Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений об осени.
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Куличкина Светлана Дмитриевна

    Цели:

    Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.

    Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой.

     Закрепление представлений об осени. Обогащение лексики яркими, красочными признаками (эпитетами). Развитие диалогической речи. Использование распространенных вопросительных и повествовательных предложений. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon osen.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:


     

    Конспект занятия

    по развитию речи в подготовительной группе

    Составление рассказов на тему «Осень наступила».

    Чтение стихотворений об осени.

    Проведено: 15.11.2017г                                Проведено в рамках Заведующая МБДОУ № 14                                  семинара- практикума

    г. Невинномысска                                          по теме: «Речевое развитие

                Н.Н.Воскобойникова                                дошкольников в свете ФГОС»

              воспитатель МБДОУ № 14

              г. Невинномысска

             Куличкина Светлана Дмитриевна

             Дата проведения: 15.11.2017г

     Цели:

    Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.

    Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой.

     Закрепление представлений об осени. Обогащение лексики яркими, красочными признаками (эпитетами). Развитие диалогической речи. Использование распространенных вопросительных и повествовательных предложений.

     

    Предварительная работа:

     Наблюдение  осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени

     А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»,

     А. К. Толстого «Осень!.. Обсыпается весь наш бедный сад...»,

     А.Н. Плещеева «Осень наступила...»,

     Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»

    Оборудование: Мяч , мнемотаблица по теме «Осень», сюжетные картинки, книжки-малышки изготовленные детьми.

    Ход организованной образовательной деятельности:

    Воспитатель: Дети, какое сейчас время года?

    Дети:Время года – осень.

    Воспитатель:Назовите месяца осени.

    Дети:Сентябрь, октябрь, ноябрь.

    Воспитатель:

    Сегодня мы будем рассказывать о приметах осени, придерживаясь плана (мнемотаблица), чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.

    Обозначим план рассказа.

    Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.

    Итак, давайте вспомним все об осенних деньках.

    Дети:

    Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло.

    Солнышко светит мало.

    Моросит мелкий дождь.

    После дождя появляются грибы.

     Часто дует холодный ветер.

     Птицы улетают в теплые края.

    Воспитатель:

    Теперь вспомним, как выглядят деревья и кусты, где прячутся жуки и пауки.

    Дети:

    Листья на деревьях стали желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные.

     С деревьев падают листья.

    Начинается листопад.

    Деревья стоят в зелёно – золотом уборе.

    Осенью начинает желтеть и жухнуть трава.

    Жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну

    Воспитатель:

    Дети, кто обобщит услышанное?

    1.

     Осень – красивое время года.

    Осенью все деревья надевают разноцветный наряд.

    Дует  ветер и срывает с ветки листочки. Они  летают. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.

    2.

    Ранней осенью холодает, но ещё тепло. Солнце светит ярко. Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках ещё цветут цветы. На огородах и садах собирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелётные птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг.

    Воспитатель:

    3.

    В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. Люди одеваются теплее.

    Воспитатель:

    Спасибо, вам, девочки у вас получилась разная осень

    А сейчас мы немного отдохнём.

    Физкультурная минутка

    «Танец листиков»

    (Воспитатель говорит, дети изображают)

     Листья дубовые, листья кленовые

     Желтеют и падают тихо.

     Ветер хватает, в кучу бросает,

     Кружит листики тихо.

     Так заставляет летать и кружиться,

     Так он играет и веселится.

     Листья танцуют свой хоровод,

     Снова вернутся лишь через год.

     Дождик появился, хоровод на землю опустился.

    Воспитатель:

    Давайте заглянем в сады и огороды и я  расскажу о том, что делают люди.

    Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами.

     Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу.

     Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения. Затем поле вспахивается.

     Зимой вспаханная почва хорошо промерзнет, в ней погибнут семена сорняков и вредные насекомые, спрятавшиеся на зиму.

     Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.

     В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.

     Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.

    Вот такая она –  осень!

    Предлагаю послушать Рому

    А С Пушкин «Осенняя пора! Очей очарованье…»

    Воспитатель:

    Какие чувства вызывает это стихотворение?

    Дети:

    Грусть.

    Воспитатель:

     Почему?

    Дети:

    Потому что закончилось лето, когда тепло, можно купаться загорать. Наступила  осень.

    Воспитатель:

    Найдите подтверждение своим словам в стихотворении.

    Ответы детей

    Воспитатель:

    Дети, не надо грустить, у природы нет плохой погоды.

    Осень по - своему прекрасна.

     Вот какие книги нарисовали наши дети об осени, которые они сейчас прочтут. (Рассказы детей по книжкам-малышкам)

    Игра в мяч — словообразование относительных прилагательных от слова осень

     Солнце осенью –

    Дети:

     Осеннее.

    Воспитатель:

     Ветер осенью -

    Дети:

    Осенний

    Воспитатель:

     Небо осенью -

    Дети:

    Осеннее

    Воспитатель:

     Туча осенью –

    Дети:

    Осенняя

    Воспитатель:

     Дождь осенью -

    Дети:

    Осенний

    Воспитатель:

     Лес осенью –

    Дети:

    Осенний

    Воспитатель:

     Погода осенью –

    Дети:

    Осенняя

    Воспитатель:

     Пальто осенью –

    Дети:

    Осеннее

    Воспитатель:

     Сапоги осенью –

    Дети:

    Осенние

    Воспитатель:

     Одежда осенью –

    Дети:

    Осенняя

    Воспитатель:

    Вот наша  беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили?

    Дети:

    Мы говорили об осени.

    Воспитатель:

    А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.

    Игра «Да или нет?»

    Осенью растут грибы?

    Дети:

    Да

    Воспитатель:

    Тучки солнце закрывают?

    Дети:

    Да

    Воспитатель:

    Холодный ветер прилетает?

    Дети:

    Да

    Воспитатель:

    Ну а птицы гнезда вьют?

    Дети:

    Нет

    Воспитатель:

    А букашки прилетают?

    Дети:
    Нет

    Воспитатель:

    Звери норки закрывают?

    Дети:

    Да

    Воспитатель:

    Урожай все собирают?

    Дети:

    Да

    Воспитатель:

    Птичьи стаи улетают?

    Дети

    Да

    Воспитатель:Часто-часто льют дожди?

    Дети:
    Да

    Воспитатель:

    Достаем ли сапоги?

    Дети: Да

    Воспитатель:

    Солнце светит очень жарко?

    Дети: Нет

    Воспитатель: Можно детям загорать?

    Дети: Нет

    Воспитатель:

    Ну а что же надо делать?

    Куртки, шапки надевать?

    Дети:

    Да

    Воспитатель:

    Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказов по картинам с использованием мнемотаблицы».

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказов по картинам с использованием мнемотаблицы»....

    Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа «Дети идут в школу» по сюжетной картине.

    Задачи: 1. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь.2. Развивать внимание, память.3. Воспитывать у детей интерес к составлению рассказа по карти...

    Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

    Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин» в соответствии с ФГОС...

    Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Дети в лесу»

    Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Дети в лесу» Цель: совершенствовать умение составлять описательные рассказы по серии сюжет...