Программа дополнительного образования "Легоконструирование" для работы с детьми младшего дошкольного возраста
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

Останина Валентина Ивановна

Главной целью использования ЛЕГО-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования.

Задачи:

1.     Развивать у дошкольников интерес  к моделированию и конструированию .

2.     Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части устанавливать связь между их назначением и строением.

3.     Развивать познавательную активность, воображение и фантазию, творческую инициативу, самостоятельность.

4.     Развивать речь, расширять словарный запас.

5.     Развивать мелкую моторику.

6.     Развивать память, внимание.

7.     Воспитывать толерантность друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл legokonstruirovanie.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12»

Рабочая программа

«Юный конструктор»

Пермь, 2015

Пояснительная записка.

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка.

Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться делать это самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой. Подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем, Г.В. Плеханов и Б.П. Никитин отмечали, что эти готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому.

Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения , точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, творческих задатков. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использование ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре.

В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. ЛЕГО-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям. Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют расширению словарного запаса, развитию дилогической и монологической речи, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека. Решаются многие задачи обучения: развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.

Главной целью использования ЛЕГО-конструирования в системе дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования.

Задачи:

  1. Развивать у дошкольников интерес  к моделированию и конструированию .
  2. Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части устанавливать связь между их назначением и строением.
  3. Развивать познавательную активность, воображение и фантазию, творческую инициативу, самостоятельность.
  4. Развивать речь, расширять словарный запас.
  5. Развивать мелкую моторику.
  6. Развивать память, внимание.
  7. Воспитывать толерантность друг к другу.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  • личностно-ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка);
  • природосообразности  (учитывается возраст детей);
  • сотрудничества;
  • систематичности, последовательности, повторяемости и  наглядности обучения;
  • «от простого – к сложному».

Различают три основных вида конструирования по образцу, по условиям и по замыслу.

Конструирование по образцу – когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

При конструировании по условиям – образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки – большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности дошкольников.

Материалы, которые понадобятся для работы:

  • Конструкторы ЛЕГО.
  • Технологические карты.
  • Компьютер.

Ожидаемые результаты.

Дети будут знать:

  • основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);
  • виды конструкций;
  • технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

Дети будут уметь:

  • осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
  • конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
  • конструировать по образцу;
  • с помощью воспитателя анализировать, планировать предстоящую практическую работу;
  • определять количество деталей в конструкции моделей.

Тематическое планирование.

Месяц

Тема занятия

Краткое содержание занятия

Кол-во часов

Октябрь

Знакомство с ЛЕГО

Познакомить детей с конструктором ЛЕГО.

1

Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра детей или знакомство с ЛЕГО продолжается.

Спонтанная игра. Конструирование по замыслу. Исследование и анализ полученных построек.

1

«Исследователи кирпичиков»

Познакомить с новыми названиями и назначением деталей конструктора. Изучение типовых соединений деталей. Показать и рассказать, где и для чего они используются. Закрепить полученные навыки в конструировании. Учить комментировать свои действия, работать в паре, устанавливать контакт и поддерживать разговор. Обыгрывание построек. Выставка работ.

2

Ноябрь

«Наш двор»

Развитие фантазии и воображения детей, закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей, обучение созданию сюжетной композиции.

2

«Улица полна неожиданностей»

Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции, вспомнить основные правила дорожного движения.

2

Декабрь

«Городской пейзаж»

Обсуждение: какие дома есть в нашем городе. Дом снаружи и внутри: крыша, колонны, двери, окна, полы и перекрытия, балконы. Опыт с постройками – испытание моделей на устойчивость.

2

«Терем Деда Мороза»

Беседа «Что такое Новый год?» Обсуждение с детьми, каким они представляют себе терем Деда Мороза. Творческое коллективное конструирование с детьми терема. Игра «Запомни расположение»

2

Январь

«Сказочная страна»

Рассказать об особенностях сказочных построек. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Развивать творческую инициативу, самостоятельность. Развивать и закреплять навыки построения сказочных героев, сказочного транспорта, устойчивых и симметричных моделей зданий.

1

Свободная тема. Творческое конструирование по замыслу детей.

Спонтанная игра. Конструирование по замыслу.

Подвижная игра «Лего на голове.»

1

Февраль

Транспорт

Беседа – презентация «Виды транспорта: легковые и грузовые автомобили, автобус».

Профессии-шофер, инспектор ГАИ. Постройка транспорта. Сюжетно-ролевая игра по правилам дорожного движения. Организация выставки «Транспорт в городе».

1

Автозаправочная станция. Гараж для машин.

Обсуждение: что такое автозаправочная станция, гараж, как они выглядят, кто там работает, откуда берется горючее. Конструирование по подгруппам автозаправочной станции, гаража для машин. Игра «Чудесный мешочек».

2

ЛЕГО-подарок для папы.

Беседа о празднике 23 февраля. Самостоятельное конструирование подарка для пап. Исследование и анализ полученных построек. Выставка работ.

1

март

ЛЕГО-подарок для мамы

Рассказ о празднике 8 марта. Самостоятельное конструирование подарка для мам. Исследование и анализ полученных построек. Выставка работ.

1

ЛЕГО-театр

Рассказать и обсудить с детьми, что такое театр, кто такие актеры. Подготовка к обыгрыванию сказки «Заюшкина избушка». Конструирование лисы и зайца и их домиков.

Обыгрывание сказки «Заюшкина избушка»

2

Дикие животные весной.

Беседа-презентация «Животные весной».

Постройка диких животных. Развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции.

1

апрель

Мой любимый цветок.

Учить плоскостному моделированию. Развитие фантазии и воображения детей. Организация выставки.

1

Свободная тема. Творческое конструирование по замыслу детей.

Спонтанная игра. Конструирование по замыслу.

Игра «Что изменилось?»

1

Воздушный транспорт. Космос.

Презентация «Космос». Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Развивать творческую инициативу, самостоятельность. Развивать речь: загадки о космосе, чтение стихов. Строительство летательных аппаратов. Выставка работ.

2

Мой любимый детский сад.

Беседа о детском саде, кто работает в детском саду. Презентация «Мой любимый детский сад». Рассказать о проекте. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Развивать творческую инициативу, самостоятельность.

1

май

Подготовка к ЛЕГО-фестивалю.

Изготовление моделей по изученным темам для ЛЕГО-фестиваля (работа в парах).

2

ЛЕГО-фестиваль.

ЛЕГО-фестиваль. Презентация детьми моделей, собранных по их замыслу, предоставленным схемам, картинкам. Игры, соревнование.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда для работы с детьми младшего дошкольного возраста с ТНР

Рабочая программа учителя-логопеда для работы с детьми младшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР 1 и 2 уровня )....

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями речи в соответствии с ФГОС

Программа направлена на достижение целей целенаправленного обновления и систематизации речевой работы в дошкольном учреждении. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО, содержит четкую структу...

Особенности образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с программой «Первые шаги»

Программа «Первые шаги» адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях (яслях, группах раннего возраста в детских садах, учреждениях допол­нительно...

Рабочая программа по самообразованию "Использование ИКТ-технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

НАПРАВЛЕНИЕ:   познавательное    развитие ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: сентябрь 2019 г.ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ:  май   2020 г.ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ:  групповаяГР...

Парциальные программы и методические пособия в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Парциальные программы и методические пособия в работе с детьми младшего дошкольного возрастас ОНР...

Дополнительная общеразвивающая программа логико- математической направленности на основе использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста развивающих технологий: палочек Дж.Кюизенера, блоков З.Дьенеша, игр В.В.Воскобовича

Данный материал представляет собой дополнительную программу по логико- математическому направлению к основной общеобразовательной программе, которую реализует ДОУ . Данная программа посторена на испол...

Программа по дополнительному образованию «Умничка» с детьми младшего дошкольного возраста

Пояснительная запискаВы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,но… не опаздывайте и, помогая… думайте сами....