Экологический проект «Птицы – наши друзья»
проект по окружающему миру

Наталья Старостина
Экологический проект «Птицы – наши друзья»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический проект «Птицы – наши друзья»

в средней группе МБДОУ д/с № 3

Автор проекта:

Старостина Н. С. воспитатель I кв. категории 

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Вид деятельности:  проектная.

Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет)

Срок реализации проекта: краткосрочный (с 23 ноября по 23 декабря 2020 года)

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители воспитанников.

Тема проекта: «Птицы – наши друзья»

Цель проекта: развитие экологического воспитания дошкольников и формирование правильного отношения к представителям животного мира (птицам) через различные виды деятельности.

Задачи:

  • Формировать интерес к исследовательской деятельности;
  • Развивать творчество, любознательность участников проекта;
  • Расширять представление детей о зимующих перелетных птицах
  • Познакомить детей с особенностями внешнего вида птиц, с повадками и условиями их жизни;
  • Учить детей заботиться о птицах.

      Актуальность проблемы.

Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.

Выбор темы «Птицы – наши друзья» обусловлен пониманием педагога и родителей значимости цели поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

И мы с родителями должны создать условия для общения с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

       При осуществлении проекта использовались следующие приёмы:

  • приём учета возрастных особенностей дошкольников;
  • приём опоры на интересы ребенка;
  • приём осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • приём наглядности;
  • приём системности;
  • приём последовательности;
  • приём сотрудничества и взаимоуважения;
  • приём интеграции.

Этапы и содержание проекта:

Подготовительный этап  (организационный)

  • Выявить уровень знаний детей о птицах.
  • Создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в проекте.

Основной этап (практический)

  • Реализовать в работе с детьми комплекс мероприятий, направленный на развитие познавательных способностей и поисковую активность детей.
  • Создать единый детско-взрослый коллектив.

Заключительный этап (итоговый)

  • Обработка результатов по реализации проекта.
  • Оформление результата проекта в виде презентации.
  • Презентация проекта педагогам МБДОУ №3

Ожидаемые результаты проектной деятельности:

  • Расширить знания детей о зимующих птицах.
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  • Улучшить предметно-пространственную среду.
  • Активное участие родителей в реализации проекта.

Взаимодействие с родителями:

  • Подбор необходимой литературы по выбранной теме;
  •  Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.
  •  Сбор корма для птиц «Кто, что любит?»
  • Рекомендации на совместные прогулки с детьми (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)
  • Консультация для родителей «Зимующие птицы»
  • Совместная работа детей с родителями при изготовлении кормушек для птиц.

Приложение:

  • Перспективный план образовательного процесса
  • Конспекты, сценарии мероприятий
  • Практический материал: игровое оборудование, дидактический демонстрационный и раздаточный материал, картотеки игр, стихов, иллюстративный материал.

Перспективный план образовательной деятельности

  • Рассматривание книг, иллюстраций.
  • Рисование на тему «Прилетели снегири».
  • Чтение стихов про птиц.
  • Лепка «Покормим воробья».
  • Загадывание загадок о птицах.
  • Подвижные игры.
  • Чтение пословиц и поговорок.
  • Беседы с детьми о птицах.
  • Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей» и др.
  • Пальчиковые игры.
  • Дидактические игры.

Список используемой литературы:

  • «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. Васильевой М.А., Москва-2005.
  • «Наш дом-природа» Рыжова Н.А., Москва -2005.
  • «Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. Корнилова В. М.
  • «Я познаю мир» под ред. Хинн О.Г. Москва-1999.
  •  «Мир природы и ребенка» Саморукова, Манецева, Санкт-Петербург-2003.
  • «Экологическое образование в детском саду» Рыжова Н.А.,Москва-2001.
  • «Развитие экологических представлений дошкольников» Казарчук Г.Н.//ж/л «Д/педагогика» №1-2009. 

Конспект ООД  от 22.12.2020

Тема: Чтение Рассказа Е. Чарушина «Воробей»

                                                             

                                                               Подготовила и провела

 воспитатель Старостина Н.С.

Цельприобщать детей к рассказам.

Задачи:

  • учить слушать, оценивать поступки героев;
  • развивать память, мышление, внимание;
  • воспитывать любовь к птицам;
  • активизировать словарь детей: воробей, птенчик, летать.

Материалы и оборудование: иллюстрации к рассказу «Воробей».

Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит – кто-то чирикает:

— Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!

И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге. Нахохленный такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет.

— Смотри-ка, папа, – закричал Никита, – воробей не настоящий!

А папа говорит:

— Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно, птенчик выпал из своего гнезда.

Тут побежал Никита ловить воробья и поймал.

И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.

Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит – есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, – он зачирикает и всех разбудит.

Тогда Никита сказал:

— Я научу его летать и выпущу.

Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.

— Ты крыльями вот так маши, – сказал Никита и показал руками, как надо летать.

А воробей ускакал под комод.

Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить летать.

Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями. Полетел воробей!

Вот он через карандаш перелетел.

Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на неё и упал.

— Плохо ты ещё летаешь, – говорит ему Никита. – Давай-ка я тебя ещё денёк покормлю.

Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку перелетел.

Через стул перелетел.

Через стол с кувшином перелетел.

Вот только через комод не мог перелететь – свалился.

Видно, надо его ещё кормить.

На другой день Никита взял воробья с собой в сад, да там и выпустил.

Воробей через кирпич перелетел.

Через пенёк перелетел.

И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился.

А на следующий день он и через забор перелетел.

И через дерево перелетел.

И через дом перелетел.

И совсем от Никиты улетел.

Вот как здорово научился летать!

Рефлексия:

  • Почему Никита решил, что воробей не настоящий?
  • Где стал жить воробей, когда Никита принес его домой,
  • Почему воробей всё время кричал?
  • Как Никита учил воробья летать?

Зарядка для глаз «Птички»

Представьте, что на указательный пальчик вам села птичка, понаблюдайте за ней:

Птичка вправо полетела,

Птичка влево полетела,

Полетела птичка вниз,

Ой, смотри – не ушибись!

Взмыла птичка за версту,

И уселась на носу!

Вот что у нас получилось:

Какие вы молодцы. Старались все. Давайте немного разомнемся.

Физкультминутка «деревья и птицы»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Руки подняли и помахали —

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сгибает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – покажем:

Крылья сложили назад.

Мы очень устали, пока гуляли по лесу. Давайте немного отдохнем перед дорогой домой.

 

 

Картотека стихов о птицах

* * *                                                                                                                  * * *

Улетели птичьи стаи,                                                    Снегирь сидит на ветке                                                                                                                          

Лес в сугробах до ветвей.                                             В розовой жилетке,                  

Вот тогда мы и дождались                                           А дятел в ярко-красной                                  

Наших северных гостей.                                              Шапочке атласной

Зимний лес не спит, а дремлет,                                   Вдали мелькают сойки —                    

Серебром окутан весь                                                   Синие ковбойки.

Не покинув эту землю,                                                 Автор: М. Пляцковский                              

Много птиц осталось здесь.

Автор: Т. Зайцева  

* * *                                                                                                                  * * *                                                                                                                                                                                                                                     

К нам с ветрами прилетели                                          Зарумянились кустарники

Стайки ярких свиристелей.                                          Не от утренней зари.                                      

Прилетели свиристели,                                                 Эти красные фонарики

Песню севера запели.                                                    Засветили снегири.

Автор: Г. Ладонщиков                                                  Автор: Л. Татьяничева

                           

  * * *                                                                                                            * * *

 Жаворонок полевой,                                                    Воробушки

 Нет певца чудесней!                                                    О чем поют воробушки

 В чистом поле — домик твой.                                    В последний день зимы?

 В ясном небе — песня.                                                 — Мы выжили!

 Автор: В. Берестов                                                        — Мы выжили!

                                                                                          — Мы живы, живы мы!

* * *                                                                                    Автор: В. Берестов

Зяблик согрелся

Зяблик: — Пинь! Пинь! Пинь!                                       * * *

Шубу скинь! Скинь! Скинь! —                                      Скачет шустрая синица,

Зяблик распелся —                                                          Ей на месте не сидится,

Зяблик согрелся!                                                              Прыг-скок, прыг-скок,

Автор: Э. Мошковская                                                    Завертелась, как волчок.

                                                                                           Вот присела на минутку,

* * *                                                                                     Почесала клювом грудку,  

Кругом —                                                                         И с дорожки — на плетень,

снег.                                                                                   Тири-тири, тень-тень-тень.

А на горке — нет!                                                            Автор: А. Барто                                              

Увидали грачи.

Каждый кричит,                                                               * * *

Как матрос с корабля:                                                      Прилетай же!      

— Земля!                                                                           Милый скворушка-скворец,

Автор: Э. Мошковская                                                    Прилетай же, наконец!              

* * *                                                                                                                  Для тебя я дом построил — 

Воробей                                                                             Не скворечник, а дворец!

Воробей по лужице                                                          Автор: М. Карим

Прыгает и кружится.

Перышки взъерошил он,                                                   * * *     

Хвостик распушил.                                                           Теплом уж веет. И порой      

Погода хорошая!                                                                Из сада слышен шумный крик.                                                        

Чил-чив-чил!                                                                      То там воробушки толпой

Автор: А. Барто                                                                  Кричат на ветках: «Чик-чирик!»

* * *                                                                                        Довольны птички, что из туч

Ласточка                                                                               Им солнце выглянет на миг;  

Ласточка                                                                               Они встречают этот луч

Сизокрылая                                                                          Веселым криком: чик-чирик!

Под моим окном                                                                  Тот луч им шепчет, что земля

Свила гнездышко —                                                           Вся скоро станет как цветник,

И поет себе,                                                                          Утонут в зелени поля…

Заливается,                                                                           И громче слышно: чик-чирик!

Весну красную                                                                     Автор: И. Косяков

Прославляючи…

Автор: С. Дрожжин                                                             * * *

* * *                                                                                                                       Воробушек качаться захотел                                                                                                                   

Чик-чирик!                                                                            Наш воробушек качаться

Теплом уж веет. И порой                                                    захотел,

Из сада слышен шумный крик.                                          В гости к тоненькой былинке

То там воробушки толпой                                                   прилетел,

Кричат на ветках: «Чик-чирик!»                                        Сел на самую вершинку —

Довольны птички, что из туч                                              цинь-цвиринь:

Им солнце выглянет на миг;                                               «Покачай меня, былиночка,

Они встречают этот луч                                                       подкинь!..»

Веселым криком: чик-чирик!                                              Колыхается былинка на ветру.

Тот луч им шепчет, что земля                                              Ой, как солнце ярко светит

Вся скоро станет как цветник,                                             поутру!

Утонут в зелени поля…                                                        Ой, как весело, когда на свете

И громче слышно: чик-чирик!                                             май!

Автор: И. Косяков                                                                 Ты воробушка, былинка,

* * *                                                                                           покачай!

Скворцы прилетели                                                              Автор: М. Познанская

Ждет гостей высокий клен —

Дом на ветке укреплен.

Краской выкрашена крыша,

Есть крылечко для певцов…

В синем небе щебет слышен —

К нам летит семья скворцов.

Мы сегодня встали рано,

Ждали птиц еще вчера.

Ходит по двору охрана,

Гонит кошек со двора.

Мы скворцам руками машем,

Барабаним и поем:

— Поживите в доме нашем!

Хорошо вам будет в нем!

Стали птицы приближаться,

Долетели до двора,

Не смогли мы удержаться,

Хором крикнули: — Ура!

Удивительное дело:

Все семейство улетело!

Автор: А. Барто

Картотека загадок о птицах

На шесте — дворец,                                                                    Кто на елке, на суку

Во дворце — певец.                                                                    Счет ведет: «ку-ку, ку-ку?»

(Скворец)                                                                                    (Кукушка)

На скале он строит дом.                                                              Всех перелетных птиц черней,

Разве жить не страшно в нем?                                                   Чистит пашню от червей.

Хоть кругом и красота,                                                               (Грач)

Но такая высота!                                                                          Гребешок аленький,

Нет хозяин не боится                                                                   Кафтанчик рябенький,

Со скалы крутой скатиться —                                                    Двойная бородка,

Два могучие крыла                                                                      Важная походка.

У хозяина … (орла)                                                                     Раньше всех встает,

И петь не поет,                                                                             Голосисто поет.

И летать не летает…                                                                    (Петух)

За что же тогда                                                                             Всех я вовремя бужу,

Его птицей считают?                                                                   Хоть часов не завожу.              

(Страус)                                                                                        (Петух)

Черный, проворный,                                                                    Хвост с узорами,

Кричит «крак» —                                                                         Сапоги со шпорами.

Червякам враг.                                                                              (Петух)

(Грач)                                                                                            Он в мундире ярком.

Кто так заливисто поет                                                                Шпоры для красы.

О том, что солнышко встает?                                                      Днем он — забияка,

(Петушок)                                                                                     Поутpy — часы.

Не ездок, а со шпорами,                                                               (Петух)

Не будильник, а всех будит.                                                       Явился в желтой шубке:

(Петух)                                                                                           — Прощайте, две скорлупки!

Беленькие перышки,                                                                    (Цыпленок)

Красный гребешок.

Кто это на колышке?

(Петя-петушок)

Картотека пословиц и поговорок о птицах

  

  • Видно птицу по полету.
  • Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.
  • Старого воробья на мякине не проведешь.
  • Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
  • Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.
  • Поменяли кукушку на ястреба.
  • Всякая ворона свой зобок набивает.
  • Воля птичке дороже золотой клетки.
  • Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
  • Лес без птиц и птицы без леса не живут.
  • Знает птица, что без Родины не годится.
  • Всякая птица своим пером гордится.
  • Всякая птица по-своему поет.
  • Всякая птица своим клювом сыта.
  • У каждой пташки — свои замашки.
  • Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.
  • Вороне соколом не быть.
  • Вороненку гнездо — родимая хата.
  • Мала синичка, да коготок остер.
  • Немного синица ест, пьет, да весело живет.
  • Сорока без причины не стрекочет.
  • Сорока весть на хвосте принесла.
  • Пируют в ночи совы да сычи.
  • Воробьи под кровлю, а совы на ловлю
  • Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.
  • Соловей берет пением, а человек — умением.
  • Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
  • Кукушка кукует, по дому горюет.
  • Лебедь по поднебесью, мотылек над землей — всякому свой путь.
  • Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.
  • Грудь лебединая, походка павлинья.
  • Журавль прилетел и тепло принес.
  • Журавль высоко летает, а от реки не отлетает.

Конспект ООД в средней группе от 15.12.2020г.

Тема: «Зимующие птицы».

                                                             

                                                              Подготовила и провела

 воспитатель Старостина Н.С.

Демонстрационный материал: карточки с изображением птиц, птичьего корма в теплое и холодное время года, кормушка, образцы корма для птиц.

Оборудование: аудио проигрыватель, аудио записи звуков птиц, отрывка из произведения П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев», песни «Птичка» (слова Ю. Энтин, музыка Д.Тухманов) на флеш-носителе.

Цель: формирование представлений о зимующих птицах и роли человека в их жизни.

Задачи:

 1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время.

 2. Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей.

 3. Расширять знания детей о птицах родного края.

 4. Учить правильно подкармливать птиц.

Предварительная работа: организация наблюдений за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), проведение подвижных игр «Воробьишка», «Снегири», «Воробей», пальчиковой гимнастики «Кормушка» (Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкульминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.- ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008), рассматривание сюжетных картин по теме.

Мотивационно-ориентировочная часть:

Воспитатель:

 Ребята, послушайте и отгадайте загадку:

 Раскрыла снежные объятья,

 Деревья все одела в платья.

 Стоит холодная погода.

 Какое это время года?

Ответ детей: Зима.

Воспитатель: Наступила зима…(Звучит аудио запись произведения П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»)

 Метелица, метелица,

 И кружится и стелется,

 И песню напевает,

 И думы навевает…

 На улице стало холодно. Почувствовали приближение морозов и птицы. Некоторые улетели в тёплые края. Как называют таких птиц?

Ответ детей: Перелётные.

Воспитатель: Правильно, эти птицы перелетают с одного края в другой. Ищут, где потеплее.

 Но сегодня мы с вами познакомимся с птицами, которые никуда не улетают с приходом зимы. Они остаются зимовать с нами. Таких птиц называют – зимующие.

Основная часть:

Воспитатель: Узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки:

 Эта маленькая пташка

 Носит серую рубашку,

 Подбирает быстро крошки

 И спасается от кошки.

Ответ детей: Воробей. (После правильного ответа воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы).

Воспитатель: Воробей – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Воробьи полезные птички. Летом они питаются вредными насекомыми: бабочками, гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна. (Воспитатель включает аудио запись звуков воробья)

 Послушайте следующую загадку:

 Хоть поменьше воробья,

 Не боюсь зимы и я,

 Всем известная вам птичка.

 А зовут меня...

Ответ детей: Синичка. (Воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)

Воспитатель: Эту птичку мы с вами, ребята, каждый день видим на улице. Синички очень подвижные и ловкие птички. Голова, горлышко, полоса вдоль груди у них чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Как и воробьи, синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки. (Воспитатель включает аудио запись звуков синицы)

 А вот ещё одна загадка:

 Что за птицы? Не синицы.

 Грудка алая, горит.

 На снегу уселись птицы

 Эти птицы...

Ответ детей: Снегири. (Воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)

Воспитатель: Снегири очень красивые птицы. Попробуйте описать их внешний вид: цвет головки, грудки и крыльев.

Ответ детей: Головка чёрная, грудка красная, крылья серые.

Воспитатель: Молодцы. Летом снегири едят ягоды, почки, семена. А вот насекомых они не едят! Живут снегири стайками в лесу. Но в суровую холодную зиму тоже прилетают к жилью людей, чтобы полакомиться семенами и орешками. (Воспитатель включает аудио запись звуков снегиря)

 Без нашей помощи птицы не смогут пережить зиму. Я предлагаю вам, ребята, помочь птицам и приготовить для них угощение.

Дидактическое упражнение «Покормите птиц зимой»

 Воспитатель вносит в группу кормушку и раскладывает на столе варианты корма для птиц: конфеты, семена подсолнечника, пшено, пшеничный хлеб, шоколад, картофель, морковь.

Воспитатель: Ребята, пожалуйста, помогите мне выбрать корм для птиц. (Дети выбирают тарелочки с нужным кормом, сообща проверяют правильность выбора и высыпают корм в кормушку)

Воспитатель:

 Мы кормушку смастерили,

 Мы столовую открыли.

 Воробей, снегирь-сосед,

 Будет вам зимой обед.

 В гости в первый день недели

 К нам синицы прилетели.

 А во вторник, посмотри,

 Прилетели снегири.

 (З. Александрова «Новая столовая»)

Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием! Во время прогулки мы установим кормушку на улице. А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Птицы на прогулке».

Подвижная игра «Птицы на прогулке»

 Воспитатель раскладывает на полу круги большого диаметра серого, жёлтого и красного цветов. Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей. Каждому ребёнку воспитатель устно сообщает название птицы. Включается аудио запись песни «Птичка». Дети, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку.

Рефлексивно-оценочная часть:

Воспитатель: Я приглашаю всех в наш круг, чтобы вспомнить, что мы сегодня узнали нового.

 (Дети садятся на ковер в круг, вспоминают, готовятся к рефлексии)

 О чем мы сегодня говорили?

Ответ детей: О птицах зимой.

Воспитатель: Эмилия, каких птиц мы называет перелётные?

Ответ ребёнка.

Воспитатель: Вася, каких птиц мы называет зимующие?

Ответ ребёнка.

Воспитатель: Варя, пожалуйста, назови зимующих птиц, которых ты запомнил.

Ответ ребёнка.

Воспитатель: Ребята, чем питаются воробьи летом? А зимой? Ребята, чем питаются снегири летом? А зимой? А чем питаются синицы?

 (Дети с опорой на картинки на магнитной доске отвечают на вопрос)

Воспитатель: Лёва, что ты узнал интересного на занятии? (Что тебя удивило?)

Ответ ребёнка.

Воспитатель: Наше занятие окончено. Предлагаю пойти на улицу и установить кормушку для птиц.

Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе.

Тема: «Птицы»

 от 09.12.2020 г.

                                                               Подготовила и провела

 воспитатель Старостина Н.С.

Цель: Обобщать у детей представления о птицах (внешний вид)

Задачи:

  • Познакомить детей с процессом появления птенцов из яиц.
  • Развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение.
  • Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Оборудование: Иллюстрации птиц, насекомых, воздушного транспорта. Модели птиц.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

                                                          Ход занятия:

– Дети у меня сегодня хорошее настроение, просто замечательное и я хочу с вами поделиться своей добротой, теплотой. Подставьте свои ладошки, я каждому подарю частичку тепла.

– Стали теплые ладошки?

– А как мамы вам дарят свое тепло? (ответы детей)

– А как курочка согревает своих цыплят теплом? (ответы детей)

– А вы знаете, что птицы свое тепло отдают не только птенцам, но и яйцам? (Мама птица откладывает в гнезде яйца и сидит, неподвижно согревая яйца своим теплом. Так она сидит несколько недель)

– Кто появляется из яиц? (ответы детей)

Птенцы вырастают и превращаются во взрослых птиц.

(Воспитатель показывает картинки птиц)

– Какую пользу приносят птицы? (ответы детей)

– Вот какие разные бывают птицы.

– Каких вы знаете? (ответы детей)

– Скажите, что общего у всех птиц? (ответы детей)

(воспитатель показывает модели: голова с клювом, два крыла, две лапки, хвост, туловище покрытое перьями)

Воспитатель с детьми составляют модель птицы.

Каждый ребенок работает с моделями.

Делают выводы.

– Дети, возьмите картинку с изображением птицы, которая вам больше всего понравилась, и выходите на ковер.

Сейчас мы с вами превратимся в птиц, которых вы выбрали.

(Вокруг себя повернись и в птицу превратись!)

Физкультминутка.

Летели птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели
Песенки запели.

– Приглашаю всех птиц в столовую. Выберете себе корм.

– Почему ты выбрал себе этот корм? (ответы детей)

(После «вкусного обеда» воспитатель приглашает всех птиц полетать и пропеть свою песню)

– Наступило утро, пора птичкам просыпаться и в ребяток превращаться.

– Яна, расскажи, что ты чувствовала, когда ты была птицей?

(спросить несколько детей)

– Я еще вам принесла картинки с изображением птиц?

(картинки с изображением насекомых, воздушного транспорта, летучих мышей и.т.д.)

– Права ли я?

– Конечно, я права, они все летают, значит, птицы.

– Если вы не согласны, докажите с помощью модели

(Дети, опираясь на модели, доказывают, как можно узнать птиц.)

Игра: «Летает не летает»

Итог занятия

– Что нового вы узнали о птицах?

– Что понравилось на занятии?

Конспект занятия по лепке в средней группе

«Зимующие птицы» 10.12.2020г.

                                                              Подготовила и провела

 воспитатель Старостина Н.С.

Цель: Систематизировать знания детей о зимующих птицах.

Задачи: 

  • Формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику, внимание, речь, воображение, творчество, развивать эстетическое восприятие.
  • Учить лепить птицу конструктивным способом, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять  части, прижимая их друг к другу.
  • Продолжать учить пользоваться стекой.
  • Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.
  • Упражнять детей в счёте в пределах 5. Учить отвечать на вопрос «Сколько? »

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие. Предварительная работа:

  • Беседа о зимующих птицах (синица, снегирь, воробей);
  • Рассматривание иллюстраций «Птицы»
  • Чтение рассказов о зимующих птицах («Воробей и лиса» болгарская сказка, «Скачет шустрая синица» А. Барто, «Снегири» А. Прокофьев, «Синица» югославская песенка, «Воробей» Е. Чарушин)
  • Загадывание загадок.
  • Наблюдение за птицами на прогулке.

Материал и оборудование:

Декорации зимнего леса, изображения (трафареты) птиц (синицы, снегиря, воробья, пластилин (коричневого и серого цвета), салфетки, стеки и дощечки) по количеству детей, гречневая крупа и семя подсолнуха (для оформления глаз и клюва воробья), кормушка.

Музыкальное оформление: Звуки природы. (Птицы. Шум леса), звук (Волшебство), «А. Вивальди «Времена года. «Зима».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать внимательно.

Воспитатель: Ребята, а вы любите гулять?

Дети: Да.

Воспитатель: Скажите ребята, где вы любите гулять?

Ответы детей (на улице, в д/с, на катке и др.)

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас на прогулку в зимний лес. Но прежде чем отправиться в зимний лес как вы думаете, что нам нужно сделать?

Дети: Надеть тёплую одежду.

Надеваем воображаемые рукавички, шапку, шубку.

Воспитатель:

В зимний лес на прогулку приглашаю вас пойти,

Интересней приключений, нам, ребята, не найти.

Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам, не спешим, не отстаём

В лес мы дружно все пойдём.

(Дети берутся за руки и за воспитателем идут «змейкой»)

Воспитатель: Ребята, посмотрите как красиво в лесу! Сколько снега! Посмотрите, какая красивая ёлочка!

Подходим к ёлочке, любуемся.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это сидит на ёлочке?

Дети: Синички.

Воспитатель: Какие они?

Дети: Красивые, маленькие, желтогрудые и т д.

Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько синичек сидит на ветке ёлочки.

Дети считают (четыре синички).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что делают зимой птицы в лесу?

Дети: Играют, веселятся, добывают себе корм и тд.

Подходим к следующей ёлочке, На ветке сидят снегири.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто сидит на ветках этой ёлочки?

Дети: Снегири.

Воспитатель: Какие они?

Ответы детей.

Воспитатель: Сколько снегирей сидит на верхних ветках? (два снегиря)

Сколько снегирей сидит на нижних ветках? (три снегиря)

Сколько всего снегирей на ёлочке? (пять снегирей).

Воспитатель: Скажите, ребята, птички которые не улетают зимой в тёплые края, а остаются с нами на зиму как называются?

Дети: Зимующие птицы.

Подходим к следующей ёлочке (на ёлочке сидит один воробушек)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто это сидит на веточке?

Скажите, какой он.

Ответы детей (маленький, серенький, пестренький, глазки чёрные) .

Воспитатель: Ребята, а мне кажется, что воробушек грустит. Как вы думаете почему?

Ответы детей (ему холодно, скучно одному на ёлочке, у него нет друзей).

Воспитатель: Ребята, как же помочь маленькому воробышку?

Ответы детей.

Воспитатель: А давайте вернемся в детский сад и слепим ему друзей.

Крепко за руки беритесь по дорожкам, по тропинкам

Не спешим, не отстаём в детский сад мы дружно все пойдём.

Проходим к столу, снимаем воображаемую одежду.

Проходим, садимся за столы.

Воспитатель: Посмотрите, а у меня есть друг для нашего воробышка.

Давайте его, рассмотрим, какой он

Ответы детей: Маленький, пестренький, серенький, голова круглая маленькая, туловище овальное, есть крылья, хвостик, клюв, глазки.

Воспитатель: А вы хотите слепить друзей для нашего воробышка?

Ответы детей:

                                 Показ способа лепки воробья:

  1. Берем пластилин и делим на две части, одна часть больше (для туловища), другая меньше (для головы)
  2. Берем меньший кусочек и  между ладонями круговыми движениями скатываем шар (получится голова птички)
  3. Лепим туловище птички. Берем больший кусочек, сначала скатываем круговыми движениями между ладоней шарик, затем слегка придавим. Чтобы туловище получилось слегка округлое или овальное.
  4. Соединяем части, голову слегка пригладили, чтобы крепко держалась.
  5. Оттягиваем хвостик и слегка прищипываем.
  6. Оттягиваем и прищипываем крылышки
  7. Из семени подсолнуха делаем клюв и из гречневой крупы глазки.
  8. Стекой оформляем перышки.

(дети под музыку лепят друзей для воробышка)

Итог: Ребята, какое доброе дело мы сегодня сделали?

Ответы детей: Слепили друзей (птичек) для воробышка

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что у меня есть (кормушка)

Для чего нужна кормушка?

Ответы детей:  (столовая для птичек)

Воспитатель: Давайте, ребята,  воробышек посадим в кормушку.

Молодцы ребята замечательные воробьи получились у всех. Теперь воробышку не будет скучно, вы сделали для него много новых друзей, Сегодня, когда мы пойдём гулять, мы возьмём с собой корм для птиц и покормим воробьёв и других птичек, которые прилетают к кормушкам.

Консультация для родителей в МБДОУ д/с № 3( в ZOOM)

Тема: «Зимующие птицы»

от 11.12.2020г.

                                                             

                                                              Подготовила и провела

 воспитатель Старостина Н.С.

Наши дети  уже знают, что многие птицы с приходом осени улетают в теплые края. Но не лишним будет еще раз об этом вспомнить. Почему одни птицы улетают, а другие остаются зимовать с нами?

Не спешите отвечать за ребенка, дайте ему возможность немного порассуждать, помогите наводящими вопросами.

Где живут утки и гуси? Правильно, у речек и прудов. Река для них - и дом, и столовая. А что происходит с реками зимой? Верно, они замерзают. Значит, нужно водоплавающим птицам искать себе другой дом.

А что летом кушают ласточки, чем кормят своих птенцов? Летающими насекомыми. А зимой насекомые летают? Нет, они прячутся от холода до весны. Выходит, что зимой многим птицам нечего есть, вот и ищут они себе дом в других местах, теплых и сытных.

Почему же тогда не улетают воробьи и синички, вороны и галки, сойки и дятлы? Просто все они могут зимой отыскать для себя пропитание: семена и плоды растений и даже насекомых с их личинками под корой деревьев. А если перебраться поближе к людям, можно поживиться остатками пищи, которые обязательно найдутся поблизости от жилья.

Поговорите с ребенком о тех птицах, которые остались зимовать. А еще лучше постарайтесь их увидеть и за ними понаблюдать. Прежде всего, это вездесущие воробьи.

Воробьиные стайки можно увидеть на облетевших кустах и деревьях практически всегда. 

Разучите стишок: 

За что люблю я воробья?
За то, что он такой, как я:
Когда приходят холода,
Не улетает никуда.
                                      (В. Левин)

Бойкие синички - тоже нередкие гости. Питаются они, в основном, насекомыми, которых вытаскивают из щелей в древесной коре. Посмотрите, как снуют синички вверх и вниз по стволам в поисках насекомых.

Понаблюдайте с ребенком за воронами и сороками. Эти  птицы всеядны: и насекомых едят, и зерно, и всевозможные пищевые отходы.

Птичкам-невеличкам, которые остались зимовать вместе с нами, приходится не сладко. Все-таки добраться до корма непросто - он часто бывает, скрыт подо льдом и снегом. А зимой очень холодно, и птичке нужно больше еды, чем летом.

Наши дети уже знают о том, знает о той большой пользе, которую приносят птицы. Если они «подзабыли», расскажите им, как синички и другие маленькие пичужки спасают деревья от вредных насекомых. Чем больше птиц в лесу или в саду, тем целее деревья.

Объясните ребенку, что зимой птицы погибают не от холода, а от голода. Ведь сытая птичка не замерзнет даже в самый сильный мороз. И если вы вместе с ребенком смастерите и повесите в парке, на опушке леса или возле дома кормушку, то вы не только сможете понаблюдать за птицами, но и сделаете доброе и нужное дело.

Если папа согласится помочь, можно соорудить кормушку по всем правилам. Для этого понадобится небольшая дощечка или фанерка, к которой нужно приделать низенькие бортики. Ее за четыре угла можно подвесить на ветке, а еще лучше - укрепить на деревянной "ножке", вбитой в землю. Тогда кормушка не будет раскачиваться от ветра. Не помешает и деревянная крыша.

Если кормушка висит в парке, и вы с ребенком не можете наведываться туда часто, удобно сделать"автоматическую" кормушку. Для этого наполните кормом бутылку, переверните ее горлышком вниз и закрепите над столиком на расстоянии нескольких миллиметров. По мере того, как птицы будут съедать корм, из бутылки будет высыпаться новый. Чтобы бутылка не пугала птиц, предварительно обмажьте ее клеем ПВА, обваляйте в песке и высушите. Вот теперь она выглядит более "природно" и естественно.

Если же сделать деревянную кормушку не получается, конструкцию можно значительно упростить. Например, прорезав большое окошко в пластиковой бутылке или картонном пакете из-под молока.

Чем же угостить птиц? 

Лучшее лакомство - подсолнечные и тыквенные семечки.

Можно насыпать крошки белого хлеба. Такое угощение понравится любым птичкам.

Всевозможные крупы (пшено, овес, просо и др.) привлекут, скорее всего, только воробьев.

Снегири любят ягоды рябины и бузины.

 Синичек можно побаловать кусочками несоленого сала или мяса. Только не кладите сало прямо на столик - утащат вороны. Подвесьте его на ниточках или проволочках к веткам деревьев. Так вороне схватить сало трудно, а синичка поклюет, уцепившись за кусочек лапками.

 Кого можно встретить у кормушки? Если она висит во дворе возле дома, то основными вашими гостями будут воробьи и синички. В лесную столовую могут пожаловать не только всевозможные синицы, но и дятел, и поползень. 

Птицы очень быстро привыкают к кормушке и наведываются туда постоянно. Если вы каждый день гуляете с ребенком примерно в одно и то же время, попробуйте провести такой эксперимент. Каждый день в определенные часы насыпайте в кормушку корм. И очень скоро вы заметите, что птицы знают время обеда и собираются у кормушки "вовремя", ожидая лакомства. Иногда прилетает сразу вся стайка, а бывает, несколько воробьев-разведчиков. Ребенку наверняка понравится возможность понаблюдать за пернатыми и их повадками во время обеда. Привыкнув к людям, птички будут подпускать вас достаточно близко. Только вести себя нужно очень-очень тихо.

Анкета для родителей.

«Вместе с детьми кормим зимующих птиц»

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на наши вопросы.

1. Регулярно ли Вы кормите зимой с вашим малышом птиц? Если нет, то когда?

2. В какое время суток насыпаете корм?

3. Где, в каком месте Вы проводите подкормку? (на кормушке, которую вывесили; около дома; в детском саду или другое).

4. Чем кормите птиц?

5. Кто является инициатором подкормки: Вы или ребенок?

6. Какие птицы прилетают к Вам кормиться?

7. Удаётся ли Вам с ребенком понаблюдать за поведением птиц у кормушки? Как часто?

8. Если не наблюдаете за подкормкой птиц, что Вам мешает?

9. Имеется ли интерес у ребенка к подкормке птиц, в чём это проявляется?

10. Заметили ли Вы какие-либо изменения в поведении и характере ребенка после начала подкормки птиц?

11. Используете ли Вы художественную литературу для поддержания интереса и воспитания любви к птицам?

12 .Смотрите ли Вы телевизионные передачи о природе вместе с ребенком? Если да, то какие?

13 .Делали ли Вы вместе с ребенком кормушки для птиц? Кто являлся инициатором: Вы или ребенок?

14. Хотели бы Вы принять участие в конкурсе по изготовлению кормушек и включиться вместе с вашим ребенком в зимнюю подкормку птиц в рамках детского сада?

Беседы с детьми.

Беседа №1 (дата проведения: 01 декабря 2020, I половина дня)

Тема: «Знакомство с птицами. Воробей и голубь».

Цель: дать знания о птицах, их строении, питании, образе жизни.

Наглядный материал: картинки с изображением воробья и голубя.

Воспитатель задаёт детям вопросы:

  • Кто это? (показать картинку с изображение воробья)
  • Какой он?
  • На чём прыгает?
  • Сколько у него лапок?
  • Что у него ещё есть?
  • Зачем ему крылышки?
  • Зачем клюв?
  • Чем питается воробей?
  • Зачем ему глаза?
  • Что надо видеть?
  • Кто это? (показать картинку с изображением голубя)

Смотрите, у голубя тоже есть… (перечислить). Он не прыгает, а ходит.

  • Кто больше: воробей или голубь?

Воробей маленький, а голубь большой. Один прыгает, а другой ходит. Воробей и голубь – птицы. У них есть… (перечислить). Сравнить модели птиц.

Беседа №2 (дата проведения: 07 декабря 2020 г.I половина дня)

Тема: «Почему птиц стало меньше»

Цель: выяснить причину отлёта птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи – пищи стало меньше, поэтому птицы улетают туда, где её много.

Наглядный материал: картинки с изображением птиц, насекомых.

Воспитатель задаёт детям вопросы:

  • Кто это? (показать картинки с изображением птиц)
  • Какие они?
  • Они живые?
  • Что они едят?

Все птицы любят есть жучков и мошек.

  • А как зовут эту птичку? (показать картинку с изображением синички)
  • Что она ест?
  • Много ли сейчас насекомых?
  • Зачем надо подкармливать птиц?

Стало холодно, насекомых нет, будем подкармливать птиц крошками.

  • Какие птицы улетают?
  • Как их называют?
  • Почему они улетают?

Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тепла и насекомых.

  • Почему синичка, голубь, воробей, ворона остаются зимовать с нами?
  • Так какие же птицы бывают?

Беседа №3 (дата проведения: 14 декабря 2020 г. II половина дня)

Тема: «Пернатые друзья»

Цель: дополнить знания детей о птицах, помощи им зимой.

Наглядный материал: картинка с изображением птиц у кормушки.

Художественное слово: рассказ В. Чаплиной «Пернатые друзья».

 Воспитатель читает детям рассказ, задаёт вопросы:

  • Могут ли птицы находить себе корм?
  • А почему же все птицы прилетают к нам?
  • Кто первый прилетает к кормушке?
  • Какие птицы прилетают чаще всего? Почему?
  • Почему в морозные дни птиц надо кормить чаще?

Беседа №4 (дата проведения: 17 декабря 2020 г. II половина дня)

Тема: «Помощь пернатым в зимнее время года»

Цель: уточнить знания о птицах и изменениях в их жизни зимой.

Художественное слово: рассказ Л. Воронковой «Помощь птицам».

Воспитатель читает детям рассказ, задаёт вопросы.

  • Куда вышли ребята?
  • Для кого они несли зерно?
  • Куда они насыпали зерно? Зачем?
  • Почему прилетели птицы?
  • Кому насыпали семечки?
  • Птицы были рады?
  • Так почему же надо подкармливать птиц?

Беседа №5 (дата проведения: 18 декабря 2020 г.  I половина дня)

Тема: Кормушка. Наши пернатые друзья»

Цель: подвести детей к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.

Наглядный материал: кормушка для птиц.

Воспитатель задаёт детям вопросы:

  • Что это?
  • Зачем нужны кормушки?
  • Для кого они нужны?

Ребята, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Повесим кормушку, насыпем туда крошек, зерён, положим кашу, кусочек сала и посмотрим, кто прилетит полакомиться.

  • Что ест голубь, воробей, синичка?
  • Так зачем нужно подкармливать птиц зимой?

Беседа №6 (дата проведения, 21 декабря 2020 г. I половина дня)

Тема: «Рассматривание картинки «Кто прилетел к кормушке»»

Цель: продолжить знакомство с сезонными изменениями в жизни птиц.

Воспитатель задёт детям вопросы:

  • Какое сейчас время года?
  • Хватает ли корма птицам в лесу зимой так же, как летом?
  • Почему они не могут найти корм в лесу?
  • Куда они летят?
  • Почему прилетают к нам?
  • Что повесили ребята на дерево?
  • Какие птицы прилетают к кормушке?
  • Как вы узнали синичку, воробья?
  • Что ребята насыпали птицам?
  • Что любят вороны, синички, снегири?
  • Почему они клюют корм?
  • Почему птицы не мёрзнут?
  • Почему надо заботиться о птицах зимой?

Интегрированная ООД «Выбегай поскорей посмотреть на снегирей» (экология + рисование) в средней группе

 от 18 декабря 2020 г

                                                               

                                                                Подготовила и провела

 воспитатель Старостина Н.С.

Цель: обобщение знаний детей среднего дошкольного возраста о зимующих птицах, через художественно-творческую деятельность.

Задачи:

Развивающие:

  • формировать умение детей передавать образ птицы, самостоятельно располагать изображение на листе, передавать особенности внешнего вида птицы;
  • побуждать детей создавать выразительный образ птицы, через подбор цвета, передавать динамику: сидит на ветке, взлетает, клюет, нахохлился;
  • совершенствовать технику рисования карандашами.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность в работе, воображение, творческую активность;
  • прививать интерес к природе, желание помогать птицам.

Материалы к занятию:

  • бумага ½ листа, цветные карандаши.

Развивающая среда.

Вариативный ряд наглядности:

  • иллюстрации с изображением снегирей в динамике, в среде обитания (на ветках, на дорожках, в полете…);
  • образец;
  • кукла Незнайка;
  • конверт с иллюстрациями птиц.

Предварительная работа:

  • наблюдения за птицами на прогулках;
  • беседа о зимующих птицах;
  • подкормка птиц на кормушках;
  • рассматривание иллюстраций;
  • чтение произведений о птицах.

 

Ход занятия:

Незнайка грустный сидит на стульчике с конвертом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел?

Дети: Незнайка.

Воспитатель: Незнайка, что ты такой грустный и что ты держишь в руках?

Незнайка: Прислали мне друзья из Солнечного города красивых птиц, всех я узнал, а что эта за птица не знаю (показывает на снегиря).

Воспитатель: Ребята, давайте Незнайке расскажем об этой птице. Что это за птица?

Дети: Снегирь.

Воспитатель: А вы знаете, почему их так называют?

Снегиря назвали так потому, что они появляются в наших краях с первым снегом. Снегирь пухленькая, красногрудая птичка с голубовато-зеленой спинкой и черной головкой.

Расскажите о строении снегиря, какую форму имеет тело?

Дети: Тело овальной формы.

Воспитатель: Какую форму имеет голова?

Дети: Голова круглая, маленькая.

Воспитатель: Какая форма у клюва?

Дети: Клюв короткий и толстый.

Воспитатель: Какой длины хвост?

Дети: Хвост немного короче туловища.

Воспитатель: Расскажите о цвете оперенья?

Дети: Грудка алая, спинка синяя, голова черная.

Воспитатель: У снегиря не видно шеи, его голова сразу переходит в тело. Что могут делать снегири?

Дети: Летать сидеть на ветках, клевать зернышки.

Воспитатель: Ребята обратите внимание на положение головы, крыльев, хвоста в зависимости от движения.

Незнайка, тебе понравился рассказ о снегирях?

Физкультминутка:

Птички:

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть.

(Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)

И опять пора в дорогу,

Пролететь им надо много.

(Дети встают и машут «крыльями».)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора.

Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем для Незнайки снегирей, пусть он покажет их своим друзьям из солнечного города и расскажет о них.

Самостоятельная работа:

  • затрудняющимся детям обратить внимание на наглядность;
  • акцентировать внимание на среду обитания, где находится птица;
  • отмечать технику рисования.

Анализ:

Воспитатель: Ребята, кого мы сегодня рисовали?

Расскажите Незнайке о своих снегирях, что они делают?

Давайте подарим снегирей Незнайке, пусть он покажет их своим друзьям и расскажет, что он сегодня о них узнал. Дети дарят Незнайке своих снегирей.

Вопросы для мониторинга  детей средней группы на тему «Птицы»

  • как ты отличаешь птиц от других животных?
  • где живут птицы?
  • что помогает птицам передвигаться по воздуху?
  • чем они питаются?
  • нужно ли птицам растения?
  • могут ли растения обойтись без птиц?
  • какие враги есть у птиц? Как они спасаются от врагов?
  • как происходит рост и развитие птицы? (Рассказывая, ребёнок раскладывает карточки – модели в последовательности, соответствующей росту и развитию названных птиц.) 
  • почему одни птицы улетают на зиму в тёплые края, а другие остаются?

В конце беседы выявляют понимание детьми роли птиц в жизни человека:

  • можем ли мы прожить без птиц? Зачем они нам нужны?
  • могут ли птицы жить без людей?
  • может ли человек навредить (помочь) птицам?
  • почему человек заботится о птицах? Какие это птицы?

 В соответствии с критериями оценки ответов определяют уровень знаний детей среднего дошкольного возраста о птицах.

Высокий уровень. – ребёнок правильно распределяет всех птиц по группам, действует очень уверенно, логично объясняет свой выбор, не ожидая дополнительных и наводящих вопросов; ошибки практически отсутствуют.

 Средний уровень. – при выполнении задания ребёнок подолгу задумывается, однако успешно решает поставленную перед ним задачу, исправляя при необходимости допущенные ошибки и последовательно объясняя свои действия без подсказки.

 Низкий уровень. – распределив правильно часть птиц, ребёнок в дальнейшем действует интуитивно, постоянно ошибается, исправляя допущенные ошибки только с помощью педагога, при анализе своих действий испытывает затруднения.

              Высокий уровень

               Средний уровень

               Низкий уровень

          до

кол-во         %

4 чел.         15

          после                          

кол-во           %                    13 чел.        48,1

           до

кол-во         %

10 чел.        37

        после

кол-во           %

12 чел.        44,4                                      

           до

кол-во         %

13 чел.     48,1

         после

кол-во            %

2 чел.            7,4

Диаграмма уровня познавательного развития детей за время проекта

«Птицы - наши друзья»

Уровень знаний детей за время проекта стал следующим:

Высокий -  увеличился от 15% до 48%;

Средний – увеличился от 37% до 44,4%;

Низкий – снизился от 48,1% до 7,4%

Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширились знания о друзьях наших меньших, сформировалось эмоциональное отношение к миру природы. Они научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
        Дети научились относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы.
        Дети научились контролировать свои поступки, ухаживать за птицами.

                                                           Выводы:
1. По результатам диагностики было видно, что  знания детей о птицах расширились.
2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
3. На протяжении реализации проекта «Птицы – наши друзья» у детей развивалась связная речь.
4. Дети научились правильно подкармливать птиц.
5. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
6. Повысился познавательный интерес у детей.

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила Воспитатель I квалификационной категории Старостина Н. С. Презентация к проекту: Тема: «Птицы – наши друзья»

Слайд 2

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Тип проекта: познавательно-исследовательский. Вид деятельности: проектная. Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет) Срок реализации проекта: краткосрочный ( с 23 ноября по 23 декабря 2020г. ) Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители воспитанников.

Слайд 3

Цель проекта: Задачи: Развитие экологического воспитания дошкольников и формирование правильного отношения к представителям животного мира (птицам) через различные виды деятельности. Формировать интерес к исследовательской деятельности; Развивать творчество, любознательность участников проекта; Расширять представление детей о зимующих перелетных птицах Познакомить детей с особенностями внешнего вида птиц, с повадками и условиями их жизни; Учить детей заботиться о птицах.

Слайд 4

Актуальность проблемы Выбор темы «Птицы – наши друзья» обусловлен пониманием педагога и родителей значимости цели поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Слайд 5

При осуществлении проекта использовались следующие приёмы: приём учета возрастных особенностей дошкольников; приём опоры на интересы ребенка; приём осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого; приём наглядности; приём системности; приём последовательности; приём сотрудничества и взаимоуважения; приём интеграции.

Слайд 6

Этапы и содержание проекта: Подготовительный этап (организационный) Выявить уровень знаний детей о птицах. Создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в проекте. Основной этап (практический) Реализовать в работе с детьми комплекс мероприятий, направленный на развитие познавательных способностей и поисковую активность детей. Создать единый детско-взрослый коллектив. Заключительный этап (итоговый) Обработка результатов по реализации проекта. Оформление результата проекта в виде презентации. Презентация проекта педагогам МБДОУ №3

Слайд 7

Ожидаемые результаты проектной деятельности: Расширить знания детей о зимующих птицах. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Улучшить предметно-пространственную среду. Активное участие родителей в реализации проекта.

Слайд 8

Взаимодействие с родителями: Подбор необходимой литературы по выбранной теме; Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах. Сбор корма для птиц «Кто, что любит?» Рекомендации на совместные прогулки с детьми (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц) Консультация для родителей «Зимующие птицы» Совместная работа детей с родителями при изготовлении кормушек для птиц.

Слайд 9

Перспективный план образовательной деятельности Рассматривание книг, иллюстраций. Рисование на тему «Прилетели снегири». Чтение стихов про птиц. Лепка «Покормим воробья». Загадывание загадок о птицах. Подвижные игры. Чтение пословиц и поговорок. Беседы с детьми о птицах. Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей» и др. Пальчиковые игры. Дидактические игры.

Слайд 10

Беседы с детьми:

Слайд 11

Образовательная деятельность

Слайд 12

Дидактические игры

Слайд 13

Пальчиковые игры

Слайд 14

Подвижные игры

Слайд 15

Мы кормим птиц

Слайд 16

Творческая мастерская «съедобные кормушки»

Слайд 17

Самостоятельная творческая деятельность

Слайд 18

Прилетайте поскорей, угощенья для гостей!

Слайд 19

Мастерство родителей

Слайд 20

Литература используемая для реализации проекта

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Птицы наши друзья"

Цель: Формирование основ экологической культуры у дошкольников среднего возраста....

Экологический проект "Птицы- наши друзья"

Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе....

Семейный экологический проект "Птицы наши друзья"

Цель проекта:Изучение образа жизни и поведения птиц зимой.Задачи проекта:1. Расширить представления о жизни зимующих птиц нашего села;2. Практическое выполнение кормушек3. Провести наблюдения за повед...

Экологический проект "Птицы наши друзья"

Данный проект состоит из практического материала экологической образовательной деятельности и непосредственно  творческого развития дошкольников ....

Экологический проект" Птицы-наши друзья"

Вашему вниманию предлагаю экологический проект для детей 5-6 лет (учащихся старшей группы) по теме «Птицы- наши друзья». Данная работа будет полезной воспитателям старшей группы. Проект осуществлялся ...

Экологический проект «Птицы – наши друзья» в подготовительной группе

Развивать интерес к жизни птиц;  поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование.        ...

Экологический проект "Птицы - наши друзья!"

Экологический проект "Птицы - наши друзья!" с детьми средней группы...