Уход за комнатными растениями
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Малащук Светлана Валентиновна

В даннгом разделе размещены материалы для проведения занятий с детьми по разным направлениям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе : «Комнатные растения!»

Программное содержание:

1. Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях.

2. Учить детей более полно описывать комнатные растения. Отметить существенные признаки внешнего вида.

3. Закрепить знания детей по уходу и посадке растений.

4. Воспитывать бережное отношение и желание выращивать растения.

Словарная работа: стебель, вьющийся, свисающий, прямой, края листьев, мохнатые.

Оборудование: комнатные растения 8-9 видов, лейки, салфетки, таз.

Ход занятия.

Воспитатель: Подойдёт ко мне тот, кто назовёт любые комнатные растение (дети называют). Молодцы! Ребята, все мы любим цветы, но знаете, что растение и цветы. Не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Они поглощают плохой воздух, способствуют заживлению ран, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы и растение нужно беречь. Но цветы растут не только на улице, но и в комнате. Подскажите пожалуйста, как называются растения, которые растут в комнате? Конечно комнатные. Дети на дворе весна, но ещё очень холодно. Все живое пробуждается ото сна. Представьте, что мы с вами в ботаническом саду, где очень уютно, красиво и много растений. Сейчас мы с вами немного поиграем. У меня на столе стают комнатные растения, которые вам уже знакомы. Вспоминаем название цветов (кактус, герань душистая, герань зональная, традесканция, бегония Рекс, бегония пятнистая, папоротник, декабрист).

Ребята, что же общего у всех этих растений? (стебель, лист, цветок, корень) то есть общее строение, можно сказать одним словом.

А что разного? (окраска, форма, листьев). Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чего не стало?» (Сообщаю детям правила игры). Сначала убираю один цветок, затем усложняю до 3 цветков. У вас у всех прекрасная память, умники.

Но вы наверное немного устали и я предлагаю вам сесть на стульчики и рассмотреть растения.

Сначала повторим о конусе.

Какого размера это растение? Правильно. Это растение крупное. В народе его называют крапива. На что похож этот цветок? На кустик. Стебли прямые и светло-зелёные, сочные. Листья овальной формы, пестро окрашенные, по краю каемочка, зубчатые. А как вы думаете, это растение цветет? Я вам подскажу. Цветёт в том случае, если ухудшаются условия его содержания. Цветёт некрасивые, сероватого цвета, липкие, собранные в кисть. Конус быстро и легко размножается черенками. Конус любит свет, а если ему не хватает влаги и света, то он бледнеет и вытягивается.

А теперь рассмотрим герань зональную. Напоминает герань кустик. У этого растения прямой стебель. У этого растения листья округлой формы, ярко-зелёного цвета. Герань обильно цветёт. Цветки разного цвета и розовые и белые и бордовые. Собраны в соцветия зонтик.

А сейчас предлагаю вам игру. «Магазин цветов» Я буду выполнять роль продавца, а вы покупатели. Дети описывают цветок. Я называю, что это за растение и продаю.Игра с мячом «Назови ласково». Стебель – стебелек, лист – листочек, цветок-цветочек, вода-водичка, лейка – леечка, горшок – горшочек, земля – земелюшка, корень – корешок.

А теперь игра «Один – много». Стебель – стебли, цветок – цветы, лист – листья, лейка – лейки, горшок – горшки, корень – корни.

Много говорим о комнатных растениях. А ведь они будут красивыми, здоровыми, ели за ними будет хороший уход. А для этого нужно растение поливать, чтобы оно не засохло. Поливать надо аккуратно. Кто покажет, как нужно это делать (по краю горшка, в корешок нельзя) А какой водой нужно поливать? Только комнатной температуры.

А что ещё нужно для жизни и роста растения? Да, рыхлить. А ещё нужно мыть и брызгать листочки (Дети это делают) А ещё нужно цветы пересаживать или посадить новые. Хотите, чтобы у нас в группе был настоящий ботанический сад? В нашем уголке нет вот такого цветка.

Это бальзамин. В народе его называют «Огонёк», «Ванька-мокрыый». Сажает каждый ребёнок цветок в заранее подготовленную землю.

Итог занятия в форме беседы с детьми.

        О чем говорили, что делали, что больше понравилось?



Предварительный просмотр:

Конспект организации непосредственной образовательной деятельности

 по Формированию целостной картины мира

ФИО: воспитатель Малащук Светлана Валентиновна

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 137»

Возрастная группа: старшая группа

Этапы непосредственно-образовательной деятельности

Содержание этапов

  1. Целеполагание.

1.1. Форма ОД

Непосредственная образовательная деятельность – экспериментирование

  1. Образовательная деятельность

Познавательное развитие (развитие познавательно – исследовательской деятельности)

  1. Вид детской деятельности

НОД

  1. Тема

Комнатные растения. Уход за ними.

  1. Цель

Развивать речь, мышление, поддерживать интерес к комнатным растениям.

  1. Задачи

Закрепить недостаточно освоенный детьми прием рыхления. Познакомить ребят с новым видом ухода - удобрением почвы, сообщить некоторые правила по уходу за растениями.

Обогащение словаря детей.

  1. Методы
  • Сюрпризный момент.
  • Мотивирование детской деятельности.
  • Метод вопросов.
  1. Дидактическое оснащение и оборудование

Комнатные растения, плакат с изображением строения растений. Инвентарь для ухода: клеенки, палочки для рыхления, тряпочки, на каждом столе миска с водой, пульверизатор, ножницы, лейка, таз и миска. У воспитателя пакет с удобрениями и стаканчиками с раствором, полными и налитыми до половины.

  1. Способы организации детей

Групповая и индивидуальная.

  1. Мотивационно

 Воспитатель:Дети, сегодня утром придя в детский сад, что я увидела! Кнам в гости приходил Незнайка и очень удивился, увидев  много комнатных растений в нашем детском саду.Незнайка был рад тому, что растения  выглядят ухоженными.

И поэтому оставил вам подарок.

Воспитатель ставит коробку на стол.

- Предлагаю открыть коробку и посмотреть, что там.

(Дети вместе с воспитателем открывают коробку)

 Воспитатель: Да это же цветок. А тут ещё есть письмо, сейчас мы узнаем, какое послание нам оставил наш гость.

« Здравствуйте  ребята. Пишет вам Незнайка. Я живу в Цветочном городе. У нас растет много прекрасных цветов.  Этот цветок я вырастил сам, и решил прислать его вам в детский сад. Он называется каланхоэ. Надеюсь, вы будете хорошо за ним ухаживать, а он будет радовать вас своими цветами. До свидания. Желаю удачи».

  1. Организация детской деятельности

 Воспитатель: Какое интересное растение! А вам оно нравится? (Ответы детей) За что это растение вам нравится? Какое оно? (рассматривают, определяют признаки, качества, произнося название). Называют этот цветок – каланхоэ. Растение любит свет, но боится интенсивного полуденного солнца. Так что наилучшим местом для каланхоэ будут восточные или западные окна. Растение любит прохладу. Поливать растение нужно умеренно. Между поливами верхняя часть грунта должна подсохнуть. Обычно в летний период достаточно одного - двух поливов в неделю. Каланхоэ не любит влажный воздух. Но при высокой температуре допускается опрыскивание. Все каланхоэ – суккуленты. Т.е. растения имеют свойство накапливать воду в листьях и стеблях и регулировать запасы влаги. Посмотрите, на столе стоит и другой цветок. Как он называется?

 Ребенок: Герань.

 Воспитатель: Что общего у герани и каланхоэ?

 Ребенок: Есть стебель, листья.

 Воспитатель: Хорошо, но вы забыли назвать очень важную часть растения. Какую?

 Ребенок: Корни. Они находятся в земле.

 Воспитатель: Для чего нужны растению корни?

(Дети затрудняются с ответом).

 Воспитатель: Они забирают из почвы влагу, питательные вещества и доносят до стебля, листьев и цветков, а ещё корни удерживают растение над землей. Чем отличаются эти растения?

 Ребенок:стебли разной толщины, листочки разной формы и окраски.

 Воспитатель: Какие условия нужны для растений, чтобы они хорошо росли и цвели? Нужно их поливать, рыхлить землю.

Физкультминутка:

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок». (Дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай(Вращение головой)

Стебель наклони слегка-

Вот зарядка для цветка.(Наклоны)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.(Встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

 Воспитатель: Дети, сегодня мы будем ухаживать за комнатными растениями, но сначала давайте вспомним, что для этого надо делать.

 Ребенок: дети перечисляют приемы и порядок уход.

 Воспитатель: - Чему вы научились на прошлом занятии?

 Ребенок:рыхлить землю.

 Воспитатель: Для чего надо рыхлить землю?

 Ребенок: чтобы хорошо проходила вода, и чтобы корням было легче расти в рыхлой земле.

 Воспитатель: - Чем вы рыхлите землю? Почему именно такие палочки?

 Ребенок:чтобы не поранить корни.

 Воспитатель: Как нужно правильно рыхлить? Арина,покажи.

(Ребенок выполняет задание, воспитатель держит горшок с растением наклонно, чтобы всем детям было видно).

 Воспитатель: Правильно Арина делает? Правильно, ближе к стеблю она рыхлит не глубоко, а дальше от стебля - немного глубже. А как надо мыть растения?

 Ребенок: Крупные листья протирать тряпочками, растения с мелкими листьями ставить в таз, закрыть землю клеенкой, чтобы не размыть её, и поливать из лейки.

 Воспитатель: - Для чего мы ухаживаем за растениями?

 Ребенок: чтобы они стали красивыми, хорошо росли и цвели.

(Обращаем внимание ребят на растения, за которыми они уже ухаживали,  замечают ли они какие-нибудь изменения в их внешнем виде?)

 Ребенок: у герани появились новые листья, у бальзамина – бутоны.

 Воспитатель: Сейчас начинается весна, наши растения начинают расти. Чтобы они лучше росли и цвели их нужно удобрять, подкармливать. Для этого есть специальное удобрение-порошок (показывает пакет с порошком). Но сыпать порошок на землю нельзя, его прежде надо растворить в воде. Таким раствором подкармливают растения один раз в неделю, после его поливки, чтобы раствор лучше впитался в почву. У меня стоят стаканчики с раствором удобрения. В некоторых стаканчиках половина раствора, а в других - до краев. После того, как вы у своих растений протрете листья, разрыхлите землю и опрыскаете их, а растения с мелкими листьями вымоете в тазу из лейки - вы возьмете у меня стаканчики с удобрениями. Но каждый должен подумать, с каким количеством раствора он возьмет стаканчик - полный, или с половиной жидкости?

 Ребенок: если растение большое - полный, для растений меньшего размера потребуется меньшее количество раствора.

 Воспитатель: Когда польете удобрением, поставьте стаканчики на место.

(Детям предлагается убрать свои рабочие места, растения унести туда, где они стояли Ребята начинают работу.  Во время деятельности детей воспитатель помогает им советами, отмечает тех, кто успешно справляется с делом).

  1. Рефлексивно-оценочная часть

 Воспитатель: чему вы сегодня научились?

 Ребенок: подкармливать растения.

 Воспитатель: Для чего их надо подкармливать?

 Ребенок: чтобы они лучше росли и цвели.

 Воспитатель:  на какую землю должно попадать удобрение? Сколько удобрения надо лить в горшок с растением?

 Ребенок: на мокрую землю, удобрять после поливки, наливать удобрение в зависимости от размера растения.

 Воспитатель: сегодня мы подкормили растения вместе, а дальше эту работу будут выполнять дежурные - один раз в неделю. Накануне я буду разводить удобрение в ведре, а дежурные будут их разливать в горшки с растениями. Теперь мы будем наблюдать за растениями, чтобы увидеть в них изменения после подкормки. Дома расскажите мамам чему вы сегодня научились, и ухаживайте дома за растениями так же, как в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Уход за комнатными растениями" в рамках проекта "Комнатные растения в жизни ребенка"

Цель: содействовать воспитанию у детей любви к комнатным растениям, обучить родителей приемам совмествой работы с детьми по уходу за комнатными растениями....

Интегрированное занятие в старшей группе ДОУ «Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.»

Интегрированное занятие в старшей группе ДОУ«Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.»...

План организации труда в уголке природы с подгруппой детей в подготовительной группе (уход за комнатными растениями, посадка черенков комнатных растений).

Подвести детей к понятию коллективного труда, к выводу о его ценности,к осознанию того,то труд может принести радость, чувство удовлетворения....