ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКИЕ ЭЙНШТЕЙНЫ» (для детей 5-7 лет) естественнонаучной направленности 2020-2021г.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Журавлёва Евгения Евгеньевна

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКИЕ ЭЙНШТЕЙНЫ» (для детей 5-7 лет) естественнонаучной направленности 2020-2021г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkie_eynshteyny.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание программы:

1. Пояснительная записка.

2. Цель. Задачи. Ожидаемый результат.

3. Методическое обеспечение программы.

4. Методические рекомендации.

5. Перспективно-тематическое по детскому экспериментированию.

6. Библиографический список.

Пояснительная записка

Детское экспериментирование — основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников.

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.

Китайская пословица гласит:

 «Расскажи, и я забуду,

 покажи – и я запомню,

дай попробовать, и я пойму».

Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

– Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

– Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

– Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

– В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Актуальность темы. На современном этапе к выпускнику - дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском экспериментировании интегративные качества ребенка развиваются.

Целью данной программы является:

- создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

Задачи:

- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света)

- формировать у детей элементарные географические представления;

- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов

-развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней.

- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Основными формами реализации программных задач является наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская деятельность. По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экспериментальной деятельности.

Поэтому участниками реализации программы являются дети 3-6 лет.

Список детей:

Срок реализации программы 1 год.

Проводится кружок 1 раз в неделю в течение 30 минут. В группе 8 человек.

Отличительной особенностью данной программы является организация детей старшего дошкольного возраста с учетом особенностей региона, а также учетом возможностей детей с диагнозом ОНР и ЗПР.

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

- представления о свойствах веществ

- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования

- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать

- расширять знания об объектах и их свойствах

Мониторинг усвоения знаний осуществляется на основе методике Н. А. Рыжовой в начале и конце учебного года. Используется такие формы обследования как блиц – опрос, беседа с детьми, анкетирование родителей.

Основными условиями детского экспериментирования являются:

- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т. д.);

- использование разных видов деятельности;

- четкое определение содержания экологического воспитания;

- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.

- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;

- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т. д.);

- экологическая грамотность самих взрослых.

Методы и приёмы, используемые при реализации программы

Приёмы организации детей в процессе обучения:

- работа небольшими группами;

- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

Приёмы активизации умственной активности детей:

- включение игровых упражнений;

- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

- выполнение нетрадиционных заданий;

- решение проблемных ситуаций;

- моделирование и анализ заданных ситуаций

Приёмы обучения:

- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

- вопросы к детям.

Методические рекомендации:

Программа по детскому экспериментированию построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

Обучение по программе состоит в систематизации, углублении, в осознании связей и зависимостей.

Основные принципы, заложенные в основу работы:

- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);

- динамичности (от простого к сложному);

- интерактивности (синтез искусств);

- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)

- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)

- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует «зону ближайшего развития»).

- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);

- наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);

- здоровье сберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности)

Перспективно – тематический план по экспериментированию.

Сентябрь.

1 блок. «Деревья- наши друзья».

№ Тема. Задачи. Оборудование.

1. «Тонет - не тонет»

Знакомство со свойствами коры дерева. Деревянные предметы, емкости с водой.

2. «Посадим деревце»

Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему. Вода, цветы хризантемы, прозрачные стаканы, пищевые красители.

3. «Есть ли у растения органы дыхания?»

Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании. Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

4. «Почему осенью опадают листья?»

Помочь установить зависимость роста растений от температуры и влаги. Сбор и оформление гербария.

Октябрь.

2 блок. «Магнит».

№ Тема. Задачи. Оборудование.

1. «Магниты» 

Дать детям первоначальное представление о магнитах. Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием. Магнит, скрепки, мелкие пластинки из металла, проволочки.

2. «Притягивание через предметы»

Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит. Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из бумаги, ткани, пластмассы, резины, меди, алюминия), магнит.

3. «Как человек использует магниты» «Когда магнит вреден»

Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.

4. «Рисует магнит или нет»

Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. 

Ноябрь.

3 блок. «Органы чувств человека» 

№ Тема. Задачи. Оборудование.

1. «Ухо – орган слуха»

Познакомить с органом чувства (ухом), его назначением, с охраной органов чувств. Изучаем органы чувств человека. Картинки с контурным рисунком головы человека, на которых есть ошибки в изображении ушей (одно, три уха, уши животных и т.д.), схема строения уха человека.

2. «Глаза – орган зрения»

Познакомить с органом чувства- глазами, их назначением, правилами ухода и охраной глаз. Изучаем органы чувств человека. Шарф для завязывания глаз, емкость с мелкими предметами, ширма, предметы, с помощью которых можно издавать звук, небольшие кусочки продуктов. Полоски полиэтиленовой пленки, в каждую из которой завернуты пахнущие предметы. Зеркало, пиктограммы: брови, ресницы, веко, глазное яблоко, модель глаза.

3. «Язычок – наш помощник»

Познакомить со строением и значением языка, выполнить упражнение в определении вкуса продуктов. Изучаем органы чувств человека. Коробочки с дырочками, лимон, бубен, яблоко, сахар, чайник с водой. Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус).

4. «Носарий»

Познакомить с функцией носа, его строением. Изучаем органы чувств человека. Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов.

Декабрь.

4 блок. «Пришла зима» 

№ Тема. Задачи. Оборудование.

1. «Замерзание жидкостей»

Познакомить с разными жидкостями, выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. Стакан с водой, бутылка с водой, закрытая пробкой, салфетка из ткани.

2. «Почему снег греет?»

Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания. Две пластиковые бутылочки с горячей водой, детская лопатка для игры со снегом.

3. «Лед и соль»

Развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей. Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности.

4. «Откуда берётся иней?»

Дать детям доступное объяснение происхождения осадков. Термос с горячей водой, тарелка.

Январь.

5 блок. «Солнышко лучистое» 

№ Тема Задачи Оборудование

1. «Световая энергия»

Дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия». Показать степень её поглощения разными предметами, материалами, определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени). Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и расположения предмета. Закрепить правила безопасности при использовании световой энергии (солнце, электрическая лампа). Загадки о солнце. Беседа «Что я знаю о Солнце?» Опыты с фонариком, с зеркалом. Зеркало, баночка с водой, пластина из нержавеющей стали.

2. «Волшебный лучик. Солнечные зайчики. Радуга»

Показать детям, что солнечный луч может стать разноцветным. «Игра с солнечным зайчиком», рассматривание картинки «Радуга», опыты с разноцветными стеклами. Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Зеркала.

3. «Отчего происходит смена дня и ночи»

Развивать умений устанавливать причинно-следственные отношения. Просмотр презентации. Рассматривание иллюстраций.   

4. «Термометр и температура»

Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров.

Развивать способность ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Рассматривание репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей в разное время года. Беседа о том, когда бывает жарко, тепло, холодно. Измерение температуры тела, воздуха в помещении и на улице.

Февраль.

6 блок. «Свойства предметов».

№ Тема Задачи Оборудование

1. «Ткань и её свойства».

Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах тканей: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т.д. Беседа «Для чего нужны ткани». Рассматривание различных видов тканей. Выделение свойства тканей. Образцы хлопчатобумажной ткани, ножницы, емкость с водой.

2. «Свойства металла».

Расширять знания детей о металле и его свойствах. Учить сравнивать, делать выводы. Беседа о применении металла человеком. Просмотр презентации. Рассматривание альбома «Мир металлов». Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, изделие из серебра, ножницы.

3. «Стекло, фарфор, пластмасса»

Развивать умение сравнивать внешний вид и качество материалов, целесообразность их применения. Познакомить детей с разными материалами (стекло, фарфор, пластмасса) с их внешним видом, качеством и применением. Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материала.

4. «Вес предмета»

Развивать представление о весе предметов. Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу. Опыты по взвешиванию предметов разными способами.

Март.

7 блок. «Всё о растениях».

№ Тема Задачи Оборудование

1. «Растения»

Формировать умение различать семена различных растений. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.

2. «Способы размножения растений»

Познакомить с различными способами размножения растений: черенками, листьями, отводами, «детками», делением куста. Тематические альбомы, презентация.

3. «Хитрые семена»

Познакомить со способами проращивания семян в различных условиях. Семена бобов, 2 баночки с землёй, палочка, лейка, салфетка из марли, розетка, семена кабачков.

4. «Лабиринт»

Установить, как растение ищет свет. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов. Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие

Апрель.

8 блок. «Мир вокруг нас»

№ Тема. Задачи. Оборудование.

1. «Насекомые»

Учить узнавать насекомых, изображенных на картинках, развивать наблюдательность, вызывать интерес к живой природе, активизировать словарь, употребляя в речи название насекомых. Наблюдение за жизнью насекомых.

2. «Тоннель для муравья»

Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми. Трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок.

3. «У кого какие клювы?»

Помочь установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида животных. Книги познавательного характера для старшего возраста, тематические альбомы.

4. «Как пчелки переносят пыльцу?»

Помочь выявит, как происходит процесс опыления у растений. Наблюдение за жизнью животных. Сережки цветущей березы, осины, цветы мать-и-мачехи, одуванчика; лупа, ватный шарик.

Май.

9 блок. «Интересное рядом»

№ Тема Задачи Оборудование

1. «Таинственные картинки».

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла. Изделия из стекла; стекло, гуашь, стаканчик с водой, влажные и бумажные салфетки.

2. «Всё увидим, всё узнаем».

Познакомить с прибором – помощником – лупой и её назначением. Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

3. «Тайный похититель варенья»

Объяснить и показать, что на пальцах есть отпечатки пальцев. Листок белой бумаги с именем ребёнка (на каждого), кусочек скотча (на каждого), графит от простого карандаша, истертего в порошок, кисточка.

4. «Живые дрожжи»

Показать, как «растут» дрожжи. Презентация «Дрожжи», иллюстрации. Химические составляющие (дрожжи, вода теплая, сахар, перчатки, миски, банки стеклянные). Средства безопасности (клеенки, маски, шапочки, ложки одноразовые, подносы, емкости для химических средств)

Библиографический список:

1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в  детском  саду. М., 2004.
2. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№3. С.4-12.
3. Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково – познавательная работа в детском саду // Методист. 2006. №8. С.60-64.
4. Семенова Т.М. Занятия в детском саду: Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников. – Дошкольная педагогика.- декабрь 2012 года.
5. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С.13-16.

6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.

7. Рыжова Н.А.  Игры с водой и песком  // Обруч, 1997г.-№ 2        

8. Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной   // Обруч, 1998г. - № 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Легоконструирование" для работы с детьми младшего дошкольного возраста

Главной целью использования ЛЕГО-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования.Задачи:1.     Развивать у...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКИЕ ЭЙНШТЕЙНЫ» (для детей 5-7 лет) естественнонаучной направленности 2019-2020у.г.

Содержание программы: 1. Пояснительная записка.2. Цель. Задачи. Ожидаемый результат.3. Методическое обеспечение программы.4. Методические рекомендации.5. Перспективно-тематическое по де...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВПЕРЁД К ПОБЕДЕ»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  «ВПЕРЁД К ПОБЕДЕ» (для детей 5-7 лет) физкультурно-спортивной направленности...

Проект кружковой работы с детьми дошкольного возраста по развитию научно-технического творчества средствами конструирования «Маленькие строители»

Данный проект по кружковой работе с детьми дошкольного возраста  по развитию научно-технического творчества средствами конструирования  «Маленькие строители»   на...

Программа дополнительного образования по кружковой работе "Умелые ручки" для детей подготовительной группы

Работа по программе «Умелые ручки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей....

Программа дополнительного образования по кружковой работе с детьми старшего дошкольного возраста «Почемучка» направленности для детей 6-8 лет «Совята».

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к общечеловеческим ...

Программа дополнительного образования для кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию «Расту добрым»

Реализуемая цель: содействие духовно-нравственному  развитию личности дошкольника....