Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Посиделки в русской избе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шицова Валентина Анатольевна

«Посиделки в русской избе»

 

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом русского народа, с предметами, которые их окружали в повседневной жизни, приобщать  к народным традициям и обычаям.

Задачи:

Продолжать знакомить с условиями жизни наших предков, дать представление о значимости печи в деревенской избе, познакомить с кухонными  принадлежностями: ложка, ухват, чугунок,  самовар;

Познакомить с осветительными приборами:  свечи и керосиновая лампа.

Познакомить с орудиями труда: прялкой, веретеном.

Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;

Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

Развивать художественно-творческие способности детей.

Оборудование:  Декорации    русской избы: печь, половики, деревянные лавки. Домашняя утварь: горшки, крынки, самовар,  ухват, чугунок. Предметы народных умельцев: глиняные, расписные игрушки, плошки, ложки, корзины, лапти.   Аудиозапись народных мелодий.
Дети, одетые в русские народные костюмы: сарафаны, рубахи.
Воспитатель в русском народном костюме.

Ход занятия:

Звучит мелодия русской народной песни.

Хозяюшка в русском костюме ждёт гостей:

Светит, светит месяц

Высоко, не низко.

Где же гости дорогие

Далеко ли? Близко?

Красны девицы,

Да добры молодцы,

Поскорее наряжайтесь,

Да на посиделки собирайтесь!

 

Звучит русская народная мелодия, входят дети в русских народных костюмах:

 

Дети: Здравствуй, хозяюшка.

Хозяюшка:  Здравствуйте, гости, дорогие.  Давно вас поджидаю.  Милости прошу, садитесь.

Наша изба очень тепла.

Я, хозяюшка в дому,

Что оладушек в меду.

И прибираю, и гостей встречаю.

Сегодня, ребята, я   познакомлю вас с жизнью и бытом русских людей, расскажу,  как жили люди в старину, чем занимались, какими предметами окружали себя в повседневной жизни. Слушайте внимательно.

Хозяюшка ведет рассказ «В стародавние  времена был такой обычай у русских людей: как заканчивались полевые работы - собирали урожай,  а хлеб в закрома засыпали –собирались в деревенской избе, коротали осенние да зимние вечера вместе,  устраивали посиделки.  Как говорится в русской пословице "от скуки бери дело в руки". Вот и проводили время за любимым занятием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает, кто сарафан шьет.  Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают, третьи  корзины,  да лапти плетут. Весело было! То песню запоют, то шуткой перебросятся.   Издавна ведётся: «Веселье и труд – рядом живут». Молодые люди на этих вечерах, учились у старших мудрости жизни. Вот работа у них и спорилась.  Давайте и мы с вами устроим посиделки.

 

Хозяюшка:  Посиделки не обходились без загадок. А вы, ребятки, любите отгадывать загадки? Давайте отгадаем загадку и узнаем, что же в избе было самым главным?

Я люблю на ней лежать,

Только это не кровать.

А избы моей сердечко

Русская большая …(печка).

Хозяюшка Самое главное в деревенской избе - это печь. Печь- это сердце дома. Затрещит мороз на дворе, завоет вьюга,  зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Русская печь отапливала избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду, на ней спали младшие детки и старики,  зимой под печкой держали кур, и даже мылись в печи. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Топят печь дровами и лучшими считаются дубовые дрова  и берёзовые. Русский народ называл печь матушкой, так он выражал своё отношение к печке, как к доброй и заботливой матери, которая  всегда спасёт, обогреет и накормит.  Печка — деревенская кормилица.

Хозяюшка:   Чем же могла печь накормить своих хозяев?

(Ответы детей)

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Хозяюшка Ребята, а в каких сказках встречается русская печка.

(Ответы детей)

«Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Баба Яга», «Волк и семеро козлят».

Хозяюшка:  Русский народ всегда любил песню и хороводы. Они сопровождали людей во время труда и праздников. А давайте мы вместе встанем в хоровод.

Там, где песня льётся,

Там легче живётся.

Запевай песню шуточную –

Прибауточную!

 

Дети ведут хоровод под русскую народную песню «Как у наших у ворот».

 

 

1. Как у наших у ворот

     Муха песенки поет.

     Ай, люли, вот поет,

     Ай, люли, вот поет.

 

2. Комар музыку ведет,

    Стрекоза плясать идет.

    Ай, люли, вот идет,

    Ай, люли, вот идет.

 

3. Стрекоза плясать пошла,

   Муравья с собой взяла.

   Ай, люли, вот взяла,

   Ай, люли, вот взяла.

 

4.  "Муравейка, милый мой,

    Попляши-ка ты со мной!"

    Ай, люли, ты со мной,

    Ай, люли, ты со мной.

 

 

                                   5.    "Уж я рад бы поплясать,

                                            Да уж очень я устал!"

                                             Ай, люли, я устал,

                                             Ай, люли, я устал.

 

Хозяйка: Молодцы, позабавили меня, но и я в долгу не останусь!

Отгадайте-ка, ребятки,

 Вторую загадку.       «И шипит и кряхти

                                      Воду быстро кипятит,

                                      Он наелся угольков,

                                      Вот для нас и чай готов.

                                      Кран на брюхе открывает,

                                      Кипяточек  разливает» (самовар).

.

Хозяюшка: В каждой избе на столе стоял самовар. Хозяйка дома вставала рано: топила печь, приносила воду и раздувала угли в самоваре. Угли тлели, вода грелась.  Пили чай не спеша с сушками, плюшками, пряниками и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

А вот и еще необходимая вещь в хозяйстве.

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок).

Это чугунок.  В нем готовили щи да кашу. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился, вот в нем и готовили еду.  Печь горячая, огонь пышет, как поставить туда  чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

    Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунок со щами и вкусной кашей.  Как выдумаете, легко ли было быть хозяйкой?

Хозяюшка:  А теперь, ребятки, самая-самая трудная загадка, слушайте.

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю.

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду (ложка).

 

Хозяюшка:  В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева и расписывали узорами. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит. Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

Хозяюшка:  А вот и осветительные приборы: свечи и керосиновые лампы. Все они давали тусклый, не яркий свет, но и при нём девушки вечерами пряли  и вязали. 

     Вот и прялка. Так повелось издавна на Руси, что ни одно орудие труда не было столь необычным по форме и не украшалось с такой любовью, как прялка. Прялка была в каждой русской избе. Раньше, в крестьянской семье начинали учиться прясть с детства. Прялка была одним из самых почитаемых предметов в доме. Отец заказывал для своей дочери прялку у лучшего мастера ко дню свадьбы в подарок. Прялки были разных форм и размеров. Русская прялка состоит из лопасти, к которой прикрепляется кудель, а так же донца, на которое садится пряха. Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

         Небогатый гардероб был у наших предков. Но взялась русская женщина за иглу, одна другой краше стали  выходить девушки в сарафанах, парни в рубахах. Легла на стол вышитая скатерть. Не вянут цветы на старинном полотенце – рушнике.

       Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. На  одежде всегда была вышивка. По  народному поверью,  вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил, от болезней, бед, несчастий.

Физкультминутка:

 

Носок – пятка, перетоп,                                  

Носок – пятка, перетоп,                             

Вот какие молодцы  -                              

Мы танцоры – удальцы!

Припадаем, припадаем,

Русский танец начинаем.

Припадаем мы на ножку

И покружимся немножко.

 

 

                                      Каблучками я стучу,

                                      Пляску русскую учу.

                                      Пляска русская моя –

                                      Замечательная!

     Хозяюшка: Ребята, кто знает, какую обувь  носили наши предки?

         В древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти.
Лапти очень легкая, мягкая обувь, ноги в ней «дышат», потому что через дырочки плетения проходит воздух. Секреты плетения лаптей передавались из поколения в поколение, от деда к внуку. Лапти плели из коры липы, липовые лапти. В таких лаптях ходили каждый день. А лапти из коры березы, берестяные, считались праздничными. Лапти можно сплести любого размера. А чтобы они не сваливались с ног, к ним приделывались завязки. Летом лапти носили на намотанную портянку, а зимой еще и на теплые шерстяные носки.

Хозяюшка:     На Руси народ умел не только веселиться, но и трудиться.

               Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете о труде?

 

Пословицы и поговорки о труде.

  • Поскорей подрастай, да к работе поспевай.
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда. 
  • Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. 
  • Долог день до вечера, коли делать нечего. 
  • Что посеешь, то и пожнёшь. 
  • Была бы охота, будет и работа. 
  • Мала пчела, да и та работает. 
  • Терпенье и труд, всё перетрут.  
  • Труд человека кормит, а лень портит. 
  • Землю красит солнце, а человека труд. 
  • Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело  гож. 
  • Умелые руки не знают скуки. 
  • Не всякий хлеб сеет, да всяк его ест. 
  • Кончил дело, гуляй смело. 
  • Любишь с горочки кататься, люби и саночки возить. 
  • Дело мастера боится. 

 

Хозяюшка: Сегодня, ребятки, вы узнали, как жили наши предки, какие предметы их окружали. Давайте ещё раз посмотрим на все предметы, которые мы видели в русской  избе. Скажите, что вам больше всего запомнилось? 

Ответы детей.

В небе, будто от побелки,

Засветился млечный путь.

Отшумели посиделки,

Где пришлось нам отдохнуть.

Прощаясь с вами,  я желаю

В мире жить, всем дружить,

Родным краем дорожить,

А на праздниках весёлых

Петь, плясать и не тужить!

 

До свиданья гости дорогие, до новых встреч.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Люблю берёзку русскую"

Интегрированное занятие эколого-эстетического цикла способствует формированию у дошкольников представлений о берёзе не только, как о региональном представителе растительного мира, но и, как о потрясаю...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства

 Ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, ...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки.Приобщая детей к  истокам наро...

Статья: «Комплексное сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением, в системе непрерывного образования в условиях ФГОС».

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования -...

Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста "Посиделки весенние".

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное  значение в формировании личности дошкольника.   Русский фольклор - кладезь народной мудростиС фольклором дети сталкиваются с мла...

Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа

Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для  исследования русской народной культуры, быта и декоративн...