Дополнительная общеразвивающая программа логико- математической направленности на основе использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста развивающих технологий: палочек Дж.Кюизенера, блоков З.Дьенеша, игр В.В.Воскобовича
методическая разработка по математике

Ботнару Галина Степановна

Данный материал представляет собой дополнительную программу по логико- математическому направлению к основной общеобразовательной программе, которую реализует ДОУ . Данная программа посторена на использовании имеющихся на группе развивающих игр и построена таким образом, что может являться как частью занятия по ФЭМП, так и самостоятельной игровой деятельностью ребенка и педагога. Предлагаемую программу также можно применять и при организации кружковой работы с младшими дошкольниками ( от 3 до 5 лет). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma2.docx92.99 КБ

Предварительный просмотр:

         Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Севастополя «Детский сад № 41»

Дополнительная  

общеразвивающая программа

логико – математической направленности

на основе использования в работе с детьми  

младшего дошкольного возраста

развивающих  технологий:

 палочек Дж. Кюизенера, блоков З.Дьенеша, игр В. В. Воскобовича

Возраст обучающихся:

 дети 4-го и 5-го года жизни

                                                                                          Срок  реализации программы:

                                                                       2 года

                                 

Составитель:

Ботнару Галина Степановна,

воспитатель

2020 год

Пояснительная записка

1. Введение

   В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.

    В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:

  • интеллектуальное развитие;
  • создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.

Современные дети  живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от тради-ционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее  перспек-тивному  - развивающему обучению.

Педагоги  разных стран адаптируют и развивают технологии использования  давно  известных российских и зарубежных дидактических средств (развивающие игры Б. Никитина, блоки  Дьенеша,  «Лего»,  счетные палочки  Кюизенера и  др.), расширяя  горизонты мирового образовательного пространства. Разработка и  вне-дрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов    позволяет педагогам разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить  со   сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам фор-ме.

Предлагаемая программа направлена на логико - математическое развитие, разви-тие творческих и интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста. Логика — очень важный навык для человека, поэтому с дошкольного воз-раста важно развивать в детях логическое мышления.

Данная дополнительная общеобразовательная программа  позволит дополнить блок «Формирование элементарных математических представлений» Основной образовательной программы дошкольной организации и будет способствовать развитию логического мышления воспитанников посредством развивающих игр нового поколения (палочек Кюизенера, логических блоков Дьенеша, игр Воскобовича).

Палочки  Джоржа Кюизенера, логические блоки Золдана Дьенеша, разнообразные  игры В. В. Воскобовича являются эффективными дидактическими средствами логико-математического развития детей не только старшего дошкольного возраста, но и младших дошкольников. Играя в игры, решая игровые ситуации, дошколята овладевают простейшими логическими операциями: сравнение, обобщение, класс-сификация, суждение, умозаключение, доказательство; удовлетворяют потребность в активности, инициативности, самостоятельности, общении.

Задания-игры с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша используются в разных пособиях по ФЭМП, но применяются они не регулярно. Цель программы состоит в создании системы занятий, на которых последовательно применяются со-временные игровые технологии: цветные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша и игры Воскобовича. Такая модель внедрения развивающих игр в образо-вательный процесс позволит дошкольникам самостоятельно и без труда решать ин-теллектуальные и творческие задачи. Занятия построены в игровой форме с инте-ресным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами. «Игра - это прекрасный метод развивающего обучения» (Л. Выготский). Игра – наиболее дос-тупный для детей вид деятельности. Освоение окружающего мира дошкольниками идет не путем получения готовой информации, а через ее «открытие» в специфи-ческих детских видах деятельностей (игре, исследовании, общении, конструиро-вании и др.) Продвижение каждого ребенка вперед идет своим темпом по индиви-дуальной траектории. Это позволяет добиваться результативности в развитии ло-гических приемов мышления независимо от исходного уровня развития ребенка.

 

1.1.  Цель  работы по данной программе – развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.

1.2. Основными задачами реализации программы являются:

  • Обучение  пониманию и  решению логических задач.
  • Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.
  • Формирование таких умений, как абстрагирование, анализ, синтез, сравне-ние, классификация, обобщение, кодирование и декодирование.  
  • Развитие математических представлений о геометрических фигурах и их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке.
  • Развитие мелкой моторики пальцев и рук, координации действий «глаз – рука».
  • Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.
  • Развитие детской художественно – речевой деятельности, навыков речевого общения.
  • Развитие у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации  в игровой и творческой видах деятельности.
  • Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.
  • Формирование устойчивого интереса у детей и родителей  к развивающим играм.

1.3.  Возраст детей от 3до 5 лет

           Продолжительность реализации программы и ожидаемые результаты.

Программа рассчитана на реализацию в течение  2 лет

      К концу  5 –го года дети научатся:

Раздел « Цветные палочки»

1.Познакомятся с образованием чисел в пределах 5 на основе измерения и цвета

2. Научатся называть предыдущее и последующее число, сравнивать числа,

сформирут навыки количественного и порядкового счета, прямого и обратного

счета;

3.Познакомятся с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу,

на, под, рядом, сбоку).

4.  Научатся обозначать словами месторасположение предметов в пространстве

5.Научатся работать по правилу, образцу, схеме

6.Научатся моделировать, конструировать, группировать по цвету и величине;

7.Усвоят отношения по длине, высоте, массе, объёму;

8.Научатся моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических

фигур в виде аппликаций или рисунков по образцу, схеме, самостоятельно

9.Научатся слушать взрослого и выполнять его инструкции; договариваться и

согласовывать свои действия со сверстником; контролировать свои действия и действия партнёра, исправлять свои и его ошибки.

Раздел « Волшебные блоки»

1.Научатся выделять в геометрических фигурах одновременно два - три признака

цвета, формы и величины

2.Научатся классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам:

цвет, форма, величина.

3.Научатся моделировать, давать характеристику геометрическим фигурам с

помощью наглядных моделей.

4.Научатся конструировать по схеме

5.Научатся планировать действия

6.Сформируются умения кодировать и декодировать информацию;

7.Проявится интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию

8.Проявиться интерес к организации знакомых игр с небольшой группой детей.

Раздел «Игры Воскобовича»

  1. Научатся различать и называть геометрические фигуры, составлять плоскост-ные изображения по схемам и по замыслу;
  2. Легко смогут использовать  приемы анализа, синтеза, сравнения, классифи-кации, устанавливать  закономерность;
  3. Научатся ориентироваться  в пространстве и на плоскости;
  4. Повысится степень активности в самостоятельной деятельности.
  5. Смогут высказывать  суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение. 
  6. Дети  освоят цифры счёт в пределах 5.
  7. Смогут концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;
  8. У  детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;
  9. Хорошо  развита мелкая моторика рук.

1.4.Формы организации детской деятельности.

1. Логико-математические игры.

2. Интегрированные игровые занятия.

3. Совместная деятельность педагога и детей.

4. Самостоятельная игровая деятельность.

1.5. Принципы  построения работы. Способы фиксации результатов.

-Системность.

-Учёт возрастных особенностей детей.

-Дифференцированный подход.

-Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.

-Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.

-Поэтапное использование игр.

-Гуманное сотрудничество педагога и детей.

    Проведение психологической и педагогической диагностики в конце учебного года.

 Данная программа может быть использована в любом дошкольном учреждении,  независимо от реализуемой  основной программы.

2. Учебно-тематический план

Работа осуществляется под руководством педагога, проводится 1 раз в неделю,  в форме игрового занятия длительностью не более 20 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.

2.1.Перспективный план  использования в работе с детьми 4 года жизни разви-вающих игр В.В. Воскобовича, логических блоков З. Дьенеша и палочек Кюизе-нера («Цветные числа»)

месяц

Тема, цель и форма проведения

игры В.В. Воскобовича

логические блоки

З. Дьенеша

палочки Кюизенера «Цветные числа»

Сентябрь

1. Двухцветный квадрат В.В. Воскобовича. Знаком-ство.

-    Познакомить детей с но-вой игрой; способствовать развитию сенсорных и поз- навательных способностей детей с помощью зритель- ного, осязательного и так-

1. Д/И «Раздели фигуры»

- Познакомить детей с призна-ком предмета –размер. Разви-вать умение группировать фигуры по величине.

  Организованная  совместная  деятельность педагога и детей

1. Знакомство с палочками Кюизенера

- Познакомить детей с па-лочками, как с игровым ма-териалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Выявить началь- ные знания группы детей, уровни развития того или

тильного анализаторов.

    Организованная  сов-местная  деятельность педа-гога и детей.

2. Двухцветный квадрат . «Домик».

- Учить конструировать простую плоскостную фигуру «Домик».

    Использовать как часть занятия по ФЭМП

2. Д/И «Найди такой же»

- Продолжать развивать уме-ние сравнивать предметы по величине. Учить соотносить величину предмета с движе-нием. Содействовать разви-тию внимания.

     Использовать как часть занятия по ФЭМП.

3.  Д/И «Найди фигуру».

- Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые».    

     Использовать как часть занятия по ФЭМП.

4.Д/И «Дорожки»

- Продолжать развивать уме-ние сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые».

  Индивидуальные занятия.

иного ребенка. Обратить внимание детей на свойства палочек.

    Совместная игровая дея-тельность в вечернее время 

2. «Разноцветные палочки»

- Познакомить детей с этало-нами цвета, закрепить назва-ния основных цветов, разви-вать умение группировать, классифицировать палочки  по цвету. Развивать речь детей. Развивать внимание, память, мышление.

   Совместная игровая дея-тельность в вечернее время 


3.«Строим дорожки»

- Закрепить названия основ-ных цветов, развивать умение группировать, класси-фицировать палочки  по цве-ту. Развивать речь детей (ис-пользовать в речи слова: «одинаковые», «такая же», «тоже красная» и т. д.). Раз-вивать внимание, память, мышление.

    Часть занятия по ФЭМП

Октябрь

1. Двухцветный квадрат  «Конфета»

- Учить конструировать простую плоскостную фи-гуру «Конфета».

    Совместная игровая дея-тельность в вечернее время 

2. «Чудо – крестик» №1

- Познакомить детей с иг-рой, помочь освоить прие-мы сложения предметов из частей по образцу.

    Свободная деятельность
в вечернее и утреннее вре-мя
.

3. Двухцветный квадрат 

«Конверт»

- Учить конструировать простую плоскостную фи-гуру «Конверт»

   Индивидуальные занятия.

1. Д/И «Разноцветные стра-нички»

- Познакомить детей с призна-ком предмета – цвет (красный, жёлтый, синий). Учить детей группировать фигуры по цве-ту.

    Совместная игровая дея-тельность в вечернее время 

2. Д/И «Заселим домики»

- Продолжать знакомить детей с цветом. Учить классифици-ровать предметы по цвету. Содействовать развитию внимания.

  Часть занятия по ФЭМП

3. Д/И «Мышки – норушки.»

- Продолжать знакомить детей с цветом. Развивать умение сравнивать предметы по цве-ту, выбирать предметы опре-

1.Д/И  «Поезд»

- Закрепить название этало-нов цвета, развивать комбинаторные способности, приобщать детей к модели-рованию. Способствовать развитию речи. Развивать внимание, память, вообра-жение.

 Совместная игровая дея-тельность в вечернее время 

2. Д/И «Чудесный мешочек»

- Закрепить эталоны цвета и их название. Упражнять в различении цветов. Разви-вать память, внимание.

    Индивидуальные занятия.

3. Д/И «Построим башенки»

- Закреплять умение разли-чать контрастные по вели- чине предметы, используя

деленного цвета без опоры на наглядность.

     Индивидуальные занятия

4. Д/И «Второй ряд»

- Продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, понимать слова «разные», «одинаковые». Развивать пространственные представления.

Часть занятия по ФЭМП

   

при этом слова "большой-маленький". Развивать вни-мание, мышление детей

    Часть занятия по ФЭМП

4. Д/У «Дорожка для мат-решки»

- Закрепить знание эталонов цвета и их название, закре-пить такие понятия: «боль-ше», «меньше», «самая большая», «самая малень-кая», «меньше чем...», «больше чем...». Развивать умение соотносить предме-ты по цвету, по величине. Развивать воображение, ло-гическое мышление, речь.

    Совместная игровая дея-тельность в вечернее время 

Ноябрь

1. Двухцветный квадрат  «Летучая мышь»

- Способствовать развитию познавательных способ- ностей. Превращение ква-драта в треугольник. Учить конструировать простую плоскостную фигуру «Ле- тучая мышь».

 Часть занятия познаватель-ного цикла ФЭМП

2. Четырёхцветный квад-рат В.В.Воскобовича. Зна-комство

- Учить детей в процессе выполнения игрового зада-ния складывать одноцвет-ные фигуры, закреплять знания эталона цвета (крас-ного цвета) и формы.

     Совместная игровая дея-тельность в вечернее время 

1. Д/И «Домино»

- Продолжать развивать уме-ние сравнивать предметы по цвету, понимать слова «раз-ные», «одинаковые».      

    Совместная игровая дея-тельность в вечернее время 

2. Д/И « Соберём урожай»

Развивать  умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине).

    Индивидуально

3. Д/И «За грибами»

- Продолжать развивать уме-ние сравнивать  и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые».

   Часть занятия познаваиель-ного цикла

4. Д/И «Найди фигуру»

- Продолжать развивать уме-ние сравнивать предметы по двум свойствам (цвету и вели-чине). Понимать и использо-вать в речи слова «разные», «одинаковые».

   Часть занятия познаваиель-ного цикла

1. Д/И  «Один, много, ни одного»

- Закрепить количественные представления один -много - ни одного. Развивать логи

-ческое мышление, внима-ние.

   Часть занятия познаватель-ного цикла ФЭМП

2. Д/И «Башенки»

- Упражнять детей в уста-новлении эквивалентности величины  и цвета. Закре-пить понятия "больше –меньше". Развивать внима-ние, память.

   Совместная игровая дея-тельность в вечернее время 

3. Д/И "Чья дорожка длин-нее?"

- Продолжать учить сравни-вать по длине, обозначать результаты сравнения сло-вами длинный - короткий, длиннее - короче. Развивать внимание, мышление детей.

  Индивидуальная работа

4. Д/И «Найди ошибку»

- Закреплять название цвета. Развивать умение сопостав-


 

лять предметы по цвету и размеру.

  Часть занятия познаваиель-ного цикла

Декабрь

1. Четырёхцветный квадрат В.В.Воскобовича.

- Учить детей в процессе выполнения игрового зада-ния складывать одноцвет-ные фигуры, закреплять знания эталона(синего и желтого) цвета и формы.

   Свободная  деятельность.

2. Д/И «Чудо – соты»

- Познакомить детей с иг-рой, помочь освоить прие-мы сложения предметов из частей по образцу

Индивидуальная работа

1. Д/И «Раздели фигуры»

- Познакомить детей со свой-ством предмета – форма (круг, квадрат, треугольник, прямоу-гольник). Развивать умение группировать предметы по форме

Часть занятия по ФЭМП

2. Д/И «Кулинары»

- Продолжать знакомить детей с формой. Развивать умение сравнивать и обобщать пред-меты по форме.

  Индивидуальная работа

3. Д/И «Второй ряд»

- Продолжать развивать уме-ние сравнивать предметы по форме. Развивать пространст-венные представления.

   Совместная игровая дея-тельность в вечернее время 

4. Д/И «Новый год в городе Волшебных фигур»

- Продолжать развивать уме-ние сравнивать и обобщать предметы по цвету, форме и величине. Развивать внима-ние. Воспитывать отзывчи-вость, желание прийти на помощь.

 Часть занятия познаватель-ного цикла

1. Д/И "Разложи карандаши по коробке"

- Совершенствовать умение сравнивать по длине, резуль-таты сравнения обозначать словами длинный короткий, длиннее -короче, одинаковы по длине. Развивать внима-ние, мышление.

    Совместная игровая дея-тельность в вечернее время 

2. Д/И "Сделай как я"

- Учить детей выкладывать из палочек квадрат, закре-пить понятия "большой –ма-ленький". Развивать мышле-ние детей.

 Часть занятия по ФЭМП

3. Д/И"Продолжи ряд"

- Закрепить цвета, учить де- тей последовательно выкла- дывать палочки соответст-венно цвету и длине.

  Индивидуальная работа

4.  Д/И  «Лесенка для котен-ка»

- Учить выкладывать  из па-лочек лесенки, соответст-венно цвету и длине. Разви-вать мышление, внимание детей.

  Часть занятия по ФЭМП        

Январь

1. Двухцветный квадрат  В.В.Воскобовича. «Сема-фор»

- Способствовать развитию познавательных способ-ностей, мелкой моторики пальцев, памяти, речи, пространственного мышле-ния и творческого вообра- жения. Превращение ква-драта в прямоугольник.

Часть занятия по ФЭМП

1. Д/И «Бусы в подарок кукле»

- Продолжать развивать уме-ние сравнивать предметы по двум свойствам (форме и цвету).

 Индивидуально

2. Д/И «Раздели фигуры»

- Продолжать развивать уме-ние выявлять свойства пред-метов (цвет, форма). Подво-дить детей к пониманию

1. Д/И «Построим мостик»

- Продолжать знакомство с комплектом палочек Кюи-зенера, закрепить понятия «длиннее», «короче», «одинаковый» (равный) по дли-не, «шире», «уже». Развивать умение сравнивать предметы по ширине и дли-не. Развивать воображение, логическое мышление, речь. Организовать коллективную игру.

2. Д/И «Чудесная восьмер-ка»

- Познакомить детей с иг-рой; учить сортировать пластинки по цвету.

 Совместная игровая дея-тельность в вечернее время

отрицания свойств.

  Совместная игровая деятель-ность в вечернее время

3. Д/И «Чудесный мешочек»

- Развивать умение выявлять свойства предметов (форма, величина) на ощупь.

    Часть занятия познаватель-ного цикла

4. Д/И «Кто быстрее собе-рёт»

- Продолжать развивать уме-ние сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (форме и величине).

 Часть занятия по ФЭМП

 Развивать умение согласо-вывать действия, считаться с мнением товарищей.

   Совместная игровая дея-тельность в вечернее время

 

2. Д/И"Кто больше принес?"

- Совершенствовать навыки сравнения групп предметов, обозначить результаты срав-нения словами много, по-ровну, столько - сколько. Развивать внимание, мышле-ние детей.

 Совместная игровая дея-тельность в вечернее время

3. Д/И "Составим узор"

- Учить детей выкладывать треугольник, закрепить уме-ния выкладывать из палочек квадрат. Учить различать и называть фигуры.

 Часть занятия познаватель-ного цикла

4. Д/И "Разноцветные до- рожки"

- Закрепить знания о цвете, навыки сравнения по шири-не, учить пользоваться сло-вами широкий -узкий, оди-наковые по ширине.

   Индивидуальная работа

Февраль

1. Двухцветный квадрат  В.В. Воскобовича. «Мыш-ка»

- Учить конструировать сложную плоскостную фигуру «Мышка»

Часть занятия по ФЭМП

2. Д/И «Чудесная восьмер-ка»

- Учить сортировать по-лоски согласно считалке

Совместная игровая дея-тельность в вечернее время

1. Д/И «Рыбалка»

- Познакомить детей со свой-ством предметов – толщиной. Учить понимать слова тол-стый - тонкий. Развивать уме-ние группировать предметы по толщине.

Совместная игровая деятель-ность в вечернее время

2. Д/И «Домино»

- Развивать умение сравнивать предметы по толщине.

 Индивидуально

3. Д/И «Поручения»

- Продолжать развивать уме-ние сравнивать и обобщать

предметы по двум свойствам

1. Д/И «Спрячь игрушку»

- Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высо-кий», «низкий». Развивать представление о длине пало-чек. Развивать умение сравнивать палочки по высоте и длине.

 Часть занятия по ФЭМП

2. Д/И «Построим заборчик"

- Развивать представление о высоте палочек. Развивать умение сравнивать и сопос-тавлять предметы по высоте. Совместная игровая деятель-

ность в вечернее время.

(цвету и толщине).

Часть занятия по ФЭМП

4. Д/И «Найди фигуру»

- Продолжать развивать уме-ние сравнивать предметы по двум свойствам. Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые».

   Часть занятия познаватель-

ного цикла

3. Д/И "Разложи конфеты по коробкам"

- Совершенствовать умения сравнивать палочки, пользо-ваться словами много, по-ровну, столько- сколько. Развивать внимание, мышле-ние детей.

 Индивидуальная работа

4. Д/И "Сделай как я". Вы-кладывание по образцу прос-тейших изображений (стул, домик, цветок)

- Учить  детей  выкладывать по образцу, слушать указа- ния воспитателя. Развивать внимание.

 Часть занятия познаватель-

ного цикла.

Март

1. Д/И «Чудо – крестик» №1

- Развивать умения самос-тоятельно создавать образ-цы предметов и называть их. Развивать сенсорные способности: восприятие цвета, формы.

Индивидуально

 2. Двухцветный квадрат  В.В.Воскобовича.

«Ёжик»

- Учить конструировать сложную плоскостную фигуру «Ёжик».

1. Д/И «Парные картинки»

- Познакомить детей с симво-лами свойств, развивать зри-тельную память.

Совместная игровая деятель-ность в вечернее время

2. Д/И «Все в ряд»

- Продолжать знакомить детей с символами свойств, учить выбирать фигуры в соответ-ствии с символами свойств. Развивать внимание.

Индивидуальная работа

3. Игра - путешествие «В гос-тях у сказки»

- Продолжать развивать уме-ние сравнивать  и обобщать предметы по двум свойствам. Понимать и использовать в речи слова «разные», «одина-ковые». Развивать внимание. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.

Совместная игровая деятель-ность в вечернее время

4. Д/И «Магазин»

- Развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (величина, цвет), опираясь на

1. Д/И «Фигуры»

- Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометри-ческих фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треуголь-ник, прямоугольник.

Часть занятия ФЭМП

2. Д/И «Разложи по цвету»

- Закреплять знание этало-нов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Разви-вать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Разви-вать логическое мышление, память. Развивать умение согласовывать свои дейст-вия со сверстниками. Разви-вать речь.

  Совместная игровая дея-тельность в вечернее время

3.  Игры – конструирование

Выкладывание по образцу:

«Скворечник»

- Упражнять в различении и

 карточки – схемы.

Часть занятия ФЭМП

названии цвета палочек. Раз-вивать умение работать со схемой, накладывать палоч-ки на их изображения. Развивать умение ориентироваться в пространстве.

 Индивидуальная работа

Апрель

1. Д/И «Чудо – соты»

Конструирование предме-тов по рисункам пчелки Жужи»

- Развивать самостоятель-ность; мелкую моторику рук и психические процессы.

Свободная деятельность

2. Д/И «Чудесная восьмер-ка»

-Учить строить цифру по считалке

Часть занятия

1. Д/И «Строители»

- Продолжать развивать уме-ние сравнивать и обобщать фигуры по двум свойствам (форма, величина), опираясь на карточки – схемы.

   Часть занятия

2. Д/И «Кондитерская фабри-ка»

- Продолжать развивать уме-ние сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (форма, толщина), опираясь на карточки – схемы свойств.

 Индивидуально

3. Д/И «Садовники»

- Продолжать развивать уме-ние выделять свойства пред-метов, обобщать предметы по трём свойствам (цвет, форма, величина), опираясь на карточки - схемы свойств.

  Совместная игровая деятель-ность

1. Д/И «Чудесный мешочек»

- Закрепить эталоны цвета и их название,  длины. Упраж-нять в различении цветов. Развивать память, внимание.

2. Д/И «Строим дорожки»

- Закрепить названия основ-ных цветов, развивать умение группировать, класси-фицировать  палочки по цве-ту. Развивать речь детей (использовать в речи слова: «одинаковые», «такая же», «тоже красная» и т. д.) Раз-вивать внимание, память, мышление.

3. Д/И Игры – конструиро-вание Выкладывание по образцу:  «Собаки»

- Упражнять в различении и названии цвета палочек. Раз-вивать умение работать со схемой, накладывать палоч-ки на их изображения. Раз-вивать умение ориентиро-ваться в пространстве

Май

1. Двухцветный квадрат  В.В.Воскобовича.

«Звёздочка»

- Учить конструировать объемную фигуру «Звёз-дочку

Индивидуальные занятия в вечернее время 

2. Д/И «Чудесная восьмер-ка»

-Учить строить цифру по

считалке

Часть занятия

1. Д/И «Кто быстрее собе-рёт»

- Продолжать развивать уме-ние  выделять свойства пред-метов, обобщать предметы по трём свойствам (величина, толщина, цвет), опираясь на карточки – схемы свойств.

 Часть занятия

2. Игра-путешествие «В гости к мишке»

- Выявить уровень умения:     сравнивать и обобщать предметы по трём свойствам; читать схемы, обозначающие

1.  Выкладывание самостоя-тельно различных изобра-жений

- Развивать воображение, мышление детей.

2. Д/И «Конструирование

геометрических  фигур»

Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометри-ческих фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треуголь-ник, прямоугольник

свойства предметов (величина, цвет, форма, толщина).

Часть занятия

3. Д/И «Угадай-ка»

- Развивать умение устана-вливать отношения эквивалентности длины и цвета, умение выделять определен-ный признак. Развивать уме-ние сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать логическое мышление, речь.

4. Д/И «Поезд» 

- Закрепить название этало-нов цвета, развивать комбинаторные способности, приобщать детей к модели-рованию. Развивать внимание, память, воображение.

2.2.Перспективный план  использования в работе с детьми 5 года жизни разви-вающих игр В.В. Воскобовича, логических блоков З. Дьенеша и палочек Кюизе-нера («Цветные числа»)

месяц

Тема, цель и форма проведения

игры В.В. Воскобовича

логические блоки

З. Дьенеша

палочки Кюизенера «Цветные числа»

Сентябрь

1. Двухцветный квадрат В.В. Воскобовича.

-   Продолжить знакомство  с  игрой.  Развивать умение  создавать образы предме-тов  по образцу  «Лодочка»,   «Птичка».  

   Организованная  совмест-ная  деятельность педагога и детей.

2. Двухцветный квадрат . «Домик».

- Знакомить  со  свойствами  предметов:  (размер,  фор-ма,  сторона,  угол, верши-на).   Уточнить  представле-ния  о  форме:   (квадрат,  прямоугольник, треуголь-ник).    

    Использовать как часть занятия по ФЭМП

1. Д/У «Раздели фигуры»

- Сортируем блоки по нали-чию одного признака. Продол-жать  учить выделять и узна-вать отдельные свойства фи-гур.

Индивидуальные занятия.

2. Д/И «Найди»

- Продолжать развивать уме-ние сравнивать и называть геометрические фигуры, осно-вные цвета, понятия «большой – маленький», «толстый – тон-кий». Упражнять в умении сравнивать геометрические фигуры между собой, выяв-лять общий признак и нахо-дить фигуру по заданному признаку.

     Использовать как часть занятия по ФЭМП.

1. Д/У «Сказка о палочках»

- Помочь детям сориентиро-ваться в данном материале. Выявить первичные знания детей, уровни развития того или иного ребенка. Уточ-нить у детей  свойства пало-чек.

    Совместная игровая дея-тельность в вечернее время

2. Д/У «Разложи по цвету»

- Работа  с  картами  –   схе-мами.  Закреплять  знания  эталонов, цвета и их назва-ние. Упражнять в классифи-кации предметов по цвету. Развивать представления де-тей о признаках палочек(па -лочки  одинакового  цвета   имеют одинаковую длину ). Развивать логическое мыш-ление, память развивать                                          

     

речь.

    Часть занятия по ФЭМП.

Октябрь

1. «Чудо – крестик» №1-2

- Учить  конструировать   модули   головоломки   –  «креста».

    Свободная деятельность
в вечернее и утреннее вре-мя.

2. Д/У «Чудесная восьмер-ка»

-Познакомить детей с новой игрой её основными свой-ствами,  развивать  логи-ческое  мышление. Индивидуальные занятия.

1. Д/И «Логические цепочки»

- Формировать умение чере-довать логические блоки по нескольким признакам: цвет, форма, величина, устанавли-вать закономерность чередо-вания фигур.    

 Совместная игровая деятель-ность в вечернее время 

2.  Д/И «Магазин»

- Знакомство детей с карточка-ми - схемами с тремя символа-ми: цвет, форма,  величина.  Учить расшифровывать ин-формацию о наличии или от-сутствии  определенных приз-наков свойств геометрических фигур. Развивать речь.

  Часть занятия по ФЭМП

1. Д/И  «Змейка»

- Учить детей составлять   группу из  отдельных   пред-метов. Закреплять  понятия      «один»  и   «много».  Учить  сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длин-нее, короче, равные по дли-не. 

 Индивидуальные занятия.

2. Д/И «Разноцветные ваго- нчики»

- Учить  детей  классифици-ровать  предметы  по  цвету  и  длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать пред-меты по длине; определять,    в каком поезде больше  ваго-нов,  без счета («столько – сколько», «поровну»).

    Часть занятия по ФЭМП

3.  Д/У « Числа 1 и 2»

-Учить детей сравнивать  предметы по длине и  обоз-начать словами  результат  сравнения.  Познакомить  с  образованием числа 2, циф-рами 1 и 2.    

Совместная игровая деятель-ность в вечернее время 

Ноябрь

1. Двухцветный квадрат  «Котенок»

- Учить устанавливать свя-зи  и зависимости между  группами  предметов  по количеству углов и сторон. «Котенок».

  Совместная игровая дея-тельность в вечернее время. Индивидуальные занятия.     Придумать сказку, приклю-чения.

2.  Д/И «Построй правиль-но цифру». (Чудесная вось-

1. Д/И «Разложи правильно»

-  Развивать умения кодиро-вать и декодировать инфор-мацию о фигурах с помощью логических символов

  Совместная игровая деятель-ность в вечернее время.

 2. Д/У «Сортируем по отсут-ствию двух и более признаков»

- Развивать умения кодировать и декодировать информацию о

фигурах с помощью логичес-ких символов.

Часть занятия по ФЭМП.

 

1. Д/У  «Число 3»

- Познакомить детей с  обра-зованием  числа  3 и  соот-ветствующей цифрой;  учить   называть  по  порядку числи-тельные  от 1 до 3;  упраж-нять  в  ориентировке  в пространстве.

Часть занятия по ФЭМП

2. Д/И «Строим дом»

-  Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упраж-нять в счете; в различении  

мерка)

-  Учить детей соотносить   цифру и соответствующее    количество предметов, вы-полнять словесные реко-мендации

    Часть занятия познава-тельного цикла.

3. Д/У «Подбираем карточки к соответствующим фигурам»

- Развивать умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логичес-ких символов.

     Индивидуальная работа

количественного и порядко-вого  счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Ко-торый по счету?»  

   Совместная игровая дея-тельность в вечернее время 

  Индивидуальная работа

Декабрь

1. Д/И «Разобрать флажки по цветам». – кораблик Брызг- Брызг В.В.Воскобо-вича.

- Формирование  умения сортировать одинаковые   предметы по заданному признаку ( цвет), определе-ние пространственных от-ношений.

   Совместная игровая дея-тельность в вечернее время

2. Д/И «Ворон» -двухцвет-ный   квадрат

- Учить  конструировать   фигуры по схеме и  словес-ным   указаниям.  Уметь   объяснить  последователь-ность  работы.  

Часть занятия по ФЭМП

1.  Д/И «Расселяем жильцов в домике». Для каждой комна-ты задаем условие

-  Классифицировать и обоб-щать геометрические фигуры по признакам.

Часть занятия по ФЭМП

2.Д/И «Цепочка» - строим до-рожку (круг, чтобы рядом не было деталей одинакового цвета  размера)

- Формировать умение анали-зировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по за-данному признаку.

     Индивидуальная работа

3. Д/У «Знакомимся с поня-тием пересекающихся мно-жеств»

-  Анализировать, выделять свойства фигур, находить фи-гуру по заданному признаку

   Совместная игровая деятель-ность в вечернее время 

1. Д/У «Число 4»

- Познакомить детей с обра-зованием числа четыре и цифрой  четыре; учить счи-

тать в пределах четырех; за-креплять умение различать количественный счет от по-рядкового.  

Совместная игровая деятель-ность в вечернее время

2. Д/И "Рамка для картины"

- Учить детей строить пря-моугольник  в  соответствии    с размерами   придуманной   картины. Формировать  зна-ния о пространственных  от-ношениях. Развивать твор-ческую  фантазию.

Часть занятия по ФЭМП

3. Д/И «Елка»

-  Упражнять детей в  опре-делении длины  предмета,  используя прием наложения;  закреплять  умение пользо-ваться  словами: длиннее  –  короче,  самая  короткая;  развивать  представления         об эталонах цвета. Индивидуальная работа

Январь

1. Д/И «Чудесная восьмер-ка»

- Учить детей строить циф-ру опираясь на считалку – подсказку.

  Часть занятия по ФЭМП.

2. Д/И «Геоконт».                       - Выкладывание квадратов, использование 2-х резинок,

квадраты большие и ма-ленькие.                    

1. Д/И «Помоги заполнить коробку с конфетами»

-  Развивать умение выявлять и абстрагировать два свойства блоков одновременно (размер и форму, толщину и цвет) опи-раясь на условные карточки – символы.

 Часть занятия по ФЭМП.

1. Д/И  «Число 5» 

- Познакомить детей с обра-зованием  числа пять и  циф-рой  5; учить называть чис-лительные по порядку.

  Совместная игровая дея-тельность в вечернее время

2. Д/И «Сравни»

- Закреплять  умение срав-нивать предметы по длине  и

 высоте; обозначать словами

Совместная игровая дея-тельность в вечернее время

3.  Д/И «Чудо – соты». Учить собирать из кусочков целые фигуры, а также раз-нообразные изображения.

  Индивидуальная работа

2.  Д/И «Найди нужный блок»

-  Продолжать развивать уме-ние выявлять свойства пред-метов (цвет, форма). Подво-дить детей к пониманию отри-цания свойств.

  Совместная игровая деятель-ность в вечернее время

3. Д/И «Кто быстрее собе-рёт»

- Продолжать развивать уме-ние сравнивать и обобщать

предметы по двум заданным свойствам .

 Индивидуальная работа.

 

результат сравнения.

  Часть занятия по ФЭМП.

3. Д/И "Составь фигуру"

- Закрепить у детей знания  о  геометрических фигурах, о  их свойствах. Упражнять в   конструировании   геометр. фигур из палочек. Закрепить  умение узнавать и различать

квадрат, треугольник, прямоугольник.

Индивидуальная работа

Февраль

1. Д/И «Чудо-крестики». 

- Способствовать развитию познавательных способ-ностей, мелкой моторики пальцев, памяти, речи (най-ти все не треугольники, не красные, и т.д.)

Индивидуальная работа.

2. Д/И «Сколько флажков на каждой мачте» -кора-блик Брызг –Брызг

-  Формирование навыков счета, соотнесение цифры и количества.

Часть занятия по ФЭМП

3. Д/И «Волшебный квад-рат»

- Складывание предметов по схемам.

  Совместная игровая дея-тельность в вечернее время

1. Д/И «Найди»

-  Закрепить название геоме-трических фигур, основных цветов, понятия «большой - маленький», «толстый – тон-кий». Развивать умения срав-нивать геометрические фигу-ры между собой, выявлять об-щий признак и находить фигу-ру по заданному признаку.

  Совместная игровая деятель-ность в вечернее время

2. Д/И «Четвертый лишний»

-  Развивать умение анализи-ровать, сравнивать и обоб-щать. Развивать умение строго следовать правилам при вы-полнении цепочки действий.

   Часть занятия по ФЭМП

3. Д/И «Засели дом»

- Развивать умение анализи-ровать, сравнивать и обоб-щать. Развивать умение строго следовать правилам при вы-полнении цепочки действий.

  Совместная игровая деятель-ность в вечернее время

 1. Д/И «Дорога к домику»

- Формировать  умение  де-тей  измерять с помощью  белой палочки – условной мерки;  ориентироваться   в   пространстве на   ограничен-ной площади. 

   Индивидуальная работа

2. Д/И «Лесенка»

- Учить детей составлять ле-сенку ставя их по порядку, от низкой к высокой (в вер-тикальной плоскости) и об-ратном порядке от высокой  к низкой. Учить сравнивать  предметы по высоте, выра-жать в речи: «низкая, выше, ещё выше, самая высокая».

   Часть занятия по ФЭМП

3. Д/И «Коврик»

-  Учить детей выкладывать  коврик  из любых по цвету  палочек, но так чтобы они сдвинутые вместе ровнялись синей (оранжевой) палочке. Развивать логическое мыш-ление, соотношение по дли-не.

    Совместная игровая дея-тельность в вечернее время

Март

1. Д/И «Лесенка» -кораб-лик Брызг –Брызг.

- Соотнесение по цвету, определение пространст-

1. Д/И «На свою веточку»

-  Развивать умение выделять свойства в предметах, абстра-гировать эти свойства от дру-

 1.  Д/ У «Кубик и палочки»

-  Убедить детей в том, что количество кружков на ок-

рашенной в определенный

венных представлений, на-выки счета.

Часть занятия по ФЭМП

2. Четырехцветный  квад-рат  В.В. Воскобовича.

- Предложить  описать   возможности  нового   квад-рата  (сходство, различие с

двухцветным квадратом).  

  Совместная игровая дея-

тельность в вечернее время.

3. Д/И «Геоконт».                 - Конструирование предме-тов по схемам из трех рези-нок.

Индивидуально

гих опираясь на карточку- схему.

Индивидуальная работа

2. Д/И «Путешествие»

-  Развивать умение расши-фровывать информацию о на-личии или отсутствии опре-деленных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.

    Часть занятия ФЭМП

цвет палочка, окрашенная в тот же цвет, выражают одно и то же число. Учить детей объяснять свои действия: «У меня на грани кубика 2 кру-жка и розовый цвет -  это бу-дет то же самое, что розовая палочка»  (3 кружка и голу-бая стенка будет означать столько же, сколько голубая     палочка).

   Индивидуальная работа

2. Д/И «Найди пару»

-  Учить детей к цветной па-лочке подбирать карточку с  соответствующим количест-вом предметов или кружков,  изображенных линейно, зак-репить счет и понятие: «Бе-лая – это1, розовая -  это 2, и т.д.»

Часть занятия по ФЭМП

3.  Игры – конструирование

Выкладывание по образцу

- Упражнять в различении и названии цвета палочек. Раз-вивать умение работать со схемой, накладывать палоч-ки на их изображения. Развивать умение ориенти-роваться в пространстве.

    Совместная игровая дея-тельность в вечернее время.

Апрель

1. Д/И «Чудо – соты»

Конструирование предме-тов по рисункам пчелки Жужи»

- Развивать самостоятель-ность; мелкую моторику рук и психические процессы.

Свободная деятельность

2. Д/И «Чудесная восьмер-ка»

-Учить строить цифру по  считалке

Часть занятия по ФЭМП

1. Д/И «Строители»

- Продолжать развивать уме-ние сравнивать и обобщать фигуры по трем свойствам , опираясь на карточки – схемы.

   Часть занятия ФЭМП

2. Д/И «Магазин»

- Продолжать развивать уме-ние сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (форма, толщина), опираясь на карточки – схемы свойств.

 Индивидуальная работа

1. Д/И «Найди нужную па-лочку»

- Учить детей отсчитывать определенное количество белых кубиков -  единичек, сдвигать их и искать цвет-ную палочку, соответствую-щую им по длине. Формиро-вать понятия: «Розовая па-лочка -  это 2, голубая -  это 3,  красная -  это 4, желтая -  это 5».  Закрепить знания цифр.  

Часть занятия ФЭМП

2. Д/И Игры – конструиро-вание Выкладывание по образцу

 - Упражнять в различении и названии цвета палочек. Раз-вивать умение работать со схемой, накладывать палоч-ки на их изображения. Раз-вивать умение ориентиро-ваться в пространстве.

    Совместная игровая дея-тельность в вечернее время.

Май

1. Четырехцветный квадрат  В.В.Воскобовича.

- Учить конструировать объемную фигуру по сло-весной инструкции.

  Совместная  игровая дея-тельность в вечернее время

2. Д/И «Считаем флажки»-кораблик Брызг –Брызг

- Формировать навыки сче-та, ориентировка в прост-ранстве и величине

   Индивидуальные занятия

3.  Д/И «Чудесная восьмер-ка»

- Учить детей строить циф-ру опираясь на считалку – подсказку.

  Часть занятия по ФЭМП.

1. Д/И «Кто быстрее найдет»

- Продолжать развивать уме-ние  выделять свойства пред-метов, обобщать предметы по трём свойствам (величина, толщина, цвет), опираясь на карточки – схемы свойств.

 Часть занятия по ФЭМП

2. Д/И «Веселая прогулка»

-  Развивать умение декоди-ровать информацию о свойст-вах  предметов . Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

  Совместная игровая деятель-ность в вечернее время

1.  Выкладывание самостоя-тельно различных изобра-жений

- Развивать воображение, мышление детей.

 - Индивидуальная работа

2. Д/И «Составь поезд» 

-  Учить детей на выбран-ную ребенком палочку - «ва-гончик» сажать столько пас-сажиров (белых кубиков), столько их поместится в ва-гоне, учить отвечать на  во-просы: «Сколько всего ваго-нов?»,  «Какие вагоны по    цвету?», «Сколько пассажи-ров в первом вагоне?» и т.д., выкладывать соответствую-щую цифру.

   Часть занятия по ФЭМП.

2.3. Учебно-методический комплекс

Учебные и методические пособия для педагога и детей:

        Дидактические пособия

- Наборы «Блоки Дьенеша»

-Наборы «Палочки Кюизенера»

-Дидактический альбом «На золотом крыльце…». Авт.-сост. Б.Б.Финкельштейн.- СП-б.: «КОРВЕТ», 2003

-Дидактический альбом «Давайте вместе поиграем» Возраст: 3-7лет. Производи-тель: ООО "Корвет" СПб, 2004

 - Игры В.В. Воскобовича ( 2-х цветный квадрат, 4-х цветный квадрат, «Чудесная восьмерка», «Шнур затейник», «Коврограф «Ларчик», «Кораблик «Брызг - Брызг», «Чудо соты», «Геоконт», «Геовизор», «Чудо крестики»)

   

  Раздаточный и демонстрационный материал:

Таблицы, карточки, схемы, игрушки-персонажи, обручи, веревочки

       Методические пособия:

- Новикова В.П. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера с детьми 3-7  лет»,  Мозаика – Синтез-2010 г

- Панова Е.Н. «Дидактические игры- занятия в ДОУ с блоками Дьенеша в младшем возрасте », Т.Ц Учитель -2006 г

- Библиотека воспитателя «Развивающие  игры Воскобовича», «Сфера»- 2015 г.

- Методические рекомендации к игровому комплексу «Ларчик», Санкт –Петербург -2016 г.

2.4.Список литературы.

1.  Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических

дошкольников: конспект лекций/сост Т.С.Будько Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина - Брест: Издательство БрГУ, 2006

2. Михайлова, Л.З., Иоффэ Э.Н. Математика от трех до шести /Сост. З.А. Михай-лова, Э.Н. Иоффе. – Изд. Детство - Пресс, 2006

3. Воскобович В.В., Харько Т.Г. «Игровая технология интеллектуально-творчес-кого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты», С-Петрбург, 2003.

4.Т.Г.Харько «Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса», ДЕТСТВО-ПРЕСС, С-Петербург, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оформление и использование в работе с детьми младшего дошкольного возраста информационного уголка безопасности дорожного движения

Материал носит как теоретический материал - ориентиры воспитателям при оформлении уголка, так и фотографии с использованием уголка...

Методическая разработка "Нетрадиционная техника рисования и её использование в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Методическая разработка "Нетрадиционная техника рисования и её использование в работе с  детьми младшего дошкольного возраста"....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...

Дополнительная общеразвивающая программа логико - математической направленности для старших дошкольников, на основе использования развивающих технологий: палочек Кюизенера, блоков Дьенеша и игр Воскобовича.

Данный материал представляет вторую часть уже реализованоой дополнительной программы  по логико - математическому направлению, на основе развивающих технологий. В данной публикации представлены м...

План работы по самообразованию на тему: «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста» на 2019-2020 учебный год.

Актуальность выбранной темы       В настоящее время актуальность игровой деятельности  повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидени...

Технология "Говорящая стена" Способы ее использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Правильно организованная предметно - развивающая среда в группе предоставляет каждому ребенку равные возможности для всестороннего развития...