Волшебница вода
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Вера Николаевна Александрова

Занятие по познавательному развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               МБДОУ «Детский сад №140» г. Чебоксары.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию

ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ

(подготовительная группа)

                                                                                                                         

 Воспитатель:

Александрова

Вера Николаевна.

ЗАДАЧИ

Образовательные.

Закрепить знания детей о состоянии воды в разное время года: зимой, весной, летом, осенью.

Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.

Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.

Развивающие.

Продолжать приучать детей экономно расходовать воду – вода не должна литься из крана больше, чем это необходимо. Развивать внимание, мышление.

Воспитательные.

Воспитывать бережное отношение к воде, аккуратность.

Развитие речи.

Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия. Развивать связную, диалогическую речь.

Предварительная работа:

знакомство с глобусом; отгадывание загадок; чтение художественной литературы,

разучивание стихов, поговорок, физкультминутки; наблюдения;  просмотр презентаций; беседы о воде.

Индивидуальная работа с Яной, Лерой. Совершенствовать связную речь.

Приоритетные образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование: глобус, банка 3-хлитровая, стакан, пластиковые стаканы, поднос, мяч, бумажная капелька, бумажные капельки для детей, фломастеры, ноутбук.

 Методы и приёмы

1. Вступительное слово.

2. Отгадывание загадок.

3. Рассматривание глобуса.

4. Опыт.

5.  Повторение пословиц о воде.

6. Д/и «Вода – не вода».

7. Проблемная ситуация.

8. Прослушивание стихотворения.

9. Путешествие по временам года.

10. рассматривание слайдов.

11. Физкультминутка.

12. Рисование капельки.

13. Итог.

14. Просмотр презентации.                                    

       

                                      ПУТЕШЕСТВИЕ  КАПЕЛЬКИ.

Дети и воспитатель заходят в зал, встают перед гостями.

   -В.  Ребята, сегодня у нас гости, поздоровайтесь пожалуйста с гостями.                        

   -В.  Ребята, я сейчас загадаю загадки, а вы послушайте внимательно и отгадывайте.

Использовать ноутбук.

                   Не конь, а бежит,

                 Не лес, а шумит. (река) (слайды 1, 2)

                 Бегу я как по лесенке,

                 По камушкам звеня.

                 Издалека по песенке

                 Узнаете меня.   (ручеёк)(слайды 3, 4)

                 Утром бусы засверкали,

                 Всю траву собой заткали,

                 А пошли искать их днём

                 Ищем, ищем – не найдём. (роса)(слайды 5, 6)

                 Шумит он в поле и в саду,

                 А в дом не попадёт

                 И никуда я не пойду

                 Покуда он идёт. (дождь)(слайды 7, 8)

. А как вы думаете, что объединяет все эти загадки

- Это все состоит из воды.

- В. Правильно, сегодня с вами поговорим о воде и о значении воды в жизни людей, растений, животных. Ребята, посмотрите, что у меня в руке?

-Это  глобус, модель земли.

-В.  Правильно, глобус, модель земли. Ребята, посмотрите и скажите мне, какие цвета здесь есть?

Здесь есть зелёный, голубой, коричневый, белый цвета

- В. А какого цвета здесь больше?

- Больше  голубого, синего цвета

- В. А что означает голубой цвет?

- Голубой цвет означает воду.

- В.  На нашей планете много воды и наша планета называется голубой. Но всю ли воду можно пить, как вы думаете?

-всю воду пить нельзя.

- В. Вода в морях и океанах не такая, как в реках, в прудах и озёрах. Чем она отличается?

 - Вода в морях и океанах соленая.

- В. Ребята, я вам предлагаю подойти к столу.

- В. Посмотрите, что находится у нас на подносах

- Стаканчики с водой

- В. Какая вода в стаканах

 -Прозрачная, чистая)

. А теперь попробуйте воду и скажите, есть ли у неё вкус.

( дети пробуют и выясняют, что в одном стакане вода пресная, а в другой солёная, морская.)

- В. А какую же воду мы можем пить

-чистую, пресную

- В. Правильно, мы пьём чистую, пресную воду.

-В.  А где взять чистую воду?

- из колодца, родника, купить в магазине.

.  Как вы думаете, пресной воды у нас на земле много?

-Пресной воды на земле мало

-В. Давайте представим, что вся вода на нашей планете уместится в трехлитровой банке, а пресной хватит всего на полстакана. Так много или мало пресной воды?

-Пресной воды мало.

-В. Молодцы, ребята.

-В. Ребята, как вы думаете, воду надо беречь? Как мы можем это сделать?

-Не включать сильно кран когда моешь руки, выключать кран когда чистишь зубы,  не забывать закрывать кран.

- В. Ребята, а какие пословицы мы знаем об экономии воды.

            Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.

            Воду попусту не лей, дорожить водой умей.

- В. Ребята, а зачем ещё человеку вода, кроме питья? Давайте я вам буду кидать мяч, а вы ловите и отвечайте.

-Варить, стирать, мыться, поливать растения

- В.  А теперь я вам предлагаю поиграть в интересную  игру. Называется она «Вода – не вода». Вставайте, пожалуйста, сделаем круг. Объясняю правила игры: если я называю слово, обозначающее то, что содержит воду (лужа, река), поднимайте обе руки; если я называю слово, которое имеет косвенное отношение к воде (корабль, дельфин), поднимайте одну руку; если называю слово, которое не имеет отношения к воде (ветер, камень), руки поднимать не надо.

-В.  А теперь представьте себе, что вся вода исчезнет.

-Если исчезнет вода, то всё живое исчезнет, так как в природе все взаимосвязано.

- В. А теперь предлагаю немного отдохнуть.

          Физкультминутка.

                                                      Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

- В. А теперь ребятки давайте послушаем стихотворение.

         Родник иссяк, ручей ослаб (слайд 9)

         А мы из крана –

         Кап, кап, кап .

         Мелеют реки и моря

         Не тратьте воду –

         Зря, зря, зря.

         А то пройдёт немного лет

         И нет водицы

         Нет, нет, нет.

- В. Так почему же ручей ослаб?

-Потому что люди тратили воду зря.

- В. Из чего состоит вода?

-Вода состоит из капелек.

- В. Эти капельки известные путешественницы. Вместе с одной из них мы с вами отправимся в путешествие по временам года (показывает изображение бумажной капельки).

- В. Полетели!

Первая остановка путешествия.

Итак, первая остановка путешествия.

Дети рассматривают иллюстрацию с изображением осенней природы. (слайд 10)

- В. Какое время года здесь изображено? Как вы догадались?

-Разноцветные листья,

- В. Ребятки послушайте мою загадку. Отгадав её, вы можете узнать, где можно встретиться с капелькой воды осенью.

            Крупно, дробно зачастило

             И всю землю напоило (дождь) (слайды 11, 12)

             Пляшет дождик по дороге,

            Чтоб мочили люди ноги.

            Оставляет он следы –

            Мелководные пруды (лужа). (слайды 13, 14)

- В. Где мы можем встретиться с капелькой воды осенью?

-В дождике, в луже

-В.  Где мы ещё можем обнаружить осенью капельки воды?

-В озере, в реке которые к этому времени ещё не замёрзли

 -В.  Хорошо, молодцы, полетели дальше.                                          

Вторая остановка.

А вот и вторая остановка. Посмотрите пожалуйста на экран.

Дети рассматривают картину зимнего пейзажа. (слайд 15)

- В. Какое это время года? Как вы догадались?

-Кругом лежит снег

- В. Можем ли мы увидеть капельку зимой? Какой она становится?

-Она становится снежинкой, льдом

- В. Отгадайте загадки и вы узнаете, правильно ли вы сказали.

             

             Что за звёздочки сквозные

             На платке и рукаве

             Все сквозные, вырезные,

             А возьмёшь – вода в руке. (снежинка) (слайды 16, 17)

- В. Что происходит со снежинкой, когда она падает на ладошку?

-Тает, превращается в воду.

             Прозрачен, как стекло,

             Но не вставишь в окно. (лёд) (слайды 18, 19)

              Я пошутить люблю,

             Вам брови  и ресницы

             Я мигом набелю (иней) (слайды 20, 21)

              Удивительный художник

              На окошках побывал.

               Удивительный художник

               Нам окно разрисовал.

               Пальмы, папоротники, клёны –

               На окошках лес густой.

               Только белый, не зелёный

               Лес чудесный, не простой (морозные узоры) (слайды 22, 23)

-В.  Лёд, снег, иней, морозные узоры – что это?

- Это тоже она, наша знакомая капелька

-В.  Значит, где живёт капелька зимой?

-Капелька зимой живет в снежинке, во льду, в инее

    -В.  Но вот солнышко пригрело и капелька отправилась дальше в свое путешествие.

                                                 Третья остановка.

Вот, ребята у нас и третья остановка.

                      Дети рассматривают весенний пейзаж. (слайд 24)

- В. Ребята, как вы думаете, какое это время года? Как вы догадались?

-тает снег,

  - В. А теперь загадки о весенней капельке.

       Висит за окошком

       Кулёк ледяной.

       Он полон капели

       И пахнет весной (сосулька) (слайды 25, 26)

Сосулька – это твёрдая вода.

- В. А где ещё мы можем весной встретить капельку?

   (ответы детей)

- В. Итак, где весной мы можем встретить капельку?

     (ответы детей)

Полетели дальше!

Четвёртая остановка.

Вот и четвертая остановка.

Дети рассматривают иллюстрацию летнего пейзажа. (слайд 27)

- В.  Какое время года изображено на рисунке? Как вы догадались?

-Изображено лето,

- В. Где мы в природе встречаемся с капелькой летом?

-В  реке, в пруду, когда идёт дождь, когда падает роса, идёт град (слайд 28)

- В. Итак, как же выглядит капелька в течении года?

-Она бывает просто капелькой, снежинкой, льдом, морозным узором.

- В. Ребята, я вам предлагаю  нарисовать  Капельке её портреты. Постарайтесь отобразить настроение Капельки.

(Детям раздаются вырезанные из бумаги капельки). Звучит спокойная музыка, дети садятся рисовать.

Какие красивые капельки у нас получились, ну теперь нашей капельке не будет скучно и она говорит спасибо вам.

    Итог. О чём мы говорили?  Зачем, кому нужна вода? Надо ли воду экономить? Где можно встретить капельку воды зимой, весной, летом, осенью.

- В. А теперь, чтобы закрепить материал,  я вам предлагаю посмотреть небольшую презентацию.

 Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в речке, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает

Ледником в горах зовётся

Лентой серебристой вьётся

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без воды вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды вам не прожить!

- В. А сейчас, ребята, нам пора вернуться из нашего увлекательного путешествия с Капелькой обратно в группу. Полетели!

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».

Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...

Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...