Конспект занятия по формированию экологических представлений в подготовительной группе. Тема: «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь».
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

Серебрякова Татьяна Михайловна

Цель: Расширить и закрепить знание детей о насекомых: бабочке, муравье, червяке земляном, пчеле- месте их обитания, характерных особенностей, поведение в природе и их пользе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию экологических

представлений у детей второй младшей группы.

Тема: «Маленькие помощники человека».

Автор: Серебрякова Татьяна Михайловна

Цель: Расширить и закрепить знание детей о насекомых: бабочке, муравье, червяке земляном, пчеле- месте их обитания, характерных особенностей, поведение в природе и их пользе.

Познакомить детей с обобщающем словом: насекомые, активизировать в речи у детей слова: нектар, улей, муравейник.

Воспитывать у детей любовь к природе родного края, бережное отношение к маленьким обитателем Земли.

Материал: Макеты цветов, травы, лесной поляны, улей, холмик-домик червяка. Шапочки пчел для каждого ребенка, маска медведя, мед. Из папье-маше- бабочки, червяк, муравей; кружки бумажные, цветы для игры.

Предварительная работа: Наблюдение за червяками на клумбе, разучивание игры «Медведь и пчела», инсценирование стихотворения «Пчелы».

Методы и приемы:

Игровые действия, рассматривания, вопросы, художественное слово, беседа.

                                                       Ход занятия

Воспитатель:  Дети, посмотрите все сюда. Перед нами необычная, красивая поляна. Скажите мне, что растет на поляне?

Дети: Деревья, цветы, трава.

Воспитатель: А как вы думаете, здесь кто-нибудь живет?

Дети: Жучки, бабочки.

Воспитатель: А кому нужны цветы?

Дети: Пчелкам, бабочкам.

Воспитатель: Правильно, а вот и на нашу поляну прилетела красивая бабочка. На какой она цветок села?

Дети: Одуванчик.

Воспитатель: Опустилась бабочка на одуванчик и замерла, точно заснула на пушистой желтой подушечке. Весной, как только пригреет солнышко- бабочка тут как тут, она вылетает первой. И все ей рады, ведь она на своих крылышках несет весну.

Посмотрите, дети, что это у бабочки?

Дети: Крылышки, туловище (если дети затрудняются, то воспитатель называет сам).

Воспитатель:  Молодцы, дети, бабочки украшают наши парки, луга, леса. Они очень красивые и поэтому бабочек нельзя ловить, убивать.

Посмотрите, дети сюда. Здесь под елочкой большой город, где каждый занят своей работой.

«На поляне возле елок

    дом построен из иголок.

За травой не виден он,

        а жильцов в нем миллион».

Воспитатель: Кто же здесь трудится?

Дети:  Муравьи.

Воспитатель:  Правильно, трудятся здесь муравьи. Посмотрите, какой у них большой домик. Его называют муравейником. Давайте все вместе повторим - муравейник. В яркий солнечный день кипит здесь работа. Муравьи куда – то спешат, торопятся, входят и выходят через круглые дырки-ворота на поверхность. Муравьи маленькие, но трудолюбивые.

 Ой, птица прилетела на муравейник. Как вы думаете, почему она сидит на муравейнике?

Дети, муравьи лечат птиц. Они вытаскивают из ее крылышек маленьких жучков, которые мешают ей.

Муравьи - безобидные, полезные жители, они санитары леса. Поэтому муравейники нельзя разорять.

Воспитатель:  Посмотрите, кто ползет навстречу муравью?

Дети:  Червяк.

Воспитатель:  Скажите, где живет червяк?

Дети: В земле.

 Воспитатель:  Видите, бугорок из земли? Это червяк насыпал, когда вылезал наверх, чтобы подышать. А какие длинные ходы под землей он сделал? Как вы думаете, для чего он это делает? А для того, чтобы земля была мягкой, рыхлой. Посмотрите, что растет на поляне?

Дети: Цветы, трава.

Воспитатель: Вот для них и нужна мягкая земля, чтобы цветы лучше росли. Всем растениям нужна работа червяка. И если бы цветы умели говорить, то они бы сказали червякам – спасибо! Вот поэтому червяков нельзя топтать, давить.

В. З-з-з… Домовитая хозяйка

Пролетает над полянкой,

Похлопочет над цветком

                                       Он поделится медком.

Воспитатель: Кто это, дети, прилетел на полянку?

Дети: пчела.

Воспитатель: А где живет пчела?

Дети: В домике.

Воспитатель:  Да, каждая пчела живет в своем домике. Этот домик называется – улей. Как называется этот домик? (Ответы детей).

Видите, пчела  перелетает с одного цветка на другой. Что она делает?

Дети: Собирает мед.

Воспитатель:  Пчелка собирает нектар с этих цветков. Нектар – это душистая, сладкая жидкость. Из нее потом пчела делает мед. Сладкий, вкусный мед очень полезен детям и взрослым. Когда мы кашляем, чихаем, когда у нас болит горло, то можно лечиться медом.

А сейчас мы с вами поиграем. Вы будете пчелками, а я мамой-пчелой.

Воспитатель: Полетели пчелка собирать мед с цветочков.

    Мишка-медведь идет

    Мед у пчелок унесет.

    Пчелки домой!

(Дети летают с цветка на цветок, приседают, как пчелы). Появляется медведь. Он рычит. Дети убегают в домик- улей.

Дети: Этот улей-домик наш

           Уходи медведь от нас.

            З-з-з…

Ушел медведь к себе в лес. Прилетели пчелки к маме. Только одна пчелка осталась на лужайке. Дальше проходит инсценирование.

«Села в полдень искристый

 Пчелка в клевер душистый

                                      Снял шалун колпачок

                                      И накрыл им цветок».

Мальчик бегает по поляне, видит пчелку и ловит ее.

Пчелка-девочка: «З-з-з». Не ломай мой цветок

Дай собрать мне медок

                                        Им ведь всех и тебя

                                        Угощать буду я!»

Пчелка угощает мальчика и всех детей.

Воспитатель:  Посмотрите, дети, на нашу поляну, куда это все насекомые делись?

Дети: Улетели, спрятались.

Воспитатель: Кого они испугались?

Дети: Медведя.

Воспитатель:  Давайте поможем насекомым найти свои домики. Кто хочет помочь?

Желающие дети расставляют насекомых около своих домиков. При этом воспитатель спрашивает детей, закрепляет новые слова.

Воспитатель:  Ну вот, все насекомые нашли свое место, где они живут. Бабочки, жуки, пчелы, муравьи, червяки - все они наши маленькие помощники. Их нужно беречь, т.к. они приносят пользу природе.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Итоговая работа на тему: “ Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся” по курсу повышения квалификации по ИОЧ “ Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования” время обучения: 1сессия: 04.03-09.03.2013г. 2сессия: 18.03-22.03.2013г. Выполнила Серебрякова Татьяна Михайловна Воспитатель ГБОУ СОШ №5 “ ОЦ” Лидер” С/П ДС “СКАЗКА” Самара, 2013 г.

Слайд 2

1. Анализ недостатков в результатах в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. Анализируя состояние современного дошкольного образования, изначально следует рассмотреть ранее существовавшие концепции его развития. Основой дошкольного воспитания являлась учебно-дисциплинарная модель взаимодействия взрослых и детей, основной целью, которой было вооружение детей знаниями, умениями, навыками и способами общения - наставления. Наказания, нотации, окрик. Образовательный процесс ориентировался на формирование у дошкольников определенного спектра знаний, умений и навыков, режим дня был строго регламентирован, а игра использовалась лишь в качестве дидактического дополнения к образовательному процессу. Что в итоге приводило к перегрузке детей и впоследствии к снижению качества образования. Российская система воспитания и образования, существующая долгие годы, в наше время уже не может отвечать современным требованиям и веяньям. Так система воспитания, основанная на освоении социального опыта предшествующих поколений и его передачи следующим поколениям, приводит к восприятию ребенка как объекта воздействия. А система образования, основанная на принципах унификации учебно-воспитательного процесса, не может вести к формированию свободной, активной и творческой личности. В условиях изменения российского общества, коренных преобразований во всех его сферах, изменения содержания и характера труда, необходимы новые подходы для выработки необходимой стратегии развития общества. Нужно уметь критически анализировать варианты социально-экономического и политического поведения, сделать это может только творчески и свободно мыслящая личность, обладающая высокой культурой и постоянно обновляющимися и пополняющимися знаниями. Более того, в условиях нестабильного развития российского общества, система воспитания и образования подрастающего поколения не обеспечивает эффективной адаптации детей к социуму. Таким образом, сегодня актуальной является потребность общества в людях, способных активно и конструктивно решать социально-экономические, политические и культурные противоречия, проявлять инициативу и творческий подход.

Слайд 3

Развитие такой личности может быть осуществлено путем приобщения ребенка не только к всеобщим правилам, нормам, ценностям, но и побуждение его к самовоспитанию и саморазвитию. В процессе анализа изменения в основном процессе необходимо сравнить две модели организации образовательного процесса до введения Федеральных Государственных Требований (далее – ФГТ) и по ФГТ: - Изначально сравним две модели с позиции ребенка: до ФГТ ребенок - это объект воздействий взрослого человека (взрослый манипулирует ребенком, занимая более активную позицию; по ФГТ ребенок выступает в роли объекта взаимодействия со взрослым (ребенок равноценен взрослому и не менее активен). - Регламентированность: До ФГТ - большая регламентированность образовательного процесса, использование готовых образцов и шаблонов; по ФГТ - гибкость в организации образовательного процесса, учет потребностей и интересов детей. - По форме организации деятельности: до ФГТ - основная форма - учебное занятие, основная деятельность - учебная; по ФГТ - организация детской деятельности в различных, адекватных дошкольному возрасту формах. - Преобладающие методы: до ФГТ монолог взрослого (преобладание словесных методов работы), рассадка “взрослый напротив ребенка”; по ФГТ диалог (общение) взрослого и ребенка, рассадка взрослых и детей “по кругу”. - Участие ребенка в образовательном процессе: до ФГТ - обязательность участия в образовательном процессе. Основной мотив участия в образовательном процессе - авторитет взрослых (педагога, родителей); по ФГТ - необязательность участия. Основной мотив участия (неучастия) в образовательном процессе - наличие (отсутствие) интереса у ребенка. Однако, реализуя основную общеобразовательную программу дошкольного образования непременно можно столкнуться с рядом недостатков: * Недостаточное методическое и информационное обеспечение дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ) необходимое для процесса внедрения Федеральных государственных требований. ФГТ вошел в систему дошкольного образования без пакета сопутствующих документов, которые необходимы педагогам для его реализации на практике. Вследствие этого в настоящее время и наука, и практика переживают сложный переходный период, из-за затруднений полноценного введения приказа в действие.

Слайд 4

Нехватка грамотно разработанных методических пособий и материалов, помогающих реализовать ФГТ. В методической литературе нет синхронности комплексно-тематического планирования и проведения непосредственно-образовательной деятельности. * Необходимость изменения сознания педагогических кадров. В нашем современном обществе люди, работающие в системе образования, учились еще в советской школе, где приоритетом было формирование знаний, умений и навыков. Фундаментальные знания были необходимы. Однако только обладающий инновационным стилем мышления педагог может произвести модернизацию педагогических технологий. Поэтому, обновив структуру образовательных стандартов, организовав работу по содержанию требований к образовательной программе, условиям их предоставления к результатам освоения для обеспечения перехода на новый стандарт следует изменить систему повышения квалификации и переподготовки педагогов, основной базой которой будет развитие творческого мышления педагога. До ФГТ По ФГТ - ребенок – объект воздействия взрослого человека; - регламентированность образовательного процесса; - использование готовых шаблонов; - основная деятельность – учебная; - монолог взрослого как средство общения с ребенком; - обязательность участия в образовательных процессах. - ребенок - равноценен взрослому; - гибкость в организации образовательного процесса; - учет потребностей и интересов детей; - организация детской деятельности в различных, адекватных формах; - диалог взрослого и ребенка; - необязательность участия в образовательных процессах.

Слайд 5

Исходя из недостатков, возникших в системе дошкольного образования, хочется сказать о недостатках, проявившихся в различных его областях. Конкретно рассмотрим образовательную область - “Безопасность”, которая направлена на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). В процессе воспитания безопасного поведения дошкольников учитываются следующие факторы: - не заучивание с детьми явлений в окружающем нас мире природы, а формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; - не шаблонная и эпизодическая работа с детьми на тему экологии, а воспитание в детях понимания природы как единого организма, частью которого является человек; - не ограничиваться словами и показами картинок, а проводить целевые прогулки, наблюдение у реального водоема (леса, парка), рассматривать и обыгрывать ситуации, давать объяснения, разъяснения, вовлекать детей в процесс наблюдения, вызывать интерес к происходящему вокруг; - систематическое использование каждой возможности для полного усвоения детьми правил, особенностей поведения; - развитие осторожности, внимания, наблюдательности, реакции, ориентированности, и т. д.- качеств нужных детям для безопасного поведения в окружающем мире природы; - использование всех возможных (доступных) форм, методов и приемов работы с детьми; - формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Недостатками данной области можно считать: - недостаточное использование всех возможных форм, методов и приемов работы с детьми из-за их недоступности; - необходимость повышения квалификации педагога; - отрицательный пример со стороны взрослых; - недостаточность использования всех возможных форм, методов и приемов работы с детьми из-за их недоступности; - необходимость повышения квалификации педагога; - отрицательный пример взрослых.

Слайд 6

Анализ недостатков в результатах в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности Рассказ и показ картинок Обучение правилам поведения в мире природы Запрет на определенные действия Наблюдение в парке, на прогулке Учить понимать происходящее Учить предвидеть ситуацию

Слайд 7

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в наше время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек-это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной деятельности. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе они, ПОГУБЯТ СЕБЯ. А для того, чтобы этого не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью, они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Слайд 8

3. Описание новых образовательных результатов сформированных у обучающихся. Под образовательным результатом следует понимать совокупность интегративных качеств, которыми должен обладать ребенок по окончанию ДОУ: - осознанное отношение к вопросам сохранения живой природы; - формирование конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы; - способность воспринимать и глубоко чувствовать красоту окружающего мира; - умение бережно относиться к растениям и животным; - умение узнавать лекарственные растения; - знание правил поведения в лесу, парке, около водоема; - умение заботиться о своем здоровье и соблюдать правила поведения в окружающем мире природы; - способность действовать в случаях чрезвычайных ситуациях (природных катаклизмах). Описание новых образовательных результатов сформированных у обучающихся: - осознанное отношение к вопросам сохранения живой природы; - формирование конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы; - способность воспринимать и глубоко чувствовать красоту окружающего мира; - умение бережно относиться к растениям и животным; - умение узнавать лекарственные растения; - знание правил поведения в лесу, парке, около водоема; - умение заботиться о своем здоровье и соблюдать правила поведения в окружающем мире природы; - способность действовать в случаях чрезвычайных ситуациях (природных катаклизмах).

Слайд 9

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроль). Работа по формированию у детей экологического сознания ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Следует проводить беседы диспуты, тренинги на темы: - “Посмотри, как хорош Мир, в котором ты живешь”. - “Путешествие в мир лекарственных растений”. - “Загадочный лес”. - “Правила поведения на лугу, в лесу, около водоема”. - “Опасные насекомые”. - “Научись себя беречь”. - “Войди в природу другом”. - “Съедобное и несъедобное на полянке”. - “Растения, которые “кусаются”. Формой обучения детей безопасному поведению в природе является игровая деятельность. Она учит умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстрой реакции, различать объекты живой и неживой природы. Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так игры драматизации. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ. А игры драматизации помогают моделировать типовые ситуации. В процессе обучения детей правилам безопасного поведения в природе, значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике различные объекты природы (растения, насекомые), закрепляют ранее полученные знания.

Слайд 10

Кроме того, деятельность по формированию экологического сознания у дошкольников нельзя ограничивать рамками детского сада. Важная роль в формировании у детей правильного поведения в природе принадлежит родителям. Поэтому необходимо тесное сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Довести до сведений родителей учебную программу, дать рекомендации, как вести себя в окружающем мире природы, какие проводить наблюдения. Также разработана система сотрудничества педагогического коллектива и родителей по экологическому воспитанию дошкольников. - наглядная агитация – листовки (описание правил поведений в природе); - экологические газеты на темы: “Юный исследователь”, “Интересное рядом”; - домашнее задание (ребусы, кроссворды, описание опытов); - анкетирование; - обобщение опыта семейного воспитания “Наш друг природа”. Для более успешной организации работы в сфере экологического воспитания детей дошкольного возраста на базе детского сада создана экологическая кафедра, объединяющая воспитателей, которым интересна проблема экологии. Главной задачей работы данной кафедры является: - обеспечение профессионального, культурного и творческого роста педагогов ДОУ; - активизация и повышение эффективности работы педагогов по экологическому воспитанию среди воспитанников ДОУ и их родителей. - распространение экологических знаний среди педагогов и родителей в рамках экологического всеобуча. - пропаганда экологических знаний среди детей экоагитбригады “Росточек”.

Слайд 11

Характеристика изменений в образовательном процессе Воспитательно-образовательный процесс: Игровая деятельность. Диспуты. Тренинги. Целевые прогулки и экскурсии. Работа с родителями. Создание экологической кафедры. Мониторинг.

Слайд 12

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, нормативно-правовые, информационные, организаторские). Достижению новых образовательных результатов способствуют новые условия: 1. Кадровые: повышение квалификации педагогов. 2. Научно-методические: В работе с детьми использовать программу С.Н.Николаевой “Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве”. “ Сценарии занятий по экологическому воспитанию Горького Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А.”. “ Экологические проекты в детском саду” Масленникова О.М., А.А. Филиппенко. Методические разработки занятий: “Красная книга России”, “Лекарственные растения”, “Насекомые”, “Птицы нашего края”. Детско-родительский проект “На прогулке в лесу”. 3. Нормативно-правовые: планирование в годовом плане ДОУ мероприятий: *Открытое мероприятие “Прогулка в лес”. *Развлечение - выступление агитбригады “Росточек”. *Экологическая сказка на новый лад “Репка”. В календарно-тематический план включать: недели “Дары леса”, “Берегите елочку”, ”Покормите птиц зимой”. 4. Материально-технические: Проектор. Компьютер.

Слайд 13

5. Информационные: *Библиотека методической и художественной литературы. *Информационные стенды по правилам безопасного поведения в окружающем мире природы в фойе ДОУ. *Плакаты. *Сюжетные картинки, отражающие опасные ситуации в природе. *Видеотека мультфильмов на тему “Правила поведения в природе”. *Мультимедийные технологии. 6. Организационные: Организовать консультации для родителей на тему: ”Дети и экология”, “Берегите природу!”, ”В царстве лекарственных растений”, ”Играя, познаем мир природы”. Организовать тематическую встречу с лесничим.

Слайд 14

УГРОЗЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ДЕТЕЙ Ядовитые растения Хищные животные Природные явления. Стихийные бедствия Хищные рыбы Ядовитые пресмыкающиеся Ядовитые насекомые

Слайд 15

Какой гриб не нужно Красной шапочке класть в корзину?

Слайд 16

Какое растение поможет Красной шапочке вылечить горло у бабушки?

Слайд 17

Какое насекомое может быть опасным для Красной шапочки ?

Слайд 18

Какие могут быть последствия для окружающей природы, если не потушить костер?



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию экологических

представлений в подготовительной группе.

Тема: «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь».

Автор: Серебрякова Татьяна Михайловна

Цель: Закрепить представление о взаимосвязи и взаимозависимости мира растений и мира животных, о месте человека в окружающем мире. Познакомить детей с разнообразием растений на летнем лугу. Учить беречь и ценить красоту природы, использую художественное слово. Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен. Дать детям представление о правилах сбора грибов. Прививать детям культуру поведения в лесу, учить, бережно относиться ко всему, что там растет и живет. Напомнить детям о разнообразных дарах, которые дает лес человеку, воспитывать любовь к природе, родному краю, эстетичный вкус.

Словарь: Царство растений, царство животных, мхи, лишайники, чудеса, путешественники,  родной край, облепиха, саксаул, баобаб, каштан, платан, кипарис, алыча, лисички, подосиновики, опята, маслята, сыроежки, подберезовики, мухомор, ядовитый гриб, съедобный, лекарственные растения.

Материал: Картины природы, макеты грибов, картины цветов, лекарственных растений.

Предварительная работа: Чтение рассказов о природе, загадывание загадок о деревьях, грибах, цветах, лекарственных травах растущих в нашем крае, картины, экскурсии в лес, поле, на водоем. Изготовление  табличек.

Ход занятия

Дети входят, садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня будет необычное занятие, занятие-путешествие, а вы станете самыми настоящими путешественниками. А посетим мы сегодня «Царство» но не сказочное, а настоящее. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Есть на нашей земле два царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что давно уже одно без другого обойтись не могут. Живут они на одной территории и все у них общее: и земля, и реки, и моря, и воздух. А называются они так: «Царство растений» и «Царство животных». И сегодня нам предстоит посетить «Царство растений». А чтобы нам было удобнее  познакомиться с его обитателями, я приглашаю вас на экскурсию в лес.

Под музыку дети переходят на ковер.

Воспитатель:  Дом со всех сторон открыт

                           Он резною крышей крыт

                           Заходи в зеленый дом

                           Чудеса увидишь в нем.

Ребята, лес- это большой дом, а кто же в нем живет?

Дети: Растения, животные, насекомые, птицы.

Воспитатель: Давайте с ними познакомимся поближе. Деревья и кустарники, и другие растения – это удивительное творение природы, недаром в народе говорят «Растения-земли украшение. Я хочу предложить вам веселую игру «ЧТО РАСТЕТ В РОДНОМ КРАЮ». Сейчас я буду называть названия растений и кустарников, а вы выберете только те, что растут у нас в Кинеле. Если растут - хлопайте в ладоши, если нет - молчите.

Итак, да - хлопок,  нет – молчок.

ИГРА: Яблоня, груша,  малина,  мимоза. Саксаул, облепиха, береза. Вишня, черешня, лимон, апельсин. Липа, клен, баобаб, мандарин. Слива, осина, каштан. Кофе, рябина, платан. Дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна, каланча.                              

Воспитатель: Молодцы ребята, никто не ошибся. В царстве растений много жителей. Самые большие - деревья, поменьше - кустарники. А какие самые маленькие?

Дети: Мхи, лишайники, грибы, травы.

Воспитатель: Сейчас проверим, как вы знаете грибы, а для этого нужно отгадать загадки:

Растут в лесу сестрички, рыжие…(ЛИСИЧКИ)

Я в красной шапочке, расту под стройною осиной, меня узнаешь за версту, зовусь я…(ПОДОСИНОВИК)

Эти дружные ребята на пеньке растут в лесу, называют их…(ОПЯТА)

средь молодых сосенок в блестящей темной шапочке растет грибок…(МАСЛЕНОК)

люблю я в разных шапках быть, то в желтой, то в зеленоватой, то в красной или сероватой. Собирай не мешкай это…(СЫРОЕЖКА)

серенькие шапки, рябенькие ножки. Под березою растут, как их зовут…(ПОДБЕРЕЗОВИК)

А этот красавец на беленькой ножке. Он в красненькой шляпке на беленькой ножке, на шляпке горошки.. (МУХОМОР)

У него невзрачный вид, валанчик на ножке его не украсил. Ты не трогай этот гриб. Учти - он очень ядовит! Смотри не бери его с полянки! Его называют…(БЛЕДНОЙ ПОГАНКОЙ)

Вам было интересно собирать грибы? А кто знает, как собирать грибы?

Дети: Аккуратно, срезать только шапочку что бы на следующий год грибы выросли снова.

Воспитатель: Главное не нарушать места, где растут грибы. Если гриб нечем срезать, это не беда. Его можно раскачать, а затем аккуратно вывернуть из земли вместе с ножкой. Все листочки и хворостинки должны оставаться нетронутыми, а полянки, на которых они росли нетронутыми и неповрежденными. Если гриб оказался червивым, разломай его шляпку на несколько частей, и разбросай в разные стороны. Его споры прорастут на новом месте, будет больше грибов. А можно топтать ядовитые грибы? почему?

Дети: Птицы и животные ими лечатся.

Воспитатель: Прошли мы с вами по лесу, вышли на полянку

                          Давайте пройдем медленно по лугу

     И «Здравствуй» скажем, каждому цветку

                          Я должен над цветами наклониться

Не для того чтоб срезать, иль сорвать

                          А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Давайте вспомним стихи о цветах, растущих на наших полянках и лугах.

1-й ребенок:  Ромашка, ромашка – душистый цветок

Желтая серединка, белый лепесток

2-й ребенок:  Вот нивяник, что с ромашкой дети путают порой

Он высокий и красивый с желто-белой головой.

3-й ребенок:  Одуванчик молодой, был как солнце золотой

Не боялся ничего, даже ветра самого!

4-й ребенок:  Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.

Колокольчики цветы очень вежливы, а ты?

Воспитатель: Ребята, а как можно одним словом назвать все цветы, о которых сейчас были рассказаны стихи? Правильно. А какие еще лекарственные растения вы знаете?

Дети: Мать-и-мачеха, череда, тысячелистник, подорожник.

Воспитатель: Молодцы! Все царство растений нуждается в защите. Животные оберегают растения от болезней и вредителей. Бабочки шмели и осы помогают им общаться между собой. А чем мы с вами можем помочь природе? Мы должны знать правила поведения человека на природе и соблюдать их. Воспитатель показывает картинки, а дети угадывают и отвечают:

не разоряй муравейники, муравьи – санитары леса.

не рви паутину в лесу, пауки уничтожают вредных насекомых.

не топчи грибы, даже ядовитые, ими лечатся лесные жители.

в лесу ходи по тропинкам т.к. в траве живет множество полезных насекомых, которых ты можешь растоптать.

не разжигай костры на траве вблизи деревьев, ты погубишь самых маленьких жителей леса.

не бери детенышей зверей домой, о них позаботятся взрослые родители.

не разоряй птичьи гнезда и не бери яйца в руки, по твоим следам может найти гнездо хищное животное и съесть.

не рви букеты цветов, среди них могут оказаться редкие и исчезающие виды растений.

не лови бабочек, они украшение нашей природы.

 не руби в лесу зря деревья. Каждое дерево – это комната в большом доме лесных жителей.

Воспитатель: Молодцы дети, вы настоящие друзья природы.

Вот и кончилось наше путешествие, давайте вернемся в группу и продолжим занятие

ДЕТИ САДЯТСЯ НА СТУЛЬЧИКИ

Воспитатель: Дети, понравилось вам в лесу?

Красота леса, его чудесная природа вдохновляла поэтов, композиторов, и художников на творчество. О лесе и природе написано множество произведений: давайте пройдем в картинную галерею и рассмотрим картины, посвященные лесу, природе. Красиво, правда? Композиторы через музыку передавали свои чувства и любовь к природе. Внимательно рассмотрите картины и послушайте музыкальное произведение. Подумайте, к какой картине оно подходит больше всего? Почему?

Дети отвечают.  

Воспитатель:  А сейчас посмотрите на столы перед вами две полянки, украсьте их как настоящие художники.

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном

Только здесь леса шумят

Птиц, скликая перелетных

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивлено

Береги свою планету

Ведь другой на свете НЕТУ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию экологических представлений в средней группе на тему: "Лесное царство" (ОО "Познание")

Цель занятия Уточнить и расширить представления детей о лесе. Занятие начинается с отгадывания загадок про деревья, затем проводится игра с листочками, потом "с какого дерева листок"После игр снова от...

Конспект занятия по формированию экологических представлений в старшей группе на тему: "Царство лекарственных растений" (ОО "Познание")

Данное занятие расширяет знания детей о лекарственных растениях: ромашка, подорожник, крапива, бессмертник, одуванчик. Закрепляются умения отгадывать загадки о растениях, а также практические навыки р...

Конспект занятия по формированию экологических представлений в старшей группе на тему: "Черенкование растений" (ОО "Познание")

Вначале занятия идет беседа о комнатных растениях, как за ними ухаживать, из чего можно вырастить растение. Затем воспитатель показывает и рассказывает каким образом правильно посадить черенок. Затем ...

Конспект занятия по формированию экологических представлений в младшей группе на тему: "Солнышко, солнышко выгляни в окошко..."

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе на тему: "Солнышко, солнышко выгляни в окошко..."...

Конспект занятия по формированию экологических представлений в старшей группе

Конспект занятия по формированию экологических представленийв старшей группеТема: «Волшебница вода»...

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме: «Посмотри, как хорош Край, в котором ты живешь»

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по теме:«Посмотри, как хорош Край, в котором ты живешь»...

Конспект занятия по развитию экологических представлений в подготовительной группе на тему "Путешествие на Север"

Конспект занятия по развитию экологических представлений в подготовительной группе на тему "Путешествие на Север"...