Опытно – экспериментальная деятельность в средней группе «Волшебный песок»
опыты и эксперименты (средняя группа)

Умникова Ирина Николаевна

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.               Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной позновательно - исследовательской  деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представление о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно - следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельный представления в целостную картину мира. Предлагаемые опыты и эксперименты по изучению свойств песка развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность и любознательность, развивают наблюдательность, умение изобретать, использовать нестандартные решения, создают творческую личность.                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_eksperimentalna_deyatelnost.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно – экспериментальная деятельность                               в средней группе

«Волшебный песок»

Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому соответствующие условия.                                                                                  Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.               Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной позновательно - исследовательской  деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представление о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно - следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельный представления в целостную картину мира. Предлагаемые опыты и эксперименты по изучению свойств песка развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность и любознательность, развивают наблюдательность, умение изобретать, использовать нестандартные решения, создают творческую личность.                                 Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «experimentum», что переводится как «проба, опыт».                                                                       Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности,  в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития дошкольников.                 Существует две формы экспериментирования: познавательная и продуктивная. В детском экспериментировании  наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение:                 - Новые сведения, новые знания (познавательная форма);                                          - На получение продуктов творчества (продуктивная форма).

Цель нашей экспериментальной деятельности заключается в том, чтобы познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка.                                                             Программные задачи:                                                                                                           Обучающая                                                                                                                            - Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы;                            - Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствования таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира; - Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка; Развивающая                                                                                                                      - Развивать самостоятельные умозаключения по результатам обследования;    Воспитательная                                                                                                                   - Воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время общения с природой.  

Структура детского экспериментирования:                                                        Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.                                                                                                  Задачи: 1. Развитие мыслительных процессов; 2.Развитие мыслительных операций; 3. Освоение методов познания; 4.Развитие причинно-следственных связей и отношений.                                                                                           Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.                                 Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес.                    Средства: язык, речь, поисковые действия.                                                         Формы: элементарная поисковая деятельность, опыты, эксперименты. Условия: постепенное усложнение, организация условий, использование проблемных ситуаций.                                                                                        Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!»  Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам!!!

Игра с песком одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком – это не простое времяпрепровождение. Это много эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.                                                                                    Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.

Опыт №1 «Из чего состоит песок»                                                                   Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.                                   Ход эксперимента: Насыпьте песок на лист бумаги, с помощью лупы рассмотрите его. Из чего состоит песок? (зернышек-песчинок) Как выглядят песчинки?  Похожи ли песчинки одна на другую? Чтобы получилась большая горка песка нужно очень много песка. Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Опыт№2 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»                    Материал: «песочница» - лист белой бумаги с тонким слоем песка. Ход эксперимента: Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаем «ураган» - резко с силой сжимаем. Что происходит и почему? Вывод: Песчинки маленькие, мелки, не прилипают друг к другу, они не могут удерживаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.

Опыт №3 «Что будет если в песок добавим воду»  Материал: «песочница», стакан с водой, игровые принадлежности. Ход эксперимента: Рассматривание «песочницы». Добавляем воду. Что происходит и почему? Вывод: Песок сухой, когда попадает вода, она быстро впитывается, и песок становится сырым, липким. С ним легко играть.

Опыт №4 «Окраска песка гуашью в разные цвета»  Материал: «песочница», вода, гуашь, кисти. Ход эксперимента: Рассматривание «песочницы», смешиваем воду с гуашью. Что происходит и почему? Почему изменился песок? Вывод: Песок сухой, когда попадает вода, она быстро впитывается, и песок меняет цвет из-за цветной воды.

Опыт №5 «Смешивание песка с гуашью»  Рассматривание «песочницы». При смешивании песка с гуашью ,песок становится влажным , яркого цвета.

Опыт №6 «Лепим из песка»  Материал: подносы с цветным песком. Ход эксперимента: Попробуем слепить из песка, оставить до высыхания. Что происходит с поделками после высыхания? Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

Пескотерапия в нашей группе: это игры с цветным песком, игры с кинетическим песком.

Во время игры с кинетическим песком:                                                                            - Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.                                                           – Мощно развивается «тактильная чувствительность» как основа развития «ручного интеллекта».                                                                                                            – В играх с кинетическим песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие ,внимание, память, мышление), а также речь и моторика.                                                                            – Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Таким образом хочу сказать: « Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать…»

                                                              П.П.Блонский

«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Спасибо за внимание к экспериментальной деятельности. Творческих успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ Экспериментальная деятельность детей в средней группе «Волшебный песок»

·       Проект через экспериментальную деятельность формирует у воспитанников средней группы элементарные экологические знания и представления о песке, его свойствах;· В схеме осуществл...

ПРОЕКТ «Экспериментальная деятельность детей в средней группе» «Волшебный песок»

Экспериментальная деятельность детей с песком знакома большинству воспитателей. Данный проект содержит не только схемау осуществления проекта «Волшебный песок», но и образцы режиссёрских игр с песком ...

Экологический проект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный песок»

Цель: познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка.Задачи:Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы;Способствовать развити...

Презентация опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Волшебный песок»

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный песок»

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»

Конспект занятия по опытно - эксперементальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК» Цель: познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свой...