шар поднимает корзину вверх?

Дети: Да (потому что воздух внутри шара теплый, а теплый воздух всегда стремится вверх).

А  почему же тогда воздушный шар не уносит нас в открытый космос?

ответы детей: (потому что нас держит земное притяжение).Докажите, что земное притяжение существует (подпрыгнули вверх и опустились напол)

Давайте мы с вами проверим: правда ли что теплый воздух надует  шар.

Опыт №1 (Приложение 1)

  А  знаете, как можно еще надуть шар?

Опыт №2 (Приложение 1)

Физкультурная минутка

Два хлопка над головой

Два хлопка перед собой

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем!

Воспитатель:Ребята, нам нужно торопиться! Покружились, повернулись и перед  волшебном воздушным шаром очутились!(Дети рассаживаются в воображаемую корзину)

Готовы?Помашите нашим гостям, мы отправляемся в путь! Будьте осторожными, не наклоняйтесь за корзину нашего воздушного шара!

Релаксация (звучит спокойная музыка)

Воспитатель: Вот мы уже поднялись  над нашим детским садом, закройте глаза и представьте себе что мы пролетаем над площадью, как она называется? (дети перечисляют достопримечательности микрорайона: площадь Богданова, библиотеку, магазин, школу, ул. Зверевой, ул. Слепнева.. и т .п называют улицы на которых живут). Молодцы, давайте откроем глаза и посмотрим друг на друга. Мы с вами поднялись уже достаточно высоко, а мои волосы не развиваются на ветру, это значит что  ветер какой силы дует?

Дети:( предполагаемые ответы: слабый, не сильный, спокойный)

Воспитатель: Да, правильно, а кто мне расскажет какая у нас сегодня погода на улице? (ответы детей)

Дети, скажите, а чем вы измеряете  температуру? А влажность воздуха? А чем мы можем измерять количество дождя? А снега? А силу ветра?Молодцы, вы

все знаете! Тогда давайте мы с вами поразмышляем вот над чем: как же раньше, когда еще не придумали все эти приборы ,  люди узнавали какая будет погода? (выслушиваю размышления детей, после чего приходим к выводу что когда не было приборов люди определяли погоду по народным приметам)

Воспитатель: Тогда, может быть,  вы поможете мне разобраться?

У меня есть картинки, посмотрите что на них нарисовано и давайте с вами  поразмышляем  с какой народной приметой эти рисунки связаны?

Игра-ассоциация «Приметы на картинках».

Воспитатель: Вот мы и прилетели!

( дети встают с ковра и проходят к импровизированному острову)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что вы видите?  

Дети отмечают, что повсюду  мусор, растения засохли, вода в озере грязная!

Воспитатель: Послушайте! Здесь даже птицы не поют! Скажите, а как вы думаете, из – за чего все жители покинули этот остров? почему они попросили нас о помощи? (ответы детей)

Выслушиваю размышления детей,( в роднике грязная вода, растения засохли) и подвожу их к выводу, что без чистой воды не могут жить ни люди, ни звери, ни птицы – никто!

Воспитатель: Давайте наведем здесь порядок. Первым делом я предлагаю полить растения.(подвести детей к роднику).Ребята, но вода очень грязная , посмотрите!(воспитатель набирает кувшин воды, показывает детям), Что мы можем с ней сделать?

Дети: Очистить

Воспитатель: А что нужно для этого?

Дети: Вата, песок, древесный уголь .

Воспитатель предлагает детям очистить воду через заранее заготовленные фильтры. Опыт №3 (Приложение1)

Во время очистки воды провожу беседу с детьми о том, как очищается вода в природе.

Воспитатель: Эту воду пить нельзя, а вот полить растения можно (дети поливают)

Воспитатель предлагает детям мусорные контейнеры для сбора мусора. Скажите весь мусор нужно собирать в один пакет? А как?

Дети: Нет, мусор нужно собирать раздельно для того что бы можно было сдать его на переработку.

Воспитатель: Мы с вами хорошо потрудились,  и я верю, что вскоре на остров вернутся все его жители и обязательно пришлют нам слова благодарности. А чтобы жители этого острова увидели, что мы прочитали их сигнал о помощи и очистили  остров, мы с вами тоже отправим им сигнал!

Опыт №4(Приложение 1)

А теперь пора и нам домой возвращаться!

Заключительная часть. (Итог занятия)

 Покружились, повернулись и в воздушном шаре очутились! (дети усаживаются на коврик). По дороге в детский сад. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Дополни предложение»

Дидактическая игра «Дополни предложение»

На ковре ромашка из выражений, которые надо дополнить, дети отрывают лепесток и отвечают:

- мне было трудно….

-мне понравилось…..

- я узнал….

- хочу еще узнать…

- я запомнил…

-я расскажу дома…

-я научу своего брата(сестру)…

- я так делать не буду…

Воспитатель:Спасибо вам, ребята за помощь, я рада, что вы выросли такие  отзывчивые к чужой беде! А вот мы и прилетели! Наши гости заждались нас!

Поприветствуйте их!(Дети покидают воображаемый воздушный шар и возвращаются в группу).

Список литературы:

1. ПаршуковаИ.Л.,Степанова А.О., Яковлева Т.И. «Маленький исследователь» -СПБ, 2001г.

2. С. Н. Николаева. «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду

3.  Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизвестное рядом» : Опыты и эксперименты для дошкольников ,под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.ТЦ Сфера, 2010.

4. «Организация работы центра науки для детей дошкольного возраста», под ред. Л.В. Свирской. – В.Новгород, Изд. НРЦРО, 1997.

5. Сайт http://naukaveselo.ru/opyit-s-elektrichestvom-dlya-detey.html«Наука для детей»


Приложение1

Опыт №1

В одну миску насыпать лед, в другую налить горячую воду. На прозрачную бутылку надеть воздушный шар и опустить его в миску с горячей водой, вода нагреет воздух в бутылке и шар надуется; перенести бутылку и поместить ее в миску со льдом – шар постепенно начнет уменьшаться в размере(необходимо подождать 2мин.) , так как лед остудит воздух в бутылке.

Источник: http://naukaveselo.ru/opyit-s-elektrichestvom-dlya-detey.html

«Наука для детей»

Опыт №2

Налить в пластиковую бутылку воду, капнуть туда 2 столовых ложки лимонного сока. С помощью воронки засыпать в воздушный шар 1 ч. ложку соды и надеть его на бутылку. Пересыпав соду в подкисленную воду,в результате выделился углекислый газ, который создал давление, необходимое для того, чтобы шарик надулся — и он надуется.
Источник: http://naukaveselo.ru/opyit-s-elektrichestvom-dlya-detey.html «Наука для детей»

Опыт №3

Для того, что бы очистить воду необходимо приготовить фильтр следующим образом: на дно емкости положить поочередно: вату, песок, древесный уголь.

Источник: http://naukaveselo.ru/opyit-s-elektrichestvom-dlya-detey.html «Наука для детей»

Опыт №4

 Для проведения опыта требуются миска с водой, зеркало, фонарик и лист белого картона.

Нужно положить зеркальце в неглубокую миску с водой расположить миску так, чтобы луч света от фонарика отразился от зеркальца на лист белого картона. При необходимости меняйте угол наклона предметов.

В воде свет должен преломиться и разбиться на цвета, так что на картоне отразится маленькая радуга.Источник: http://naukaveselo.ru/opyit-s-elektrichestvom-dlya-detey.html «Наука для детей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «КОТЕНОК» С ИНТЕГРАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ», «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

ЦЕЛЬ:Дать детям представление о домашних животных. Знакомить с русским бытом. Формировать доброе отношение к животным.ЗАДАЧИ:ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ"- формировать у дете...

Методическая Разработка Конспекта НОД с Детьми Среднего Дошкольного Возраста по Реализации Образовательных Областей Познавательное Развитие, Речевое Развитие, Социально-Коммуникативное Развитие, Художественно-Эстетическое Развитие. «Осень»

закреплять знания о времени года, характерных признаках осени,  сезонных изменениях в природе, закрепить знание осенних месяцев; познакомить с загадками об осени.    Помочь увидеть мног...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ («ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ», «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ», «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗИТИЕ», «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ») ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ) МУНИЦИП

ВведениеВ соответствии с законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства обра...