Конспект занятия по формированию экологических представлений в средней группе на тему: "Лесное царство" (ОО "Познание")
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Чуприна Ольга Николаевна

Цель занятия Уточнить и расширить представления детей о лесе. Занятие начинается с отгадывания загадок про деревья, затем проводится игра с листочками, потом "с какого дерева листок"После игр снова отгадывание загадок про ягоды, грибы, орехи. Небольшая беседа о лесе, как источнике всевозможного ценного сырья.Чтение стихотворения А. Рождественской про лес и заканчиваем занятие рисованием леса: хвойного или лиственного. (анализ рисунков проводим вместе с детьми)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesn.carstvo_2.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

: «Лесное царство»

Цель: Уточнить и расширить представления детей о лесе.

Задачи:

в области «Познания»: продолжать рассказывать о многообразии деревьев, ягод и других дарах в лесу, закрепить представления детей о лесе.

в области «коммуникации»: закрепить названия деревьев в лесу, напомнить о разнообразных дарах, которые дает человеку лес.

в области «социализации»: Прививать детям культуру поведения в лесу, учить бережно относиться ко всему, что там  растет.

в области «Художественного творчества»: учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие, маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривленные). Учить по - разному изображать деревья, траву, листья. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация».

Активизация словаря: деревья осина, дуб, рябина, береза, лиственный лес, хвойный лес.

Форма организации: фронтально

Музыкальный ряд: спокойная музыка

Зрительный ряд: иллюстрации лиственного леса и хвойного.

Категория возраста: 4-5 л.

Оборудование и материалы: дидактический материал «Деревья и плоды», «Первые весенние цветы», иллюстрация земляники, ореха лесного, грибов, альбомные листы, цветные карандаши,

Предварительная работа: беседа об изменениях в природе при смене времен года, наблюдение за деревьями, за изменениями цвета листвы, чтение стихов о лесе, сбор листьев, шишек, желудей, прогулка с родителями в лес

Ход занятия :

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда- вы можете догадаться, отгадав загадки:

Клейкие почки, зеленые листочки,

С белой корой стоит под горой? (Береза)

Если летом дотронуться до ствола березы, то он всегда холодный, даже на солнцепеке. Кора березы белая, поэтому никогда не нагревается.

Следующая загадка:

Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит (Осина)

Сверху листья осины зеленые, снизу – серебристые. От малейшего ветерка листья переворачиваются, и дерево становится то зеленым, то серым- словно переодевается. А вот еще одна загадка:

Богатырского сложения, он раскидист и высок

Желуди на нем растут, отгадайте как зовут? (Дуб)

Дубы –лесные великаны и долгожители, они красивы и сильны. Дубы угощают диких свиней их любимым лакомством- желудями.

И последняя загадка:

Стройная, прекрасная, на ней ягодка красная (Рябина)

Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут.

Вот и отгадали мы загадки. А где растут эти все деревья? Верно, эти деревья можно встретить в лесу. Ребята, лес, где растут березы, осины, дубы, рябины называют лиственным. Почему так его называют ?  (ответы детей) А еще бывают леса хвойные. Кто догадался, какие там деревья растут? (сосны, ели) Почему лес, где растут сосны и ели называется хвойным? (Хвойные деревья-зеленые круглый год, потому что хвоинки осенью не опадают, а лиственные деревья всю зиму стоят голые).

Теперь я предлагаю вам поиграть, представьте себя красивыми листиками. Дети  берут в руки листочки и имитируют листопад в тихую и ветреную погоду.

Слова к игре:

Мы листочки, листочки,

Мы Красивые листочки

Мы на веточках сидим, (дети стоят с листочками в кругу)

Ветер дунул – полетели (дети разбегаются)

Мы летали, мы летали, (дети бегают, помахивая листочками, приседают)

А потом летать устали! (дети приседают на корточки, помахивая листиками над головой).

Перестал дуть ветерок-

Мы присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул (дети снова разбегаются, помахивая листиками).

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели   (дети подбрасывают листочки вверх и                                                                                                        следят, куда они упадут)

И на землю тихо сели.        

А теперь поиграем в игру «С какого дерева листок»

Дети делятся на две группы – одни деревья, другие листья. По сигналу дети-листья бегут к своим деревьям.

Ребята, что еще растет в лесу? Отгадайте:

Красна, сочна, душиста, растет низко, к земле близко

Кто не идет, всяк поклонится? (Правильно, это земляника-первая лесная ягода).

Кто-нибудь собирал землянику в лесу? Где она любит расти?

Еще одна загадка:

Шапка да ножка – вот и весь Ермошка  (гриб)

В лесу очень много грибов. Какие съедобные грибы вы знаете? Можно ли собирать незнакомые грибы? Почему? Какие ядовитые грибы растут в лесу?

Следующая загадка:

Маленький Иван – костяной кафтан (орех)

Правильно, ребята, и грибы и ягоды и орехи растут в лесу, там много трав цветов. Это пролески, ландыши, хохлатка, колокольчик, медуница и очень много разных цветущих растений.

Ребята, лесные растения насыщают воздух неповторимой свежестью, поглощают различные вредные вещества, попадающие в атмосферу с промышленных предприятий. Они удерживают влагу в земле и препятствуют разрушению почвы. Лес – это источник всевозможного ценного сырья.

Ребята, из древесины делают мебель, строят дома, делают бумагу и картон. А еще делают искусственный шелк и шерсть, фотопленку, каучук, пластмассы  спирты.

Лес – щедрый друг человека. Послушайте стихотворение А. Рождественской:

Лес наш сказочно богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой, Таню-костяникой,

Машеньку-орешком, Петю-сыроежкой,

Васю-хворостинкой!

Как вы думаете, ребята, почему лес всех угостил, а Васю наказал?

Конечно, наверное Вася ломал ветки деревьев, выдергивал растения или пинал ногой мухоморы, а может быть хотел разорить муравейник?

Можно ли делать так, ребята?

Да,  так поступать в лесу нельзя.

Нельзя в лесу разбрасывать бумажки, оставлять мусор, ломать ветви с деревьев и кустарников, с корнем выдергивать лекарственные травы, топтать ядовитые грибы. Чтобы узнать лесные тайны никогда нельзя шуметь в лесу, нужно научиться бесшумно ходить по лесу.

Давайте проверим,  умеем ли мы ходить бесшумно по лесу. Давайте, попробуем. Теперь нам можно отправляться и в лес.

А теперь мы с вами попробуем нарисовать красивый лес.  Кто-то нарисует лиственный, а кто-то захочет изобразить хвойный лес.В  конце занятия мы  посмотрим у кого какой лес получился и с какими дарами. Приступаем к работе.  В конце занятия вместе с детьми анализируем рисунки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию экологических представлений в старшей группе на тему: "Царство лекарственных растений" (ОО "Познание")

Данное занятие расширяет знания детей о лекарственных растениях: ромашка, подорожник, крапива, бессмертник, одуванчик. Закрепляются умения отгадывать загадки о растениях, а также практические навыки р...

Конспект занятия по формированию экологических представлений в старшей группе на тему: "Черенкование растений" (ОО "Познание")

Вначале занятия идет беседа о комнатных растениях, как за ними ухаживать, из чего можно вырастить растение. Затем воспитатель показывает и рассказывает каким образом правильно посадить черенок. Затем ...

Конспект занятия по формированию экологических представлений в подготовительной группе. Тема: «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь».

Цель: Расширить и закрепить знание детей о насекомых: бабочке, муравье, червяке земляном, пчеле- месте их обитания, характерных особенностей, поведение в природе и их пользе....

Конспект занятия по формированию математических представлений в средней группе «Приключение Дюймовочки»

Проводит: Кононкова Любовь Фёдоровна.- формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек и ниток на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным спосо...

Конспект занятия по формированию математических представлений в средней группе «В гостях у Мальвины»

конспект занятия по формированию математических представлений в средней группе. счёт до 5, ориентировка в пространстве...

Конспект занятия по формированию экологических представлений в младшей группе на тему: "Солнышко, солнышко выгляни в окошко..."

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе на тему: "Солнышко, солнышко выгляни в окошко..."...

Конспект занятия по формированию элементарных представлений в средней группе.

Конспект занятия по формированию элементарных представлений в средней группе....