Проект «Времена года» Вторая младшая группа (возраст детей 3-4 года)
проект по окружающему миру (младшая группа)

Вахтерова Оксана Юрьевна

К трем годам завершается формирование ребенка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я хочу», «Я не буду», и т.д. Именно в этот период у малыша появляется большая потребность в общении и познании. Язык на данном этапе становится важнейшим условием ознакомления дошкольников с окружающим миром и культурными ценностями общества.
Взрослые – хранители многовекового опыта человечества, его знаний, умений, культуры. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делится своими впечатлениями, принимает участие в разговоре, совершенствует умение пользоваться установленными формами вежливого общения. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель рядом, который удивляется вместе с ними, побуждает не только смотреть, но и видеть, малыши узнают еще больше.
Дидактические игры, стихотворения, пословицы, загадки помогут дошкольникам расширить свои знания об окружающем мире.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогают детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создадут условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Таким образом, привлекая детей к общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие, любознательность и др. Эти черты заложенные в детском возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой и тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение. Знакомство с природой в детском саду поможет детям в дальнейшем лучше понять такие науки, как природоведение, физика, ботаника, астрономия и др. Мы должны научить детей искать и находить новое в уже известном, увиденном.
В результате анализа внешней и внутренней среды было выявлено:
• Анализ внешней среды
- Родители уделяют мало внимания наблюдениям за объектами и явлениями природы;
- Родители не привлекают детей к совместному труду в природе.
• Анализ внутренней среды
- Экологическому воспитанию детей в раннем возрасте уделяется мало внимания;
- К трем годам большинство воспитанников имеют низкий уровень сформированности экологических представлений;
- Не сформировано представление о правильных способах взаимодействия с природой.
Целесообразность реализации проекта:
-Развитие интегративных качеств: любознательный, активный, отзывчивый;
-Развитие эстетического восприятия окружающего;
- Развитие нравственности;
- Развитие продуктивной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1.docx889.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Времена года» Вторая младшая группа «СКАЗКА» (возраст детей 3-4 года)

«Мы хозяева нашей природы, и 
она для нас кладовая солнца
с великими сокровищами жизни.
Мало того, чтобы сокровища эти охранять,-
их надо открывать и показывать» 
М. Пришвин



Экология – наука о взаимоотношении живых организмов со средой их обитания. Наша задача – научить дошкольников разбираться в окружающем мире - экологии (Пестолоцци, Каменский, Ушинский и др.) выделили источник познания через природу, как средство развитие ума, чувств, воли, всестороннее развитие ребенка. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут бездумно раздавить бегущего муравья. Как приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?
В.С.Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывать в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце и закаляя волю. Необходимо, чтобы дети привыкали и приучались заботиться обо всем, что видят вокруг себя, беречь все, что окружает. Надо помочь понять, что природа помогает нам жить и радует нас. Мы должны воспитывать в детях экокультуру умение вести себя в природе, в окружающей среде.

Актуальность проекта
К трем годам завершается формирование ребенка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я хочу», «Я не буду», и т.д. Именно в этот период у малыша появляется большая потребность в общении и познании. Язык на данном этапе становится важнейшим условием ознакомления дошкольников с окружающим миром и культурными ценностями общества.
Взрослые – хранители многовекового опыта человечества, его знаний, умений, культуры. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делится своими впечатлениями, принимает участие в разговоре, совершенствует умение пользоваться установленными формами вежливого общения. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель рядом, который удивляется вместе с ними, побуждает не только смотреть, но и видеть, малыши узнают еще больше.
Дидактические игры, стихотворения, пословицы, загадки помогут дошкольникам расширить свои знания об окружающем мире.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогают детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создадут условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Таким образом, привлекая детей к общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие, любознательность и др. Эти черты заложенные в детском возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой и тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение. Знакомство с природой в детском саду поможет детям в дальнейшем лучше понять такие науки, как природоведение, физика, ботаника, астрономия и др. Мы должны научить детей искать и находить новое в уже известном, увиденном.
В результате анализа внешней и внутренней среды было выявлено:
• Анализ внешней среды
- Родители уделяют мало внимания наблюдениям за объектами и явлениями природы;
- Родители не привлекают детей к совместному труду в природе.
• Анализ внутренней среды
- Экологическому воспитанию детей в раннем возрасте уделяется мало внимания;
- К трем годам большинство воспитанников имеют низкий уровень сформированности экологических представлений;
- Не сформировано представление о правильных способах взаимодействия с природой.
Целесообразность реализации проекта:
-Развитие интегративных качеств: любознательный, активный, отзывчивый;
-Развитие эстетического восприятия окружающего;
- Развитие нравственности;
- Развитие продуктивной деятельности.

Цель проекта: формирование представлений о временах года.

Данный проект окажет педагогам методическую помощь при реализации задач:
1. развитие чувства любви и бережного отношения ко всему живому и неживому;
2. обогащение представлений детей о мире природы;
3. развитие умения видеть основные закономерности ее развития;
4. умение замечать сезонные изменения в неживой природе, зависимость жизни растений и животных от времени года, их приспособляемость к среде обитания;
5. развитие собственного познавательного опыта восприятия мира;
6. расширение перспективы развития исследовательской деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
7. поддержка у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности.

Продолжительность проекта: 1 год.

Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный (сентябрь)
-Создание развивающей среды
- Анкетирование родителей
- Дидактические игры
- Наглядный материал
-Подбор художественной литературы
-Картотека пальчиковых и подвижных игр
- Материалы для экспериментирования

2. Практический (1 октября – 15 мая)
Организация деятельности детей

3. Заключительный (15 мая-31 мая)
Определение результата практической деятельности с детьми

4. Пост проектная деятельность (июнь - август)
Организация деятельности детей в летний период

Формы работы:
-ООД
- Дидактические игры
- Подвижные игры
- Пальчиковые игры
-Речевые игры
-Наблюдения в природе
- Труд в природе
-Экспериментальная деятельность
-Продуктивная деятельность
-Чтение художественной литературы
-Музыкально – ритмические движения
Ожидаемые результаты проекта:
Дети Родители Педагоги
- выражают чувства любви и бережного отношения ко всему живому и неживому;
- частично сформированы представлений детей о мире природы;
- умеют замечать сезонные изменения в неживой природе, зависимость жизни растений и животных от времени года, их приспособляемость к среде обитания;
- сформирован познавательный опыт восприятия мира;
- включаются в исследовательскую деятельность, в ее мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- проявляют инициативу, сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность.

- Взаимодействуют с педагогами по вопросам экологического воспитания
- Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы
- Привлекают детей к совместному труду в природе
- Ведут активную работу по экологическому воспитанию со второй младшей группы
- Используют различные формы работы
- Используют современные педагогические технологии
- Распространяют и обобщают опыт


Содержание работы
1. Осень
Игровая деятельность
Игры- манипуляции. Театрализованные игры. Сюжетно-ролевые игры
с муляжами овощей, фруктов «Репка», «Варим компот для мишки»,
«Кукла Маша готовит салат», «Зайкин огород», «Кукла идет гулять»

Коммуникативная деятельность
Дидактические игры. Пальчиковые игры. Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок
«Что растет в саду? »
«Во саду ли во городе»
«Узнай и назови»
«Что бывает осенью? »
«Чего не стало? »
«Времена года»
«Дольки»
«Чудесный мешочек» «Овощи»
«Фрукты»
«Грибы»
«Осень золотая»
«Репка»
«Варим мы компот»
«Мы капусту рубим, рубим» «Осень»

Познавательно – исследовательская деятельность
Игры с природным материалом. Игры с песком. Игры с водой.Дидактические игры
«Мокрый - сухой», «Что как плавает», «Переливание воды», «Сколько листочков? »,
«Найди домик листочку»,«Сложи картинку»,«Большой - маленький»,«Найди такой же листик»,«Разложи овощи по корзиночкам»,Лото «Осень», «Овощи - фрукты», «Грибы - ягоды»
Наблюдения на прогулке за:
Живой природой. Неживой природой
осенними цветами
деревьями
листопадом
птицами
насекомыми
одеждой людей
солнцем
небом
дождем
ветром
лужами
почвой 
тучами
дождем с мокрым снегом
дымом из труб

Двигательная деятельность
Подвижные игры Хороводные игры
«Солнышко и дождик»
«Птички и дождик»
«Листопад»
«У медведя во бору» «Огород»
«Овощи»


Трудовая деятельность
Сбор листьев для гербария
Уборка территории

Чтение художественной литературы
«Падают листья» М. И. Венсен, «Дождик» Е. Благинина, «Осенью» Плещеев, «Листопад», «Огуречик-огуречик», «Дождик- дождик», «Репка»

Музыкально – художественная деятельность
Пение «Дождик», «Желтые и красные листики», «В огороде мы трудились»

Продуктивная деятельность
Рисование Лепка Аппликация
«Дождик» «Яблоки» 
«Грибочки» «Мухомор»
«Листопад»

2. Зима
Игровая деятельность
Игры- манипуляции. Театрализованные игры. Сюжетно-ролевые игры
с фигурками диких животных «Рукавичка», «Кукла заболела»,«Кукла идет гулять»,
«Путешествие в зимний лес»,«Новый год у зверят»

Коммуникативная деятельность
Дидактические игры Пальчиковые игры Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок Словесно-речевые игры
«Найди картинку»
«Что зимой бывает? »
«Кто спрятался в снегу»
«Одень куклу на прогулку»
«Времена года» «Зима»
«Новый год»
«Елочка»
«Ручки греем» «Зима»
«Зимние забавы» «В гости к нам зима пришла»
«На чем катаются дети»
«Что слепил Дед Мороз? »
«Снегурочка со снежками»
«Какие снежки? »
«Нарядим елочку»

Познавательно – исследовательская деятельность
Игры с водой Дидактические игры
«Заморозим»
«Разогреем»
«Цветные льдинки» «Сложи картинку»
«Сколько снежинок? »
«Большие- маленькие снежинки»
«Какой снежок? »
«Собери снеговика»
Лото «Зима»
«Что бывает белым? »

Наблюдения на прогулке за:
Живой природой Неживой природой
Птицами
Деревьями
Прохожими
Погодой
Снежинками
Снегопадом
Снегом
Небом
Гололедом
Ветром
Солнцем
Капелью

Двигательная деятельность
Подвижные игры Хороводные игры Речевые подвижные игры
«Зайка беленький»
«Птички в гнездышке»
«Дед Мороз»
«Снег кружится»
«На елку» «Елочка»
«Дед Мороз» «Выпал беленький снежок… »
«Снежинки


Трудовая деятельность
Расчистка дорожки от снега, перенос снега в определенное место для сооружения снежных построек, подкормка птиц

Чтение художественной литературы
М. Познанская «Снег идет», О. Высотская «Холодно», В. Хорол
«Зайчик», Н. Саксонская «Где мой пальчик? », О. Высотская
«Покатились санки вниз», Я. Аким «Елка наряжается», Суриков «Зима»

Музыкально – художественная деятельность
Музыкально- ритмические движения «Новогодний хоровод», «Дед Мороз», «Как на поле на лужок выпал беленький снежок… »

Продуктивная деятельность
Рисование Лепка Аппликация
«Снег идет»
«Следы на снегу»
«Рябина» «Снежки»
«Ягоды для птичек» «Украсим елочку»
«Снеговик»



3. Весна
Игровая деятельность
Театрализованные игры Сюжетно-ролевые игры
«Заюшкина избушка» «Путешествие в весенний лес»
«Кукла идет гулять»
«Кукла заболела»

Коммуникативная деятельность
Дидактические игры Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок Словесно-речевые игры
«Найди и покажи»
«Одень куклу на прогулку»
«У кого картинка? »
«Сложи картинку»
Лото «Времена года» «Весна» «Вот пришла весна»
«Какие сосульки? »
«Кап-кап»
«Что весной бывает»
«Узнай и назови»
«Что изменилось?»

Познавательно – исследовательская деятельность
Игры с песком Игры с водой Дидактические игры
«Тортик для мамочки»
«Солнышко из ладошек» «Тонет- плавает»
«Теплый- холодный»
«Как тают сосульки» «Сколько лодочек в луже? »
«Большие- маленькие сосульки»
лото «Весна»
«Сложи картинку»

Наблюдения на прогулке за:
Живой природой Неживой природой
Воробьями
Набухшими почками
За работой взрослых
Цветами
Птицами
Насекомыми
Погодой
Солнцем
Снегом
Снежными постройками
Таянием снега
Проталинами
Ветром
Дождем
Небом
Ручейками
Лужами
Облаками



Двигательная деятельность
Подвижные игры Хороводные игры Речевые подвижные игры
«Веселый воробей»
«Перешагни через лужу»
«Солнечные зайчики»
«Через ручеек»
«Птички, раз! Птички, два! » «Вейся венок»
«Колпачок» «В гости к нам весна пришла»

Трудовая деятельность
Сбор мусора на участке, очистка территории от сухих листьев, подметание дорожки, сгребание рассыпанного песка обратно в песочницу

Чтение художественной литературы
А. Плещеев «Сельская песенка», М. Полянская «Одуванчик», Укр. Песенка «Веснянка», закличка «Солнышко-ведрышко», закличка «Дождик», сказка «Заюшкина избушка»

Музыкально – художественная деятельность
Пение «Солнышко» муз. Н. Лукониной, «Зима прошла», «Есть у солнышка дружок»
Слушание «Апрель» муз. П. И. Чайковского, «Весенний вальс» муз. Ф. Шопена

Продуктивная деятельность
Рисование Лепка Аппликация
«Ручеек»
«Травка зеленеет» «Сосульки» «Одуванчики»



4. Лето
Игровая деятельность
Игры с природным материалом Театрализованные игры Сюжетно-ролевые игры
шишками, камешками и т. п. «Теремок»
«Колобок»
«Кукла идет гулять»
«Кукла Маша готовит обед»
«Едем на дачу»
«Едем отдыхать на речку»

Коммуникативная деятельность
Словесно- речевые игры Дидактические игры Пальчиковые игры
«Летние забавы»
«Лето к нам пришло»
«Кто машет крылышками?»
«Принесла я вам цветок»
«Кап –кап –кап» «Одень куклу на прогулку»
«Ковер из цветов»
«Что бывает летом?»
«Лето»
«Насекомые»


Познавательно – исследовательская деятельность
Игры с водой Игры с песком Дидактические игры
«Прозрачная – мутная»
«Разноцветная водичка»
«Достань камешек» «Я пеку, пеку, пеку»
«Сырой – сухой»
«Лото»,
«Сложи картинку»
«Найди цветок для бабочки»
«С какого дерева листик? »
«Сколько цветочков?»
«Времена года»

Наблюдения на прогулке за:
Живой природой Неживой природой
Одуванчиками
Деревьями
Насекомыми
Птицами
Цветами
Растениями
Трудом взрослых
Подсолнухом Солнцем
Небом
Водой
Ветром
Почвой
Дождем
Песком



Двигательная деятельность
Подвижные игры Хороводные игры
«Солнышко и дождик»
«Мы веселые ребята»
«Солнечные зайчики»
«У медведя во бору» «Веселый хоровод»,
«Карусель»

Трудовая деятельность
Собираем веточки, подметание дорожки, сгребание песка в песочницу, полив растений

Чтение художественной литературы
Потешки «Как по лугу», «Травка – муравка», сказки «Колобок», «Теремок»,
Н. Павлова, стихотворение «Солнечные зайчики» А. Бродский

Продуктивная деятельность
Рисование Лепка Аппликация
«Цветы» «Мухомор» «Божья коровка»
«Украсим бабочке крылышки"


Список используемой литературы:
1. Алябьева Е.А. «Природа. Сказки и игры для детей», М.: «Сфера», 2012г. – 128с.
2. Багрова Л.А. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва: ТКО “АСТ”, 1996.
3. Волина В. Загадки от А до Я. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
4. Волина В. Поговорки от Егорки. Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.
5. Вохринцева С., Вохринцев С. Демонстрационный материал. Серия «Окружающий мир»: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»
6. Вохринцева С. Методическое пособие. Серия «Окружающий мир»: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»
7. Григорьева О.А., Фесюкова Л.Б. «Весна. Лето. Демонстрационный материал», М.: «Сфера», 2007г. – 32с.
8. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стихи о временах года. М., 2004.
9. Ёлкина Н.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль: «Акад. Развития», 1996 г. – 219с.
10. Зверев А.Т. Экологические игры. Москва.2001
11. Иванова А.И. «Мир растений», М.: «Сфера», 2010 г. – 210с.
12. Копцева Т.А. «Природа и художник», М.: «Сфера», 2001 г.
13. Лыкова И.А. «Цветные ладошки», М.: ИД «Цветной мир», 2011 г.
14. Скребицкий Т.А. «На лесной полянке. Зима», М., «Детская литература», 1952 г.
15. Тамбиев А.Х. «Кто где живёт», М., «Дрофа», 2007 г.
16. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Ярославль: Академия развития, Академия, К. 1999.
17. Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах», М., «Сфера», 2010 г.
18. Энциклопедия. Живой мир. Москва: “РОСМЕН”, 1996

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/07/19/s_5b5089f13306c/930370_1.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/07/19/s_5b5089f13306c/930370_2.jpeg



https://fsd.multiurok.ru/html/2018/07/19/s_5b5089f13306c/930370_3.jpeg


https://fsd.multiurok.ru/html/2018/07/19/s_5b5089f13306c/930370_4.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/07/19/s_5b5089f13306c/930370_5.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/07/19/s_5b5089f13306c/930370_6.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/07/19/s_5b5089f13306c/930370_7.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Времена года" в младшей группе

Проект расчитан на младший дошкольный возраст. Целью проекта является формирование элементарных представлений о временах года. Реализация проекта проходит в течение всего учебного года. Знакомство с ч...

Проект «Времена года» в младшей группе

Проект " Весна". В проекте отображены цели, задачи, методы и формы ознакомления детей с  временем "Весна"...

Долгосрочный проект "Времена года" вторая группа раннего возраста

Первые впечатления важны и неожиданные для ребёнка, а всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательнос...

Презентация уголка патриотического воспитания во второй младшей группе. Возраст детей 3- 4 года.

В нашем детском саду проходит показ уголков патриотического воспитания дошкольников. Моя группа - это вторая младшая , возраст детей 3 - 4 года.Как презентовать свою работу? Подобрали много материала:...

Проект «Времена года» в младшей группе

Цель проекта: Формирование начальных представлений о весне, как времени года....

Краткосрочный проект « Азбука безопасности» Вторая младшая группа Возраст 3-4 года

Современный мир таит в себе множество опасностей. Знание правил безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности, ПДД, ОБЖ поможет предотвратить беду, а правильное поведение в той или иной ситуац...

Экологический проект "Времена года" в младшей группе

 Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деят...