Анализ инновационной деятельности воспитателя "Человек-часть природы"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Редькина Аляна Сергеевна

Цель работы: Повышение качества формирования экологических знаний и культуры детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ инновационной деятельности воспитателя Донгак А.С.

Тема: «Человек – часть природы»

Период: 1.09.2018 – 31.05.2019

Группа: Средняя

Цель работы: Повышение качества формирования экологических знаний и культуры детей дошкольного возраста.

Исходя из цели, сформированы следующие задачи:

- изучить педагогическую литературу по проблемам экологического воспитания детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО

- создать условия для формирования у детей знаний элементов экологической культуры и норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом

- систематизировать и углублять знания детей о живой и неживой природе

- развивать экологическое мышление, познавательное и творческое воображение в процессе проектной и исследовательской деятельности детей

- развивать умение пользоваться приборами – помощниками при проведении исследований

- развивать умения самостоятельно определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно в природе

- воспитывать творческую личность, имеющую чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы

- вовлекать в проектно исследовательскую деятельность родителей

  Свою работу по экологическому воспитанию, над которой работаю второй год, начинала с детьми младшей группы.  В процессе работы над темой данного опыта, я применяла несколько видов исследований для выявления уровня развития дошкольников, которые позволили уточнить недостаточно изученные темы и наметить путь устранения данных пробелов:

  • наблюдение
  • игровые задания
  • тестирование

  Для выбора методов и методик я изучила литературу по экологическому воспитанию детей: С.А. Веретенникова «Ознакомление детей с природой»; М.М. Марковская «Уголок природы в детском саду»; П.Г. Федосеева «Система работы по экологическому воспитанию».  Необходимым было ознакомление с программами дошкольного экологического образования, которые в настоящее время весьма многочисленны, поэтому по своему характеру их объединяют в несколько групп. Программы первой группы - акцентируют внимание на вопросах классической экологии (ознакомление детей с взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.). Для программ второй группы - характерно акцентирование внимания на эстетическом и нравственном воспитании детей, при этом вопросы непосредственно экологии отходят на второй план. Природные объекты в рамках данного типа программ рассматриваются с позиций "стихий" (земля, воздух, вода, огонь). Программы третьей группы - выделяется по степени преобладания в их содержании вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, валеологии и т.п.). Так в программе С.Н. Николаевой "Юный эколог" отмечается, что материал программы должен реализовываться через различные виды практической деятельности: уход за животными и растениями, ведения календаря природы, проведение опытов, участие в подготовке и проведении акций. Основной целью программы является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

В программе представлено пять разделов:

  • первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания
  •  третий прослеживает их роль в процессе онтогенеза - роста и развития отдельных видов растений и высших животных
  • в четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать
  • пятый раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой[1]

  Таким образом, программа позволяет широко использовать проектную деятельность для реализации ее задач. С учетом изученного материала, я применяю на практике разнообразные методы и приемы в работе, стараюсь использовать инновационные методы.

В своей работе я использовала методы и приемы:

1.Исследовательский метод: (метод исследовательских проектов) основывается на формировании навыков освоения окружающего мира с использованием научной методологии. Метод проектов представляет собой педагогическую технологию, ориентированную скорее на приобретение новых знаний, чем на интеграцию уже имеющихся.

2.Метод проектов: с помощью метода проектов становится возможным формировать те личностные качества, которые могут развиваться лишь в процессе деятельности и не усваиваются вербально.

Среди таких качеств  - умение:

  •  работать в коллективе
  • брать ответственность за решение
  • разделять ответственность
  •  анализировать результаты своей деятельности

3. Словесные: (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание и прослушивание аудиодисков, дидактические и словесные игры, придумывание рассказов и  сказок познавательного характера к своему художественному творчеству).

4. Наглядные: (рассматривание объектов живой природы, иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов; просмотр видео и презентаций, наблюдения в природе).

5. Практические: (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций и исследований, анализ, творческие задания, сюжетно – ролевые  игры, творческая деятельность детей).

Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

  • элементарный анализ (причинные связи)
  • сравнение
  • экспериментирование
  • применение информационно-коммуникативных технологий

Методы, стимулирующие эмоциональную активность:

  • игровые
  • воображаемые ситуации
  • игры драматизации
  • сюрпризные моменты
  • элементы новизны

Методы, способствующие установлению связи между видами:

  • обучение способу установления связи между разными видами деятельности
  • перспективное планирование
  • развитие потребности через другую деятельность обогатить настоящую

Методы обучения и развития творчества:

  • эмоциональная насыщенность окружения
  • мотивирование детской деятельности
  • исследование предметов и явлений живой неживой природы (обследование)
  • игровые приемы
  • прогнозирование
  • проблемные ситуации и задачи

  При использовании этих методов важно уметь показать свои чувства, переживания, свое отношение к чему-либо или кому-либо, владеть способами выражения этих чувств, чтобы правильно и в необходимой мере затронуть душу ребенка на долгосрочное взаимодействие. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира. Для эффективной организации деятельности по экологическому воспитанию дошкольников, в своём опыте работы, я использовала следующие принципы:

  • принцип регионализации экологического воспитания: применение регионального подхода позволяет основательно усвоить детям основные цели экологического воспитания, вовлечь их в посильную практическую деятельность
  • принцип доступности: крайне важен для ребенка определенного возраста
  • принцип системности и последовательности: важна последовательность усвоения знаний.
  • принцип непрерывности (оптимизации) - постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием педагогического процесса, реальной ситуацией
  • принцип гуманизации: ориентирован на высшие общечеловеческие понятия – любовь к природе
  •  принцип дифференциации: создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о природе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного опыта,  особенностей, эмоциональной и  познавательной сферы
  • принцип интеграции: реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, краеведческим музеем, в сочетании с разными видами деятельности
  • принцип наглядности: соблюдение требований к подбору наглядно-демонстрационного материала к культуре показа и оформления наглядности                                                                                                                          
  • принцип развивающего обучения: воспитывать творческую личность, умеющую разрешать нестандартные ситуации
  • принцип целостного подхода к образованию и воспитанию
  • принцип целенаправленности
  • принцип комфорта: страх, дискомфорт резко снижают мотивацию социального взаимодействия
  •  принцип деятельности: усваивается то, что многократно повторяется, развивается то, что тренируется
  • принцип ассоциаций:  способствует планомерному освоению знаний нового пространства, не содержащего «белых пятен»
  • принцип общения: позволяет чувствовать себя частью группы
  • принцип достижения результата: как превращения знаний, навыков, достижения качественно новой оценки себя и коллектива
  • принцип природосообразности
  • принцип культуросообразности
  • принцип воспитания в коллективе
  • принцип здоровьесберегающий
  • принцип безопасности

В результате работы по формированию у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектно исследовательской деятельности, достигнута поставленная цель и задачи опыта работы. 

Наше взаимодействие дало отличные результаты и сформировало у детей:

  • базу их оптимальных отношений с природой
  • качественные показатели экологической культуры личности
  • накапливание познавательного  баланса
  • начало гуманного отношения к природе, её экологической среде
  • чувства сострадания и сопереживания
  • познавательную активность в исследовательской и проектной деятельности
  • уровень экологической воспитанности
  • экологическое мышление
  • навыки, умения и знания
  • бережное отношение к  природе родного края

Это те, экологические основы культуры, на которых в дальнейшем будет формироваться практически вся жизнедеятельность будущего гражданина нашей России. 

C:\Users\билайн\Desktop\Аляна\IMG_3717.JPG C:\Users\билайн\Downloads\IMG_1344-23-05-19-09-22.JPG


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Человек – часть природы

Слайд 2

Цель: Повышение качества формирования экологических знаний и культуры детей дошкольного возраста.

Слайд 4

Методы и приемы используемые во время работы: - исследовательский - словесные - наглядные - практические


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по инновационной деятельности "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ"

Методическая разработка по инновационной деятельности "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ"...

Валиева Регина. Анализ инновационного проекта (программы) "Детский сад-территория здоровья и спорта" МБДОУ № 15 "Страна чудес".

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – в любых социально-экономических и политических условиях является одной из наиболее актуальных проблем жизни и развития общества. ...

Анализ результатов диагностики готовности педагогов к инновационной деятельности.

В документе проанализирована готовность педагогов к инновациям...

«Анализ работы по инновационной деятельности «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада»

С 2019 года  МДОУ «Детский сад № 5» начал работать в инновационном режиме по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современной дошкольной организации&raq...

Аналитическая справка по анализу анкет для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в рамках реализации инновационной деятельности»

Аналитическая справка по анализу анкет для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи в рамках реализации инновационной деятельности»...

Анализ организованной деятельности "Природе нужна помощь" подготовительная группа

Основная задача современного детского сада — помочь семье вырастить гармонично развитого ребёнка: любознательного, физически здорового, способного сопереживать, понимать ценность дружбы и семьи....

Отчёт по инновационной деятельности в средней группе «Эколята – дошколята, маленькие защитники природы»

В настоящее время проблема взаимодействия человека с природой стала наиболее актуальна. Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительно...