Конспект непосредственной образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей: « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»Тема: «Воздушное путешествие"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Занятие с использованием экспериментальной деятельности по закреплению ранее пройденого материала на тему "Воздух"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие с использованием экспериментальной деятельности | 30.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей:
« Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Подготовительная к школе группа
Тема: «Воздушное путешествие»
Используемые современные образовательные технологии:
здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Цель: Формирование у дошкольников естественнонаучных знаний для их безопасной жизнедеятельности.
Задачи:
- воспитывать интерес к наблюдениям за погодой;
- закреплять знания дошкольников о приборах, используемых для наблюдения за погодой;
-учить накапливать у дошкольников конкретные реалистичные знаний об окружающем мире;
- развивать наблюдательность, мыслительные процессы, исследовательские действия;
-развивать связную монологическую речь, речь-доказательство;
-воспитывать бережное и экологически грамотное поведение в природе;
-закреплять умение ориентироваться в родном городе Гатчине.
Мотивация: оказание помощи жителям острова.
Активизация словаря: анемометр, дождемер, термометр, снегомер.
Индивидуальная работа с детьми по речевому развитию:закрепить умение подбирать определения к существительным, обозначающие предметы и явления окружающего мира.
Предварительная работа:
-проведение серии опытов на расширение представлений о воздухе;
- просмотр обучающего мультфильма о радуге;
- трудовое поручение: полить сухие растения;
- НОД «Погодные явления».
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.
Форма организации: совместная деятельность с элементами экспериментирования.
Форма реализации детских видов деятельности: создание игровых ситуаций и реализация в них познавательной деятельности.
Материал и оборудование:
- демонстрационные:емкости для: холодной воды, горячей воды, льда, кувшин, сода, лимон, зеркало, фонарь, картинки с изображением признаков погоды, контейнеры для сбора мусора;
- на каждого воспитанника: прозрачные бутылки, прозрачные стаканы для фильтрации воды (песок, вата, древесный уголь),воздушные шары.
Правила безопасности жизнедеятельности детей:
- опыты проводить под наблюдением взрослого;
-пластиковые стаканчики нельзя сильно сдавливать руками;
- во время переливания воды нужно быть внимательным и аккуратным.
Ход занятия
1. Вводная часть.(мотивационная)
Воспитатель:Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся и подарим им свои улыбки.
Я хочу вам сегодня предложить отправиться в путешествие, а куда, давайте посмотрим на глобус и выберем.
Дети рассматривают глобус и находят остров с красным знаком «SOS».
Кто прочитает как называется остров?
А что обозначает красный цвет и знак «SOS»?
Дети: У кого - то случилась беда!
2.Основная часть.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться на помощь жителям острова, а на чем мы туда отправимся, послушайте загадку:
С теплым воздухом шар,
А под ним корзинка,
Под ногами земля –
Словно на картинке.
(Воздушный шар)
Воспитатель: Итак, на чем мы летим? Конечно, на воздушном шаре.
Что-то я забыла, как вообще воздушный шар поднимает людей в воздух?
Рассуждения детей.
Использование ИКТ
Я нашла видео и слайды про воздушный шар в интернете (сайт http://naukaveselo.ru/opyit-s-elektrichestvom-dlya-detey.html «Наука для детей»)
и мы его сейчас с вами посмотрим (просмотр видео, дети сидят на стульчиках перед экраном) и вы мне расскажите как воздушный шар поднимается в воздух.
Воспитатель:Теперь вы знаете, почему шар поднимает корзину вверх?
Дети: Да (потому что воздух внутри шара теплый, а теплый воздух всегда стремится вверх).
А почему же тогда воздушный шар не уносит нас в открытый космос?
ответы детей: (потому что нас держит земное притяжение).Докажите, что земное притяжение существует (подпрыгнули вверх и опустились напол)
Давайте мы с вами проверим: правда ли что теплый воздух надует шар.
Опыт №1 (Приложение 1)
А знаете, как можно еще надуть шар?
Опыт №2 (Приложение 1)
Физкультурная минутка
Два хлопка над головой
Два хлопка перед собой
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем!
Воспитатель:Ребята, нам нужно торопиться! Покружились, повернулись и перед волшебном воздушным шаром очутились!(Дети рассаживаются в воображаемую корзину)
Готовы?Помашите нашим гостям, мы отправляемся в путь! Будьте осторожными, не наклоняйтесь за корзину нашего воздушного шара!
Релаксация (звучит спокойная музыка)
Воспитатель: Вот мы уже поднялись над нашим детским садом, закройте глаза и представьте себе что мы пролетаем над площадью, как она называется? (дети перечисляют достопримечательности микрорайона: площадь Богданова, библиотеку, магазин, школу, ул. Зверевой, ул. Слепнева.. и т .п называют улицы на которых живут). Молодцы, давайте откроем глаза и посмотрим друг на друга. Мы с вами поднялись уже достаточно высоко, а мои волосы не развиваются на ветру, это значит что ветер какой силы дует?
Дети:( предполагаемые ответы: слабый, не сильный, спокойный)
Воспитатель: Да, правильно, а кто мне расскажет какая у нас сегодня погода на улице? (ответы детей)
Дети, скажите, а чем вы измеряете температуру? А влажность воздуха? А чем мы можем измерять количество дождя? А снега? А силу ветра?Молодцы, вы
все знаете! Тогда давайте мы с вами поразмышляем вот над чем: как же раньше, когда еще не придумали все эти приборы , люди узнавали какая будет погода? (выслушиваю размышления детей, после чего приходим к выводу что когда не было приборов люди определяли погоду по народным приметам)
Воспитатель: Тогда, может быть, вы поможете мне разобраться?
У меня есть картинки, посмотрите что на них нарисовано и давайте с вами поразмышляем с какой народной приметой эти рисунки связаны?
Игра-ассоциация «Приметы на картинках».
Воспитатель: Вот мы и прилетели!
( дети встают с ковра и проходят к импровизированному острову)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что вы видите?
Дети отмечают, что повсюду мусор, растения засохли, вода в озере грязная!
Воспитатель: Послушайте! Здесь даже птицы не поют! Скажите, а как вы думаете, из – за чего все жители покинули этот остров? почему они попросили нас о помощи? (ответы детей)
Выслушиваю размышления детей,( в роднике грязная вода, растения засохли) и подвожу их к выводу, что без чистой воды не могут жить ни люди, ни звери, ни птицы – никто!
Воспитатель: Давайте наведем здесь порядок. Первым делом я предлагаю полить растения.(подвести детей к роднику).Ребята, но вода очень грязная , посмотрите!(воспитатель набирает кувшин воды, показывает детям), Что мы можем с ней сделать?
Дети: Очистить
Воспитатель: А что нужно для этого?
Дети: Вата, песок, древесный уголь .
Воспитатель предлагает детям очистить воду через заранее заготовленные фильтры. Опыт №3 (Приложение1)
Во время очистки воды провожу беседу с детьми о том, как очищается вода в природе.
Воспитатель: Эту воду пить нельзя, а вот полить растения можно (дети поливают)
Воспитатель предлагает детям мусорные контейнеры для сбора мусора. Скажите весь мусор нужно собирать в один пакет? А как?
Дети: Нет, мусор нужно собирать раздельно для того что бы можно было сдать его на переработку.
Воспитатель: Мы с вами хорошо потрудились, и я верю, что вскоре на остров вернутся все его жители и обязательно пришлют нам слова благодарности. А чтобы жители этого острова увидели, что мы прочитали их сигнал о помощи и очистили остров, мы с вами тоже отправим им сигнал!
Опыт №4(Приложение 1)
А теперь пора и нам домой возвращаться!
Заключительная часть. (Итог занятия)
Покружились, повернулись и в воздушном шаре очутились! (дети усаживаются на коврик). По дороге в детский сад. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Дополни предложение»
Дидактическая игра «Дополни предложение»
На ковре ромашка из выражений, которые надо дополнить, дети отрывают лепесток и отвечают:
- мне было трудно….
-мне понравилось…..
- я узнал….
- хочу еще узнать…
- я запомнил…
-я расскажу дома…
-я научу своего брата(сестру)…
- я так делать не буду…
Воспитатель:Спасибо вам, ребята за помощь, я рада, что вы выросли такие отзывчивые к чужой беде! А вот мы и прилетели! Наши гости заждались нас!
Поприветствуйте их!(Дети покидают воображаемый воздушный шар и возвращаются в группу).
Список литературы:
1. ПаршуковаИ.Л.,Степанова А.О., Яковлева Т.И. «Маленький исследователь» -СПБ, 2001г.
2. С. Н. Николаева. «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизвестное рядом» : Опыты и эксперименты для дошкольников ,под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.ТЦ Сфера, 2010.
4. «Организация работы центра науки для детей дошкольного возраста», под ред. Л.В. Свирской. – В.Новгород, Изд. НРЦРО, 1997.
5. Сайт http://naukaveselo.ru/opyit-s-elektrichestvom-dlya-detey.html«Наука для детей»
Приложение1
Опыт №1
В одну миску насыпать лед, в другую налить горячую воду. На прозрачную бутылку надеть воздушный шар и опустить его в миску с горячей водой, вода нагреет воздух в бутылке и шар надуется; перенести бутылку и поместить ее в миску со льдом – шар постепенно начнет уменьшаться в размере(необходимо подождать 2мин.) , так как лед остудит воздух в бутылке.
Источник: http://naukaveselo.ru/opyit-s-elektrichestvom-dlya-detey.html
«Наука для детей»
Опыт №2
Налить в пластиковую бутылку воду, капнуть туда 2 столовых ложки лимонного сока. С помощью воронки засыпать в воздушный шар 1 ч. ложку соды и надеть его на бутылку. Пересыпав соду в подкисленную воду,в результате выделился углекислый газ, который создал давление, необходимое для того, чтобы шарик надулся — и он надуется.
Источник: http://naukaveselo.ru/opyit-s-elektrichestvom-dlya-detey.html «Наука для детей»
Опыт №3
Для того, что бы очистить воду необходимо приготовить фильтр следующим образом: на дно емкости положить поочередно: вату, песок, древесный уголь.
Источник: http://naukaveselo.ru/opyit-s-elektrichestvom-dlya-detey.html «Наука для детей»
Опыт №4
Для проведения опыта требуются миска с водой, зеркало, фонарик и лист белого картона.
Нужно положить зеркальце в неглубокую миску с водой расположить миску так, чтобы луч света от фонарика отразился от зеркальца на лист белого картона. При необходимости меняйте угол наклона предметов.
В воде свет должен преломиться и разбиться на цвета, так что на картоне отразится маленькая радуга.Источник: http://naukaveselo.ru/opyit-s-elektrichestvom-dlya-detey.html «Наука для детей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей: « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»Тема: «Воздушное путешествие"
Занятие с использованием экспериментальной деятельности по закреплению ранее пройденого материала на тему "Воздух"...
Конспект занятия на тему «Приключения пиратов» с интеграцией образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Физическое развитие» в средней группе
Конспект занятия на тему «Приключения пиратов» с интеграцией образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; &l...
Конспект занятия в младшей группе Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Цели: - учить дошкольников различать изменения в погодных явлениях осенью, - расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов; - воспитывать интерес и бережное отно...
Конспект занятия «Мир в капле воды» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это дости...
Тема: «Путешествие ребят на планету «Математика» Конспект занятия с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально -коммуникативное развитие » для детей старшей группы (5 -6 лет)
Тема: «Путешествие ребят на планету «Математика»Конспект занятияс интеграцией образовательных областей«Познавательное развитие», «Речевое развитие», &laq...
Конспект итоговой образовательной деятельности в старшей группе. Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие»
Тема: «Сказка о потерянном времени»Цель: обобщение и систематизация приобретенных знаний и умений, социальной компетентности.Задачи: Воспитательные:воспитывать самостоятельность, уме...