Проект «Времена года» в младшей группе
проект по окружающему миру (младшая группа)

Матавкина Екатерина Дмитриевна

Цель проекта: Формирование начальных представлений о весне, как времени года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_vremena_goda_vesna_v_mladshey_gruppe.docx695.63 КБ

Предварительный просмотр:

Безимени-2.jpg

Проект «Времена года» в младшей группе

Проект «Весна»

                                               

        

        Актуальность

Анализ внешней среды

- Родители уделяют мало внимания наблюдениям за объектами и явлениями природы;

- Родители не обращают внимание на неправильное отношение детей к объектам природы;

- Родители не привлекают детей к совместному труду в природе;

-Некоторые родители имеют низкий уровень экологической культуры.

Целесообразность реализации проекта

-Развитие интегративных качеств: любознательный, активный, отзывчивый

-Развитие эстетического восприятия окружающего

- Развитие нравственности

- Развитие продуктивной деятельности

Анализ внутренней среды

- Экологическому воспитанию детей в раннем возрасте уделяется мало внимания;

- К трем годам большинство воспитанников имеют низкий уровень сформированности экологических представлений;

- Не сформировано представление о правильных способах взаимодействия с природой.


Цель проекта: Формирование начальных представлений о весне, как            времени года.

Задачи:

  • Познакомить детей с характерными особенностями весны.
  •  Формировать представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
  • Продолжать расширять представления о домашних животных и птицах.
  • Знакомить с некоторыми особенностями поведение лесных зверей и птиц весной. 
  • Формировать представления о труде взрослых в природе.
  •  Развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (начало марта)

-Создание развивающей среды

- Анкетирование родителей

- Дидактические игры

- Наглядный материал

-Подбор художественной литературы

-Картотека пальчиковых и подвижных игр

- Материалы для экспериментирования

2. Практический (март – 15 мая)

Организация деятельности детей

3. Заключительный (15 мая-31 мая)

Определение результата практической деятельности с детьми


Формы работы:

-НОД

- Дидактические игры

- Подвижные игры

- Пальчиковые игры

-Речевые игры

-Наблюдения в природе

- Труд в природе

-Экспериментальная деятельность

-Продуктивная деятельность

-Чтение художественной литературы

-Музыкально – ритмические движения


Схема реализации проекта

Весна 

  • Составить перспективный план мероприятия.   
  • Оформление выставки «Бабушкин огород»
  • НОД комплексное по экологии «Мы идём весну встречать»
  • Оформление письменных консультаций для родителей.
  • Экологическая встреча с родителями « В гостях у солнышка»
  • Развлечение «На весенней полянке»
  • Физкультурное развлечение «Весна в лесу»
  • Выставка творческих совместных работ детей и их родителей «Весна шагает»
  • Выставка детских работ «Хоровод цветов»

Ожидаемые результаты

Дети

- Сформированы элементарные представления о весне как  времени  года;

-Сформировано представление о труде взрослых;

- Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы;

- Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.

Родители

- Взаимодействуют с педагогами по вопросам экологического воспитания;

- Повысился уровень экологической воспитанности родителей;

- Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы;

- Привлекают детей к совместному труду в природе.

Педагоги

- Ведут активную работу по экологическому воспитанию с первой младшей группы;

- Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей;

- Используют современные педагогические технологии;

- Распространяют и обобщают опыт.

Содержание работы

Весна

Игровая деятельность

Театрализованная игра «Заюшкина избушка»

С/Р игры «Путешествие в весенний лес», «Кукла идет гулять», «Кукла заболела»

Коммуникативная деятельность

Словесно-речевые игры:

«Вот пришла весна», «Какие сосульки? », «Кап-кап», «Что весной бывает», «Узнай и назови», «Что изменилось? »

Дидактические игры:

 «Что сначала, что потом? », «Найди и покажи», «Одень куклу на прогулку», «У кого картинка? »

Пальчиковые игры:

«Весна», «Первые цветы»,

«Возвращение птиц», «Бабушка – погодушка в марте, апреле, мае»

Дыхательные упражнения:

«Одуванчик», «Плыви, кораблик»

Познавательно – исследовательская деятельность

Игры с водой:

«Тонет - плавает», «Теплый - холодный», «Как тают сосульки»

Игры с песком:

«Тортик  для мамочки», «Солнышко из ладошек»

Дидактические игры:

 «Сколько лодочек в луже? », «Большие - маленькие сосульки», лото «Весна», «Сложи картинку»

Наблюдения на прогулке за: таянием снега, лужами, ручьями, сосульками, птицами, почками, первыми листьями, первой травой, одуванчиками, работой дворника.

Двигательная деятельность

Подвижные игры:

«Веселый воробей», «Перешагни через лужу» «Солнечные зайчики», «Через ручеек», «Птички, раз! Птички, два! », «Солнышко и Дождик», «Воробушки и автомобиль», «Птички летают», «Через ручеёк», «Птички в гнёздышках» 

Дидактические игры: «Узнай по голосу», «Кому что дать», «Когда это бывает?», «Назови правильно». 

Хороводные игры:

«Вейся венок», «Колпачок», «Пришла весна», «Пошли дети в поле собирать цветы…»

Речевая подвижные игра: «В гости к нам весна пришла»,

Ритмическая игра: «Шаловливые сосульки»,

Закличка «Солнышко» с движениями.

Трудовая деятельность

Сбор мусора на участке, очистка территории от сухих листьев, подметание дорожки, сгребание рассыпанного песка обратно в песочницу.

Чтение художественной литературы

А. Плещеев «Сельская песенка», М. Полянская «Одуванчик», Укр. Песенка «Веснянка», закличка «Солнышко-ведрышко», закличка «Дождик», сказка «Заюшкина избушка».

Музыкально – художественная деятельность

Пение «Солнышко» муз. Н. Лукониной

Слушание «Апрель» муз. П. И. Чайковского, «Весенний вальс» муз. Ф. Шопена

Музыкально – ритмические движения «Веснянка», «Полянка» р. н. м.

Продуктивная деятельность Рисование/лепка «Сосульки», «Ручеек», «Травка зеленеет», «Одуванчики».

                                      Перспективный план 

  

Образовательные области 

Деятельность 

Формы и методы работы 

  

Социализация 

Игровая 

Сюжетно - ролевые игры: 

«Семья», «Магазин», «в гости к весне». 

Цель: Поощрять желание детей играть вместе, не ссорясь формировать начальные навыки ролевого поведения. 

2. Подвижные игры «Солнышко и Дождик», «Воробушки и автомобиль», «Птички летают», «Через ручеёк», «Птички в гнёздышках» 

Цель: Совершенствовать основные движения бег, ходьбу, прыжки, развивать желание играть вместе с другими детьми. 

3. Дидактические игры «Узнай по голосу», «Кому что дать», «Когда это бывает?», «Назови правильно». 

Цель: Обогащать опыт детей. Формировать у детей слуховое восприятие, находить предмет и называть его, развивать внимание детей, группировать, устанавливать тождество однородных предметов по одному признаку. 

  

  

Театрализация: 

Настольный театр: «Маша и 

медведь», показ на фланелеграфе «Курочка ряба», кукольный театр «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух».

Цель: Учить детей внимательно смотреть и слушать сказки, принимать участие в играх - драматизациях, воспитывать любовь к сказкам. 

Труд 

Трудовая 

Формировать у детей привычку соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада, формировать желание принимать участие в посильном труде 2. Наблюдение за трудом взрослых: привлекать внимание детей к тому, что и как делает взрослый, зачем он выполняет то или иное действие, Поощрять желание помогать взрослым. 

Познание 

Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) 

«птенчики из салфеток», «домик для птиц». Цель: Учить детей выкладывать из частей целый рисунок, продолжать учить различать и называть строительный материал, выполнять постройку по образцу, продолжать учить детей делать поделки из салфеток, сминать их в комочек. 

  

Продуктивная 

Рисование на тему: «Дождик», «Солнышко лучистое». 

Цель: Закреплять умение рисовать карандашами и красками, знать основные цвета (красный, синий, зелёный, жёлтый). Упражнять в рисовании пальцами и кистью, закреплять умение рисовать большими масками. 

Лепка тема: «Ягоды для снегиря» «Лучики для солнышка» 

Цель: Умение раскатывать пластичную массу круговыми движениями. Учить отщипывать маленькие кусочки и скатывать их в комочки. 

  

Формирование целостной картины мира, Расширение кругозора совместные деятельность взрослых и детей в непосредственной образовательной деятельности в режимных моментов. 

  

  

Беседа: По картине «Весна пришла», «Грачи прилетели» 

Цель: Формировать умение рассматривать картину и отвечать на вопросы. Формировать элементарные представления о весне. 

  

Безопасность 

  

ОБЖ 

  

  

  

  

  

  

Беседа: с детьми о правилах поведения во время подвижных игр, «осторожно гололёд». 

Цель: продолжать знакомить детей с правилами безопасности в весенний период, знакомство с понятием опасность. Продолжать знакомить с элементарными правилами поведения во время игры подвижных игр. 

Коммуникация 

Совместная деятельность взрослого и детей в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах. 

Рассматривание картины: «Кошка с котятами», «Птицы прилети». Занятия: «Путешествие по весеннему городу», «Кто живёт рядом с нами». Цель: способствовать развитию речи детей, как средству общения. Предложить для самостоятельного рассматривания картины, книги. Развивать понимание речи, и активизировать грамматическую структуру речи. 

  

Чтение Художественной литературы 

Совместная деятельность взрослого и детей в непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах. 

Чтение потешек: «Бежала лесочком лиса с кузовочком», «Солнышко», «Вёдрышко» Сказки: «Маша и Медведь», «Рукавичка», «Репка»   

А. Барто стихи из цикла: «Игрушки» 

Цель: Продолжать побуждать детей слушать народные песенки ,сказки, предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы, при чтение воспитателем знакомых произведений. 

Музыка 

Музыкально художественная 

Слушание: «Птички», «Где ты зайка», « Кошечка» «Лошадка» 

2.Пение: «Кря-кря», «Цыплята», «Птичка», «Ладушки» 

3. Музыкально – ритмические движения: «Постучим пальчиками», «Скачет зайка», «Вот как мы пляшем». 

Цель: Учить детей выразительному пению, приобщить детей к народной музыке, формировать у детей умение выполнять движения в соответствии с текстом. 

Социализация 

Формирование Гендерной, Семейной, гражданской,при- надлежности, патриотических чувств принад- лежности к мировому сообществу. 

Цель: Воспитание бережного отношения к окружающему миру, к природе. Умение замечать красоту весенней природы 

  


Организация прогулок.

МАРТ
Прогулка 1 Наблюдение за снегом 

Цель: продолжать знакомить детей с природным явлением – снегом.
Ход наблюдения:
Выйти с детьми на прогулку и внимательно посмотреть вокруг себя. Что вы заметили? Все заметено белым снегом. Снег на солнце искрится, даже глазам больно. Предложить детям походить по снегу и послушать, как он скрипит. Может он «возмущается», что мы ходим по нему и топчем его? А может он «рассказывает» нам о чем-то? Выслушать рассказы детей.
Падал снег, сыпал снег, а потом устал …
- Чем же, снег, снег-снежок, на земле ты стал?
- Для озимых стал я периной теплою,
Для сосенок – кружевною периною,
Для зайчишек стал – подушкой пуховою,
Для детишек – их любимою игрой.
Трудовая деятельность
Расчистка дорожки, запорошенной снегом.
Цель: учить правильно, пользоваться лопаткой, доводить начатое
дело до конца.
Подвижные игры
«Один – двое».
Цель: при движении парам и учить соразмерять свои движения с движениями партнера.
«Кто быстрее добежит до флажка?».
Цель: учить при беге преодолевать препятствия.
Выносной материал
Лопатки, санки, клеенки для катания с горки.

Прогулка 2
Наблюдение за небом
Цели:

- продолжить знакомство с различными природными явлениями;
научить отличать состояния неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи).
Ход наблюдения:
Предложить детям посмотреть на небо. Отметить, какое оно (чистое, голубое), значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами, какое оно? (Хмурое, серое, не радостное.) Какая погода? (Пасмурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.)

Дуют ветры, ветры буйные,
Ходят тучи, тучи ясные.

Трудовая деятельность
Сгребание снега лопатками, расчистка площадки для игр.
Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

Подвижная игра
«Догони самолет».
Цель: учить быстро бегать по сигналу воспитателя, не оглядываясь назад.

Выносной материал
Лопатки, совочки, ведерки, носилки, бумажный самолет.

Прогулка 3
Наблюдение за проезжающим транспортом
Цели:

- закреплять названия частей машины (кузов, кабина, колеса, руль);
- отмечать большое разнообразие машин, их назначение;
- воспитывать уважение к труду.
Ход наблюдения:
При выходе на прогулку обратить внимание на продуктовую машину, стоящую возле кухни, отметить ее основные части и назначение – привозит продукты в детский сад. Далее понаблюдать за проезжающим автотранспортом. Машины, какие? Легковые и грузовые. Грузовые автомобили, их назначение. Какие грузы перевозят грузовые машины? Какие машины вы знаете? Их назначение. А автобусы для чего нам нужны? (Перевозить пассажиров по городу.) А еще существуют специальные машины. Предложить детям их назвать. («Скорая», пожарная, милицейская, машина для поливки улиц.) Рассказать об их назначении. Спросить, у кого папа работает водителем.
На улице нашей машины, машины 
Машины-малютки, машины большие.
Спешат грузовые, фырчат грузовые,
Торопятся, мчатся, как будто живые.
У каждой машины дела и заботы
Машины выходят с утра на работу.
Трудовая деятельность
Строительство автодороги из снега, игра с машинками с соблюдением правил дорожного движения.
Цель: учить работать сообща, помогать друг другу.
Подвижная игра
«Мы – шоферы»:
Цели:
- закреплять знания о труде шофера;
- учить ориентироваться на местности.
Выносной материал
Лопатки, ведерки, формочки, машинки.
 

Прогулка 4
Наблюдение «Следы на снегу»
Цель
: продолжать обучение в определении следов на снегу: детские, взрослые, следы птиц и животных.
Ход наблюдения:
Кругом лежит белый, пушистый снег, идя по которому ты оставляешь следы. По следам можно узнать, кто ходил, ездил, были здесь птички или зверьки. Рассмотреть вместе с детьми на участке следы, определить, чьи они. Предложить детям оставить свои следы на снегу, сравнить следы взрослого и ребенка.

Трудовая деятельность
Украшение участка снежными куличиками.
Цель: учить плотно, набивать снегом форму, выбивать из нее снег, украшать снежные валы.

Подвижные игры
«Прыгуны».
Цель: учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2-3м.
«Лиса в курятнике».
Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя.

Выносной материал
Лопатки, эмблемы для игр, формочки, клеенки для катания с горки.

Прогулка 5
Наблюдение за снегирем
Цели:

- закреплять знания детей о птичьих повадках, их внешнем виде;
- вызывать желание заботиться о птицах.
Ход наблюдения:
Выйти с детьми на прогулку, подойти к рябине, показать снегиря.
От простуд он не страдает, не страшится зимних вьюг,
И к зиме не улетает на далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды и пригорок и пустырь,
Рад красавец красногрудый – житель Севера – снегирь.
Отметить, какой красивый снегирь. (Черная головка, красная грудка.) Положить в кормушку ягоды рябины. Понаблюдать, как расправляется с ягодами: выклевывает семена, а мякоть бросает на землю. Птицам зимой холодно и голодно, поэтому надо заботиться о них, оберегать.
Трудовая деятельность
Расчистка территории от снега.
Цель: учить работать сообща, помогать друг другу.
Подвижные игры
«Найди нас».
Цели:
- закреплять названия объектов на участке;
- учиться ориентироваться на местности.
«Великаны – карлики».
Цели:
- улучшать технику ходьбы, добиваться четкого широкого шага;
- учиться ориентироваться в пространстве.
Выносной материал
Лопатки, формочки, совочки.
 

Прогулка 6
Наблюдение за проезжей частью
Цели:
– закреплять знания о проезжей части дороги – шоссе; отмечать большое разнообразие машин, их названия; формировать представление о правилах дорожного движения.
Ход наблюдения:
Вместе с детьми совершить экскурсию к проезжей части дороги и понаблюдать за движением автомобилей. Объяснить, что детский сад и дома могут находиться рядом с большой дорогой. Это – шоссе.
Как река, проспект широк,
Здесь плывет машин поток.
Спросить детей, какие машины есть на шоссе. Грузовые и легковые – их назначение. Обратить внимание детей на то, что водители строго соблюдают правила дорожного движения. При гололеде машины передвигаются медленно из соображения безопасности.
Трудовая деятельность
Сгребание снега в определенное место, очистка дорожек на участке, подкормка птиц.
Цели:
- приучать к чистоте и порядку;
- закреплять умение трудиться в коллективе.
Подвижные игры
«Пятнашки».
Цели:
- упражнять в беге врассыпную;
- учить ориентироваться в пространстве.
«Дорожка препятствий».
Цели:
- учить согласовывать движения друг с другом;
- развивать глазомер.

Выносной материал
Лопатки, макет светофора, машинки, куклы.
 

Прогулка 7
Наблюдение за сосульками
Цели: –
 познакомить с различными явлениями природы;
- показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
Ход наблюдения:
Что растет вниз головой? (Сосулька.) Обратить внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне. Почему? С южной стороны снег подтаивает и стекает капельками, сосульки не успевают упасть и замерзают. Вырастает сосулька в морозную погоду, а в теплую уменьшается. Сосульки начинают «плакать». Найдите место, куда капают капельки. Чем оно отличается от соседних участков? Откуда произошло слово «капель»?
Сосулька – замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед.
Предложить посмотреть вокруг через сосульку.
Сели дети на карниз и растут все время вниз? (Сосульки.) Почему сосульки «растут» кончиком вниз? Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.
Шаловливые сосульки сели на карниз,
Шаловливые сосульки посмотрели вниз.
Надоело им свисать, стали капельки бросать.
Целый день идет трезвон: «Кап-кап-кап! Дон-дон-дон!»
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек от снега.
Цель: учить работать сообща, помогать друг другу.
Подвижные игры
«Брось дальше», «Подбрось и поймай».
Цель: улучшать координацию движений.
Выносной материал
Лопатки, формочки, ведерки.
 

Прогулка 8
Наблюдение за рябиной
Цель:
расширять знания о живой природе.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
• Что это за дерево? (Рябина.)
•  Дерево стоит какое? (Красивое, листья опали, остались висеть гроздья красных ягод.)
•  Какую пользу приносит рябина? (Ее плодами зимой подкармливают птиц.)
Эти камушки рубиновые,
И ягодки рябиновые
На холмах и на равнинах
Одевают кисти на рябинах.

Трудовая деятельность
Уборка мусора на участке.
Цели:
- приучать соблюдать чистоту и порядок на участке;
- побуждать оказывать помощь взрослым.

Подвижные игры
«Самолеты».
Цели:
- упражнять в беге, действиях по сигналу воспитателя;
- воспитывать ловкость.
«Найди, где спрятано».
Цели:
- учить ориентироваться в пространстве;
- воспитывать внимание.
Выносной материал
Мячи, машинки, ведерки, обручи, самокаты, вожжи.
 

Прогулка 9
Приметы ранней весны
Цели:
 – закреплять знания о времени года;
- изучать приметы ранней весны.
Ход наблюдения:
В солнечный мартовский день обратить внимание на приметы весны: яркое ослепительное солнце, высокое небо, легкие белые облака. С южной стороны на солнышке снег подтаивает, и появляются сосульки. Снег стал рыхлым и влажным – из него можно лепить. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу.
Скоро-скоро быть теплу ,
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.
Надоела нам зима, уходи зима сама!
В марте солнышко печет, в марте с крыш вода течет,
И расцвел подснежник в срок – самый первый наш цветок.
Добрый март, весь мир согрей, ты всех месяцев милей!
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек от снега на участке, уборка снега на веранде.
Цель: учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место.
Подвижные игры
«Зайцы».
Цель: закреплять навыки отталкивания при прыжках на двух ногах.
«Прыгни – повернись».
Цель: учить быстро, выполнять действия по сигналу воспитателя.
Выносной материал
Лопатки, формочки, ведерки.
 

Прогулка 10
Наблюдение за березой и елью
Цели
: – расширять представления детей о деревьях;
- воспитывать желание защищать и оберегать природу.
Ход наблюдения
Тонкая березка, ростом невеличка,
Словно у подростка, у нее косички!
Деревце на славу за год подросло!
До  чего ж кудряво, до чего бело!

Живет в лесу красавица, зеленая, колючая.
Под Новый год ,нарядная ,к нам в комнату войдет.

Меня всегда в лесу найдешь,
Пойдешь гулять и встретишь:
Стою колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
Трудовая деятельность
Сгребание снега лопатами, расчистка площадки для игр.
Цели:
- продолжать учить правильно, носить снег для постройки;
- формировать желание помогать товарищам в выполнении трудовых действий.
Подвижные игры «Кто быстрее добежит до березы?».
Цели:
- учить бегать, не наталкиваясь друг на друга;
- быстро действовать по сигналу воспитателя.
«По ровненькой дорожке».
Цели:
- учить ходить по невысокому буму;
- спрыгивать, сгибая ноги в коленках.
Выносной материал
Лопатки, носилки, скребки, формочки для снега, санки.
 

Прогулка 11
Наблюдение за работой дворника

Цели:
- продолжать воспитывать уважение к труду взрослых;
- учить приходить на помощь окружающим.
Ход наблюдения:
Обратить внимание детей на убранную территорию. Рассказать им об особенностях работы дворника, ее необходимости людям. Вызвать у детей желание соблюдать чистоту.

Трудовая деятельность
Расчистка площадок от свежевыпавшего снега.
Цели:
- приучать детей помогать взрослым;
- учить правильным навыкам работы с лопатками;
- закреплять умение убирать инвентарь после работы на прежнее место.

Подвижные игры
«Лошадки», «Найди себе пару».
Цель: упражнять в беге, развивать выносливость и ловкость.

Выносной материал
Лопатки, скребки, санки, вожжи, печатки, карандаши, флажки, метелки.

 

Прогулка 12
Наблюдение за природой

Цель: при знакомстве с деревьями учить постепенно, запоминать их, находить отличительные признаки, называть отдельные части.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Разбежались по опушке,
В белых платьицах подружки. (Березы.)

• Почему вы думаете, что это именно березы?
• Какого цвета ствол у березы?
• Как свисают у березы веточки?
•  Какую пользу приносит береза?

Трудовая деятельность
Приведение в порядок участка.
Цель: приучать к аккуратности.

Подвижные игры
«Догони пару».
Цель: упражнять детей в быстром беге.
«Снежки».
Цель: упражнять в метании на дальность.

Выносной материал
Метелки, лопатки, скребки, санки, клеенки.


Прогулка 13
Наблюдение за снегирями и свиристелями
Цели:

- углублять и пополнять знания о жизни птиц в зимний период;
- вызывать желание заботиться о них.
Ход наблюдения:
На деревьях появились красногрудые снегири и свиристели. Они летают стаями. Таежные жители, они неторопливо лущат семена ясеня, плоды рябины. Рассмотреть и найти различие в птицах. (Самцы у снегирей яркие, самочки серые, невзрачные.)

Чернокрылый, ясногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут.

Трудовая деятельность
Постройка снежного вала.
Цель: учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место.

Подвижные игры
«Перелет птиц».
Цели:
- упражнять в лазанье;
- развивать двигательную активность.
«Найди, где спрятано».
Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Выносной материал
Лопатки, метелки, ведерки, носилки.
 

Прогулка 14
Наблюдение за деревьями в морозный день
Цели:

- расширять знания о растительном мире;
- воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения:
Подойти к вербе, елке. Объяснить детям, что в морозные дни ветки кустов и деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать: не стучать лопатой по стволу, не наезжать санками, не играть близко у ствола. Предложить детям посмотреть, есть ли зеленая травка под снегом? Раскопать снег. Напомнить, что если на ветках деревьев много снега, его нужно стряхнуть, иначе ветки могут обломиться.

Под снегом спят кусты и сад,
И пруд, и огород.

Трудовая деятельность
Постройка снежной горки для кукол.
Цель: закреплять правильные навыки работы с лопатками.

Подвижные игры
«Самолеты», «Кто дальше?».
Цели:
- упражнять детей в беге;
- развивать ловкость и выносливость.

Выносной материал
Лопатки, ведерки, куклы, одетые по сезону, санки.

АПРЕЛЬ
Прогулка 1
Наблюдение за набуханием почек на деревьях
Цели:

- закреплять умение понимать зависимость объектов и явлений в природе;
- вызывать радостные чувства.
Ход наблюдения:
Посмотреть, как набухают почки на деревьях. Понюхать их, осторожно потрогать руками.

Набухают почки,
Пробиваются листочки,
Начинают муравьи,
Поправлять дворцы свои.
Г. Ладонщиков

Трудовая деятельность
Удаление поврежденных и сухих веток.
Цель: воспитывать любовь, заботливое отношение к природе.

Подвижные игры
«Ловишки».
Цель: упражнять в быстром беге с увертыванием.
«Ровным кругом».
Цель: продолжать учить согласовывать свои движения с движениями товарищей.

Выносной материал
Носилки, грабли, ведерки, совочки, формочки для песка.

Прогулка 2
Наблюдение за птицами весной
Цели: –
 познакомить с жизнью птиц весной;
- воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.
Ход наблюдения:
С приближением весны к кормушке больше не прилетают синички, остались только воробьи и голуби. Наблюдать за появлением грача. Грач большой, черный, у него светлый клюв. Он кричит «гра-гра», отсюда его название. Сравнить с вороной.
Капли падают с крыши,
Всюду пахнет весной.
Небо кажется Выше,
Звонче воздух лесной.
В поле снег синеватый,
Подмывает Вода.
Грач – разведчик крылатый,
Теребит провода.
Трудовая деятельность
Уборка мусора на участке.
Цели:
- учить пользоваться граблями;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- закреплять умение трудиться в коллективе.
Подвижные игры
«Перелет птиц».
Цель: упражнять в лазании. «Кто ушел?».
Цель: развивать внимание.
Выносной материал
Грабли, ведерки, носилки, метелки, мячи.


Прогулка 3
Наблюдение за проталинами и зеленой травой
Цель:
 закреплять умение понимать зависимость явлений в природе.
Ход наблюдения:
Наблюдать за появлением проталин и зеленой травой (где проходит теплотрасса).
Рассмотреть росточки, они нежные, светло-зеленые. Рассмотреть пушистые серебристые почки ивы, срезать несколько веток и поставить в уголок природы. Отгадать загадку «Белые овечки скачут по свечке». (Ветка вербы с цветочными почками.)
Уж верба пушистая,
Раскинулась кругом.
Опять весна душистая,
Повеяла крылом.
А. Фет
Трудовая деятельность
Сбор поломанных веток на участке.
Цели:
- воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым;
- формировать навыки коллективного труда;
- приучать к самостоятельному выполнению поручений.
Подвижные игры
«Бездомный заяц».
Цель: упражнять в беге.
«Послушные листья».
Цель: учить внимательно, слушать команды воспитателя.
«Найди, где спрятано».
Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Выносной материал
Ведерки, грабли, метелки.
 

Прогулка 4
Наблюдение за растениями и кустарниками
Цели:

- закреплять представление о том, что любое дерево и кустарник – живое существо;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Ход наблюдения:
Проверить, как перезимовали деревья. Воспитатель задает детям вопросы.
• Каково состояние кроны деревьев на участке?
• Какие еще произошли изменения?
•  Как страдают деревья от загрязнения воздуха? (Отмирают ветви
по краям кроны.)

Трудовая деятельность
Подрезание и подвязка веток деревьев и кустарников.
Цель: прививать бережное отношение к природе.

Подвижные игры
«Мое любимое дерево».
Цель: развивать память, запоминая характерные детали любимого дерева, чтобы его нарисовать и рассказать о нем.
«Извилистая тропинка».
Цель: учить двигаться в колонне за ведущим, повторяя его движения.

Выносной материал
Лопатки, метелки, санки, клеенки для катания с горки.

Прогулка 5
Наблюдение за тополем весной
Цель:
- расширять знания о том, что деревья и кустарники живые, весной от тепла пробуждаются почки, распускаются листочки.
Ход наблюдения:
Рассмотреть толстые ветки тополя, его крупные почки и цилиндрические сережки. Напомнить детям, что в группе у них уже есть листья, которые хорошо пахнут. Спросить: «Почему в комнате на ветках появились листья, а на улице только почки?»
Эти маленькие почки,
Распечатает весна.
А пока в них спят листочки,
И растут во время сна.
Трудовая деятельность
Уборка снега на участке.
Цель: учить работать в коллективе, добиваться выполнения общими усилиями поставленной цели.
Подвижные игры
«Лошадки».
Цели:
- упражнять в ходьбе с соблюдением равновесия;
- развивать быстроту, ловкость, координацию движений.
«Совушка».
Цели:
- упражнять в быстром беге, лазанье;
- развивать выдержку, организованность в коллективной деятельности.

Выносной материал
Лопатки, формочки для снега.

Прогулка 6
Наблюдение за елочкой
Цели:

- закреплять умение находить и описывать данное дерево;
- учить выделять дерево из группы других на основе внешних признаков.
Ход наблюдения:
Рассмотреть красавицу-елочку на прогулке. Спеть ей добрую песенку, прочитать стихи, поводить хороводы.

Ели на опушке – до небес макушки, 
Слушают, молчат, смотрят на внучат.
А внучата-елочки, тонкие иголочки,
У лесных ворот водят хоровод.
И. Токмакова

Трудовая деятельность
Строительство домика для мишки.
Цель: учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место.

Подвижные игры
«Зайцы и волк».
Цели:
- упражнять в прыжках;
- развивать двигательную активность.
«У медведя во бору».
Цель: упражнять в беге с увертыванием.

Выносной материал
Лопатки, санки, метелки, клеенки для катания с горки.

Прогулка 7
Наблюдение за насекомыми
Цель:
 формировать реалистические представления о природе.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, задает вопросы.
С хоботом, а не слон.
Не птица, а летает.
Никто не приучает,
А на нос садится. (Муха.)
• Как выглядит муха?
• Как мухи ходят по потолку? (Мухи имеют липкие волосатые подушечки на ногах; поскольку муха легкая, а сила сцепления подушечек с любой поверхностью очень велика, то муха в состоянии удержаться практически везде.)
• Почему мух называют вредными насекомыми?
• Какой вред приносят мухи? (Разносят микробы.)
• Как размножаются мухи? (Откладывают яйца.)
• Где мухи откладывают свои яйца? ( В навозе, мусоре.)
• Какие враги есть у мух? (Пауки, стрекозы.)
• Для чего мухам служит хоботок? (Для захватывания пищи.)
•  Сколько глаз у мухи? (Два вида глаз – простые и сложные: они
могут видеть одновременно впереди, сзади и внизу.)
Трудовая деятельность
Коллективный труд по уборке территории.
Цель: закреплять умение концентрировать внимание на определенных объектах, сочетать силу и быстроту.

Подвижные игры
«Кто быстрее?», «Ручеек».
Цель: учить свободно бегать, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигнал, возвращаясь на место.
Выносной материал
Лопатки, скребки, метелки, санки, формочки для снега, цветные кружочки

Прогулка 8
Наблюдение за транспортом
Цель:
 расширять знания о транспорте.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
• Какие виды машин вы знаете? (Легковые, грузовые, автокраны, лесовоз, автобус.)
• Чем легковые машины отличаются от грузовых? (На легковых машинах и автобусах перевозят людей, а на грузовых разные грузы.)
• В чем сходство легковых и грузовых машин? (У них есть фары, руль, мотор, сиденье, колеса передние и задние.)

Едем, едем мы домой,
На машине легковой.

Трудовая деятельность (по подгруппам)
Посев озимой пшеницы.
Цели:
- учить узнавать семена пшеницы;
- формировать навыки посадки семян.

Подвижная игра
«Цветные автомобили».
Цели:
- учить быстро, двигаться по сигналу и останавливаться, не наталкиваясь друг на друга;
- закреплять основные цвета.

Выносной материал:
Грабли, ведерки, флажки разного цвета, машинки, обручи, рули, скакалки.

Прогулка 9
Наблюдение за птицами
Цель:
расширять знания о птицах, прилетающих на участок детского сада.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
• Чем воробей отличается от голубя? (Воробей меньше, окрас серый; голубь больше, окрас белый и сизокрылый.)
• Чем отличается крик воробья от крика голубя? (Воробей чирикает «чик-чирик», а голубь воркует «гуль-гуль-гуль».)
• Какую пользу приносят воробьи? (Они поедают вредных насекомых, комаров и мошек.)
Отметить, что голуби ходят по земле, летают, сидят на крыше (иногда на деревьях). Воробьи прыгают – как на пружинках, летают, сидят на деревьях. Предложить детям попрыгать, как воробушки, и походить важно, покачивая головой и часто переступая ногами, как голуби.
Трудовая деятельность
Наведение порядка на территории.
Цели:
- приучать детей ухаживать за саженцами, поливать землю вокруг деревца;
- следить, чтобы дети из других групп не ломали ветки деревьев.
Подвижные игры «Перелет птиц».
Цели:
- упражнять детей в лазании по лестнице, спрыгивании, беге;
- учить переходить от одного действия к другому;
- развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве.
«Найди такой же листочек».
Цели:
- учить различать листья березы, рябины, клена;
- быстро действовать по сигналу воспитателя.
Выносной материал:
Мячи, совочки, ведерки, лейки, скакалки, велосипеды, обручи, гимнастические скамейки.

Прогулка 10
Наблюдение за собакой
Цель:
расширять знания о животном мире.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост – колечком. (Собака.)
• Кто это? (Собака.)
• Какая по величине? (Большая, маленькая.)
• Какая шерсть у собаки? (Гладкая, серая, короткая.)
• Кто заботится о собаке? (Хозяин.)
• Прочитать детям рассказ К. Ушинского «Играющие собаки» и обсудить его.
Трудовая деятельность
Наведение порядка на территории.
Цели:
- учить сгребать опавшие листья и на носилках относить их в яму для компоста;
- объяснять, что листья за зиму перегниют в яме и получится удобрение.
Подвижные игры «Лохматый пес». Цель: упражнять в беге по сигналу, ориентировке в пространстве, ловкости.
«Лови оленей». Цели: – упражнять в беге, ловле игроков (оленей); – учить быстро, действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.
Выносной материал
Грабли, совочки, носилки, самокаты, машины, скакалки, мячи, вожжи.
 

Май
Прогулка 1
Наблюдение за состоянием природы
Цели:
 – формировать представление о состоянии природы весной (тепло, много зеленой травки, цветов; летают бабочки, жуки; дети легко одеты и играют с песком и водой);
- обогащать и активизировать словарь;
- вызвать радостные переживания от общения с природой.
Ход наблюдения:
Очень добрым, очень светлым,
Золотистым, ясным днем
Мы поедем в гости к лету,
В гости к солнышку пойдем.
Земляникой и цветами,
Встретят нас и лес и луг,
Наши песни вместе с нами,
Будут птицы петь вокруг.
Рано утром яркий лучик
Зазвенит в густой листве,
Речка плавать нас научит,
Ветер - бегать по реке.
К. Ибраев
Трудовая деятельность
Уборка сухих листьев клубники.
Цель: учить работать подгруппой, добиваться выполнения общими усилиями поставленной цели.
Подвижные игры
«Птичка в гнездышке».
Цель: упражнять в беге врассыпную.
«По ровненькой дорожке».
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
Выносной материал Грабли, метелки.
 

Прогулка 2
Экскурсия в лес
Цели:
– познакомить с весенними явлениями природы в лесу (распускаются листья на деревьях, оживают муравейники, появляются первые цветы); – показать, что лес – это «многоэтажный дом», В котором на разных этажах живут растения и животные, нужные друг другу;
- научить правильно вести себя в лесу, не нарушать его жизни; – сформировать интерес к природе, умение видеть ее красоту, желание сохранять все живое; – привить чувство «дома»: лес – это дом для человека, где он отдыхает, набирается сил и красоты, собирает дары леса (грибы, ягоды, орехи).
Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадки
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом 
Чудеса увидишь в нем. (Лес.)
Дом открыт со всех сторон.
В доме – тысяча колонн.
Над колоннами – шатры,
Под колоннами – ковры.
Тут живут и на коврах,
И в колоннах, и в шатрах. (Лес.)
Трудовая деятельность
Сбор шишек, сухих веточек.
Цель: развивать интерес к окружающему, наблюдательность, стремление узнавать свойства предметов и природных материалов.
Подвижные игры «Трамвай».
Цель: упражнять в беге врассыпную. «Наседка и цыплята».
Цель: упражнять в подлезании под шнур, не касаясь руками пола.
Выносной материал
Корзиночки, ведерки.
 

Прогулка 3
Наблюдение за солнцем
Цели:
 – формировать представление о том, что когда светит солнце – на улице тепло; – поддерживать радостное настроение.
Ход наблюдения:
В солнечный день предложить детям посмотреть в окно.
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду.
Светит солнышко и тепло. Солнце огромное, раскаленное. Обогревает всю землю, посылая ей лучи. Вынести на прогулку маленькое зеркало и сказать, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они поиграли с ним. Навести луч на стену.
Солнечные зайчики играют на стене.
Поманить их пальчиком, пусть бегут к тебе.
Вот он, светленький кружок, вот, вот, левее, левее.
Убежал на потолок.
По команде «Ловите зайчика!» дети пытаются поймать его.
Трудовая деятельность
Сбор камней на участке.
Цель: продолжать воспитывать у детей желание участвовать в труде.
Подвижные игры
«Мыши в кладовой».
Цели:
- учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга;
- двигаться в соответствии с текстом;
- быстро менять направление движения.
«Попади в круг».
Цели:
- совершенствовать умение действовать с предметами;
- учить попадать в цель;
- развивать глазомер, ловкость.
Выносной материал:
Мешочки с песком, мячи, обручи, мелкие игрушки, формочки, печатки, карандаши, ведерки, совочки.
 

Прогулка 4
Весна в жизни лесных зверей

Цель: расширять представления о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные (медведь, еж), насекомые, которые зимой спали; все устраивают свои гнезда, норы, выводят потомство.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
• Как медведица проводит зиму?
• Кто рождается в берлоге?
• Чем питаются медведи весной?
•  Как медведи забавляются?
Без забот и без тревог,
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны,
И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит: каплет – вот беда!
В темноте пошарил лапой,
И вскочил – кругом вода.
Заспешил медведь наружу:
Заливает – не до сна!
Вылез он и видит лужи,
Тает снег. … Пришла весна.
Г. Ладонщиков
Трудовая деятельность
Посев семян цветов (астра, ромашка).
Цели: – формировать навыки посадки (разложить семена в бороздки, присыпать землей, полить);
- обогащать и активизировать словарь;
- воспитывать интерес к труду.
Подвижные игры «Наседка и цыплята». Цель: упражнять в подлезании под шнур.
«Ручеек». Цель: закреплять умение двигаться парами.
Выносной материал Совочки, семена, грабли.

Прогулка 5,
Чем питается божья коровка?

Цель: рассказать о том, что жучок – хищник, поедает очень маленьких букашек (тлю).
Ход наблюдения
Воспитатель организовывает наблюдение различными способами.
Например, предлагает детям найти такие растения, на которых есть тля и божьи коровки, или помещает часть растения в прозрачный сосуд и пускает в него одного-двух жучков. В процессе беседы уточняет, что хищник – это всякое животное (крупное или мелкое), которое питается другими животными.

Трудовая деятельность
Уборка территории.
Цель: учить работать в коллективе, добиваться выполнения общими усилиями поставленной цели.

Подвижные игры
«Найди свой цвет».
- Упражнять в беге;
- закреплять знания об основных цветах спектра.
«Мыши в кладовой».
Цель: упражнять в беге и пролезании в низкие ворота, не касаясь руками пола.

Выносной материал
Метелки, грабли, ведерки, носилки.


Прогулка 6
Экскурсия «Зеленый детский сад»
Цели:
 – формировать бережное отношение к растениям;
- закреплять представления о растениях.
Ход экскурсии
Желательно запланировать экскурсию, когда появятся первые ростки овощей и цветов. К проведению экскурсии привлекаются один-два ребенка из старшей группы. К встрече с малышами их готовят заранее (придумываются рассказ, вопросы малышам). Воспитатель говорит о том, что не только малыши заботятся о зеленых друзьях, Но и дети постарше тоже помогают растениям, стараются вырастить новые. Благодаря этому открыт «Зеленый детский сад» – особое место, где живут и растут растения-малыши. Воспитатель предлагает посетить «Зеленый детский сад». Дети рассказывают, какие растения (овощи и цветы) они решили вырастить, показывая картинки взрослых растений; объясняют, что любое растение можно вырастить из семян; показывают семена посаженных растений. Все рассматривают побеги. Старшие дети спрашивают малышей, какие овощи они знают, какие цветы есть у них в группе, как они помогают своим растениям. В завершение старшие дети приглашают малышей посещать их «Зеленый детский сад».
Трудовая деятельность
Прополка цветочной клумбы.
Цель: формировать интерес к труду.
Подвижные игры
«Кто быстрее?».
Цели:
- упражнять в беге, развивать быстроту;
- учить преодолевать полосу препятствий.
«Найди свое место»;
Учить ориентироваться в пространстве.
Выносной материал Лейка, мяч.
 

Прогулка 7
Наблюдение за деревьями и кустарниками
Цель:
 формировать бережное отношение к растениям.
Ход наблюдения:
Осмотреть деревья и кустарники на участке (до начала сокодвижения), в присутствии детей удалить поврежденные и сухие ветки. Объяснить, зачем это делается.

Плакала Снегурочка, зиму провожая.
Шла за ней печальная, всем,
В лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая березы,
Выросли подснежники – снегурочкины слезы.
Г. Ладонщиков

Трудовая деятельность
Удаление поврежденных и сухих веток.
Цель: воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.

Подвижная игра
«Зайцы и волк».
Цели:
- упражнять в легких и мягких прыжках, перелезании, быстром беге;
- развивать смелость, внимание, выдержку.

Выносной материал
Носилки, грабли; ведерки, совочки.


Литература:

1.А.Ануфриева, О.Митюкова «Игры и занятия для малышей»

2.Громова О.Н., Прокопенко Т.А. « Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей»

3.Власенко О.П. «Комплексные занятия по программе М.А.Васильевой»

4.Смирнова

5.Теплюк С.Н. «Занятия на прогулке с малышами»

6.Картушина М.Ю. «Праздники здоровья для детей 3-4 лет»

7.Кислинская Т.А. «Гениальность на кончиках пальцев»

8. Лобынько Л.В., Швецова Т.Ю. « Игры – занятия для детей раннего возраста»

9.Тимофеева Е.А. « Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Весенние забавы»* «Весна» из серии «Времена года» (I младшая группа)

Тема: «Весенние забавы»*рассматривание картины «Весна» из серии  «Времена года» (Iмладшая группа)   Программное содержание:Учить детей рассматривать картину, акцентируя внимание на...

Тема: «Весенние забавы»* рассматривание картины «Весна» из серии «Времена года» (I младшая группа)

Тема: «Весенние забавы»*рассматривание картины «Весна» из серии  «Времена года» (Iмладшая группа)   Программное содержание:Учить детей рассматривать картину, акцентируя внимание на...

Проект "Времена года" в младшей группе

Проект расчитан на младший дошкольный возраст. Целью проекта является формирование элементарных представлений о временах года. Реализация проекта проходит в течение всего учебного года. Знакомство с ч...

Проект «Времена года» в младшей группе

Проект " Весна". В проекте отображены цели, задачи, методы и формы ознакомления детей с  временем "Весна"...

Проект «Времена года» Вторая младшая группа (возраст детей 3-4 года)

К трем годам завершается формирование ребенка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я хочу», «Я не буду», и т.д. Именно в этот период у малы...

Педагогический проект по теме «Времена года» в младшей группе

Воспитание любви к природе является одной из актуальнейших проблем современности. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие реб...

Экологический проект "Времена года" в младшей группе

 Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деят...