Конспект занятия "Растительный мир Краснодарского края"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ирина Лесовых

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

Уточнить, расширить и закрепить знания детей о родном крае, довести до их понимания, что живут они на земле именуемой - Кубань.

Познакомить дошкольников с существованием особых ландшафтов - равни¬на, предгорье, горы.

Закрепить знания детей о культурах, выращиваемых у нас в крае. Учить от¬гадывать предлагаемые загадки.

Расширить знания детей о разнообразии лекарственных растений Кубани, за¬крепить знания об их строении, формировать представление об использовании лекарственных растений в медицине.

Закрепить знания детей о лесах Краснодарского края.

Воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе родного края, учить беречь природу.

Активизировать познавательную деятельность ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastitelnyy_mir_krasnodarskogo_kraya.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Растительный мир Краснодарского края.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ.

Уточнить, расширить и закрепить знания детей о родном крае, довести до их понимания, что живут они на земле именуемой - Кубань.

Познакомить дошкольников с существованием особых ландшафтов - равни¬на, предгорье, горы.

Закрепить знания детей о культурах, выращиваемых у нас в крае. Учить от¬гадывать предлагаемые загадки.

Расширить знания детей о разнообразии лекарственных растений Кубани, за¬крепить знания об их строении, формировать представление об использовании лекарственных растений в медицине.

Закрепить знания детей о лесах Краснодарского края.

Воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе родного края, учить беречь природу.

Активизировать познавательную деятельность ребенка.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ.

Игровой, художественное слово, вопросы, рассматривание картин, составле¬ние рассказов, поощрение, показ с объяснением.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ.

 «Волшебная книга»: карта растительного мира Кубани: картины - поле, ле- карственные растения, лес; карточки с сельскохозяйственными культурами по количеству детей (подсолнечник, пшеница, кукуруза, овес); разрезные картины с лекарственными растениями; демонстрационный материал — деревья; органи¬зационная дорожка с препятствиями.

Растительный мир Краснодарского края.

Ход занятия.

1.

Раздается стук в дверь. Входит почтальон.

Почтальон:

- Здесь группа «Бельчата» д/с «Жар птица».

Дети:

-        Да, это наша группа.

Почтальон:

-        Получите посылку из леса от Феи растений.

Воспитатель:

-        Спасибо за посылку (почтальон уходит). Давайте откроем посылку. Инте¬ресно, что нам прислала Фея растений (открывает посылку с детьми, доста¬ет книгу, карту, читает) «Волшебная книга обо всем на свете». Посмотрите, какая она необычная, удивительно красивая (открывает, звучит мелодия). Послушайте, какая нежная и ласковая мелодия, как будто приглашает нас в путешествие. А путешествие сегодня будет на Кубань, куда и приглашает нас Фея растений, в путешествии поможет нам карта - схема растительности Кубани.

- Ребята, что называют Кубанью?

Дети:

- Кубанью называют наш Краснодарский край, в котором мы живем.

Воспитатель:

- А почему гак называют наш край?

Дети:

- Потому что в нашем крае протекает полноводная река Кубань

Воспитатель:

- Правильно. Территория Краснодарского края делится рекой Кубань на две части: северную равнинную и южную гористую. Северную часть занимает Азово-Кубанская равнина, здесь сплошная степь, превращенная в поля, где мы с вами и живем. А южную часть занимает предгорье, горы Главного Кавказского хребта и Черноморское побережье.

- Сегодня нам Фея и предлагает с помощью этой «Волшебной книги» и кар¬ты отправиться в страну растений Кубани.

      Вы готовы идти в путешествие?

Но я вас должна предупредить, что путешествие будет непростым, впереди нас ждут сложные задания. Давайте открывать первую страничку (открывают страничку, звучит мелодия, дети рассматривают картину - поле подсолнечни¬ков).

Эта страничка приглашает нас посетить нашу Азово - Кубанскую равнину,

Степи, превращенные в поля.

Фея приготовила для вас интересные загадки, о том, что выращивают на полях. Послушайте первую загадку. Если вы знаете ответ, поднимите карточку, соответствующую отгадке.

1.        Посреди двора

Золотая голова (подсолнух)

2.        Как на поле, на кургане

Стоят девушки с серьгами (овес)

3.        В поле - метелкой

В мешке - жемчугом, (пшеница)

4.        У закутанных девиц

Волос ветер шевелит, (кукуруза)

Воспитатель:

-        Молодцы ребята. А какие еще сельскохозяйственные культуры выращиваю у нас на полях.

Дети:

-        Это просо, лен, рожь, рис.

Воспитатель:

-        Молодцы ребята, вы справились с первым заданием.

2.

Воспитатель:

-        Отправляемся в путешествие дальше. Я открываю следующую страничку нашей «Волшебной книги» (открываю страничку, звучит мелодия, дети рас¬сматривают картину - лекарственные травы).

Эта страничка приглашает нас посетить «Зеленую аптеку». Нам необходимо пройтись вдоль дорог, по склонам балок и оврагов Азово-Кубанской равнины и переправиться в южную часть Кубани - предгорье (пока на карте). Вы гото¬вы? Пошли.

(Дети проходят по организационной дорожке, перешагивают через овраг, проползают под веточкой, переходят по мостику через речку).

Воспитатель:

-        Вот наша «Зеленая аптека». Располагайтесь поудобнее. «Зеленой аптекой» называют растения, которые помогают избавиться от болезней. Болеть могут все, и люди и животные. Но где взять бедному зверю рецепт? Только у доктора Айболита. А если его нет дома? Вот и приходится животным лечить себя самостоятельно. В «Зеленой аптеке» всегда можно отыскать то, что их исцелит. Люди еще в древние времена, наблюдая за животными, тоже стали

лечиться травами, ягодами, листьями многих растений.

Фея и здесь приготовила для вас задание, она считает, что видеть - то вы их видели, а вот как они называются, наверное, не знаете. Она предлагает из раз¬резных карточек собрать картину, сказать какое растение на ней изображено, и рассказать о нем.

Приступаем к выполнению задания.

Воспитатель:

-        Как называются лекарственные растения, которые вы собрали?

Дети:

-        Одуванчик, ромашка, календула.

Воспитатель:

-        Кто хочет рассказать о своем растении?

Дети:

-        Одуванчик растет на лугу. У него слегка резные листья и на длинном тонком стебле желтый цветок, похожий на шарик.

Воспитатель:

-        Послушайте, я вам расскажу, чем же полезен одуванчик. В листьях одуван¬чика много витаминов. Если его положить в салат, он повышает аппетит. Но листья свежие очень горькие из-за млечного белого сока. Помните, как мы не¬много отщипывали от листочка и видели белое молочко, которое так и называ¬ется «млечный сок». Чтобы убрать горечь, нужно листики просто залить кипят¬ком на несколько минут. Листья и корни помогают при кашле. Послушайте стихотворение об одуванчике:

Одуванчик, одуванчик, золотистый сарафанчик

Он везде произрастает, его даже дети знают.

Аппетит он улучшает и при кашле помогает.

Лучший при ожогах лекарь, одуванчик как аптека!

Воспитатель:

-        Вот сколько полезного мы узнали из этого стихотворения. Какое еще расте¬ние вы собрали?

Дети:

-        Ромашка.

Воспитатель:

-        Кто из вас расскажет об этой красавице?

Дети:

-        Ромашка растет везде на полянке, на лугу, около речки. У нее высокий прямой стебель, он тонкий и ветвистый. Листья узкие и очень похожие на укроп. Цветочки маленькие и их у ромашки много. У цветка белые лепест¬ки и желтая серединка.

Воспитатель:

-        Все правильно. Ромашка - это распространенное растение. Его можно встре¬тить по всей России. Вы, наверное, слышали такие слова: «Ромашковая Русь», «Ромашковая Родина моя». Эти слова относятся и к нашему городу и к нашему краю. Ромашка лучший доктор при ангине. Настоем ромашки можно полоскать горло, промывать нос, ополаскивать волосы.

И еще одно растение, которое вы собрали. Как оно называется?

Дети:

-        Это календула.

Воспитатель:

-        Кто хочет рассказать об этом ярком и нужном растении?

Дети:

-        Календула растет на клумбе. У нее сонный стебель, продолговатые зеленые листья, и яркий оранжевый цветок.

Воспитатель:

-        Верно. У нас на клумбе мы выращивали календулу. Кто из вас помнит, как в народе называют это растение?

Дети:

-        Ноготки.

-        Ноготки применяются для заживления ран, ожогов, при ангине, простуде и насморке. Послушайте стихотворение:

По цветкам есть знатоки? Что же это? Ноготки.

Лепестки у них сорвите, потом горло полощите

 При ангине, при простуде лучше доктора не будет!

Сегодня мы с вами говорили о трех лекарственных растениях: ромашке, оду¬ванчике, календуле. Но вы знаете еще много лекарственных растений. Назовите их.

Дети:

-        Это крапива, подорожник, валериана, пустырник, тысячелистник и т.д. Воспитатель:

- Молодцы

3.

Воспитатель:

- Эта страничка закрывается, а новая открывается (звучит мелодия, дети рас¬сматривают картину - лес).

А сейчас мы с вами отправимся в грудное путешествие в горы и леса. Фея предупредила, что сначала нас будут окружать лиственные деревья, и мы должны будем назвать их. Постепенно лиственные породы отступают и оста¬ются позади.

Готовы? Идем, (дети идут по извилистой тропинке и подходят к лиственному лесу).

Воспитатель:

- Вот и лиственный лес. Подойдите по два человека к понравившемуся дереву, посовещайтесь и скажите, как оно называется?        

Молодцы! Я была уверена в вас, что вы знаете лиственные деревья Красно¬дарского края.

Ну, что ребята впереди нас горы - Главный Кавказский хребет. Будем воз¬вращаться или пойдем дальше? Не боитесь? Тогда карабкаемся по неприступ¬ным скалам, любуемся необыкновенной красотой горных вершин, и если не сорвемся вниз, то благополучно переберемся через Кавказский хребет (дети перебираются через мягкие модули, выложенные в виде горы).

Вот мы уже в другом мире, как на другой планете: в мире густого леса, теп¬лого моря. Хорошо в хвойном лесу! Чистый прозрачный воздух, покой и тиши¬на. Давайте сейчас посмотрим вокруг и скажем, какие хвойные деревья вы здесь видите.

Дети:

-        Сосна, ель, лиственница, пихта, тис.

Воспитатель:

-        Правильно. Ребята, но и здесь нам Фея растений приготовила задание. Нам необходимо из счетных палочек выложить хвойное дерево. Справитесь? Усаживайтесь поудобнее и приступайте к работе.

Воспитатель:

-        какой красивый у вас получился хвойный лес. Молодцы ребята. Сколько сегодня вы интересного узнали о растительном мире Кубани.

(Звучит музыка и появляется Фея растений, которая хвалит детей и приглаша¬ет опробовать её очень вкусный, душистый и полезный чай, из мяты, липы и меда. На последок желает детям всегда быть здоровыми).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план конспекта занятия ознакомление детей с символикой Краснодарского края

этот материа может использоваться в старших группух...

Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 года №2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае"

Принят Законодательным СобраниемКраснодарского края 10 июля 2013 годаВступает в силу: 1 сентября 2013 г., 1 января 2014 г....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 80-летию Краснодарского края посвящается: фольклорный музыкально-спортивный досуг «Путешествие по Краснодарскому краю»

Это мероприятие позволит в увлекательной, интересной форме познакомить дошкольников с историей  и культурой родного края....

Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 года №2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае"

Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и экономические особенности функционирования системы образования в Краснодарском крае, определяет полномочия органов государственной власти Крас...

Родительское собрание «Закон Краснодарского краяРодительское собрание «Закон Краснодарского края»»

Татьяна СаенкоРодительское собрание «Закон Краснодарского края»Цель: гражданско-правовое, патриотическое и нравственное воспитание родителейЗадачи:1. Формирование правовых знани...

Памятка для родителей «К чему ведет неисполнение Закона Краснодарского края № 1539 «О мерах по профилактике безопасности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае»»

На Кубани действует «детский» закон,Права ребенка защищает он.Не зря земля кубанская зовется раем,Безнадзорных детей не должно быть в крае!...