проект экспериментальной деятельности
материал по окружающему миру (старшая группа)

Гаврилова Наталья Алексеевна

Работа с детьми по проекту экспериментальной деятельности "Чудо-грядка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл информация для педагогов28.03 КБ
Файл klub_babushkiny_posidelki.docx47.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 79 «Голосистое горлышко»

ПРОЕКТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для детей старшего дошкольного возраста «Чудо- грядка».

                                                          Составила воспитатель: Гаврилова Н.А.

Нижневартовск 2020

Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, совместная работа на «Чудо-грядке».

Задачи:

- расширить знания детей о культурных растениях.

- продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, петрушка, огурцы, помидоры, цветы).

- обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

- продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

- способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ.

- развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений.

- продолжать развивать наблюдательность.

- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

- развивать познавательные способности детей.

Предполагаемый результат:

              1. Дети познакомятся с культурными растениями.

  1. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
  2. Дети научатся правильно ухаживать за растениями.
  3. У детей продолжит формироваться бережное отношение к растительному миру, уважительное отношение к труду.
  4. В группе будет создан « Огород на подоконнике».
  5.  Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира;
  6.   Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ; Обогащение предметно – развивающей среды в группе.
  7.  Пополнение научно-методической базы ДОУ по данному методу исследования.

Дети зафиксируют свои наблюдения за ростом и развитием растений в дневнике наблюдений.  

Проблема:

              Любые черты характера, а также различные умения и навыки закладываются с детства. С детства же закладывается у ребёнка и гуманное отношение к природе. В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить ребенка  в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

         Знакомства с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни ребенка. На прогулках при ознакомлении с окружающим миром у детей возникает много вопросов: как растения растут, спят, почему не падают. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне

Тип проекта:

Долгосрочный (срок реализации: сентябрь 2020г. – май 2021 г.), информационно-практико-ориентированный.

Вид проекта:

Исследовательский.

Участники проекта: дети старшей  группы, педагоги.

Формы взаимодействия:

• С детьми: непосредственно образовательная деятельность; продуктивная деятельность; игровая деятельность.

• С педагогами: семинары; открытые занятия; консультации.

Объем проекта:

Работа основывается на годовом планировании ДОУ, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей.                                                                                                                           

Методы проведения:

• Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы;

• Проведение опытов (практических);

• Беседы (конструктивные).

Этапы проекта:

1)Подготовительный этап:

-  создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы);

-  определение целей и задач проекта.

2) Реализация проекта:

1. теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов.

2. практическая часть:

• познавательные занятия с элементами экспериментирования: рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность;

• связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (опыты), социально-коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы), речевое развитие, художественно–эстетическое развитие: рисование, лепка.

3) Заключительный этап:

- диагностика (результативно-сравнительный анализ).

Форма работы с детьми:

 Познавательные беседы: Овощи», «Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Правильное питание», «Витамины я люблю – быть здоровым хочу», «Растение, как живое существо», «Как нужно ухаживать за растением».

  Сюжетно-ролевые игры: «Сготовим витаминный обед для гостей», «Семья на огороде»

  Дидактические игры: «Витаминный калейдоскоп», «Вершки – корешки», «Что сажают в огороде?», «Что необходимо для роста?», «Полезное – неполезное», «Опиши – мы отгадаем», «Определи на вкус», «Сад – огород» «Путешествие в страну  растений»,                                                                    «Все начинается с семечка»,   «Чудесные семена», «Посадка семян перца» , Викторина …   «Как растут овощи»

 Чтение художественной литературы: Ю. Тувим «Овощ», М.Ильин «Что такое картошка», Н. Подлесова «Морковка», А. Барто «Сто одежек», Г. Юрман «Печка в огороде», С.Михалков «Дело было в огороде» Сочинение сказок об овощах.            Чтение: Стихотворения: А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок» сказки: белорусская народная сказка «Пых», К. И. Чуковского «Огород»                            

  Просмотр мультфильмов.

 Физкультурно – оздоровительная работа эстафетные игры «Собери урожай», «Перевезем урожай», «Посадка перца», «Делаем салат».

Этапы реализации проекта.

пп

Мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки

реализации

1 этап – подготовительный.

1

Беседа с детьми «Огород на окне».

Сформировать интерес у детей по созданию «Огорода на окне»

Воспитатели.

1-я неделя

2

Диагностика        

Провести первоначальную диагностику и выяснить на каком уровне находятся дети

Воспитатели

1-я неделя

3

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

Воспитатели.

1-2-я недели

4.

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.

Воспитатели

1-2-я недели

2 этап – основной.

Занятие «Дикорастущие и культурные растения»

Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных(по взаимоотношениям с человеком),познакомить с интересными представителями мира растений.

Воспитатели

2-месяц

Рассматривание   цветочных семян через лупу.

Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное.

Воспитатели

2-месяц

Занятие «Посадка семян овощей»

- обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений;

- подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений;

- обогащать личный трудовой опыт в процессе работы (посев семян);

- воспитывать у детей бережное отношение к природе.

-развивать речевые навыки, обогащать словарь.

Активизация словаря: почва, семена, побег, рассада.

2-месяц

Опыт – наблюдение за ростом лука, петрушки.

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, семян

Воспитатели

2- месяц

Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.

П: Подвести детей к пониманию, что растения живые: нуждаются в свете, тепле, воде. А несоблюдение даже одного условия может отразиться на росте и даже  привести к гибели растения.Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

Воспитатели

3-месяц

Труд в уголке природы.

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий  (воды, света, тепла)

Воспитатели

3 -месяц

Практическая деятельность: выращивание рассады (бархатцы, перец).

  Помочь детям понять, что из одной семечки может появиться только одно растение. А при соблюдении необходимых условий  растение быстрее растет.Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями

Воспитатели

3 – месяц

Рисование «Наш лучок»;

Дети

3- месяц

 Рисование«Наши растения»,

Закрепление умения детей передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей, развитие творческого воображения.

10

Художественная литература

Отрывок из сказки «Приключения Чиполлино» Родари Джонни,

• Сказка «Репка».

• Сказка «Вершки и корешки».

• Заучивание стихотворения «Ох, уж этот злющий лук».

• К. Чуковский. «Краденое солнце»

• Бехлерова Е. «Капустный лист».

• Заучивание стихотворения А. Барто «Огуречик, огуречик. ».

р.н.с. «Репка»,

белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок»,

Носов «Репка»,

Ю.Тувим «Овощи»
Заучивание загадок
Пословицы и поговорки об овощах, о цветах, о труде.

Воспитатели,дети

В течении всего проекта

11

Игровая деятельность:

Сюжетно-ролевая игра «На даче», игры Обыгрывание сказки «Репка», «Овощной магазин», «Огород».

Настольно-печатная игра «Вершки и корешки»
«Четвертый лишний»
«Чудесный мешочек»
Лото «Что растет на огороде»

Подвижные игры «Огород у нас в порядки», «Разгрузи машину», «Собери урожай», «Урожай», «Сортируем овощи».

• Дидактические игры «Что в мешочке? », «Формы овощей», «Что сажают в огороде», «Овощи», «Большой маленький», «Один много». «Что где растет?»

Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие».

Дидактическая игра «Цветочный магазин».

• Пальчиковые игры «Мы капусту рубим», «В огороде много грядок», «У Лариски 2 редиски».

Воспитатели, дети

В течении всего проекта

14

Подготовка информации для родительских уголков.

16

Оформление дневника наблюдений.

Зафиксировать наблюдение за растениями.

Воспитатели

7-8 месяц

17

Труд в природе.

Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда.

Воспитатели

7-месяц

18

Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада».

Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.

Воспитатели

7-месяц

Итоговое  занятие высадка рассады на  огород детского сада

7-месяц

3 этап – заключительный.

19

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Фото отчет по проведению этапов проекта.

Воспитатели

8-месяц

20

Анализ результативности

        Диагностика

Воспитатели

8-месяц

По  реализации проекта «Чудо-грядка» были получены следующие результаты:

1. У детей появился интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

2. Дети стали понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать оно может засохнуть и т. п.) В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания об условиях для роста растений.

 3. Дети были привлечены к самостоятельной деятельности по выращиванию растений, они очень активно участвовали в посадке семян, поливке, рыхлению и удобрению растений овощных культур. У них сформировалось положительное отношение к своему труду и к труду взрослого.

4. По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных культурах.

5. Наши дети получили положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний.

6. Пополнилось оснащение предметно - развивающей среды новыми необходимыми пособиями и материалами, учебно-методической базы по данной проблеме.

7. За сравнительно короткое время реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к растениям.

Список литературы

  1. …Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст]/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева. Н.А.Ноткина [и др.] – Изд. 3-е перераб. - Спб: Детство-Пресс, 2007.
  2.    План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду [Текст]/ под ред. З.А.Михайловой. – Спб, 1997
  3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/А.К Бондаренко – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1991. С.90-121
  4.    Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология [Текст]: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – С.29.
  5.    Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию [Текст]: Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста/ О.А.Воронкевич – Спб: Детство-ПРЕСС, 2003. -336 с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №79

«Голосистое горлышко»

Детско-родительский клуб

«Бабушкины посиделки»

Для детей и бабушек старшего дошкольного возраста

                                                                          Составила воспитатель: Гаврилова Н.А.    

                                                                          Нижневартовск 2020

Содержание

Актуальность темы

  1. Содержание работы клуба:

 Цели и задачи

Этапы работы

План работы клуба.

Заседание 1 «Давайте познакомимся»

Заседание  2 «Роль бабушек в воспитании внуков»

Заседание 3 «Как правильно поощрять ребенка?

Заседание 4 ««Я уже взрослый!» подведение итогов.

Приложение:

Анкеты для родителей

 Памятки для бабушек и    дедушек

                                                               Актуальность

  Связь   поколений   -   важный   аспект воспитания    дошкольников. К сожалению, сегодня близким людям зачастую не хватает времени на элементарное общение друг с другом, не говоря о полноценном участии в жизни ребенка.

       Одна из самых актуальных и значимых тем в современной педагогике - идея сотрудничества. Ее суть заключается во взаимодействии дошкольного учреждения и всех членов семьи ради достижения общей цели воспитания здоровых и счастливых детей;  Как показывает история, все наши знаменитые соотечественники, внесшие вклад в развитие России, не только почитали имена своих предков до седьмого колена, но и знали, кем они были, чем жили. Каждое новое поколение было способно принять, впитать и приумножить благосостояние семьи. А кто лучше бабушки может это сделать? С именем бабушки ребенок связывает все доброе, незабываемое на долгие годы: уют в доме, колыбельную, сказку, тепло рук и просто ласковое слово, исцеляющее детскую душу. Бабушка - хранительница семейного очага, источник знаний, умений, которыми она с радостью делится с окружающими. При хороших отношениях в семье между бабушками и внуками устанавливаются эмоциональная связь и психологическая совместимость, которые проявляются в полном понимании друг друга и взаимных интересах представителей разных поколений.Отсутствие тесного контакта детей со старшим поколением семьи эмоционально обедняет родственные связи, приводит к утрате семейных традиций.

Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств формирования культа семьи, ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания. К сожалению, в последнее время родители отдают предпочтение профессиональным сиделкам и няням, доверяя им воспитание детей, а не родным бабушкам и дедушкам. В результате разрыв между поколениями увеличивается. С целью обмена опытом в вопросах воспитания и развития дошкольников. Вовлечение членов клуба в активную жизнь ДОУ, был организован клуб бабушек "Бабушкины посиделки".

                Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:

  • привлечение бабушек к активному участию в жизни ДОУ;
  • обеспечение преемственности методов и приемов воспитания в семье и ДОУ, сохранение и укрепление связи разных поколений;
  • распространение передового опыта семейного воспитания, старинных традиций;
  • воспитание уважения к старшему поколению.

Участники клуба:

бабушки, педагоги ДОУ.

Принципы работы:

Добровольность, соблюдение педагогической этики.

Направления деятельности клуба:

развитие новых форм общественно- семейного взаимодействия; оказание помощи семье в выполнении воспитательных функций; расширение педагогических знаний;

пропаганда положительного опыта семейного воспитания;

обмен педагогическим, жизненным опытом, накопление и передача старинных, семейных традиций;

Создание   клуба   на   базе   дошкольного   образовательного    учреждения предусматривало несколько этапов.

Так, на 1-м этапе были изучены особенности семей воспитанников,  характер взаимоотношений со старшим поколением, определена степень участия бабушек в воспитании детей. Провели анкетирование бабушек. Анализируя анкеты, наметили, какие вопросы будем решать на посиделках, какую помощь в воспитании и развитии внуков хотят получить, чем бы хотели поделиться с другими бабушками, чему научиться и научить других. В ходе взаимодействия удалось установить доверительные отношения с бабушками. На основе полученной информации и запросов был составлен план работы клуба бабушек "Бабушкины посиделки".

На втором этапе :

Были организованы и проведены плановые встречи с участием самих бабушек-членов клуба.

В качестве основных форм работы в рамках деятельности клуба были выбраны:

  • беседа;
  • дискуссия;
  • семинар-практикум;
  • мастер-класс;
  • круглый стол;
  • посиделки при свечах;
  • обмен опытом;
  • просмотр видеозаписей;
  • участие в представлениях, спектаклях, праздниках, концертах, викторинах, экскурсиях;
  • организация выставок, конкурсов.

План работы клуба "Бабушкины посиделки"

Сроки

проведения

Мероприятия

Задачи

Результат

мероприятия

Заседание

№1

Октябрь

Круглый стол «Давайте познакомимся»

Игра        –        тренинг

«Знакомство»

Наметить        план работы        клуба, направления.

Выявить способности членов клуба.

Предоставление возможности

Ощутить ценность

Выборназвания клуба;

Разработать план работы клуба;

Гаврилова Н.А.,

Омарова И.М.

Как сделать подарок вместе с внуками своими руками – обмен опытом.

эмоционального, духовного общения друг с другом.

Расширение педагогических знаний в воспитании внуков.

Участники клуба

Диспут:

«Как

воспитывать        не балуя»;

Мастер – класс по изготовлению

цветов из лент.

Знакомство        с        техникой изготовления цветов из лент.

приготовить

материал        для изготовления цветов из тесьмы. Гаврилова Н.А.

Участники клуба

Заседание

№2

Декабрь

Круглый стол "Роль бабушек        в

воспитании внуков"

Игра        «Острое блюдо»-

беседа с педагогом- психологом

"Почему возникают конфликтные

ситуации?";

  • Анкетирование членов        клуба

«Какова ваша роль в воспитании

внуков?»;

  • Презентация

Помочь        осознать

недопустимость конфликтов между        поколениями, возникающими в процессе воспитания ребенка;

Обозначить пути выхода из сложившихся        конфликтных ситуаций.

  • Выставка рисунков "Семья глазами ребенка";
  • Выставка новогодних

поделок своими руками.

  • Анкетирование
  • Советы для бабушек.

«Новогодние подарки,        сладости своими руками»

Мастер        –        класс

«Новогодние подарки»

Заседание

№3

Март

Круглый стол:

Как        правильно поощрять ребенка?

Мастер – класс по изготовлению цветов из лент.

Практическое применение в воспитании детей системы похвалы        и        наказания. Продолжить знакомство с техникой изготовления цветов.

Организация выставки

«Цветы».

Омарова И.М.

Памятки:

«поощрение        и наказание».

Заседание

№4

Май

«Я уже взрослый!»

Основы

психологического развития, воспитания ребёнка.

Проблемы,

возникающие        в

общении        с

ребёнком. Подведение итогов

Через познание психологии развития                и воспитания облегчить процесс воспитания, понять        ребёнка,        найти альтернативное решение.

Помочь найти способы как лучше понять своих детей, наладить дружеские отношения.

Советы        от

педагога        – психолога Проигрывание

педагогических ситуаций.

Обмен опытом Просмотр видеозаписей; Опрос,

анкетирование.

Омарова И.М.

ПРОТОКОЛ №1

заседания детско-родительского клуба «Бабушкины посиделки»

Тема: « Давайте познакомимся»

                                                                                                     от           16.10.2020

Присутствовало: 16 человек

Повестка дня:

1.Вступительное слово

2.Оформление визитки семьи.

3.Знакомство с планом работы клуба «Бабушкины посиделки» на год

4.Информация о том , как раньше на Руси давали детям имена при рождении.

5. Проведение игр с бабушками и детьми

Открыла заседание родительского клуба  Гаврилова Наталья Алексеевна. Она сообщила о том, что является ответственной за организацию работы детско-родительского клуба «Бабушкины  посиделки» Она сообщила о цели работы клуба и предложила   бабушкам  

Составить план работы клуба на год, а затем составить визитку –герб своей семьи.

Затем Наталья Алексеевна рассказала о том как на Руси раньше давали детям имена при рождении. Какие редкие имена знают бабушки ?

Проводили игры с бабушками,  где помогали дети.

В заключительной части заседания клуба  дети вместе с бабушками придумывали пожелания другим семьям и пожелания в проведении клуба.

Результат встречи:

  1. Проведено изготовление визиток –гербов своей семьи.
  2. Сформированы знания о традициях русскоязычного народа при рождении давать имя ребенку.
  3. Разучены 3  игры

Круглый стол: «Давайте познакомимся!»

Цель: познакомиться с участниками клуба; определить направления клуба, выявить запросы бабушек  по организации работы и успешного взаимодействия; создать условия для сотрудничества детей и бабушек в игровой ситуации; знакомить бабушек и детей с традициями и обычаями русского народа.

Оборудование: заготовки визитных карточек, краски, карандаши, листы бумаги, ручки, «родословное» дерево на ватмане, листочки для дерева, фотографии, ножницы.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые бабушки и дети. Садитесь поудобнее, мы начинаем нашу первую встречу в рамках детско-родительского клуба под названием «Бабушкины посиделки». В нашем дошкольном учреждении проводится инновационная работа по приобщению детей к культуре русского народа, и народов ,посещающих детский сад. В рамках данной инновационной деятельности нами, педагогами детского сада, совместно с вами, бабушками будет создан детско-родительский клуб «Бабушкины посиделки». (Обсуждение примерного тематического плана клуба на учебный год)

1. Упражнение «Знакомство»(оформление визитных карточек)

Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад – это одна большая, дружная семья. Но сначала нам нужно познакомиться поближе. Сделаем это с помощью презентации. Перед вами на столах заготовки для визитных карточек, цветные карандаши, фломастеры, краски. Ваша задача – за 5 минут создать рисунок – герб вашей семьи, который расскажет нам о вашей семье. Затем вы представляете нам вашу семью, показываете результаты вашего творчества и говорите несколько слов о членах своей семьи.

Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имя? Имена – это слова, но особые. Они означают очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. В Древней Руси очень серьезно относились к именам. Считалось, что имя, данное при рождении, влияет на дальнейшую судьбу человека. Кстати, некоторые восточные религии и сейчас полностью разделяют это мнение. До принятия христианства восточные славяне (предки русских, белорусов и украинцев) использовали только личные имена, а вот после Крещения Руси каждый ребенок обретал еще и крестильное имя. Но традиции язычества были крепки – в широком употреблении еще долго оставались имена-прозвища, которые нередко вытесняли имя, данное по святцам. 

«Сложились судьбы всех детей по-разному, но имя тоже освещало путь»

По какому же принципу наши предки выбирали имена своим наследникам? Мог сыграть свою роль любой из следующих факторов.

- По тем жизненным обстоятельствам, при которых ребенок появился на свет. Например, Ждан – это долгожданный ребенок, Вторак и Третьяк – соответственно, второй и третий в семействе, Любава – любимая родителями. По схожим причинам нередко возникали и имена с негативным оттенком – например, Неждан или Ненаш. 

- По отличительным признакам характера, которые чадо ярко проявляет – Смеяна, Забава, Будияко, Шумило, Бессон. Кстати, даже самые «резкие», на наш взгляд, имена, вовсе не обязательно имели отрицательный смысл. Так, Бессон – это недремлющий и всегда бодрый. От подобных имен впоследствии произошло большое количество распространенных фамилий, таких, как Бессоновы, Шумейко, или Смеховы. 

Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы их дети выросли сильными, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как, например, Добрыня (делающий добро, Любомир (любящий мир, людей, Людмила (милая людям)

Послушайте стихотворение:

Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там,

В страницы святцев пальцем тыча,

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То, назван именем таким.

Но если в день Иеронима,

То – хошь не хошь – Иероним!

(М. Владимов)

После введения христианства на Руси вошли в практику именования, так называемые календарные имена. Детей стали называть именами святых из церковного календаря. Христианство пришло на Русь из Византии, и поэтому имена эти в большинстве своём греческого происхождения. Появились латинские, древнееврейские, древнеперсидские и другие имена. 

Греческие и римские имена подчёркивали в людях моральное и физическое достоинство.

Греческие имена:

• Андрей – «мужественный»

• Александр – «защитник»

• Алексей – «оберегающий»

• Евгений – «благородный»

• Никита – «победитель»

• Тихон – «счастливый» 

Римские имена:

• Виктор – «победитель»

• Валерий – «здоровый, сильный»

• Марина – «морская»

• Наталья – «родная»

• Максим – «величайший»

• Виолетта – «маленькая фиалка»

• Маргарита – «жемчужина»

• Стела – «звезда» 

Древнееврейские имена:

• Михаил – «равный Богу»

• Илья – «сила Божья»

• Елизавета – «клятва Богу»

• Сусанна – «белая лилия»

• Даниил – «суд Божий»

• Иван – «Божье благоволение»

• Мария – «горькая, госпожа»

• Анна - «милость» 

Старославянские имена:

• Владимир – «владеющий миром»

• Вячеслав – «более славный»

• Станислав – «славный своею крепостью»

• Злата – «золотая»

• Лада – «милая, совершенная»

• Людмила – «милая людям» 

Скандинавские имена:

• Олег – «святой, священный»

• Ольга – «святая» 

Среди современных русских имён встречаются также имена, созданные после Октябрьской революции. Тогда общество пыталось покончить со старой жизнью и создать всё новое, в том числе и имена. (Искра, Революция, Гений, Радий, Электрон, Грация, Воля). Эти имена не прижились. Давалиимена и по названию месяцев: Октябрина, Ноябрина, Майя. Самыми популярными были имена, образованные из нескольких первых или начальных букв имён вождей: Владлен (Владимир Ленин, Марлен (Маркс, Ленин, Донара (дочь народа)(слайд 19)

«В защиту детей»

Если только ты умён,

Не давай ребятам

Столь затейливых имён,

Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать

Дочке белокурой.

Вот и вздумала назвать

Дочку Диктатурой.

Хоть семья её звала

Сокращённо Дита,

На родителей была

Девушка сердита

Для, другой искал отец

Имя похитрее,

И назвал он, наконец,

Дочь свою Идея.

Звали мама и сестра

Девочку Идейкой.

А ребята со двора

Стали звать Индейкой.

Пусть поймут отец и мать,

Что с прозваньем этим

Век придётся вековать

Злополучным детям…

(С. Я. Маршак)

По имени можно много узнать о человеке: мальчик это или девочка, молодой человек или пожилой. Вот мы сегодня и постараемся побольше узнать о ваших именах. Послушайте, пожалуйста, отрывок из еще одного стихотворения.

«Октябрины».

Сергеями,

Андреями

Иванами,

Иринами,

Маринами,

Татьянами

Теперь детей стараются назвать.

А было время – именами странными

Одаривали их отец и мать.

(Е. Долматовский)

 Интересно, а почему именно так, а не иначе наши родители назвали своих малышей. (Выслушиваем рассказы бабушек)

Давайте поразмышляем над скрытым смыслом наших величественных имен. Для начала откроем тайну первого звука нашего имени. Например, Михаил, и мне приходит на помощь Мудрость и Мужество. А могут навредить мелочность и мягкотелость. Игорь – Искренность и Ироничность, инертность и импульсивность. Пожалуйста, у вас есть время, чтобы понять смысл, скрытый в первой букве вашего имени. На это задание отводится 3 минуты, по истечении которых вы расскажете о своих находках.

Спасибо вам за искренность. Имя – это не простое сочетание букв. В нем каждый звук находится на своем особенном месте и образует нечто целое, неповторимое и ценное.  Давайте попробуем открыть значение каждого звука нашего имени. 

 Игра «Эхо»

Логопед: Сейчас мы предлагаем вам поиграть в игру. Тот, кто сидит справа от меня, должен будет назвать свое имя и прохлопать его в ладоши,вот так«Ви-ка, Ви-ка». А мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает Викина соседка справа, а мы снова повторяем. Можно менять интонацию и тембр голоса. Таким образом, все по очереди назовут и прохлопают свое имя.

 Игра «Ласковое имя»

Воспитатель: Предлагаю вам проверить, как мы с вами запомнили наши имена и поиграть в игру «Ласковое имя». Мы будем бросать друг другу мячик, и тот к кому мячик попадет, назовет одно или несколько ласковых имен того человека от кого он поймал мяч.

 Конкурс «Кто знает больше необычных имен»

Воспитатель: Сейчас мы разделимся на две команды и проведем конкурс. Назвать можно не только свои имена, но и имена своих родных, знакомых, друзей. Победит та команда, которая вспомнит и назовет больше имен.

 «Родословное дерево»

Воспитатель: Сегодня, уважаемые родители, мы приготовили для вас сюрприз. Предлагаем вам и вашим ребятам вместе с нами украсить наше родословное дерево вашими фотографиями, которые вы принесли. Перед вами листики разных цветов. Каждая веточка нашего дерева – это одна семья. Выбирайте цветовую гамму, близкую вам, наклеивайте фотографии на листочки и украшайте каждый свою веточку.

9. «Почтовый ящик»

Воспитатель: Наша первая встреча подходит к концу. Огромное спасибо, вам, что пришли, подарили много позитивных эмоций нам, и надеюсь, и себе  и вашим внукам.. На мой взгляд, наше знакомство прошло успешно. В конце мне хотелось бы с вами обсудить темы наших последующих встреч, спросить о ваших пожеланиях и предложениях. Запишите их, пожалуйста, на своих листочках и положите в «почтовый ящик». Всего, вам доброго. Берегите себя и своих близких. До новой встречи!

        

                                                                Протокол № 2

                             Заседания детско-родительского клуба «Бабушкины  посиделки»

Тема: «Роль бабушек в воспитании внуков»                     от 25.12.2020

        Присутствовало: 14 человек

        Повестка дня

  1. Вступительное слово        
  2. Ответы бабушек на вопросы
  3. Разрешение конфликтных ситуаций
  4. Обсуждение памяток для бабушек и дедушек

Открыла заседание детско-родительского клуба «Бабушкины посиделки» воспитатель Гаврилова Наталья Алексеевна. Она сообщила цель и задачи по данной теме. Задала разные вопросы на которые ответили бабушки.

Затем воспитатель задавала бабушкам на обсуждение разные конфликтные ситуации,  члены клуба очень активно обсуждали ситуации и разрешали их. Возникли целые споры, а как говорится в споре рождается истина. После разрешения конфликтных ситуации Натальей Алексеевной была предложена памятка для бабушек и дедушек. Все члены клуба обсудили памятку и с дополнениями приняли ее за основу решения многих вопросов.

После обсуждения многих вопросов члены клуба решили отдохнуть и своими руками изготовить гирлянды и игрушки для новогодней елки в группу.

 

Результат встречи:

1.Ответы на вопросы.

2. Разрешение конфликтных ситуации.

3. Изготовление гирлянд и игрушек для новогодней елки.

             

Заседание «Роль бабушек в воспитании внуков» Задача:

  • Объединить усилия детского сада и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка;
  • Предоставить возможность старшим членам семьи общаться, делиться опытом семейного воспитания.

Привлечь внимание родителей, бабушек и дедушек к важности проблемы.

Цели:

совершенствование работы        по        взаимодействию        дошкольного образовательного учреждения и семьи.

  • Помочь        осознать        недопустимость        конфликтов        между        поколениями, возникающими в процессе воспитания ребенка;
  • Обозначить пути выхода из сложившихся конфликтных ситуаций.

                    Предварительная работа:

  • Анкетирование родителей, бабушек и дедушек;

  • Выпуск стенгазет, семейных альбомов, фото, проектов, детских работ в группах детского сада.

Ход заседания:

Дорогие бабушки! Мы рады видеть вас на нашей встрече. Вы вместе с ребенком проходите золотую пору его жизни, наполняете ее заботой, любовью и мудростью. Вы – источник терпения, доброты, нравственной опоры и защиты своих внуков. Вы согреваете теплом дом, помогаете растить

внуков, вы отдаете все силы и тепло своих сердец близким и родным, и они благодарны вам за это.

Сегодня мы обсудим проблемы, возникающие во многих семьях. Дети, их родители, бабушки и дедушки – как избежать конфликтов, возникающих между звеньями этой цепи? Какова роль бабушек и дедушек в воспитании детей? Есть ли у них вообще какое-то право вмешиваться в воспитание или, может быть, это их обязанность?

  1. Острое блюдо

Воспитатель: Уважаемые бабушки и сейчас мы с вами поиграем. Прошу вас принять участие в игре. Для вас мы приготовили острое блюдо, т.е острый вопрос из перечницы ( в перечнице находятся записки с вопросами)

Примерные вопросы:

  • Что лучше :читать или рассказывать детям сказки?
  • Нужно ли защищать внука в его присутствии, если родители наказали его?
  • Как часто говорить внучатам «нельзя»?
  • О чем спросить ребенка , пришедшего из детского сада?
  • Рассказывать ли детям о плохих поступках их родителей в детстве?
  • Можно ли рассказывать страшные истории или сказки на ночь?
  • Можно        ли        втайне        от        родителей        разрешить        внуку        то,        что        они запретили?

Если вы получите перечницу с вопросом, это не значит что обязательно нужно отвечать на него, если вы не хотите высказывать свое мнение , то можете передать перечницу дальше по кругу. Желающие могут дополнить ответ. Звучит музыка, перечница движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась перечница.

О разногласиях поколений сказано и написано немало. На протяжении всей истории человечества старшие сетовали на то, что молодые к ним недостаточно почтительны, отказываются следовать добрым старым традициям и образцам поведения. Ранние примеры этих сетований

зафиксированы еще древнеегипетскими иероглифами и финикийской клинописью. Но если бы каждое новое поколение действительно было хуже предыдущего, то род человеческий давно бы сошел на нет. К счастью, происходит противоположное, и происходит во многом благодаря тому, что молодежь во все века стремится переосмыслить опыт старших и превзойти их достижения. Впрочем, по мере накопления собственного опыта каждое поколение становится более консервативным и теряется перед юношеским азартом следующего.

Таков непреложный закон взаимоотношения поколений, и он с завидным постоянством воплощается почти в каждой семье. Так что расхождение во взглядах – дело вполне естественное и объяснимое.

Отрицать огромную роль бабушек в деле воспитания подрастающего поколения просто бессмысленно. В нашей стране это бессмысленно вдвойне, поскольку большинство молодых семей вообще не в состоянии без помощи бабушек обеспечить ребенку нормальные уход и воспитание.

  1. Конфликтные ситуации

Уважаемые собеседники! Теперь пришло время высказаться вам. Как вы думаете: почему возникают конфликтные ситуации? Что может стать причиной взаимного непонимания?

«Почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена в начале»,

– утверждал Л. Н. Толстой. Чтобы нам не пришлось ни о чем жалеть, предлагаю попробовать разобраться, какие педагогические методы друг друга вы не одобряете, а какие – вызывают уважение. Как бы поступили Вы?

Ситуация первая: Ребенок не убирает игрушки. Как поступить маме - наказать физически или заставить убирать? Обсуждение ситуации.

Ситуация вторая: Ребенок устроил истерику в магазине, требует купить что-либо. Как поступить маме – уступить или нет? Обсуждение ситуации.

Ситуация третья: Утром, собираясь в детский сад, ребенок отказывается одевать приготовленную одежду. Как поступить маме? Обсуждение ситуации.

Ситуация четвертая: Вы пришли за ребенком в детский сад, а он отказывается идти с Вами. Ребенок требует, чтобы пришла мама. Ваши действия?

Обсуждение ситуации.

Предлагаем познакомить присутствующих с итогами раздумий. Педагог подводит итог.

А сейчас мы предложим на ваше обсуждение еще несколько ситуаций.

  1. Часто у ребенка не одна бабушка и дедушка, и каждому хочется быть самым любимым для внука. А выражается это соперничество между родственниками так: «Кого ты больше всего любишь: бабу Веру или бабу Свету? », - ревниво допрашивает внука то одна, то другая бабушка. Одна задаривает внука игрушками, другая – сладостями. У ребенка уже выработалась привычка заглядывать в сумку и задавать неизменный вопрос:

«А что ты мне принесла? ».

Вопрос: Выскажите свое мнение о данной ситуации, уважаемые бабушки. Расскажите о своем опыте отношений с ребенком. (Обсуждение ситуации) .

  1. Как-то пришла бабушка за внуком в детский сад. К вечеру потеплело и мальчику разрешили не надевать курточку и шапку.
  • На, бабушка, неси! А я так пойду.

  • Я думала, ты не только мой помощник, но и бабушкин, - сказала воспитательница.

Мальчик смутился и сказал: «Давай, бабушка, я сам сумку понесу! ».

  • Ладно, уж, - говорит с иронией бабушка

  • Ну, как же, он и мне помогает и малышам тоже, - продолжает воспитательница, - он же большой и сильный.

Бабушка недовольно махнула рукой:

  • Какой он сейчас помощник! Вот подрастет и станет помощником. А пока он еще совсем маленький!

Мальчик растерянно смотрит то на воспитательницу, то на бабушку: как поступить? Нужного решения он принять не успевает: бабушкина рука настойчиво подталкивает его в спину, навстречу к раскрытой двери.

Мальчик стремительно выбегает в дверь, не оглядываясь, выкрикивает:

  • А я еще совсем маленький!

Вопрос: Есть ли ошибки в словах и поступках бабушки по отношению к ребенку? Почему одни дети избалованны, а другие нет? Где корни избалованности, откуда они идут? (Обсуждение ситуации) .

  1. В автобус вошли бабушка с внуком. Пассажиры освободили место и мальчуган тут - же сел. Бабушка, поставив сумку ему на колени, встала рядом.

Пассажиры переглянулись: «Мы уступили место твоей бабушке. Она, наверное, устала». «Ты уже большой», - добавил кто то.

  • Ничего, я постою, - сказала пожилая женщина. - Какой же он большой, это он такой рослый. Бабушка невольно поджимает губы, обращаясь к внуку, который намеревается встать: «Сиди, сиди, всем не науступаешься».

Вопрос: Представьте, что вы вошли в вагон со своим внуком. Ваше мнение о данной ситуации. (Обсуждение ситуации)

Уважаемые бабушки! На ваших столах лежат конверты с полезными советами. Мы предлагаем вам обсудить их (Обсуждение полезных советов)

Памятка для бабушек.

Дорогие бабушки!

Предлагаем вам несколько советов по воспитанию внуков и внучек.

  1. Свою любовь и преданность к внукам не превращайте на деле в услужливость и рабское повиновение. Не становитесь бабушками- попустительницами;
  2. Не берите на себя детские заботы, которые нужны им для самовоспитания;

  1. Не балуйте их множеством подарков и бесконечным доставлением удовольствия;
  2. Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки;

  1. Рассказывайте им чаще о себе, о своем детстве, о своей работе;

  1. Раскройте        им        свою        душу,        доверяйте        им        свои        сомнения,        горести, переживания;
  2. Секретничайте с ними, рассказывайте и читайте им сказки, гуляйте вместе с ними;
  3. Показывайте им примеры доверия, отзывчивости, трудолюбия;

  1. Давайте им трудиться рядом и вместе с вами;

  1. Говорите с внуками, как со взрослыми;

  1. Не напоминайте внукам о том, что они еще маленькие. Старайтесь вовлекать их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми.
  2. Будьте, пожалуйста, вежливы, последовательны в общении с внуками.

Каждая семья – это целый мир со своими правилами и традициями, со своими проблемами. Нет рецептов, которые подходили бы абсолютно для всех. Но есть законы и правила, которые соблюдать нужно всегда.

  1. Ответственность за детей несут, прежде всего, родители. Они отвечают и за здоровье, и за воспитание, и за поведение детей. Поэтому в сложном организме, каким является современная семья, бабушки и дедушки, как бы ни был велик их опыт, имеют право совещательного, а не решающего голоса.
  2. Молодые родители, пытающиеся воспитать ребенка самостоятельно, безусловно, правы. Но часто – только теоретически. Дети требуют времени. А у современных родителей его, как правило, нет.

Практически куда легче сделать все за малыша, чем добиться, чтобы он систематически – не в порядке игры на один день, на одно утро – выполнял определенные требования.

То, чего хотят молодые родители, в большинстве случаев правильно, – но неимоверно трудно! Психологически трудно. Если учесть, что родители общаются с детьми «вплотную» лишь по выходным дням и после работы, – да и в это время у них много разных дел, и дети бывают предоставлены бабушкам и дедушкам, даже когда мама и папа дома, – станет ясно, как трудно приходится дедушкам и бабушкам. Поэтому нужно быть благодарными бабушкам и дедушкам за их большой, но никому не видный труд.

  1. Когда молодые жалуются на своих родителей, на их «устаревшие» методы воспитания, они не учитывают такого момента: если бы они сами занимались детьми – только детьми! – они не избежали бы многих ошибок, на которые жалуются. Им просто не хватило бы терпения, спокойствия, они бы дергали детей, думая, что достаточно два-три раза повторить приказ – и сразу выработается тот автоматизм, которого практически мы добиваемся десятилетиями… Пошел бы в ход и ремень, и окрики…
  2. Надо стараться, чтобы дети не увидели, не почувствовали разногласий между взрослыми – они ведь очень быстро станут на них спекулировать.
  3. Бабушки и дедушки нуждаются в тактичном отношении к ним. Если вы повысили голос на свою мать или отца в присутствии сына (и даже в отсутствии) – считайте, что когда-нибудь ваш сын поднимет голос на вас. Корректность можно привить детям одним-единственным способом: самим быть корректными.
  4. Не забывайте о таком явлении, как поэзия старости. Есть великий смысл в том, что человек на склоне лет становится мягким, терпеливым. Лишать детей этого человечного, поэтического влияния неразумно и негуманно – не говоря уже о самих бабушках, для которых внуки становятся смыслом жизни и украшением старости.
  5. При тактичном поведении родителей бабушки и дедушки могут многое внести в молодую семью. А чтобы на педагогическом ринге не было кровавых баталий, возьмите за основу поведения мудрый совет.

Совет бабушкам: Вы уже были родителями, выполняли эту роль, как умели и как могли. Теперь – черед ваших детей.

Не забывайте о том, что придет время, и вы объединитесь, потому что ваш любимый сын и внук уже сам будет решать проблему отцов и детей. И в лагере отцов вы будете вместе. Потому что у них, ваших детей и внуков будут совсем другие песни.

Воспитание – это метод проб и ошибок. Но в первую очередь – это знания, а также умение применить эти знания на практике. Не нужно специально воспитывать, нужно помогать расти и развиваться нашим детям. И получится самый удачный результат, если царит уважение, доверие, понимание двух поколений – старшего и младшего.

Берегите друг друга, добротой согревайте!

Берегите друг друга, обижать не давайте. Берегите друг друга, суету позабудьте.

И в минуту досуга рядом вместе побудьте.

Ведь любовь близких, тепло родных, доброе слово, улыбка – это самое дорогое, что у нас есть. Мы будем очень рады, если сегодняшняя встреча хоть немного поможет вам и вашим близким.

Всем спасибо за внимание. Удачи! И помните: Всё в ваших руках!

3.Практическая часть:

Просмотр презентации: «Новогодние подарки, поделки, сладкие подарки своими руками»

Мастер класс: «Новогодние поделки своими руками»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста"

Проект "Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста"...

ПРОЕКТ Экспериментальная деятельность детей в средней группе «Волшебный песок»

·       Проект через экспериментальную деятельность формирует у воспитанников средней группы элементарные экологические знания и представления о песке, его свойствах;· В схеме осуществл...

ПРОЕКТ «Экспериментальная деятельность детей в средней группе» «Волшебный песок»

Экспериментальная деятельность детей с песком знакома большинству воспитателей. Данный проект содержит не только схемау осуществления проекта «Волшебный песок», но и образцы режиссёрских игр с песком ...

Проект «Экспериментальная деятельность со старшими дошкольниками»

На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства -...

"Фруктовый проект" экспериментальной деятельности в старшей группе

Экспериментальная деятельность "Фруктовый проект", старшая группа...

Педагогический проект "Экспериментальная деятельность"

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно-практического ос...