ООД по познавательному развитию «Воздух-невидимка в Зеленой Столице»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мягкая Надежда Алексеевна

ООД по познавательному развитию «Воздух-невидимка в Зеленой Столице» в подготовительной логопедической группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_nevidimka_ood_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ровеньский детский сад «Сказка»

ООД по познавательному развитию

Тема: «Воздух-невидимка в Зеленой Столице»

в подготовительной логопедической группе

                               Подготовила и провела:

Мягкая Надежда Алексеевна, воспитатель

п. Ровеньки, 2021

Занятие «Воздух-невидимка в Зеленой Столице»

Цель: развивать у детей познавательные интересы, любознательность. Создать условия для развития экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической деятельности.

Задачи:

- формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, уточнить источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязнённого воздуха для здоровья;

- организовать познавательный практикум с целью приобщения детей к элементарному, доступному по возрасту экспериментированию;

- расширять представление о воздухе, как природном объекте (воздух есть везде; он имеет вес; воздух невидим. Ветер – движение воздуха.).

Оборудование:

- глобус;

- три концентрических круга: 1-й голубой (d – 30 см) – «воздух»; 2-й синий (d – 20 см) – «вода»; 3-й зелёный (d - 8 см) – «суша»;

- прозрачная ёмкость, стакан большой, человечек, вырезанный из пенопласта, ёмкость и стакан на каждого ребёнка;

- салфетки тканевые;

- блокноты, карандаши простые;

- стикеры с надписями «воздух», «невидимый», «давление» (стрелка);

                                                        Ход занятия.

Эмоциональный настрой. Традиционная встреча – приветствие.

                                                 Песенка-встреча:

«Мы пришли сегодня в садик, всем нам вместе хорошо!

Говорим, друг другу «Здравствуй!», улыбаемся тепло!»

Воспитатель: Ребята, вам приходилось проводить опыты? Это и мое любимое занятие, мне бы хотелось поделиться с вами некоторыми научными секретами. Приглашаю вас в научную мини-лабораторию.

Воспитатель: Что ж, стать учёными хотя бы на некоторое время – интересно и почетно!? А что же вам предстоит делать, как вы считаете? (что-то узнавать такое новое, может, даже будем опыты проводить). Все ученые опыты проводят и записывают результаты. У вас тоже есть блокноты для записи и карандаши.

Воспитатель: Вы узнали, ребята, что это? (Глобус).

Воспитатель: Да, это глобус. Так выглядит наша планета Земля. Как вы думаете- что обозначено голубым и синим цветом на глобусе?  (озёра, реки, моря, океаны). 

- А зелёным, жёлтым и коричневым что обозначено? (суша). Посмотрите, чего больше на Земле воды или суши? (Воды).

Воспитатель: Да, на нашей планете много воды. А знаете ли вы, сколько океанов и как они называются? (Четыре огромных океана – Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый).

Воспитатель: А где же люди живут?  (Ответы детей)

Воспитатель: Да, конечно, на суше, дома, на земле. А хотите, я вам секрет раскрою? Есть ещё один океан. Не верите? Давайте попробуем это доказать! Пойдёмте в нашу лабораторию.

(Переходят к столу).

1. Эксперимент «Воздух невидимый»

Воспитатель: Что у меня в руках? (Стакан). А что внутри стакана? (Ничего нет). Вы уверены, что там ничего нет? Может что-то есть?

(Ответы детей).

Воспитатель: Посмотрите, это море–океан, похоже? (Пластиковая прозрачная ёмкость).        

Этот человечек очень любит плавать, а нырять боится. Хочется ему посмотреть, что там, на дне морском, но не может, не умеет он нырять. Может, поможем ему опуститься на дно морское и не промокнуть?

(Ответы детей).

Воспитатель: Для этого нам потребуется вот такой прозрачный сосуд (пластиковый стакан). Как  вы думаете, что мы будем делать этим стаканом?

(Ответы детей).

Воспитатель: А сделаем мы вот что. Накроем нашего пловца перевернутым стаканом и медленно погрузим его на дно океана. Глубже, глубже… Достиг дна!

Воспитатель: Как вы думаете, промок наш человечек? 

(Ответы детей).

Воспитатель: Мы осторожно поднимем его на поверхность и проверим. (Не промок).

Воспитатель: Как вы думаете, юные ученые, почему вода не проникла внутрь перевёрнутого стакана?

 (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, в стакане был воздух, он то и не впустил воду. А почему вы сразу не сказали, что в стакане был воздух?

(Ответы детей).

Воспитатель: Конечно, воздух невидим, вот вы его и не заметили.

Воспитатель: Вы обратили внимание, что стакан я держала очень ровно. Только так можно опустить и поднять человечка сухим. Хотите сами попробовать?

Воспитатель: Возьмите своих пловцов и попробуйте помочь им опуститься на дно.

(Дети выполняют опыт).

Воспитатель: Получилось? Почему не промок водолаз?

(Воздух хоть и невидим, но он был в стаканах и не пустил туда воду)

2. Эксперимент «Воздух есть везде»

Воспитатель: Как вы думаете, а в этом кусочке сахара есть воздух?

(Ответы детей).

Воспитатель: Проверить это очень легко. Опустите кусочек сахара в стакан воды. Что происходит? Что за пузырьки бегут?

(Ответы детей). 

Воспитатель: Значит, внутри сахара был воздух.

Воспитатель: А вот в этом камушке может быть воздух? Пощупайте, какой он. (Да, он такой твёрдый.)  Проверьте.

(Выполнение опыта).

Воспитатель: Интересно, где ещё есть воздух? Есть ли он в комнате, как проверить? (Можно помахать рукой возле лица, сразу почувствуешь).

Воспитатель: Давайте запишем наше наблюдение. Что мы узнали о воздухе? (Он невидим, есть везде).

Воспитатель: В нашем блокноте можно нарисовать вот такой знак, как будто глаза закрыты, и приклеить желтую табличку «невидимый». Я думаю, вы без труда это сделаете. Запомните, воздух – невидим.

3. Эксперимент «Воздух давит на Землю»

Воспитатель: Теперь опыт для самых смелых. Есть у нас такие ребята? Отлично! Посмотрите, я набираю в стакан воду. Закрываю его открыткой (слегка смоченной) и переворачиваю. Как вы думаете, если я отпущу руку, что произойдёт?

(Ответы детей).

Воспитатель: Кто самый смелый и не побоится пройти или пробежать под стаканом, когда я руку отпущу? Раз вы все у меня отважные, тогда возьмитесь за руки, и будем бежать цепочкой.

Воспитатель: Почему же вода не выливается?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Её удерживает давление воздуха. Внизу под стаканом есть воздух? (Ответы). Вот он и не даёт открытке упасть, а воде вылиться. А если я наклоню стакан, как вы думаете, что произойдёт? (Ответы). Давайте попробуем. (Наклоняю стакан над ёмкостью, вода выливается). Почему выливается вода, если стакан наклонить? (Ответы). Да, открытку теперь не поддерживает воздух снизу, вот вода и выливается.

Воспитатель: Уточним открытие: воздух давит на землю, на всех нас. Вы слышали по радио, по телевидению, когда рассказывают о погоде, всегда говорят: «Атмосферное давление в норме» или «Атмосферное давление высокое». Это значит, что воздух давит на землю и на нас тоже.

Воспитатель: В блокноте отметьте, пожалуйста, вот так: (стрелка показывает, что воздух давит на землю).

Доказательство «Воздух движется»

Воспитатель: Воздух всегда движется. Как вы об этом можете узнать? (Ответы). Ветки на деревьях колышутся, ветер в лицо дует, снег несёт…

Воспитатель: Я придумала сказку о девочке, которая боялась ветра. Хотите, послушать? (Демонстрация слайд-фильма, рассказывание).

        Воспитатель: Вам понравилась сказка? Что узнала Дунюшка? (Ветер есть везде на Земле).

Воспитатель: Раз есть ветер, значит, везде есть воздух и его очень много. Часто воздух, который окружает Землю, называют воздушным океаном. Сколько всего океанов на Земле – 4, а пятый – воздушный океан. Он окружает Землю, и поднимается вверх на сотни километров, очень – очень высоко. Живём мы на дне воздушного океана.

Вывод:

Воспитатель: Давайте вернемся к нашему глобусу. Напомните, пожалуйста, чего на Земле больше: воды или суши?

Воспитатель: Вот два круга, какой из них мы возьмём, чтобы показать сушу? (Зелёный).  Почему? (Он меньше, чем синий). Второй круг, синий, – это вода на Земле.

Воспитатель: А этот третий круг, что показывает? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, он показывает, сколько на Земле воздуха. Его больше или меньше чем воды? А чем суши? (Ответы детей)

Воспитатель: Наклейте эти три круга в своем блокноте друг на друга: сначала самый большой. Что он будет обозначать? (Ответы детей). Затем поменьше и самый маленький. (Дети выполняют работу, при необходимости корректирую, напоминаю, помогаю разобраться).

Воспитатель: У всех получилось? Покажите свои блокноты на страничке, где круги наклеены тем ребятам, с кем стоите рядом. Обсудите результат. Вот теперь сразу видно, чего больше, а чего меньше. (Круги наклеиваются друг на друга: сначала - голубой (воздух), затем – синий (вода) и сверху – зелёный (суша).

Воспитатель: Да, воздушный океан самый большой. Смогли бы мы жить без воздуха   на нашей планете? А были бы растения и животные?

(Ответы детей)

Воспитатель: Да, чистый воздух помогает человеку сохранять здоровье. Надо беречь наш воздух? Что его загрязняет?

(Машины, заводы, костры …). 

Воспитатель: Как можно очищать воздух?

(Сажать деревья, не жечь мусор, бутылки, пакеты...).

Воспитатель: У нас, в Белгородской области, люди очень заботятся о том, чтобы воздух оставался чистым. Вы слышали о программе «500 парков Белогорья» или «Зеленая столица»? Что делают белгородцы? Кто из вас уже сажал с родителями деревья? Весной и осенью в нашей области высаживают тысячи маленьких сосен, дубов, рябин, берёз, чтобы они не позволяли злым ветрам-суховеям высушивать наши плодородные чернозёмные почвы. Деревья и влагу сохраняют, и воздух очищают. Каждый школьник и каждый взрослый в нашей области обязательно высадил хоть одно дерево. И мы с вами на участке посадили новые кусты жасмина, сирени и калины. Пусть вся наша земля будет красивой и зелёной!

Рефлексия.

Воспитатель: Уважаемые Юные Ученые, я так вас могу теперь называть, поделитесь своими знаниями: какие опыты помогли вам узнать интересные сведения о воздухе. А как вы можете их подтвердить? (Рассматривание блокнотов с зафиксированными результатами, высказывание личного отношения к мероприятию).

Воспитатель: Я надеюсь, вы поделитесь своими открытиями с родными, для этого я даю вам домой рафинад, камушек и открытку. Удивите и порадуйте их.

Воспитатель: Сегодня каждый из вас заслужил звание «Юный Учёный», поэтому вручаю вам почетный значок-эмблему.

«Мы – первооткрыватели,

Мы – воздухоискатели,

Тот, кто будет много знать,

Сможет и ученым стать!»

Дружные аплодисменты.

Сказка «Как Дунюшка от ветра пряталась»

        Жила была девочка. Звали её Дунюшка. Маленькая была девочка, худенькая. Чуть ветер дунет – так она и полетит. Любила Дунюшка летать вместе со своим другом, аистом в гости.

        Однажды полетели они в Африку к знакомому тигрёнку.

        «У вас в Африке бывает ветер?» - спросила Дунюшка тигрёнка. «Да, у нас бывают сильные ветры, - ответил ей тигрёнок, - даже передвигают песчаные барханы в пустыне. Вот посмотри!»

        Люди сажают деревья, чтобы ветер успокоить и пески остановить.

        Полетела Дунюшка дальше. Видит, впереди огромный океан. Вода спокойно плещется, люди купаются, загорают. «Наверное, здесь не бывает ветра?» - спросила Дунюшка  у знакомого дельфина.

        «Что ты, что ты! У нас бывают разные ветры. Иногда лёгкий тёплый ветерок, как сегодня, - его называют бриз. А бывают сильные ветры – бури и ураганы. Ветер поднимает огромные волны, переворачивает корабли, заливает города. Но люди научились справляться и с таким ветром. Корабли заходят в гавани, где ветер им не страшен, города строят так, чтобы морские волны не могли до них докатиться».

        Отдохнула Дунюшка и стали они с аистом в дальний путь собираться, в Америку. Может, там ветра нет? Долго летели они над океаном. А вот и Америка показалась. Горы высокие, до самого неба вдоль берега стоят. Анды называются. А вверху огромная птица летит. Дунюшка испугалась, но аист её успокоил: «Это кондор, самая большая птица на Земле. Я его знаю, он нас не обидит». Сел Кондор на вершину горы, и аист с Дунюшкой рядышком. «Дядя Кондор, - тихонько спросила девочка – а в Америке бывают ветры?» Посмотрел Кондор свысока на маленькую Дунюшку и сказал «Не попадайся нашему главному ветру. Его называют Торнадо. Это очень сильный ветер, он и дома и машины может поднять высоко-высоко и перенести далеко-далеко. Люди прячутся от этого ветра в специальных укрытиях».

        «Так что же ветер только всем вредит?» – загрустила Дунюшка. «Конечно, нет, - ответил ей мудрый Кондор. Ветер переносит дождевые облака, и они поливают поля, леса. А ещё весной ветер помогает опылять растения, а значит, вырастает хороший урожай. На морях рыбацкие лодки и большие парусные корабли плавают потому, что ветер надувает их паруса. Ветер крутит лопасти ветряных мельниц и электростанций, значит, в домах лампочки горят и телевизоры работают, люди свежий хлеб выпекают».

«Лучше я буду дружить с ветром» - решила Дюнюшка и полетела домой. Стала она хорошо кушать, подросла и сразу в детский сад пошла. Теперь вместе со всеми воздушные пузыри пускает, да о своих путешествиях рассказывает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию "Воздух-невидимка"

Задачи:Образовательные;- дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздух...

конспект занятия по познавательному развитию "Воздух-невидимка"

Данный конспект рассчитан на детей средней группы. Для работы в экспериментальной деятельности....

НОД по познавательному развитию "Воздух-невидимка

Занятие на тему «Воздух-невидимка» - это занятие познавательно – исследовательское. В ходе проведения занятия был исрользован метод исследовательской деятел...

Разработка НОД по познавательному развитию "Воздух-невидимка"(экспериментальная деятельность)

Разработка НОД по познавательному развитию "Воздух-невидимка"(экспериментальная деятельность)...

Конспект ООД по познавательному развитию "Воздух-невидимка" (группа общеразвивающей направленности в возрасте от 4 до 5 лет)

Программные задачи:1. Развивать умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать познавательный интерес.2. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет за...