Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Посиделки в русской избе"
материал (старшая группа) на тему

Павловская Наталья Александровна

Сценарий развлечения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki_v_russkoy_izbe.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста

«Посиделки в русской избе»

Цель: воспитывать интерес к культуре русского народа.

Задачи:

  • формировать представление об укладе жизни на Руси, знакомить с обрядовыми праздниками русского народа,
  • воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа,
  • воспитывать уважительные отношения в общении с другими детьми и взрослыми,
  •  пополнить словарный запас детей,
  • развивать координацию движений, пластику, умение двигаться под музыку.

Оборудование: предметы быта русской избы: прялка, корытце, ковры, люлька, котелок с картошкой, самовар, посуда, ложки деревянные, стол, лавки, платок, мешок для колядования, конфета-петушок на палочке.

Ларец, свиток, зеркальце.

Игрушки: кот, младенец.

Книга с изображениями детей в зимних старинных одеждах.

Мультимедиа, колонки.

Ход развлечения:

Воспитатель: Здравствуйте дети. Я пришла к вам из старины, из прошлого времени. Хотите побывать в прошлом, посмотреть, как раньше дети жили?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Тогда нам поможет волшебный платок. Повторяйте за мной волшебные слова:

А тари, тари тари!

Мне платочек подари!

А тара, тара, тара!

В гости едет детвора!

(Волшебное перемещение в прошлое: воспитатель накрывает детей платком, вместе говорят волшебные слова)

Воспитатель (снимает платок): Вот мы и оказались в прошлом. Смотрите, что это такое? (показывает слайд со старинной избой)

Дети: Это изба!

Воспитатель: Хотите попасть в нее?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Как же нам в нее попасть, что нам нужно для этого?

Дети: Ключ!

Воспитатель: И, правда, а где мы его возьмем? Ой, смотрите! Что это такое? (показывает на ларец, стоящий в уголке ).

Дети: Это ларец.

Воспитатель: И свиток здесь какой-то. На таких свитках раньше писали письма. Давайте прочитаем.

Дети: Давайте!

Воспитатель (читает): «Отгадай загадку, получишь ключ!». Ребята, а вы умеете загадки отгадывать?

Дети: Умеем!

Воспитатель: Тогда слушайте:

«Хвост  во дворе,

Нос  в конуре.

Кто хвост повернет –

Тот в дом войдет».

Дети: Ключ!

Воспитатель: Правильно мы отгадали, смотрите ларец открылся. А что там внутри?

(Педагог достает ключ.)

Дети: Это ключ!

Воспитатель: А теперь можно и в дом войти. Давайте откроем дверь, (делает ключом воображаемые движения). Проходите, гости дорогие (открывается занавес, появляется изба). Посмотрите, как у меня здесь интересно. Вот прялка, раньше на ней пряли шерсть, а потом вязали из нее теплые вещи. А вот и стол, присаживайтесь, пожалуйста. На столе у меня самовар, а рядом с ним чашки, плошки, ложки и даже чугунок с картошкой, осторожно не обожгитесь, он только что из печки! (обыгрывает, дует, перекладывает из руки в руки). А вы знаете для чего эти предметы?

Дети: Чтобы есть, пить.

Воспитатель: Правильно. В самоваре варили чай, из плошек кашу ели деревянными ложками, в чугунке варили всякую еду, или как раньше называли  снедь. Но ложками не только можно есть, но еще и играть на них. Хотите попробовать?

Дети: Хотим!

(воспитатель показывает, как играть на ложках, а дети повторяют, затем играют на ложках под музыку)

(Слышится плач малыша)

Воспитатель: Ой, по-моему, кто-то плачет! Слышите?! Давайте посмотрим. Это же малыш проснулся. Пойдем его успокоим, поиграем с ним.

(Воспитатель проговаривает пестушку, дети повторяют)

Потягунюшки, поростнюшки!

Роток-говорунюшки,

Руки-хватунюшки,

Ноги-ходунюшки!

(Слышится плач малыша)

Воспитатель: Что-то малыш не успокаивается, Давайте его покачаем и споем колыбельную песню. Вы потихонечку пойте вместе со мной и как будто качайте маленького.

Колыбельная:

Котя, котенька, коток,

Котя серенький хвосток.

Приди, котя ночевать,

Нашу деточку качать.

Я тебе коту, коту

За работу заплачу

Дам кусочек пирога

И кувшинчик молока.

Баю, баю, баю, бай

Детка глазки закрывай.

(Педагог качает малыша и поет колыбельную песню, дети подпевают, имитируют качание малыша.)

Воспитатель: Посмотрите, малыш уснул. Давайте положим его в колыбельку, а сами пойдем на улицу, что бы не разбудить его. (Воспитатель вместе с детьми идут к колыбели, укладывают малыша спать.) Посмотрите в окошко. Что у нас за окном? Какое время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно зима. А как нужно зимой на улицу одеваться?

Дети: Нужно одевать куртку, штаны, шапку, сапоги.

Воспитатель: Правильно, нужно одеваться в зимнюю одежду. А давайте вспомним, как раньше одевались зимой дети. Давайте посмотрим картинки, у меня книжка интересная есть.

(Дети вместе с воспитателем рассматривают картинки в книге)

Воспитатель: Смотрите на детях валенки, тулуп, шапка-ушанка, кушак… кушаком раньше подпоясывались. Ну, что пойдем играть на улицу?

Дети: Да!

(Воспитатель и дети встают, выходят на середину зала, появляется слайд с деревенской зимней улицей.)

Воспитатель: Вот мы и на улице. Посмотрите кругом сколько снегу намело.

Самое время играть. Хотите научиться играть в русскую народную игру?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Игра наша называется «Лавата». В нее раньше очень любили играть дети. Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Слушайте внимательно и повторяйте за мной.

Игра «Лавата»:

Запевка:

Дружно танцуем мы

Тра-та-та, тра –та-та

Танец веселый наш

Танец Лавата!

Воспитатель: Мои плечи хороши, а у соседа лучше. Беремся за плечи соседа и идем дальше по кругу. Весело и дружно поем.

(После каждой запевки, воспитатель предлагает взяться за голову, коленки, живот, пятки, спину. Игра повторяется несколько раз.)

Воспитатель: Здорово поиграли, а теперь пойдемте в дом отдохнем.

(Слайд с изображением деревенской избы внутри, воспитатель с детьми проходят в «дом», садятся.)

Воспитатель: Ребята, хорошо мы с вами повеселились. Вам понравилось?

Дети: Да!

Воспитатель: Зимой мы еще много раз будем веселиться, ведь Зима богата на праздники. Какие зимние праздники вы знаете?

Дети: Новый год.

Воспитатель: Правильно, а еще есть праздник Рождества.

(Слышится мяуканье кота и звон колокольчика.)

Воспитатель: Ой! Что это за звуки? Это же кот Васька мяукает, нас зовет. Давайте посмотрим.

(Воспитатель с детьми ищут кота, подходят к нему.)

Воспитатель: Смотрите у кота что-то в лапках, но он не отдает, что-то хочет мне сказать.

(Воспитатель наклоняется к коту, как будто шепчется с ним)

Воспитатель: Котик сказал, что хочет поиграть с нами. Поиграем с котом?

Дети: Да!

Игра с пальчиками:

По ладошке, по дорожке

Ходит маленькая кошка,

В маленькие лапки

Спрятала царапки.

Если вдруг захочет –

Коготки поточит.

Цап-царап!

Воспитатель: Ну, котик, покажи, что ты нашел! Ой, смотрите, да это же мое волшебное зеркало. Ему надо сказать волшебные слова, и оно нам покажет что-нибудь интересное. Кто знает, какие слова нужно говорить зеркалу?

Дети: Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…

Воспитатель: Правильно. Давайте попросим зеркальце рассказать нам о любимом зимнем празднике Рождества. Ребята, усаживайтесь поудобнее. А теперь говорим все вместе: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Как в старину Рождество праздновали?». Внимательно смотрите и слушайте!

(Слайд с изображением зеркала, и рассказ Зеркала о Рождестве. В процессе рассказа меняются слайды на которых изображены рождественские сюжеты.)

Зеркало: Рождество самый любимый и очень важный праздник на Руси. Отмечают его 7 января. На рождество наряжают елку. На празднике люди высказывают друг другу пожелания и верят, что сказанное от души обязательно сбудется. На рождество готовят разные вкусные блюда, ходят в гости и угощают ими друг друга. А еще чествуют Коляду  Бога зимы и колядуют. Дети встают с мешками под окнами и поют «пришла Коляда накануне Рождества», просят подарков, подношений, а жадным грозят «не дадите пирога, мы корову за рога». Люди встречают детей радостно, как вестников счастья, удачи и богатства. А вы умеете колядовать?

Дети: Нет

Воспитатель: Хотите попробовать поколядовать?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Тогда берите мешок, выходите на улицу, и будем петь колядку. (Дети встают из-за стола, выходят на середину зала.)

Воспитатель: Я буду петь, а вы мне помогайте. Подходите к добрым людям, танцуйте, просите подарочков и кладите их в мешок. Не забывайте благодарить добрых людей!

(Воспитатель исполняет колядку. Во время исполнения дети вместе с воспитателем подходят к гостям, поют и пританцовывают.)

Колядка:

Приходила коляда, накануне Рождества,

Кто даст пирога, тому полон хлев скота.

Овин с овсом, жеребца с хвостом.

Кто не даст пирога – тому куричья нога,

Пест да лопата, корова горбата.

Ой, коляда, коляда посконная борода

Открывай ворота, выноси – ка пирога!

Коляда, коляда подай пирога

или хлеба ломтину, или денег полтину.

Не дадите пирога  мы корову за рога,

Не дадите пышку  свинью за лодыжку,

Не дадите хлеба  стащим с печки деда,

Не дадите лапку  стащим с печки бабку.

Уж ты бабушка подай, ты Варварушка подай,

Выноси не ломай, неси целый каравай!

Ты хозяин-мужичек доставай пятачок

Нам на орешки, нам на потешки!

Воспитатель: Ой, сколько мы наколядовали! Всем хватит! А теперь пора отправляться обратно в детский сад, угощение с собой возьмите!

Воспитатель: Скажем волшебные слова.

(Воспитатель накрывает детей платком.)

Вместе:

А тари, тари тари!

Мне платочек подари!

А тара, тара, тара!

Возвращаться нам пора!

(Воспитатель снимает платок.)

Воспитатель: Вот мы и вернулись. А где мы с вами побывали? Что видели? Что делали?

Дети: Были в избе, видели прялку, плошки, ложки, самовар т.д. Играли, колядовали.

Воспитатель: Вам интересно было?

Дети: Да!

Воспитатель: В нашем городе есть музеи, где можно многое узнать о том, как раньше жили на Руси. Обязательно сходите туда со своими родителями. А мне пора с вами прощаться, была рада знакомству с вами! Пусть праздники запомнятся вам играми, хороводами, песнями. Счастливого вам Нового года и Рождества! Пусть Новый год принесет вам хороших, добрых отношений с друзьями, родителями, крепкого здоровья и всего самого наилучшего. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"РУССКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий развлечения составлен совместно с учителем-логопедом. Советую провести его в конце учебного года. Можно использовать материалы сценария для проведения выпускного вечера в подготовительной к ш...

развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Покров - натопи избу без дров"

"Покров - натопи избу без дров" развлечение (старший дошкольный возраст)...

Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста: «Праздник русской березки» с использованием элементов музыкального народного творчества

Цель. Воспитание социально-активной личности в духе возрождения духовно-культурных традиций России, через знакомство детей с русским народными традициями, связанными с  березой, как символом Росс...

Сценарий развлечения для детей и родителей "Посиделки в русской избе"

Цель развлечения:расширить представления  детей  о народных традициях, обычаях, обрядах.На празднике дети исполнили народные танцы, песни,водили хороводы, играли  в народные игры.Познак...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Праздник русского валенка"

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста...

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста. "Герои спасают мир" (использование в сценариях персонажей современной мультипликации)

Интересный и увлекательный сценарий развлечения на современную тематику очень понравился наши малышам, они были в восторге от встречи с современными героями своих любимых мультфильмов....

"«Русский колокольчик» сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста

Материал знакомит детей с историей использования колокольчииков и колоколов в быту и искусстве нашей страны, содействует обогащению опыта эстетического и эмоционального воспитания....