"Сендплей " мир на песке
статья по окружающему миру

Безрук Анна Валерьевна

" Сендплей " мир на песке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл senndpley_pesochnaya_terapiya.docx942.37 КБ

Предварительный просмотр:

Песочная терапия - это ключ к внутреннему миру ребенка, один из самых органических способов выразить переживания, исследовать мир, выстроить отношения.

Песочница - это маленькая модель окружающего мира. Во время игры с песком ребенок может выразить свои чувства и переживания. С помощью игры его легче услышать и понять взрослым. Решая спорные вопросы во время игры у ребенка исчезает необходимость проявлять их в повседневной жизни. Разыгрывая разные сюжеты известных сказок в песочнице, ребенок символически решает свои проблемы, лишается комплексов, страхов и переживаний.

Песочная терапия (сенд плей)

Еще в начале 19 века, Герберт Уэллс заметил, что его сыновья, играя с миниатюрными фигурками, пытаются найти решение своих проблем. Чуть позже, через 20 лет, детский психолог Маргарет Ловенфельд предложила детям во время сеанса использовать ящик с песком, воду и небольшие игрушки. Этот метод был назван «техникой построения мира», он помогает детям без слов выразить свои чувства, эмоции, переживания - то есть то, что для них выразить бывает сложно. Эта психологическая методика называется Sand play (Сендплей), игра с песком, а также юнгианская песочная терапия.

Согласно Юнгу, человеческая психика имеет свою глубокую мудрость и потенциал к исцелению и трансформации, собственной системой самосохранения, некоторым психическим иммунитетом. Однако, чтобы этот иммунитет появился, нужны определенные условия. Одно из таких условий - это создание надежного и безопасного пространства, в котором ребенок может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

Сендплей-игра с песком

В наше время родители из-за чрезмерной занятости, к сожалению, позволяют детям много времени проводить перед телевизором и компьютером, что негативно сказывается на психическом и физическом здоровье детей. Это побуждает психологов и педагогов искать новые формы работы. Такой инновацией стала технология сендплей - игра с песком.

Песок - самый любимый материал для игр и занятий детей. Первые игрушки, которые родители покупают своему ребенку - это ведерко, совок и формочки. Игры поднимают настроение у детей, вызывают эмоции радости, побуждают к деятельности. Дети становятся более уверенными и способными преодолевать жизненные трудности, учатся понимать себя и других. В них формируются навыки позитивной коммуникации, развивается тактильная чувствительность и мелкая моторика рук.                 

Организация игр с песком требует создания специальной пространственной среды.

Для работы с песком в детском саду необходимо:

- песочница размером 50*70 см, высота борта 8 см. Данный размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, позволяет ребенку охватить взглядом всю песочницу целиком. Внутри поверхность ящика окрашена в голубой цвет: дно символизирует воду, борта - небо.

- чистый песок занимает небольшую часть в ящике, он может быть влажным или сухим. Он создает символическую линию горизонта.

- набор миниатюрных фигурок: домашние и дикие животные, насекомые, птицы, люди, деревья, дома, сокровища и т.д. Это неполный перечень, дополнять его можно по необходимости.

Первое занятие можно начать с беседы об ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу песка. Когда я двигаю руками, то мои пальчики и ладони чувствуют каждую песчинку». Расположив детей возле песочницы, нужно предложить им руками прикоснуться к песку: «Что вы чувствуете, касаясь песка?» Это упражнение стабилизирует эмоциональное состояние психики ребенка. Затем выбирается направление работы в рамках песочной терапии.

Во время проведения игр психолог предлагает детям:

- поочередно делать отпечатки кисти рук внутренней и внешней стороной;

- «походить» ладонями по песку, оставляя свои «следы»;

- «поездить» ладошками и ребром ладони, выполняя зигзагообразные и круговые движения;

- отобразить следы птиц, зверей, животных;

- создать отпечатками ладоней, кулачков разнообразные рисунки: солнышко, травка, цветы, деревья, дождь;

- сдувать песок.

Далее задача усложняется.

Опыт показывает, что дети больше любят игры-сказки. Главное, чтобы они были интересными и близкими детям. Основным принципом работы является то, что они непосредственно, полно проживают процесс, являются настоящими героями той или иной сказки. Игры способствуют развитию инициативности, независимости в общении, развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы. У детей формируются умение справедливо решать конфликтные ситуации, налаживать дружеские отношения.

Играя с песком, дети лучше понимают свои желания, реально видят выход из сложной ситуации, творчески изменяют негативную ситуацию или состояние. Игра-сказка помогает формировать у детей навыки культуры общения: умение без крика и ссор мириться между собой; уступать и ждать, когда надо, делиться тем, что нужно самому и спокойно разговаривать, не нарушая игры неуместными вмешательствами.

Инструкция психолога может быть свободной: «Вы - волшебники. Вы можете создать в песочнице все, что захотите. Постройте собственную страну. Каждый из вас может выбрать фигурки и подобрать к ним здания, камни, растения, животных, которые будут жить в вашей стране».

Нет ничего доступнее и проще, чем игры с песком, и в то же время эти игры могут дать ребенку очень много. Податливость песка дает каждому возможность почувствовать себя творцом, проиграть, «прожить», решить индивидуальные проблемы и научить взаимодействию со сверстниками.

« Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину

Методы и приемы песочной терапии, используемых в работе:Формы проведения занятий

Задачи песочной терапии

Оборудование «песочной терапии»

Оборудование «песочной терапии»Цели занятий песочной терапией

Виды игр на песке

Познавательные игры

Обучающие игры

Проективные игры

Песочная терапия для дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Песочная игровая терапия (сендплей)»

Песок является прекрасным средством для развития и саморазвития детей, а игра с ним положительно влияет на их эмоциональное состояние....

Сендплей-игра с песком. "Экологическая экспедиция"

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по Сендплею, для детей 5-6 лет. Это будет не простое путешествие - это буде экологическая экспедиция. Мы будем оказывать помощь всем, кто в ней нуждается....

Консультация для родителей: «Песочная игровая терапия (сендплей)»

Консультация для родителей: «Песочная игровая терапия (сендплей)»Внедрение принципиально новых подходов к ребенку требует во многом и новейших технологий. Такой инновацией, в частности, ст...

Мастер – класс для родителей «Песочная игровая терапия (сендплей)»

Мастер – класс для родителей«Песочная игровая терапия(сендплей)»...

Консультация для родителей: «Песочная игровая терапия (сендплей)»

Песок является прекрасным средством для развития и саморазвития детей, а игра с ним положительно влияет на их эмоциональное состояние.Песок состоит из отдельных песчинок, которые символизируют индивид...

Консультация для родителей «Песочная игровая терапия (сендплей)»

Консультация для родителей«Песочная игровая терапия (сендплей)»...