ПРОЕКТ «Экспериментальная деятельность детей в средней группе» «Волшебный песок»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Экспериментальная деятельность детей с песком знакома большинству воспитателей. Данный проект содержит не только схемау осуществления проекта «Волшебный песок», но и образцы режиссёрских игр с песком по русским народным сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesok.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы: Воспитатель Боряева Ирина Валерьевна

               Воспитатель Белова Татьяна Валерьевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  комбинированного вида № 4»

Пензенская область, г. Заречный

2015 г.

ПРОЕКТ

«Экспериментальная деятельность детей в средней группе»

«Волшебный песок»

Вид проекта: исследовательско-творческий, групповой, средней продолжительности.

Срок реализации: июнь – август.

Актуальность: Песок обладает свойством погашения негативной энергии. Он очищает энергетику ребенка и стабилизирует его эмоциональное состояние.

Играя в песок, ребенок пропускает его между пальцев, вместе с потоком песка уходит напряжение, ребенок расслабляется и его эмоциональное самочувствие улучшается. Это служит прекрасным средством для развития и саморазвития детей.

В процессе игры с песком у детей развивается тактильно-двигательная чувствительность, координированные движения кистей и пальцев рук, что способствует успешной работе по подготовке руки к письму, по формированию навыков самообслуживания и предметно-практической деятельности.

Благотворное влияние оказывает и на развитие речи, и на формирование навыков общения, и на взаимодействие между собой.

Цель:

  • формировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления о песке, его свойствах;
  • развивать логическое и диалектическое мышление и поведение через поисково-познавательную деятельность.

Задачи проекта:

  • создавать условия для наблюдения за песком;
  • развивать наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, память, внимание;
  • расширить представления о песке, используя практические опыты;
  • формировать познавательную и творческую активность детей;
  • развивать коммуникативные умения;
  • формировать у детей бережное, ответственное отношение к песку.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Оборудование: песок, глина, пластиковые стаканы, вода, строительные материалы для построек из песка, воронки, мензурки, стаканчики, конструктор, краски, кисточки.

        

Схема осуществления проекта «Волшебный песок»

Игровая деятельность

  1. Игры на развитие мелкой моторики рук:
  • «Отпечатки наших рук»
  • «Мина»
  • «Отгадай загадку»
  • «Чувствительные ладошки»
  1. Комплекс упражнений для развития психики ребенка и мелкой моторики рук

Речь и речевое общение

1.  Игры на развитие фонематического слуха

2.Познавательные игры на песке:

  • Игры, направленные на знакомство с окружающим миром
  • Режиссерские игры
  1. Беседы
  • «Для чего нужен песок?»
  • «Представь себя песчинкой»
  • «Кто живет в пустыне?»

Пальчиковая гимнастика

Знакомство с худ. литературой

Чтение рассказа Г.Снегирева «Пустыня»

Изобразительная деятельность

  1. Рисование
  • «Лето» (палочкой или пальцем)
  • «Осьминожки» (ладошкой)
  • «Животные пустыни» (восковыми мелками и акварелью)
  1. Лепка
  • Персонажи сказки «Теремок»

Персонажи сказки «Колобок»

Социальное развитие

Комплекс упражнений для развития психики ребенка

Опытно-исследовательская деятельность

Опыты:

  • «Сыпучий песок»
  • «Движение песка»
  • «Мокрый песок»
  • «Песочные часы»
  • «Песок и глина»

Работа с родителями

Консультации для родителей:

  • «Для чего нам нужен песок»
  • «Что такое песочница»
  • «Игры с песком»

Приложение 1

Литература: Использован текст сказки «Колобок»

РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ. СКАЗКА НА ПЕСКЕ «КОЛОБОК»

Цель: 

  • развивать у детей диалогическую речь;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • учить детей передавать интонацией характеры персонажей сказки;
  • снятие эмоционально-психического и телесного напряжения;
  • прививать любовь к сказкам.

Материал: набор мелких игрушек (колобок, баба, дед, заяц, лиса, волк, медведь, домик, деревья), волшебный мешочек, мягкая игрушка - колобок.

Вступление: Мешочек в котором находится колобок. Дети по очереди на ощупь пытаются определить, что в мешочке. После того, как дети узнали, вынимаем колобка, сообщаю, что он приглашает в свою сказку.

Вхождение в сказку:

Колобок может подарить нам волшебную силу. Встаньте полукругом и прикоснитесь к колобку одним пальцем. Закройте глаза и почувствуйте, как от колобка идет к вам сила. Вот она наполняет всю руку, поднимается через шею в голову, опускается в грудь, живот, ноги. Теперь все ваше тело заполнилось волшебной силой, и вы оказались в сказке «Колобок».

(Дети выбирают героев сказки).

Сказка:

«Жили-были старик со старухой». 

Воспитатель:

- Где они жили?

- В домике.

(Дети выбирают место, где будут строить домик).

Вот и просит старик:: " Испеки мне, старая, колобок."

- Да из чего испечь?

Воспитатель:

  • Из чего пекут пироги?
  • Из муки.
  • Правильно из муки, а муки нет.

«Эх, старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби - вот и наберется»

(Дети метут пальчиками, скребут песок).

Скатала колобок. 

(Дети ладошками катают колобок).

Изжарила его в масле и положила на окно просохнуть. Надоело колобку лежать, он и покатился.

Воспитатель:

  • Куда покатился колобок?
  • В лес по тропинке.

(Дети пальчиком ведут по песку).

Катится колобок по дороге, а навстречу ему …

 Воспитатель:

- Кто? (Заяц)

" Колобок, колобок я тебя съем".

" Не ешь меня, я тебе песенку спою!» - и запел:

Дети поют вместе с воспитателем.

Я колобок, колобок

По амбару метен,

По сусечкам скребен,

На сметане мешен.

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел.

От тебя заяц и подавно уйду.

И покатился колобок дальше. Вот он катится, катится и навстречу ему…

Воспитатель:

- Кто? (Волк)

« Колобок, колобок я тебя съем!»

«Не ешь меня волк, я тебе песенку спою!» - и запел:

Дети поют вместе с воспитателем.

Я колобок, колобок…

От тебя волк и подавно уйду.

 И покатился колобок дальше.

(Дети пальчиком водят по песку).

 И навстречу ему …

 Воспитатель:

  • Кто? (Медведь)

" Колобок, колобок я тебя съем!"

- Не ешь меня медведь, я тебе песенку спою,- и запел:

Дети поют вместе с воспитателем.

Я колобок, колобок…

От тебя медведь и подавно уйду.

И покатился колобок дальше.

Воспитатель:

  • Кто встретился ему дальше?
  • Лиса.

Воспитатель:

- Лиса какая?

- Рыжая, красивая, хитрая, ласковая,

Увидела она колобка и говорит: "Какой ты хорошенький, какой ты пригоженький".

Колобок обрадовался, что его хвалят, и запел свою песенку:

Дети поют вместе с воспитателем.

Я колобок, колобок…

От тебя лиса и подавно уйду.

" Славная песенка!" - сказала лиса. - " Да то беда, голубчик, что я стара стала, плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек».

Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду да и запел:

Дети поют вместе с воспитателем.

«Я колобок, колобок…»

А лиса его - гам - и съела.

Воспитатель:

- Ребята, вам жалко колобка?

- А деда с бабой?

- Чем мы можем им помочь?

- Испечем им колобок.

(Дети поливают песок и катают колобки).

Заключение:

Воспитатель:

Закончилось наше сказочное путешествие.

  • Каким был конец сказки: грустным, радостным, спокойным?

Приложение 2

Литература: Использован текст сказки «Теремок»

РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ. СКАЗКА НА ПЕСКЕ «ТЕРЕМОК».

Цель: 

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие речи при ответах на вопросы, умения свободно и ясно выражать свои мысли;

-  учить детей передавать интонацией характеры персонажей сказки;

- развивать диалогическую речь;

- воспитывать любовь к сказкам.

Материал: набор мелких игрушек (мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь, теремок, деревья), лейка с водой, травка, цветы.

Вступление: Сегодня мы отправляемся в сказку, где герои - дикие животные. Кто такие дикие животные?

- Живут в лесу, сами о себе заботятся, строят жилье.

-  Может вы сами назовете сказку, где героями являются дикие животные?

- «Теремок».

Вхождение в сказку:

- Я вас приглашаю в сказку «Теремок».

(На полке стоят дикие и домашние животные, другие игрушки. Дети отбирают себе животных, которые живут в сказке.)

  • Прижмите его к себе, погладьте и получите волшебную силу для путешествия по сказке. Получилось?
  • Раз вдохнули, Два вдохнули,

Хлопнули в ладошки

А теперь садимся рядом,

Как в земле картошки.

  • У нас чистое поле, что нужно построить нам для сказки?

- Теремок.

- А где мы его построим?

(Выбираем место)

-   Нужно  построить так, чтобы теремок было видно далеко-далеко. Для этого нужно собрать ладошками песок, чтобы получился холм, гора.

Ну, вот теремок готов.

- Где живут звери?

- В лесу.

- Что такое лес?

- Где много деревьев и кустарников.

-  Сейчас мы с вами посадим деревья, нужно пальчиком сделать углубление и посадить дерево, прикопать его, чтобы не упало.

- Поселите животных.

- А лягушка у нас осталась. Что ей нужно?

- Болото.

- Что такое болото?

- Углубление, заполненное водой, там растет трава.

(Делаем углубление, поливаем водой, сажаем лягушку на листочек).

- Для чего листья на болоте?

-  Лягушка греется на солнышке, просто квакает и прячется под листочек от аиста, цапли.

  • Сказка начинается.

Сказка:

Стоит в поле теремок...

(Дети двигают фигурками вокруг теремка и озвучивают их).

-  Медведь сломал теремок. Что им делать? Где они будут жить? Как им помочь?

- Построить новый теремок. Большой, красивый, чтобы всем места хватило и мышке и медведю.

(Строим новый теремок).

-  Ой, какой красивый теремок. Чтобы им здесь было уютно, хорошо сделаем клумбу и посадим цветы.

(Дети сажают цветы в песок, поливают из лейки; пальчиком проводят по песку - тропинки).

- Как вы думаете, нравиться зверюшкам в новом теремке?

-Да.

- Чему же нас учит сказка?

- Жить дружно, не ссориться, помогать друг другу.

Заключение:

Воспитатель:

  • Сказка закончилась, но мы обязательно сюда вернемся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ Экспериментальная деятельность детей в средней группе «Волшебный песок»

·       Проект через экспериментальную деятельность формирует у воспитанников средней группы элементарные экологические знания и представления о песке, его свойствах;· В схеме осуществл...

Экологический проект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный песок»

Цель: познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка.Задачи:Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы;Способствовать развити...

Опытно – экспериментальная деятельность в средней группе «Волшебный песок»

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Презентация опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Волшебный песок»

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный песок»

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для средней группы «Волшебный песок».

обеспечить знакомство детей со свойствами кинетического песка, формировать умение сравнивать песок по качеству и свойствам (влажный, сухой, холодный, теплый, мягкий, твердый и т. д...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»

Конспект занятия по опытно - эксперементальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста...