Методическая разработка проекта по теме: «Вода - сама жизнь!»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Баталова Эльвира

Вода – одно из главных богатств на Земле. Вода - это слово известно нам с самого рождения. Подчас мы даже не задумываемся о том, что оно обозначает и что для нас значит. А ведь вода - это главная составляющая всего живого нашей планеты. Без воды никто и ничто на земле не сможет существовать. Наши предки пили только чистую, живую воду, и складывали о ней легенды и сказки. Невозможно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. От загрязненной воды страдает все живое вокруг. Поэтому вода – наше главное богатство. Мы решили узнать, как бережно её расходовать. Для исследования мы выбрали тему: «Вода – сама жизнь».                                                                                                                          

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Вода – сама жизнь!»

Введение:  

                                                         О воде надо помнить с большой буквы,

                                                        так как она не только необходима для                                       жизни,  она сама жизнь.    (Экзюпери) 

Вода – одно из главных богатств на Земле. Вода - это слово известно нам с самого рождения. Подчас мы даже не задумываемся о том, что оно обозначает и что для нас значит. А ведь вода - это главная составляющая всего живого нашей планеты. Без воды никто и ничто на земле не сможет существовать. Наши предки пили только чистую, живую воду, и складывали о ней легенды и сказки. Невозможно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. От загрязненной воды страдает все живое вокруг. Поэтому вода – наше главное богатство. Мы решили узнать, как бережно её расходовать. Для исследования мы выбрали тему: «Вода – сама жизнь».                                                                                                                          

Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой.                                 Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.  Продолжительность: краткосрочный (неделя)

Актуальность темы:  по результатам бесед с детьми  мы выяснили, что дети мало знают о том, что происходит с водой в природе; какие у неё свойства; сможет ли человек и всё живое прожить без воды.

Цель проекта:  формирование у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле: вода-источник жизни, а также осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.                                                                         

Исходя из цели, были поставлены задачи:  

  • Расширять знания о свойствах воды, о значении для всего живого.
  • Закрепить представления детей о воде как экосистеме, об ответственности человека за все живое на земле.
  • Вызвать интерес и желание экономно расходовать воду, беречь и охранять природные источники воды: реки, озера, водоемы.
  • Развивать активное общение, связную речь, логическое мышление детей, обобщать словарь по данной теме. Воспитывать  познавательный интерес, кругозор, внимание.

                                                                           

Аннотация  проекта:                                                                                                         проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лед). Дети узнают, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений). Научатся анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Узнают, что вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.

Постановка проблемы: жизнь на земле без воды невозможна. Сможем ли мы прожить без воды? Кому нужна вода? Где мы встречаем воду в природе? В каком состоянии бывает вода? Нужно ли беречь воду и почему?                                           Гипотеза: если бы не было воды, то не было бы жизни на Земле.

Предполагаемый результат:

• У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.                                                                                                                             • Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.                                                                                                                                 • У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту.                                                                                             • Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Объект исследования: вода и её различные состояния.

Методы проекта:

 -Наблюдения за разным состоянием воды

 -беседы о воде

- исследования, эксперименты с водой

 -чтение художественной литературы

- рассматривание иллюстраций

-  отгадывание загадок

-  физкультминутки

-  дидактические и подвижные игры, пальчиковые игры

-  продуктивная деятельность – рисование.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный

- подбор дидактического и учебного материала для проведения исследовательской работы с детьми

- подбор подвижных и речевых игр.                                                                            

- разработка плана реализации проект

 2. Основной

- образовательная деятельность с детьми по перспективному плану проекта

- взаимодействие с родителями по реализации плана проекта

 3. Заключительный

1. Выставки продуктивной деятельности детей и родителей:

 - рисование «Зачем нужно беречь воду?».

2.  Интеллектуальная игра "Что, где, когда?"  Тема: «Знатоки воды».

  Перспективно-тематическое планирование экологического проекта

Понедельник

 

1.Беседа   «Вода, вода - кругом вода» Цель: Дать представление детям о значении воды в нашей жизни. Развивать любознательность, мышление и речь детей. Воспитывать бережное отношение к воде.

Три состояния воды: твердое, жидкое, газообразное

Беседа « Вода в природе» Цель: Показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.  Познакомить детей с различными природными явлениями: дождь, снег, иней, роса, туман и т.п. Показать разнообразие воды в окружающей среде. 

«Свойства воды»

 Опытно-экспериментальная деятельность: «Вода жидкая, не имеет формы, вкуса,  запаха и цвета».                              

-совершенствовать представления детей о воде; способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; развивать речь,  любознательность, наблюдательность.

2.   П. /и «Море волнуется»

-   развить фантазию, умение выражать в движении задуманный образ. 

Игра малой подвижности «Сухое - мокрое» Цель: закрепить понятие о «мокром» и «сухом»

3. «Чтение детям сказки «Два ручья».

-    учить детей воспринимать образное содержание произведения, его нравственный смысл; продолжать знакомство с жанровыми, композиционными, языковыми особенностями сказки; упражнять детей  точно, последовательно и выразительно излагать свои мысли при построении предложений.  

 Вторник

1.Тема: «Кому нужна вода»  цель: уточнить представления детей о том, что вода очень нужна для всех живых существ: растений, животных, человека.

 - расширять представления детей о значении воды в жизни человека; обобщить знания об источниках питьевой воды, о некоторых видах природных водоемов.

2. Конкурс загадок о воде.

(значение воды в жизни человека). - расширять представления детей о значении воды в жизни человека; обобщить знания об источниках питьевой воды, о некоторых видах природных водоемов.                  

 3.Беседа "Подводный мир"                            

    -закрепляет    первоначальные   представления   детей   о   морях и океанах,  формирует   знания  об обитателях морского дна,  воспитывает    доброжелательное  и  эстетическое  отношение к природе, активизирует и  обогащает  словарный  запас  детей.

4. Математика «Потерялись капельки». Цель: закреплять счёт в пределах 10,закреплять знания цветов, продолжать учить сравнивать 2 группы предметов. 

5. Познакомить детей пословицами, поговорками, закличками  о воде.

 -развивать интерес  детей к  фольклору; обогащать словарный запас.    

 

Среда

1 . Беседа: « Берегите воду!»

- закреплять знания о значении воды в жизни людей, животных и растений, сформировать представление л необходимости ее экономичного использования.

Беседа: « Зачем нужна человеку вода?» Цель: уточнить представления дошкольников о роли воды в жизни человека, формировать осознанное бережливое отношение к расходу воды.  

2.Развивающий мультфильм «  Откуда в нашем доме вода»                                                              - объяснить детям, откуда берется вода в водопроводных трубах, что для получения чистой воды люди затрачивают много сил и средств; учить детей беречь  водопроводную воду: плотно закрывать краны и не лить воду просто так.                                  

2. Пальчиковая игра «Дождик», « Моем руки»

- развивать мелкую моторику рук

3. Экологическая сказка Н. А. Рыжова «Жила – была река»

-учить внимательно  слушать сказку , отвечать на вопросы воспитателя.

Четверг  

1.Беседа «Круговорот воды в природе. Путешествие капельки». Цель: Дать первоначальное представление о круговороте воды в природе. Развивать познавательные способности , воображение.

2. Развивающий фильм для детей «Круговорот воды в природе»

3.Рисование с детьми «Круговорот воды в природе» мелками.

-продолжить знакомство детей с круговоротом воды в природе. Формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

 1. Дидактическая игра «Придумай слово».

- учить детей придумывать однокоренные слова (с корнем –вода, -вод-). Развивать логическое мышление, умственные способности.

2. Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу»

- Дать детям первые элементарные знания о круговороте  воды в природе.

Заучивание стихотворения "Вы  слыхали  о воде?"

 -учить детей эмоционально воспринимать стихотворение, замечать выразительные средства.

Пятница

1. Беседа «Почему воду нужно беречь?» Цель: Научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу. 

2. Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу»

- Дать детям первые элементарные знания о круговороте  воды в природе.

3. Беседа «Загрязнение воды»  

-учить находить причинно-следственные связи, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, развивать творческое воображение... 

 4. Развитие речи: « Составление рассказа по картине «Круговорот воды в природе». Учить составлять рассказ по картине, развивать связную речь и последовательность ,дополнять рассказ товарища.

Игра: «Зачем нужна вода»

Дети  встают  в  круг.  Затем  по  очереди  выходят  на  середину  круга  и  жестами

показывают,  каким  образом  они  используют  воду.  Все  остальные  отгадывают

показываемое.

.М.Ильина «Приключения воды»                                                                                                              - продолжать знакомство детей с произведениями детских писателей о природе

Заключительный  этап.

 Интеллектуальная игра "Что, где, когда?"  Тема: «Знатоки воды»

- совершенствование и закрепление знаний, умений и навыков, полученных ранее

- учить соблюдать правила и умение слушать ответы и дополнять их;

- совершенствовать монологическую, диалогическую речь.

Взаимодействие с родителями:

1.Консультация для родителей  “Закаливание водой ‘.

2. Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».                                                                                                                  3.Выставка детского творчества, рисунки детей совместно с родителями «Берегите воду».

Результат проекта:

1. У детей сформировались начальные представления о воде как источнике жизни живых организмов.                                                                                                                           2. Дети приобрели экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.

3. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту.  

4.  Знают свойства воды и умеют о них рассказать                                                                                5. Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ «ВОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА -ОЧИСТКА ВОДЫ"

В рамках экологочискего воспитания проводится беседа о  бережном  и безопасном обращении  с водой.  Занятие  проходит в игровой форме, с заданиями разной сложности и экспериме...

Методическая разработка на тему "Водичка водичка..."

Цель: Начальное формирование экологической культуры ребенка.Задачи:1.Учить детей бережно относится к воде, экономить воду.2.Дать представление какую роль играет вода в жизни человека.3.Показать д...

Разработка на тему « Вода -это источник жизни»

Ребенок по своей натуре исследователь.Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение ...

Методический проект на тему «Вода-волшебница»

Методический проект на тему «Вода-волшебница» МБДОУ «Белозёрский детский сад» Воспитатель Завгородняя Вера Васильевна.В ходе проекта дети с помощью игр- ситуаций, дидактических...