Презентация по теме самообразования "Экологическое воспитание дошкольников"
презентация по окружающему миру

Кузнецова Галина Алексеевна

   Цель работы по самообразованию:формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Задачи :

1. Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы.

2. Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.

3. Воспитательная: формирование экологической культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.

Методы:

Наглядные методы: наблюдения; рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр;

Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических и др.) ; загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов.

Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezantatsiya_po_teme_samoobrazovaniya.pptx1.84 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация по самообразованию Кузнецовой Галины Алексеевны «Экологическое воспитание дошкольников» 2019-2020г.г.

Слайд 2

« Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В . А. Сухомлинский

Слайд 3

По общему признанию ученых, природа - это абсолютная ценность высшего порядка, ведь она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие. Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности воспитателей в ДОУ. И только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором мы пребываем сейчас. Поэтому экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно важная проблема настоящего времени.

Слайд 4

Слово «экология» древнегреческое: «эко» – жилище, «логос» – понятие, наука. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов». Таким образом, экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Современная трактовка понятия «экология» намного шире. В настоящее время под экологическими вопросами ошибочно понимают проблемы охраны окружающей среды. Во многом это связано с теми последствиями, которые возникают из-за пагубного влияния деятельности человека на окружающую среду.

Слайд 5

Поэтому сегодня можно с уверенностью сказать, что экологическое воспитание детей — это забота о будущем планеты. Столь раннее формирование экологической направленности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе; идёт накопление ярких эмоций; непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко, потому что это интересно. Современные исследования показали, что на психологическом уровне восприятие окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70%. А вот после достижения этой черты оставшиеся 30% накапливаются уже до конца дней. Поэтому работа с малышами с 2,5 до 7 лет важна для формирования экологической культуры личности.

Слайд 6

Нормативные документы, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения: - Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989. - Конституция Российской Федерации от 12.121.1993. - Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.

Слайд 7

Цель работы по самообразованию: формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Слайд 8

Задачи: 1 . Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы. 2. Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи. 3. Воспитательная: формирование экологической культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.

Слайд 9

Воспитатель детского сада – главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Слайд 10

Методы, используемые для реализации: Наглядные методы : наблюдения ; рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр; Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя. Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических и др.) ; загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов. Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий.

Слайд 11

Все эти методы способствуют развитию познавательных процессов у детей, формированию ценности к окружающей их действительности, воспитывают бережное отношение к природе, ко всему, что их окружает. Очень важно, чтобы сами взрослые любили природу и эту любовь старались привить детям своим личным примером.

Слайд 12

Основные направления : 1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме. 2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (напр. посадка огородов и др.) . 3.Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).

Слайд 13

Формы работы: Информационный этап: изучение научно-методической литературы; подбор соответствующего материала. Внедрение в практику: реализация плана работы. Работа с детьми: беседы, викторины, дидактические и подвижные игры, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, наблюдения, проведение опытов, экскурсии, проектная деятельность, тематические праздники и развлечения. Привлечение родителей по ознакомлению с экологией (совместные акции, выставки, конкурсы).

Слайд 14

Формирование предметно - развивающей среды Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, стремилась сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлена микрозона экологии и природы, которая знакомит детей с овощами и фруктами, с дикими и домашними животными, в которой проводятся наблюдения за погодой и многое другое. Большую помощь в работе по экологии мне помогли книги. Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, « Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и Е. Пермяка .

Слайд 15

Помогает в работе демонстрационный материал: иллюстрации с изображением природы, животных, птиц, растений; Серия «Мир в картинках»: «Ягоды садовые», «Животные. Домашние птицы», «Лесные животные», «Времена года», «Осень»; демонстрационный материал для фронтальных занятий Серия «Книголюб»: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Насекомые», набор карточек «Первые уроки»: «Цветы», «Деревья», «Птицы».

Слайд 16

: Работа , по экологическому воспитанию начатая в прошлом учебном году была продолжена в средней группе. Было разработано тематическое планирование по знакомству с экологией на 2019-2020г.г. В работе использовала интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка. Таким образом, почти каждая тема по экологии подкреплялась разными видами деятельности, и крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе.

Слайд 17

: Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Во время прогулки мы находили интересные для наблюдений природные объекты: цветы, деревья, травы, насекомых, птиц. Была постановка русской народной сказки «Теремок», и инсценировка сказки В. Сутеева «Яблоко». Дети с удовольствием приняли участие в постановках, с помощью которых закрепили знания о животных, об овощах.

Слайд 18

Воспитанники группы приняли участие в конкурсах: Международный конкурс детского творчества «Вспоминая лето…» 1 ребенок - I место Международный конкурс изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества и фотографии «Золотая осень» 1 ребенок - I место Всероссийский творческий конкурс поделок из природного материала «Дарит осень чудеса» 8 детей - I место Краевой конкурс детских рисунков «Красота оленей – красота мира» 4 ребенка - участие Районный экологический конкурс «В союзе с природой» 1 ребенок - I II место Всероссийский конкурс детского творчества «Здравствуй, гостья зима!» 1 ребенок - I место Международный конкурс детского творчества «Яркие краски весны» 2 ребенка Всероссийский конкурс детского творчества к Дню защиты лесов «Берегите лес!» 1 ребенок Международный конкурс детского творчества к Дню водных ресурсов «Вода – краса природы» 1 ребенок Международный конкурс детского творчества к Дню Земли «Земля. Природа. Будущее» 1 ребенок Международный конкурс изобразительного искусства и фотографии «Я – художник. Деревенский пейзаж » 1 ребенок

Слайд 19

Кроме запланированных мероприятий с детьми были проведены викторины: «Веселый урожай», «Дарит осень чудеса». Были проведены экологические проекты: «Чудеса на грядке», «Домашние животные», «Дикие животные средней полосы и жарких стран », «Зимушка – зима».

Слайд 20

Проект «Чудеса на грядке» позволил расширить и углубить знания детей о культурных огородных растениях родного края, о том, где они растут, как за ними ухаживают, чем они полезны. В результате проделанной работы, у детей повысился интерес к познавательной и творческой деятельности; повысилась экологическая компетентность: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. Дети стали проявлять инициативу в различных видах деятельности. Узнали, что овощи и фрукты очень полезны для здоровья, так как в них очень много витаминов, которые позволяют им лучше расти и развиваться. Дети закрепили названия овощей и фруктов, какие блюда можно приготовить из овощей, фруктов. У детей улучшился аппетит, они охотнее стали кушать супы, овощи и фрукты. Дети поняли, что овощи и фрукты – важные продукты на нашем столе. У родителей и детей появились общие интересы. Цели и задачи проекта реализованы в соответствии с планом.

Слайд 21

Проект «Домашние животные» был направлен на формирование интереса и бережного отношения к животным. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме - важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. По словам ученого "Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу". В ходе проекта дети узнали названия домашних животных и их детёнышей, как за домашними животными ухаживает человек: кормит, поит, лечит, моет, охраняет; чем питаются домашние животные; какую пользу приносят домашние животные людям; что к «братьям нашим меньшим» нужно относится бережно. По завершении проекта у детей развились познавательные и творческие способности. Так же проект позволил объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности, что привело к положительному результату. Все методы и приёмы, используемые в проекте, способствуют доброму и заботливому отношению ко всему живому, развивают кругозор, эрудицию. Я уверена, что все усилия по воспитанию экологической культуре не пройдут для детей бесследно.

Слайд 22

Целью проекта «Дикие животные средней полосы и жарких стран» было обогатить представления детей о диких животных. В ходе проекта дети познакомились со строением частей тела животных, с некоторыми особенностями образа жизни: как двигаются, что и как едят, где живут; у детей появился интерес и любовь к природе и животным; сформировалось осознанное, правильное отношения к природе через непосредственное общение с природными объектами; сформировались представления о природных зонах Земли и о взаимосвязи человека и природы; о приспособлении животных разных стран к среде обитания; у детей появилось чувство ответственности за состояние окружающей среды. Дети узнали много нового и интересного о животном мире. Они познакомились с жителями леса и их особенностями, классифицировали животных на домашних – диких, хищных – травоядных. Дети с интересом и увлечением принимали участие в беседах, что способствовало развитию активного словаря детей, фантазии, любознательности и желанию заботится об окружающем нас животном мире. Цели и задачи проекта реализованы в соответствии с планом.

Слайд 23

В конце января проходил проект «Зимушка – зима». Зима оставляет незабываемые впечатления в жизни у ребенка. Это, без сомнения, волшебное время года окутано сказкой, счастьем и весельем. К сожалению, этой зимой нас совсем не радует погода – нет снега. Несмотря на это проект «Зимушка – зима» вызвал у детей большой интерес. В ходе проекта дети узнали много нового и интересного о живой и неживой природе в зимней период, научились сравнивать разные времена года, расширили свои знания о лесе и его обитателях в зимний период. У детей сформировались представления о взаимосвязи живой и неживой природы. Очень большое внимание в ходе проекта уделялось «Художественно – эстетическому развитию». Были выполнены очень красивые работы: лепка «Снежинка» (техника – налеп ), рисунки с элементами аппликации «Зима снежная пришла», аппликация из скрученных салфеток белого цвета «Зимнее дерево». Дети работали с интересом и порадовали родителей красивыми, необычными зимними пейзажами. Во время проекта мы наконец-то дождались зимы в виде снега. Дети, наконец, приняли участие в зимних забавах, о которых говорили в ходе бесед.

Слайд 24

Как педагог приняла участие : Краевой конкурс на лучшую методическую разработку «Педагогические инновации в образовании» Название работы: Методическая разработка для детей младшего возраста по проектной деятельности «Огород на подоконнике » Районный конкурс «Я выбираю экологию…» Номинация: «Воспитательное мероприятие» Название: «Четвероногие помощники на фронте» Всероссийский конкурс с Международным участием «Фестиваль педагогического мастерства – 2020» Название работы: «Я выбираю экологию…»

Слайд 25

Проведены семинары для педагогов: семинар «Экологическое воспитание дошкольников» (сентябрь) с еминар – практикум «Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» (февраль)

Слайд 26

Проведены выставки совместного творчества родителей и детей: «Осень волшебница» (октябрь) «Весенний букет» (март)

Слайд 27

Приняли участие в экологических акциях: « Каждой пичужке – кормушка!» и «Покормите птиц!» «Сдай макулатуру – спаси дерево» - Благодарность Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края . в региональном этапе Всероссийского экологического марафона «Земле жить!» День Воды и День Леса - в региональном этапе Всероссийского экологического марафона «Земле жить!» День Птиц (двух дневная игра квест «Птицы») и День Земли

Слайд 28

Мероприятия проведенные с детьми: Музыкальное развлечение «В ожидании осени!» Викторина «Веселый урожай» Спортивное развлечение «Осень на лесной полянке» Викторина «Дарит осень чудеса» Спортивный праздник «В гостях у Кикиморы Лесной» Музыкальное развлечение «Осенние месяцы» Инсценировка сказки «Теремок» Викторина «Птицы – наши друзья!» Развлечение «Что весною происходит?» Развлечение «День леса» Развлечение «День воды»

Слайд 45

Тема моего самообразования очень интересна мне и моим воспитанникам, поэтому в следующем учебном году она будет продолжена.

Слайд 46

В заключение хочу напомнить, что именно от нас зависит, какими будут наши дети. Мы хотим, чтобы они любили природу, понимали её и берегли. Но мало хотеть, этого надо добиваться совместными усилиями. Всё хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться , узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала. Росли как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!

Слайд 47

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы, презентация по теме: «Экологическое воспитание дошкольников младшего и среднего возраста»

Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней весьма напряжённой экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своём благополучи...

Презентация на тему" патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ"

Была проведена воспитательно- позновательная экскурсия дошкольников....

Презентация на тему "Трудовое воспитание дошкольников".

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание....

Презентация на тему «Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Трудовое воспитание в ДОУ-важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности....

Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"

Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"...

Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ"

Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС В ДОУ" может оказаться полезным как старшему воспитателю при проведении педагогического совета, так и воспитателям Д...