Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»
план-конспект занятия (средняя группа)

Гензе Евгения Александровна

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»

Цель: познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи:
1. Образовательные:
Помочь детям выяснить свойства различных веществ: песка, воды, крахмала и т.д

2. Развивающие:
Развивать логическое мышление, умение делать выводы.
3. Воспитательные:
Воспитывать у детей умение дожидаться окончания эксперимента, добиваться необходимого результата, усидчивость и выдержку.
4. Речевые:
Связная речь: развивать навыки объяснительной связной речи в процессе выполнения экспериментов.
Словарь:
предметный – лаборатория, учёный, колба, микроскоп, пипетка, песчинки.
качественный – научный, липкий, влажный.
глагольный – изучать, исследовать, переливать, слипаться.
Грамматика: продолжать учить детей правильно согласовывать имена существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, не нарушая правила склонения каждого компонента словосочетания.
Звуковая культура речи: вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_pesok_nod_.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи:
1. Образовательные:
Помочь детям выяснить свойства различных веществ: песка, воды, крахмала и т.д

2. Развивающие:
Развивать логическое мышление, умение делать выводы.
3. Воспитательные:
Воспитывать у детей умение дожидаться окончания эксперимента, добиваться необходимого результата, усидчивость и выдержку.
4. Речевые:
Связная речь: развивать навыки объяснительной связной речи в процессе выполнения экспериментов.
Словарь:
предметный – лаборатория, учёный, колба, микроскоп, пипетка, песчинки.
качественный – научный, липкий, влажный.
глагольный – изучать, исследовать, переливать, слипаться.
Грамматика: продолжать учить детей правильно согласовывать имена существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, не нарушая правила склонения каждого компонента словосочетания.
Звуковая культура речи: вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Методы и приёмы:
Практические: сюрпризный момент – путешествие в научную лабораторию, проведение опытов с песком, водой, картофелем, проведение опыта «Тонет-не тонет».
Наглядные: рассматривание приборов лаборатории, картинок с увеличенными песчинками.
Словесные: ответы на вопросы, беседа.
Индивидуальная работа: продолжать развивать интерес детей к опытнической деятельности, окружающему миру.
Материалы: колбы, пипетки, микроскоп, песок, набор формочек, совочки, лейки, салфетки, лупы, трубочки для коктейля,

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением учёных, исследовательских лабораторий, микроскопов.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель заранее готовит атрибуты для экспериментов в «научной лаборатории».
В группе раздаётся аудиозапись диктора: «Внимание, внимание!!! Всем – всем – всем! Только сегодня и только один день в нашем детском саду состоится увлекательное путешествие в научную лабораторию. Спешите, и вы увидите всё только самое интересное!!!»
Воспитатель: Ребята, вы слышали? Нас приглашают в научную лабораторию! А что это такое, вы знаете?
Ответы детей (да, это место, где учёные что-то исследуют).
Воспитатель: верно! В научных лабораториях работает очень много людей, там есть и учёные, и лаборанты – помощники учёных, и даже есть роботы, которые выполняют различные исследования. И вот как раз мы с вами в такую лабораторию отправимся. Вы готовы?
Ответы детей (да, мы готовы!).

Воспитатель: но знайте, что в такое место нельзя входить в обычной одежде или без защиты, потому, что эксперимент может не состоятся из-за бактерий, которые человек может занести с собой с улицы. Поэтому я вам предлагаю защитные атрибуты для экспериментов. Это белые халаты и чепчики.
Воспитатель предлагает детям надеть халаты и чепчики. После этого дети рассаживаются вокруг стола, где и находится «Научная лаборатория».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы пришли. Здесь так много интересного и необычного! Есть микроскоп, различные колбочки, пипетки, пинцеты, мензурки. А кто из вас знает, для чего нужен микроскоп?
Ответы детей (для того, чтобы рассматривать мелкие детали).
Воспитатель: да, вы правы. В микроскоп учёным-исследователям удаётся рассмотреть много разных вещей, которые мы не видим в обычной жизни. Это различные частички очень маленькой величины. И мы с вами в конце нашей экскурсии посмотрим в микроскоп. Но для начала я предлагаю вам несколько экспериментов. Вы согласны?
Ответы детей (да, мы согласны!).

Отгадайте загадку:

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе, насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брат

И играть (песок)

 Воспитатель: Правильно. Это песок. Скажите, а вы любите играть с песком?  (Ответы детей). Давайте с ним немного поиграем и познакомимся с его свойствами. Но сначала давайте договоримся, что во время игры:

- песок в рот не берём;

- не трём глаза грязными руками;

- песком не обсыпаемся.

- С песком нужно работать аккуратно, чтобы он не попал нам ни в рот ни в глаза.

1 ОПЫТ.

Воспитатель: Давайте мы с вами посмотрим из, чего же состоит песок. Поставьте перед собой тарелочки. Возьмите щепоточку песка и потрите между пальцами, посыпьте «дождиком».

Что вы почувствовали?  Какой песок?

(ответы детей)  (Сухой, сыпучий, рыхлый и т. д.)

Воспитатель: А теперь возьмите вот такое приспособление, кто знает, как оно называется, (увеличительное стекло, лупа).

Воспитатель: Правильно оно так называется, потому что увеличивает, а ещё можно сказать лупа.

2 ОПЫТ.

Возьмём лупу и внимательно рассмотрим песок.

Воспитатель: Из чего он состоит?  (ответы детей)   (Зёрнышки, камешки).

Воспитатель: Эти маленькие камешки называются песчинки, которые не прилипают друг к другу.

- Как выглядят песчинки?    (ответы детей)

- Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, коричневые, светло-коричневые в зависимости от разновидности песка).

- Похожи ли песчинки одна на другую?  (Ответы детей)

- Чем похожи?

- Чем отличаются?   (ответы детей)

3 ОПЫТ.

Возьмите трубочки и осторожно дуньте на песок в тарелочках.

- Что происходит с песком?   (ответы детей)

- Они разлетаются, потому что песчинки не прилипают друг к другу.

4 ОПЫТ.

- Ребята, попробуйте что-нибудь слепить из него.

- Что происходит?    (ответы детей) (песок рассыпается)

ВЫВОД: Сухой песок состоит из маленьких песчинок, которые разные по форме, цвету, размеру и не прилипают друг к другу. Из него нельзя ничего слепить.

- Ребята, давайте отдохнём, поиграем в игру, а потом продолжим.

- Но сначала, перед игрой  мы с вами помоем руки.

Подвижная игра «Песчинки» (повторяется 2-3 раза).

Цель: Знакомить детей с явлениями природы, знать, уметь изображать, двигаться легко и непринужденно, действовать по сигналу.

Ход игры:

- Становитесь все в круг. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка.

- Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. (Дети имитируют полёт песчинок).

- Ветер стих и песчинки опустились на землю.

(Дети приостанавливают движение,  присаживаются на корточки).

- Молодцы, ребята! Хорошо поиграли.

- А теперь мы с вами продолжим наши игры с песком.

5 ОПЫТ.

- Добавьте в чашечку с песком воду из стакана.

- Что происходит?  (ответы детей)   (вода исчезла)

- Куда исчезла вода?  (Ответы детей)          

- Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.

-Каким стал песок?  (Ответы детей)    (мокрый, влажный).

- Попробуйте мокрый песок посыпать.

- Что происходит?  (ответы детей)  (он не сыпется)

ВЫВОД:  Песок не сыпется, потому что песчинки намокли от воды и прилипли друг к другу.

6. ОПЫТ.

-Возьмите влажный песок и попробуйте слепить из него что-нибудь, например, шар или пирожок.

- Почему вы смогли слепить?   (ответы детей)

- Потому что он мокрый, влажный и т.д..

- Что можно слепить из мокрого песка? (ответы детей).

ВЫВОД: намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрая песчинка слипается со своей «соседкой».

- Из какого песка нужно строить песочный дом?    (ответы детей)   (из мокрого).

Итог занятия:

Воспитатель: Молодцы, ребята, сегодня, при помощи опытов, мы с вами узнали много интересного о песке.

Воспитатель: Что мы узнали:

Песок состоит из песчинок;

Сухой песок сыпучий;

Мокрый песок тяжелее сухого;

Песок пропускает воду.

 Воспитатель: Ребята, давайте с вами подумаем и вспомним, для чего нужен песок.

- Песок нужен в строительстве. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.

-песок используется в гололёд, для посыпания дорожек чтобы не было скользко.

В давние времена, когда еще не было других часов, именно песочные помогали людям отмерять время.

-Песок используется для детских игр

Затем воспитатель предлагает ребятам по очереди посмотреть в микроскоп различные частички на лабораторных стёклах.

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе

        «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»        

Подготовила воспитатель: Гензе Е. А.  

Г. Кириши 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный песок»

Цель: познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка.Задачи:Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы;Способствовать развити...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная вода».

Исследовательской деятельности в детской лаборатории: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.С...

Опытно – экспериментальная деятельность в средней группе «Волшебный песок»

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Презентация опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Волшебный песок»

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный песок»

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для средней группы «Волшебный песок».

обеспечить знакомство детей со свойствами кинетического песка, формировать умение сравнивать песок по качеству и свойствам (влажный, сухой, холодный, теплый, мягкий, твердый и т. д...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»

Конспект занятия по опытно - эксперементальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста...