Конспект занятия по развитию экологических представлений в подготовительной группе на тему "Путешествие на Север"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тотоева Марина Леонидовна

Конспект занятия по развитию экологических представлений в подготовительной группе на тему "Путешествие на Север"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_puteshestvie_na_sever.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект  занятия в ДОУ

по Развитию экологических представлений в подготовительной группе на тему: «Путешествие на Север»


Тема занятия: «Путешествие на Север»

Тип занятия: закрепление приобретенных знаний.

Технологии занятия: здоровьесберегающие, игровые технологии, познавательно-исследовательская деятельность.

Цель: закрепить представления детей о природных условиях и природных зонах Севера - арктическая пустыня и тундра,  животном и растительном мире.

Задачи:

Образовательные

  1. Обобщить и систематизировать знания детей об особенностях природных условий  и природных зон: арктическая пустыня, тундра.
  2. Закрепить представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Развивающие

  1. Развивать у детей любознательность, наблюдательность, речь, а также стремление изучать природу Земли и её обитателей.
  2.  Развивать у детей навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные

  1. Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение и любовь к суровому северному краю.

Планируемые результаты: обеспечить усвоение и закрепление  представлений у детей о природных условиях и природных зонах Севера, животном и растительном мире.

Продолжительность: 30 минут.

Участники: дети подготовительной группы.

Возраст обучающихся: 6-7 лет.

Основные понятия: природная зона, арктическая пустыня, тундра, айсберг, северное сияние, животные Севера, растения Севера.

Оборудование и материалы: музыкальная колонка, покрывало (ковер-самолет), плакат «Природные зоны», банка с водой, кусочек льда, презентация «Путешествие на Север», компьютер (ноутбук), экран, проектор, листы бумаги А4, цветные карандаши.

Методы и приёмы работы с детьми: наглядные, словесные, практические.

Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

  1. Организационная часть

Создание положительного настроя, мотивации и интереса к занятию.

3 минуты

  1. Основная часть

Развитие речевой активности  -обогащение речи детей прилагательными, глаголами, характеризующими животных и их места обитания.

Развитие познавательного интереса детей, памяти, мышления.

Развитие эмоционального восприятия и интереса.

20 минут

  1. Заключительная часть

Подведение итога.

7 минут

Ход занятия:

  1. Организационная часть

Дети рассаживаются  полукругом под музыку «Где-то на белом свете…»

Воспитатель:  - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие. А куда именно мы отправимся,  и кто там живет,  вы узнаете из загадок.

Воспитатель: 

Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи, тюлени им соседи.

Кто это? - Белые... (медведи)

Хоть и ест он только мох

В тундре каменистой,

Этот зверь собой неплох

И рога ветвисты. (Северный олень)

Кто в холодном океане,

Словно в теплой пенной ванне,

Может плавать и нырять,

Стаи льдинок разгонять?

Да! Такие виражи

Могут делать лишь... (моржи)

Там, где близко полюса,

Происходят чудеса.

Солнце в небе кругом ходит

И полгода не заходит. (Полярный день)

Белой глыбой ледяной

В океане встал стеной.

Знает каждый капитан,

Как опасен великан. (Айсберг)

 

Как красивы полюса,

Там сверкают небеса!

Яркий всполох там и тут,

Только это не салют. (Полярное сияние)

Воспитатель:  - Ну что, ребята, догадались куда я хочу вас сегодня пригласить?

Дети: - На Север.

  1. Основная часть

  Воспитатель: - Молодцы! Все верно. Именно в этот суровый, холодный край – царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда мы сегодня с вами и отправимся. (Слайд 2)

- Садитесь на наш ковер-самолет, ведь только на нём мы сможем быстро долететь до этого сурового края. (Дети устраиваются на ковре-самолете, звучит музыка)

Воспитатель:  - Ребята, вот мы и долетели. Напомните мне, пожалуйста, из каких двух природных зон складывается Север нашей страны? ( Плакат «Природные зоны»)

Дети: - Арктики и тундры.

Воспитатель: - Ребята, а я что-то еще вижу впереди! Посмотрите на экран. Что это? (Слайд 3) 

Дети: - Это айсберг.

Воспитатель: - Правильно! Это плавающие гигантские ледяные горы.

- Большая часть айсбергов прячется под водой, над поверхностью выступает лишь небольшая ледяная гора. Сейчас мы с вами проведем опыт.

Опыт: В банку с водой помещают большой кусок льда.

Воспитатель: - Утонул он?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - Почему?

Дети: - Лед легче воды.

Воспитатель: - Этим айсберги очень опасны для кораблей, так как нижней части айсберга не видно, а она намного больше видимой части.

- В лучах солнца айсберги переливаются разными цветами, как огромные кристаллы: они становятся то зелеными, то голубыми, то кажутся алыми.

- Летим дальше!

Воспитатель: -  Ребята, мне кажется, что я вижу впереди хозяина бескрайних снежных пустынь! Как вы думаете, кто это? (Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, это белый медведь. (Слайд 4)

- Как он выглядит? Опишите мне его.

Дети: - Это огромный зверь, самый крупный хищник на нашей планете.

Воспитатель: - А еще у него огромные лапы, крупная голова, черный нос и небольшие, но очень внимательные, умные глаза. У полярного медведя великолепный мех. Ему не страшны даже самые лютые морозы. Белые медведи – настоящие чистюли! После того как они полакомились свежей рыбкой или тюленьим мясом, моются в воде или тщательно очищают снегом остатки пищи со своей шерсти.

Воспитатель: - Как вы думаете, почему эти полярные жители должны содержать свой мех в идеальной чистоте? (Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно! Грязный мех заметен на белом снегу и может помешать медведям охотиться.

Воспитатель: - А теперь, ребята, отгадайте загадку.

Этот зверь – пловец прекрасный, вместо лап у зверя ласты,

В море плавает весь день, угадайте, кто? (Тюлень). (Слайд 5)

Воспитатель: - Почему тюленей относят к ластоногим животным?

Дети: - Потому что у них вместо ног ласты. 

Воспитатель: - Все верно! Они помогают этим морским животным хорошо плавать и ловко нырять. Тюлени – чуткие животные. У них прекрасный слух и отличное зрение. Их главный враг – громадные белые медведи. Тюлени знают, что белый медведь – хороший охотник, он может очень долго сидеть возле ледяной лунки и ждать, когда морской зверь высунет в лунку голову.

Воспитатель: - А у каких животных еще есть ласты? (Ответы детей). (Слайд 6)

Воспитатель: - Верно! А зачем моржам клыки?

Дети: - Защищаться от врагов. 

Воспитатель: - Правильно! А еще клыками они выкапывают пищу и  цепляются ими за льдину, вылезая на поверхность.

- А теперь представьте себе, что мы идем по глубокому снегу, а местами скользим по льду.

Физкультминутка «На севере»

По ледяной пустыне (идут по кругу вперевалочку, медленно)

Медведица идет.

За нею медвежата (убыстряют шаг)

Торопятся вперед.

Трещит мороз жестокий, (обнимают себя руками)

Повсюду снег и лед. (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)

По полынье холодной

За нерпой морж плывет. (идут, делают гребки руками)

Бегут, спешат олени, (руки скрестно над головой – «рога)

Бегут им виден путь едва (высоко поднимая колени)

Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)

Полярная сова.

Воспитатель: - А сейчас, те ребята, которые внимательно делами физкультминутку,  быстро смогут мне назвать  животных, которых мы можем встретить в тундре.

Дети: - Северного оленя, полярную сову.

Воспитатель: - А кого еще?

Дети: - песца, лемминга.

    Воспитатель: - Какие вы у меня молодцы, все знаете! А раз так, то давайте поиграем в веселую игру «Кто живет на Севере». Сейчас я буду называть разных животных, а вы выбирайте только тех, кто живет в Арктике и тундре. Если живут – хлопайте в ладоши, если нет – не хлопайте.

Игра: «Кто живет на Севере»

Белка, лисица, жираф, бегемот,

Заяц, олень, крокодил, носорог,

Волки, верблюды, моржи и тюлени,

Полярные совы, песцы, белые медведи.

Воспитатель: - А кто знает, как выглядят северный олень? (Слайд 7)

Дети: - Могучий, ветвистые рога, густая шерсть, недлинные ноги с широкими копытами.

Воспитатель: - Ребята, а если есть олени, значит должна быть и растительность. Что же растет в тундре? (Слайды 8, 9)

Дети: - Мох, лишайник, карликовая береза.

Воспитатель: - Правильно! В тундре, как и везде, тоже бывает лето, но оно очень короткое. И все же там  успевают поспеть ягоды. Какие, назовите их? (Слайды 10, 11, 12, 13)

Дети: - Клюква, морошка, брусника, голубика.

Воспитатель: - Как вы думаете, почему березки в тундре совсем другие-маленькие и тоненькие, словно тростинки? А нашу березу сравнивают с девицей-красавицей. Она высокая и стройная.

Дети: - Потому что здесь им не хватает питательных веществ, тепла и света.

Воспитатель: - Ребята, скажите, а  какое необычное явление можно увидеть на Севере? (Ответы детей) (Слайд 14)

Воспитатель: - Правильно - северное сияние.

3. Заключительная часть

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на ваших столах лежат обычные листочки. Я хочу вам предложить превратиться в волшебников и самим создать северное сияние, чтобы всем бесстрашным путешественникам, которые отправились на Север, оно освещало путь. (Далее идёт продуктивная деятельность детей, которая сопровождается индивидуальными консультациями педагога)

Воспитатель: - Какая красота у вас получилась! Теперь ни один путешественник не заблудиться!

Воспитатель: - Расскажите мне, что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии? Каких животных Севера вы увидели? Чем они питаются? Чему вы удивились? О чем узнали впервые? Где бы вы еще хотели побывать? (Ответы детей)

Список использованной литературы

  1. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.:ТЦ Сфера, 2010.-144 с.
  2. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников.- М.: Инфра-М, 2018.
  3. Чернякова В. Экологическая работа в ДОУ. - М.:ТЦ Сфера, 2008.-145 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию экологических представлений в подготовительной группе. Тема: «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь».

Цель: Расширить и закрепить знание детей о насекомых: бабочке, муравье, червяке земляном, пчеле- месте их обитания, характерных особенностей, поведение в природе и их пользе....

Конспект нод по развитию экологических представлений в подготовительной группе «Древние животные»

Программное содержание:1.    Продолжать знакомить детей с древними животными, обитающими в океане (беспозвоночными, рыбами).2.    Продолжать осваивать действие построения...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений в подготовительной группе «Путешествие в лес».

Занятие способствует накоплению и обогащению представлений детей старшего дошкольного возраста о лесе и его обитателях....

Система занятий по развитию экологических представлений детей подготовительной группы с использованием моделирования.

представлены три занятия по развитию познавательной активности в эекологическом воспитании средствами моделирования...