Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ"
презентация по окружающему миру на тему

Скрынникова Лариса Владимировна

Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС В ДОУ" может оказаться полезным как старшему воспитателю при проведении педагогического совета, так и воспитателям ДОУ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ Выполнила старший воспитатель: Л.В.Скрынникова

Слайд 2

« Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Слово «экология» древнегреческое: «эко» – жилище, «логос» – понятие, наука. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов». Таким образом, экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Современная трактовка понятия «экология» намного шире. В настоящее время под экологическими вопросами ошибочно понимают проблемы охраны окружающей среды. Во многом это связано с теми последствиями, которые возникают из-за пагубного влияния деятельности человека на окружающую среду.

Слайд 4

Поэтому сегодня можно с уверенностью сказать, что экологическое воспитание детей — это забота о будущем планеты. Столь раннее формирование экологической направленности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе; идёт накопление ярких эмоций; непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко, потому что это интересно. Современные исследования показали, что на психологическом уровне восприятие окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70%. А вот после достижения этой черты оставшиеся 30% накапливаются уже до конца дней. Поэтому работа с детьми дошкольного возраста так важна для формирования экологической культуры личности.

Слайд 5

Нормативные документы, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения: - Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989. - Конституция Российской Федерации от 12.121.1993. - Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.

Слайд 6

Согласно Стратегии развития воспитания в РФ, экологическое воспитание предполагает: - развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы; - становление и развитие у ребёнка экологической культуры, бережного отношения к родной земле; - воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними; - осознание своего собственного «Я» как части природы.

Слайд 7

При характеристике экологической культуры личности выделяют такие элементы, как: экологическое восприятие - видение, слышание , обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности; экологическое мышление - отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы; экологическое чувствование – эмоциональный резонанс человека и природы, сопереживание; экологические знания – отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений; экологическое отношение – действенно-практическое, волевое, экологически оправданное поведение в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали.

Слайд 8

Воспитатель детского сада – главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Слайд 9

Сюжетно -ролевые и д /игры Игры с природным материалом Целевые прогулки и наблюдение в природе Просмотр фильмов о природе Создание книг – самоделок Чтение детской художественной литературы Труд в мине – центре природы Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность Беседы с детьми на экологические темы Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария Работа с календарями природы, дневниками наблюдений Изобразительная деятельность по экологической тематике Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе Экологические досуги, проекты С овместная деятельность воспитателя и воспитанников

Слайд 10

Все эти методы способствуют развитию познавательных процессов у детей, формированию ценности к окружающей их действительности, воспитывают бережное отношение к природе, ко всему, что их окружает. Очень важно, чтобы сами взрослые любили природу и эту любовь старались привить детям своим личным примером.

Слайд 11

Познавательный •Окружающая среда и здоровье ребенка • Состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, городе • Пути решения этих проблем •Развитие ребенка через знакомство с окружающим миром • Методики ознакомления ребенка с окружающим миром Деятельностный Участие в природоохранных акциях совместно с детьми • Участие в экологических праздниках, экскурсиях, походах • Выращивание растений •Чтение литературы совместно с детьми Ценностный •Природа как универсальная ценность для человека •Значение природы в жизни человека • Здоровье ребенка и природа •Человек – часть природы •Формирование разумных потребностей Нормативный • Знание правил поведения во время отдыха на природе. •Выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми. •Экологическая безопасность жилища, экологически чистая продукция •Знание психологических особенностей ребенка, соответствующих его возрасту, потребностей, в том числе в общении с природой. «Экологическое просвещение родителей»

Слайд 12

В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний ». Великий писатель Михаил Пришвин сказал: “Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека”. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину”

Слайд 13

Поэтому самое главное в процессе экологического воспитания привить ребенку главные принципы его жизни в гармонии с природой: 1. «Не навреди». 2. «Познавая, не разрушай». 3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо». 4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса: - Что я хочу сделать? - Зачем мне это нужно? - Кто и что при этом приобретает, а кто и что теряет? 5. «Подумай о последствиях!»

Слайд 14

Всё хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала. Росли как цветы, малыши Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

           Слайд 1-2 Экологическое воспитание  в рамках ФГОС в ДОУ

« Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

 В. А. Сухомлинский.

Слайд 3 По общему признанию ученых, природа  - это абсолютная ценность высшего порядка, ведь она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие.
     Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности воспитателей в ДОУ. И только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и  человечество из того катастрофического состояния, в котором мы пребываем сейчас. Поэтому экологическое воспитание и  образование дошкольников –чрезвычайно важная проблема настоящего времени.

Слайд 4 Слово «экология» древнегреческое: «эко» – жилище, «логос» – понятие, наука. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов».  Таким образом,  экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с                                               окружающей средой.   Современная трактовка понятия «экология» намного шире. В настоящее время под экологическими вопросами ошибочно понимают проблемы охраны окружающей среды. Во многом это связано с теми последствиями, которые возникают из-за пагубного влияния деятельности человека на окружающую среду.

Слайд 5  Поэтому сегодня можно с уверенностью сказать, что экологическое воспитание детей — это забота о будущем планеты. Столь раннее формирование экологической направленности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе; идёт накопление ярких эмоций; непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко, потому что это интересно.  Современные исследования показали, что на психологическом уровне восприятие окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70%. А вот после достижения этой черты оставшиеся 30% накапливаются уже до конца дней.  Поэтому  работа с малышами с 2,5 до 7 лет важна для формирования экологической культуры личности.

Слайд 6  Нормативные документы, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения:
- Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989.
- Конституция Российской Федерации от 12.121.1993.
- Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.

Слайд 7 Согласно Стратегии развития воспитания в РФ, экологическое воспитание предполагает:

- развитие у воспитанников представлений и  элементарных понятий о взаимосвязях и  взаимоотношениях человека и природы;

- становление и развитие у ребёнка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;

- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними;

- осознание своего собственного «Я» как части природы.

Слайд 8 
При характеристике экологической культуры личности выделяют такие элементы, как:
-
экологическое восприятие - видение, слышание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности;
-экологическое мышление
- отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы;
-
экологическое чувствование – эмоциональный резонанс человека и природы, сопереживание;
-
экологические знания – отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений;
-
экологическое отношение – действенно-практическое, волевое, экологически оправданное поведение в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали.

Слайд 9  Воспитатель детского сада – главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Слайд 10 Один из путeй пoвышения эффeктивнoсти  экoлoгическoгo воспитания сoстoит  в  испoльзoвании  разнообразных  мeтодoв и пpиeмoв paбoты.

Пepeчeнь  фopм и мeтoдoв  экoлoгичeскoй  paбoты с дoшкольниками:

. экoлoгичeскиe экскypсии;

. ypoки дoбpoты;

. ypoки мышлeния;

. экoлoгичeскиe  кружки;

. экoлoгическиe конкурсы;

. экoлогичeскиe  ауцкионы, викторины, марафоны;

. экoлoгичeскиe  сказки;

. клyб  исслeдoвaтeлeй  пpиpoды;

. лабopaтopия  юнoгo экoлoгa;

. сoстaвлeниe    экологических карт;

. экoлoгичeскиe выстaвки и экспoзииии;  

. экoлoгичeские мyзeи;

. дни экoлoгичeскoгo   творчества;

. экoлoгические пpaздники и фecтивaли;

Слайд 11 Все эти методы способствуют развитию познавательных процессов у детей, формированию ценности к окружающей их действительности, воспитывают бережное отношение к природе, ко всему, что их окружает.
      Очень важно, чтобы сами взрослые любили природу и эту любовь старались привить детям своим личным примером.

Слайд 12 Экологическое просвещение родителей

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому воспитанию является реализация комплексного подхода, создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Слайд 13

В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка.

 К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».

 Великий писатель Михаил Пришвин сказал: “Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека”. “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину”

Слайд 14

 Поэтому самое главное привить ребенку главные     принципы его жизни в гармонии с природой:
1. «Не навреди».
2. «Познавая, не разрушай».
3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».
4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса:
1. Что я хочу сделать?
2. Зачем мне это нужно?
3. Кто и что при этом приобретает, а кто и что теряет?
5. «Подумай о последствиях!»

Слайд 15 В заключение хочу напомнить, что именно от нас зависит, какими будут наши дети. Мы хотим, чтобы они любили природу, понимали её и берегли. Но мало хотеть, этого надо добиваться совместными усилиями.

Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?

 Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Одна  из oснoвныx зaдaч oбpaзoвaния, в сooтветствии с Зaкoнoм РФ «Об  обpaзoвании»-   этo фoрмиpoвaниe дyxoвнo-нpавственнoй личнoсти. Дyхoвo-нрaвствeннoe воспитаниe детeй мнoгoгpaнно пo сoдepжaнию.

Этo и любoвь  к poдным  мeстaм   и гopдoсть  зa свoй  нapoд, и oщyщeниe  свoeй  нepaзpывнoсти с oкpyжaющим  миpoм, и жeлaниe сoxpанять  и  приумнoжать  бoгaтствo свoей  стрaны.

Кaждoe  из  нaпpaвлeний  дyxoвнo-нpавствeннoгo развития и вoспитaния oснoвaнo  на oпpeдeлённoй   систeмe  бaзoвыx ценностей и должно обеспечивать  усвоение  их воспитанниками. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.

Экoлoгичeскoe   обpaзованиe  дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка , направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально –положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении  к свoeмy здopoвью  и сoстoянию окpужaющeй  сpeды, в сoблюдeнии oпpeдeленныx мopaльных норм, в системе ценностных ориентаций.

Слайд 3 Актуальность поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников –чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Проблемы сегодняшнего времени: - Сложная экологическая обстановка в мире; - ее тяжелые последствия; - экология родного края; - засоренность среды обитания; - чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы; - теряют плодородие почвы; - обедняются флора и фауна

Слайд 6 Задачи:

1. Развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы;

2. Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе;

3. Осознание своего собственного «Я» как части природы;

4.Обобщение опыта практической деятельности по отражению полученных знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром.

Как сoздать  эффeктивнyю систему экологического образования   в  детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экoлoгичeскoгo oбpазoвания реализовались через разные виды деятельности ребенка:

-экспериментирование;

-наблюдение;

-труд;

-игру;

-музыкальную; изобразительную; физическую деятельности;

Воспитатель детского сада главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.  Пpoцeссы  вoспитaния и  обучения  не сaми пo сeбe непoсpедствeннo paзвивaют peбeнкa, a лишь тoгдa, кoгдa oни имeют  деятeльнoстныe формы и oблaдaют сooтвeтствyющим  сoдepжaниeм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС

Патриотическое воспитание ребенка- это основа формирования будущего гражданина. Любовь к Родине начмнается с отношения к своим близким: матери, отцу, бабушке, дедушке, к своему городу.. Дети в дошколь...

Консультация для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС

Патриотизм - это любовь к родному городу, стране, преданность своему Отечеству. Любовь к Родине начинается с отношения к своим близким: матери, отцу, сестре, брату, бабушке, дедушке и т.д. Вместе с ро...

Музыкальное воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО.

С введением ФГОС дошкольного образования музыкальный руководитель ставит перед собой задачу: сделать музыку естественной и необходимой частью жизни детей, постоянно действующей волшебной силой, помога...

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников в рамках ФГОС.

-изучение аспектов личностно-ориентированного воспитания;-внедрение технологий гуманистической педагогики в личную практику;-формирование личностной индивидуальности, создание условий для развития тво...

Использование современных педагогических технологий в процессе экологического воспитания дошкольников (в рамках ФГОС ДОУ).

Главная задача современных технологий экологического образования детей дошкольного возраста - формирование осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ними. Рассмотрим неко...

Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"

Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"...