конспект обучающей ситуации "Вот и осень наступила"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Завгородняя Ольга Геннадьевна

Конспект игровой обучающей ситуации по познанию окружающего мира, систематизирующей знания детей об осенних изменениях в природе. Для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие "Вот и осень наступила"228.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                    МБДОУ «Детский сад 247» УГО                                

Конспект обучающей ситуации

«Вот и осень наступила»

Составитель: воспитатель Завгородняя Ольга Геннадьевн

                                      Конспект обучающей ситуации

                                             «Вот и осень наступила»

Возраст детей: средняя группа.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Тема: осень.

Программные задачи:

- актуализировать и систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе (листопад, увядание природы, частые дожди, отлёт птиц в тёплые края, сбор урожая, подготовка животных к зиме), активизировать словарь детей;

- познакомить детей с причинами этих изменений;

- учить проявлять сострадание, сопереживание, оказывать помощь зимующим птицам;

- воспитывать эстетический вкус средствами музыки.

Оборудование и материалы: картины на осеннюю тематику (вид осенней природы, сбор перелетных птиц в дорогу, осенняя прогулка в лес); картинки с изображением зимующих птиц; записи песен  «Падают листья» (муз .М.Красева, сл. М.Ивенсен) и «Виноватая тучка»  (муз. Д.Тухманова, сл. Ю.Энтина); книга «Энциклопедия для малышей в сказках» (Елена Ульева).

                                                              Ход работы

                               Мотивационно-ориентировочный этап

     Прослушивание песни «Падают листья» (муз .М.Красева, сл. М.Ивенсен)

     Педагог: Вот какая красивая песня прозвучала. Давайте с вами поговорим о том, о чем же она нам рассказывает.

                                                Анализ песни

     Педагог: О каком времени года поётся в песне? (об осени).

     -Как вы узнали? (падают листья, листопад, листья кружатся, летят).

     -Листья какие?

     Выставляется картина, на которой изображены осенняя природа, листопад.

Почему к зиме деревья

Раздеваются кругом?

А деревьям тоже нужно

Раздеваться перед сном. (В.Орлов)

     - Почему деревья сбрасывают листья, как вы думаете?

      Зимой природа засыпает. Вместо дождика из тучек сыпятся снежинки, а иногда и целые хлопья снега. Если деревья и кусты останутся с листьями, то ветки от тяжести снега сломаются. Поэтому природа позаботилась о том, чтобы этого не случилось, зимой деревья стоят голые, без листьев. (Рассказ педагога сопровождается показом иллюстраций).

                                               Поисковый этап

     -Что ещё происходит осенью. (прослушивание отрывка из песни). Птицы на юг улетают.

     Выставляется картина, изображающая отлет птиц.

     Зачитывает главу из книги «Энциклопедия для малышей в сказках» (Елена Ульева).

                             Для чего осенью птицы улетают на юг

     Однажды в одном маленьком гнёздышке, прикреплённом под крышей дома, появилась маленькая шустрая ласточка. Выбралась она из своего гнезда, стала мама учить её летать и приговаривать:

     - Учись, моя деточка, старайся, ведь осенью нам придётся лететь далеко, на юг.

     И маленькая ласточка старалась. А мама ей опять:

     - Теперь учись ловить мошек. Старайся, набирайся сил, ведь осенью нам придётся лететь на юг.

     - Опять юг, - подумала ласточка, - зачем куда-то лететь, если и здесь хорошо. Тепло, много мошек.

     Но проходили дни и стало холодать. Мошек и комаров становилось не так уж много. И однажды мама сказала:

     - Вот и наступила осень, пора лететь на юг. Если мы останемся здесь, то погибнем от голода и холода.

     И они полетели. Через горы, поля и болота, пока не добрались до тёплых краёв. Здесь было много и мошек и комаров, но ласточка всё равно скучала по родине. – ведь там она появилась на свет.

     - Мы когда-нибудь вернёмся домой?

     - Конечно, вернёмся. Скоро на родине наступит весна, и мы прилетим обратно, чтобы снова свить гнёзда и вывести птенцов.

     - Вот здорово! – обрадовалась ласточка и стала ждать желанного дня.

     - Осенью для насекомоядных птиц становится мало корма, ведь насекомых зимой нет. Поэтому им приходится лететь в тёплые края, например, в Африку, чтобы перезимовать. Весной они возвращаются обратно.

     Проводится беседа о перелетных птицах, причинах их отлета на юг.

                                        Игра «Угадай и найди птицу»

     Педагог предлагает детям угадать птицу по описанию и найти картинку с её изображением в группе (картинки заранее прячутся в разных местах группы).

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой! (дятел)

Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих в лесу пугает. (Сова)

Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)

Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее? (Ворона)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её ... (Сорока)

Эта птица – символ мира,

Чердаки её квартира,

Там, где площади, фонтаны,

Ищет крошки постоянно! (Голубь)

     - Каких птиц мы с вами нашли?

Педагог напоминает детям, что эти птицы зимующие. Вместе находят объяснение этому названию. Проводится беседа о том, как тяжело птицам выжить в зимний период. Вместе ищут ответы на вопрос.  как облегчить им жизнь зимой.

Педагог: - Ой, дождик пошел!

 Инсценировка песни «Виноватая тучка».  (муз. Д.Тухманова, сл. Ю.Энтина)

                                               Рефлексивно-оценочный этап

     Педагог предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на занятии. Спрашивает, как они думают, удастся ли им помочь зимующим птицам.

     Напоминает детям последний куплет песни «Падают листья», выставляет картину с изображением гуляющих по осеннему лесу детей.

     - Зачем мы пойдём в лес с корзинками? Зачем еще можно пойти в лес осенью? (За желудями, орехами, шишками, красивыми листьями для букетов и поделок.)

      -Давайте и мы с вами сходим на прогулку, насобираем осенних листиков для наших игр, поделок. А ещё осенние листочки могут стать нашими волшебными помощниками в рисовании.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Вот и осень наступила" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект может быть использован в работе воспитателей...

Конспект занятия «Вот и осень наступила»

Конспект занятия на тему "Вот и осень наступила"...

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста на тему «Поездка в осенний лес» (в рамках тематической недели «Осень наступила» с использованием ActivBoard)

Цель: формировать умение соотносить цифру и количество предметов.Задачи. Формировать пространственные представления: слева, справа.Закрепить названия геометрических фигур.Закреплять порядковый счет в ...

Тема недели: Краски осени Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Почему осень наступает?»

Тема недели: Краски осени Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Почему осень наступает?» Цель: продолжать давать детям представление о смене времен го...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений об осени.

Цели:Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой. Закрепление представлений об осени. Обогащение...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

Конспект по речевому развитию "Осень наступила"

Учить детей рассказывать (личный опыт), придерживаясь плана. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе....