МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Бессонова Елена Геннадьевна

(методические разработки, доклады, мастер - классы, публикации)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ДООП "Лесовичок"43.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад с.Бакчара»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  «ЛЕСОВИЧОК»

Направленность – художественно - эстетическая

Возраст  –  6-7 лет

Срок реализации – 1 год

Разработчик(и)

Воспитатель:  Бессонова Елена Геннадьевна,

воспитатель

с. Бакчар, 2020

Пояснительная записка

Актуальность и новизна.

Отличительные способности

Цели и задачи

Направленность.

Благодатное воздействие на развитие творческих возможностей ребёнка оказывает природа. Встречи с ней расширяют представления детей об окружающем мире, учат внимательно вглядываться в различные явления, дают огромный простор для детской фантазии.

В природе находится огромное количество экологически чистых материалов для работы. Дети не гости в природной мастерской, а полноправные хозяева и встречи с природой в этой мастерской должны быть не просто забавой, заполнением свободного времени, а очень интересным и занимательным делом. Изготовление поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.  На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что природные материалы «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру… В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии». Если природный материал соединить с ловкостью рук, то его можно оживить, дать вторую жизнь.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Работа с материалом, обладающим шероховатой поверхностью стимулирует нервные окончания, находящиеся на подушечках пальцев. Выполняя пальчиками различную работу с природным материалом, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук. Это делает программу актуальной.

Использование природного материала необходимо для развития тактильных ощущений и тактильной памяти. Чаще нужно предлагать детям трогать разные поверхности и работать с необычными природными материалами: опилками, древесной стружкой, семечками, косточками, зерном разного вида и т.д.

Основным направлением программы «Лесовичок» является работа с природным материалом растительного, морского происхождения (выполнение поделок, композиций, панно, картин).

 Работа по изготовлению поделок из природного материала способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Она требует определённых усилий воли, у ребёнка формируются такие качества, как умение доводить начатое дело до конца.

 Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности, в выполнении движений. Большое воздействие оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребёнка, на его мышление, способствует развитию внимания у детей- повышается его устойчивость.    

 Новизна образовательной программы заключается в том, что она развивает традиционные направления работы с природным материалом (аппликация, составление букета, поделки из семян и плодов) и одновременно содержит малоизвестные разделы, практически не входящие в существующие программы (работа с яичной скорлупой, пейзажи из природного материала, оформление интерьера)

Отличительной особенностью программы «Лесовичок» является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества и максимально реализовать себя в нём.

Цель программы:

 - Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению в процессе работы с природным материалом.            

Задачи:

-   воспитать у детей художественный вкус и уважение к миру природы;

-   развить творческие способности детей в процессе работы с природными материалами и закреплять их в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

- обучить детей основным технологиям работы с природными материалами разного происхождения.

Адресат программы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 6—7 лет.Условия набора детей в коллектив: свободный.        

Объем и срок реализации Программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения, всего 36 часов, 9 месяцев

Формы обучения.

Программа предусматривает применение индивидуальных и групповых форм работы с детьми, где к каждому ребенку используется дифференцированный подход.

Индивидуальная форма работы предполагает дополнительное объяснение задания детям, озвучивание ролей. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими  материальными затратами. Занятия строятся    в форме игры, путешествия, практической деятельности. Для проведения  занятия       создается и   поддерживается атмосфера творчества и психологической безопасности, что достигается применением  следующих методов:

-словесный метод – устное изложение, беседа;

-метод ассоциаций, который позволяет олицетворять себя с изображением героев;

-наглядный метод – показ видеоматериала, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу;

-практический метод – овладение практическими умениями в мастерской – студии, выполнение самостоятельной работы;

-объяснительно – иллюстративный метод (дети воспринимают и усваивают готовую  информацию);

-метод «открытий» - это творческая деятельность, которая порождает новую идею;

-метод анимации – оживление героев.

Процесс работы над мультфильмом предполагает технологию проектной деятельности, где оканчивая каждый раздел программы у детей появляется готовый продукт творчества (мультфильм). Также программа подразумевает широкое использование  информационно-коммуникативных технологий, используется технология коллективной творческой деятельности, технология образа и мысли и здоровьесберегающая технология.

Режим занятий. Проведение занятий: 1 раз в неделю во вторую  половину дня (продолжительность занятия 25 -30 минут).

Нормативное – правовое  обеспечение

Нормативные документы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации.

2. Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).

3. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.

4. СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

5. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. (Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484)

Методическое обеспечение

Методическое обеспечение программы

Описание приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса.

Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.

Информационно-рецептивная деятельность воспитанников предусматривает освоение новой информации через рассказ педагога, беседу.

Репродуктивная деятельность воспитанников направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение образцов изделий, и выполнения работы по заданному описанию. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности и сенсомоторики воспитанников.

Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную работу воспитанников.

Взаимосвязь этих видов деятельности дает воспитанников возможность научиться новым видам декоративно-прикладного творчества и проявить свои творческие способности.

При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, изделий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы.

Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора.

Воспитанникам предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная), материалов, технологий изготовления в рамках изученного содержания.

Материально –технические

Материально-техническое обеспечение программы

Помещение:

— групповая комната, оборудованная в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и воспитанников, доска, шкафы и стеллажи для хранения литературы и наглядных пособий.

Материалы:

— Сухие колоски пшеницы и ржи, сухие листья деревьев и цветов, скорлупа грецкого ореха, каштаны сухие, шишки сосны и ели, фасоль, мох, желуди, ветки деревьев, семечки арбуза, дыни, блока, крылатки клена, засушенные бутоны роз, фисташки, кожура земляного ореха, ягоды рябины и шиповника, косточки мандарина, гриб-тутовик и т.п.

— Ракушки, камушки, стружка от карандашей, пуговицы, открытки, пробки, пшено и т.д.

Инструменты и приспособления:

— катушки, рамки планки, проволочные каркасы, небольшие карандаши, песок, проволока, нитки, салфетки, пластилин, сосуды, калька, гофрированная бумага, бисер, диски CD, коктейльные трубочки, спичечные коробки, перья птиц, цветные лоскутки и т.п.

— гуашь, клей ПВА, клей «Момент», стеки, картон, ножницы, кольца, шило, лак, игла, кисти.

Дидактическое обеспечение:

— Образцы готовых изделий, журналы, книги, альбомы с образцами узоров, подборки рисунков и фотографий различных изделий и описания их изготовления.

Информационные

Список литературы.

Книги

Бедина М.В. Поделки из природных материалов. - Харьков: Белгород: Клуб семейного досуга, 2011. — 64 с.

Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991. - 175 с.

Дмитриева Н.Ю. Поделки из природных материалов. - М.: Рипол классик, 2010. — 231 с.

Дубровская Н.В. Большая книга аппликаций из природных материалов. - М.: Астрель, Сова, 2010. - 208 с.

Лыкова И.А. Я собираю гербарий. - М.: Мир книги, 2008. - 50 с.

Лыкова И.А. Я создаю поделки. - М.: Мир книги, 2008 г. - 48 с.

Морозова З. В., Иголкина О., Чеботова Я., Морозова Забавные поделки из подручных материалов. - Харьков: Белгород: Клуб семейного досуга, 2010. — 320 с.

Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из природных материалов. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. - 160 с.

Интернет-ресурсы:

http://doshkolnik.ru/

http://montessoriself.ru/category/podelki-iz-brosovogo-materiala/

http://ejka.ru/blog/prirodahttp

http://www.art-talant.org/

http://blogs.masterclassy.ru

http://detsad-kitty.ru

http://dovosp.ru

http://ginger-cat.ru

http://nsportal.ru

Периодические издания

Журнал «Воспитатель ДОУ»

Журнал «Ребенок в детском саду»

Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание»

Журнал «Дошкольник.РФ»

Журнал «Дошкольное образование».

Журнал «Дошкольник. Младший школьник

Кадровое обеспечение

Воспитатель:Бессонова Е.Г.

Планируемые результаты

   К концу года детибудут знать:

— правила техники безопасности, требования к организации рабочего места;

— свойства и особенности различных природных материалов, техники работы с ними;

будут уметь:

— пользоваться инструментами, материалами, приспособлениями;

— умело сочетать различные материалы для реализации творческого замысла;

— передавать пространственное положение объектов;

— составлять композиции на заданную тему из природных материалов;

у них будут развиты:

— образное мышление при создании ярких, выразительных образов;

— воображение, творческая активность, фантазия;

— самостоятельность в создании новых оригинальных образов;

будут обладать следующими качествами:— самостоятельно мышление, умение отстаивать своё мнение;

— ответственное отношение к учению и общественно-полезному труду;

— владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми;

— умение воспринимать прекрасное в жизни и в природе;

Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов: беседа, опрос, наблюдение.

Выставки, фестивали, Конкурсы.

  Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

• итоговая выставка творческих работ воспитанников;

• участие воспитанников в научно-практических конференциях в номинации «Декоративно-прикладное творчество».

Учебно-тематический план программы дополнительного образования «Лесовичок» художественно-эстетической направленности

№п/п

Месяц

Время проведения

Количество

часов

Тема

Форма контроля

1.

Сентябрь

16/30- 17.00

1

Что такое экология?

Чтение Б. Заходера «Все-все на свете нужны».

Опрос

2.

Сентябрь

16/30- 17.00

1

Сбор природного материала, учить детей делать забавные поделки.

Отбор лучших экземпляров для поделок

3.

Сентябрь

16/30- 17.00

1

Знакомство с природным материалом «Подарки для белочки»

Творческая мастерская

4.

Сентябрь

16/30- 17.00

1

Беседа о фруктах и овощах. Где они растут? Что из них приготавливают?

Опрос

5.

Октябрь

16/30- 17.00

1

Составить с детьми осенний букет. Отметить красоту осенней природы.

Творческая мастерская

6.

Октябрь

16/30- 17.00

1

Игра – занятие «Правила поведения в природе».

Воспитывать экологическую культуру, развивать познавательный интерес.

7.

Октябрь

16/30- 17.00

1

Изготовление картинки «Цветочная поляна»»  (зерна гороха желтого цвета, семена фасоли белого цвета, светло-желтое пшено)

Творческая мастерская

8.

Октябрь

16/30- 17.00

1

Беседа с детьми о поздней осени.

Опрос

9.

Ноябрь

16/30- 17.00

1

Изготовление с детьми аппликаций из разнообразных осенних листьев.

( мышка, поросенок, зайчик и т. д.)

Творческая мастерская

10.

Ноябрь

16/30- 17.00

1

Наблюдение за прохожими, как они одеты и почему, с чем это связано?

Экскурсия, опрос

11.

Ноябрь

16/30- 17.00

1

Изготовление поделки «Одежда»,

«Обувь» (лепка из пластилина),

 украшение ее орнаментом

из риса.

Творческая мастерская

12.

Ноябрь

16/30- 17.00

1

Беседа «Как животные готовятся к зиме». Чтение рассказов Ушинского, Чарушина. Д/. игра «Угадай чья шубка».

Опрос

13.

Декабрь

16/30- 17.00

1

Рисование на тему «Зимушка-зима, в гости к нам пришла! П/игра «Белые медведи»

Творческая мастерская

14

Декабрь

16/30- 17.00

1

Экспериментирование со льдом и снегом. Д/игра «Что бывает зимой»

Исследовательская лаборатория

15

Декабрь

16/30- 17.00

1

Беседа « Такая длинная зима» П/игра «Мы Мороза не боимся, порезвимся, веселимся»

Опрос

16

Декабрь

16/30- 17.00

1

Поделки к Новому году.

Творческая мастерская

17

Январь

16/30- 17.00

1

Беседа «Новый год шагает по планете» Игры -колядки

Опрос

18

Январь

16/30- 17.00

1

Поделки «Угощение для птичек»

Творческая мастерская

19

Январь

16/30- 17.00

1

Развлечение «Покормите птиц зимой»

Игровая деятельность с познавательными элементами

20

Январь

16/30- 17.00

1

Поделка из природного материала «Елочка- красавица, деткам очень нравится»

Творческая мастерская

21

Февраль

16/30- 17.00

1

Беседа «Солнце – источник жизни на Земле» Сюжетно- ролевая игра « Ученые»

Опрос, игровая деятельность

22

Февраль

16/30- 17.00

1

Поделка «Солнечная система»

Творческая мастерская

23

Февраль

16/30- 17.00

1

Беседа «Времена года», д/игра «Какое время года ?»

Опрос, игровая деятельность

24

Февраль

16/30- 17.00

1

Поделка –оригами «Елочка»

Творческая мастерская

25

Март

16/30- 17.00

1

Беседа «К нам Весна -Красна пришла  и  веселье принесла», п/игра «Что нам нравится весной, покажи»

Опрос, игровая деятельность

26

Март

16/30- 17.00

1

Развлечение «Встреча весны, проводы зимы»

Развлекательная деятельность

27

Март

16/30- 17.00

1

Опыты  с молоком

Исследовательская деятельность

28

Март

16/30- 17.00

1

Беседа «Природа родного края», п/игра «Хитрая лиса»

Опрос, игровая деятельность

29

Апрель

16/30- 17.00

1

Поделка «Моя Красная книга»

Творческая мастерская

30

Апрель

16/30- 17.00

1

Беседа  «Огромный мир животных», д/игра «Лишнее звено»

Опрос, игровая деятельность

31

Апрель

16/30- 17.00

1

Поделка –оригами «Мое любимое животное»

Творческая мастерская

32

Апрель

16/30- 17.00

1

Беседа «К нам птицы прилетели, песенки запели», п/игра «Вороны  и сороки»

Опрос, игровая деятельность

33

Май

16/30- 17.00

1

Поделка «Цветочек для любимой мамочки»

Творческая мастерская

34

Май

16/30- 17.00

1

Беседа « Первоцветы, берегите их!», д/игра «Чудесный мешочек

Опрос, игровая деятельность

35

Май

16/30- 17.00

1

Исследование  насекомых

Исследовательская мастерская

36

Май

16/30- 17.00

1

КВН «Все мы знаем и умеем»

Развлечение –эрудированная игра

Содержание программы

Сентябрь

1. Беседа «Что такое экология?»

Цель: введение детей в курс кружка, получение элементарных знаний  об экологии, объектах ее изучения. Использование слайдов в ходе беседы .

Чтение Б. Заходера «Все-все на свете нужны».

Цель: через литературное произведение получение понимания о взаимосвязи всего на Земле.

2. Сбор природного материала, учить детей делать забавные поделки.

Цель: во время прогулки собирать интересные , красивые листочки, цветочки, веточки, шишечки итд, правильно засушить для дальнейшего использования для забавных поделок.

3. Знакомство с природным материалом «Подарки для белочки».

Цель: ознакомление с собранным материалом, изготовление поделки «Подарок для белочки» с использованием на выбор детей материала, обыграть сценку «В гостях у белочки». Провести технику безопасности №1, 2, 3.

4. Беседа о фруктах и овощах. Где они растут? Что из них приготавливают?

Цель: систематизирование знаний детей об овощах и фруктах, как дарах природы, их пользе, трудовой деятельности тружеников, которые их выращивают.

Октябрь

1. Составить с детьми осенний букет. Отметить красоту осенней природы.

Цель: составление букета из собранных заранее веточек с использованием дополнительного материла: цветная бумага,цветные ленточки итд. Провести технику безопасности №1,2,3.

2. Игра – занятие «Правила поведения в природе».

Цель: ознакомление детей с правилами поведения в лесу, соблюдая безопасность как себя, так и окружающей среды, используя показ слайдов и используя технологию кейс.

3. Изготовление картинки «Цветочная поляна»»  (зерна гороха желтого цвета, семена фасоли белого цвета, светло-желтое пшено)

Цель: изготовление поделки круглой формы (картонная основа) с использование различных материалов  красок для дополнения. Техника безопасности №1,2,3.

4. Беседа с детьми о поздней осени.

Цель: систематизировать знания детей об осени, используя слайды, репродукции картин русских художников, творчество русских поэтов.

Ноябрь

1.Изготовление с детьми аппликаций из разнообразных осенних листьев. ( мышка, поросенок, зайчик и т. д.)

Цель: выставка детских работ –аппликаций из осенних листочков, применяя технологию «мокрой краски» для дополнения красочности работы.

2. Наблюдение за прохожими, как они одеты и почему, с чем это связано?

Цель: наблюдение на прогулке за одеждой и обувью в период «предзимья», видя закономерность утепления людей, связанное с холодной погодой.

3.Изготовление поделки «Одежда», «Обувь» (лепка из пластилина), украшение ее орнаментом

из риса.

Цель: изготовление поделки, используя наблюдения на прогулке и макеты заготовок. Техника безопасности №1,2,3.

4. Беседа «Как животные готовятся к зиме». Чтение рассказов Ушинского.

Цель:  получение детьми знаний об зимнем проживании диких и домашних животных: где заботится человек, а где сама природа помогает пережить зиму диким животным.

Д/игра «Угадай чья шубка».

Цель:  угадывание частей тела, особенностей диких животных с использованием лото, ребусов загадок, не дополненных предложений.

Декабрь

1. Рисование на тему «Зимушка-зима, в гости к нам пришла!

Цель: рисование  гуашью на бумаге голубого цвета, используя ватные палочки, тычки, стараясь выразить свое видение зимы.

П/игра «Белые медведи»

Цель: развитие двигательной активности, быстроты движений.

2. Экспериментирование со льдом и снегом.

Цель: проведение простейших опытов со льдом, снегом, подводя к пониманию, что это разное состояние воды в зимний период времени. Техника безопасности №4.

Д/игра «Что бывает зимой»

Цель: систематизировать знания через игру о зимних явлениях природы.

3. Беседа « Такая длинная зима»

Цель: закрепление знаний о зиме, как длинном времени года, состоящем з трех частей: предзимье, зима, послезимья, взаимосвязь продолжения   признаков зимы осенью и весной.

П/игра «Мы Мороза не боимся, порезвимся, веселимся»

Цель: развитие двигательной активности, используя подгрупповые части игры.

4. Поделки к Новому году.

Цель: изготовление на выбор детей поделок для украшения группы в канун новогоднего праздника, используя различные материалы и технологии. Техника безопасности №1,2,3.

Январь

1. Беседа «Новый год шагает по планете»

Цель: систематизирование знаний детей о традициях нового года в разных странах мира, дать понимание високосного года 2020, используя слайды.

 Игры –колядки

Цель: проведение традиционных заигрышей, ознакомление  с русскими обычаями в период  рож девственных праздников.

2. Поделки «Угощение для птичек»

Цель: дать понимания важности работы, делая угощения для птиц, привития любви к природе, заботе о беспомощных птицах

3. Развлечение «Покормите птиц зимой»

Цель: в развлекательной форме систематизировать  знание детей  заботы о  пернатых, закрепление знаний о зимующих птицах.

4. Поделка из природного материала «Елочка- красавица, деткам очень нравится»

Цель: изготовление  из природных материалов  елочки, методом экибаны.

Февраль

1. Беседа «Солнце – источник жизни на Земле»

Цель:   получение детьми более расширенных знаний о значении Солнца для нашей планеты, живого и неживого мира, а также его роли во Вселенной. Использование мнемотаблицы, использование слайдов по ходу беседы.

Сюжетно- ролевая игра « Ученые»

Цель: распределение   и выполнение детьми своей роли в научной лаборатории: зоолог, ботаник, лаборант.

2. Поделка «Солнечная система»

Цель:  изготовление макета Солнечной системы из восьми планет и звезды Солнца из картона   цветной бумаги. Проведение техники безопасности.

3. Беседа «Времена года»

Цель: систематизирование знаний обо всех временах года, использование загадок, иллюстраций, чтение сказки «Старик- годовик» Даля.

Д/игра «Какое время года?»

Цель:  закрепление  знаний о временах года через определенные признаков.

4. Поделка –оригами «Елочка»

Цель: изготовление поделки из зеленой бумаги методом сгибания елочки, используя ватные палочки и гуашь для украшения ее.

Март

1. Беседа «К нам Весна -Красна пришла  и  веселье принесла»

Цель: систематизировать знания  детей о весне, использование мнемотаблицы «Признаки весны», множество иллюстраций.

П/игра «Что нам нравится весной, покажи»

Цель:  самостоятельный показ детьми движениями  весенних признаков, а другие угадывают, что это.

2. Развлечение «Встреча весны, проводы зимы»

Цель:  в ходе общесадовсого развлечения исполнение определённой роли, участие в играх и веселье.

3.Опыты с молоком.

Цель: использование молока в различных опытах: определение  жирности в молочных продуктах, рисунки цветные на молоке, специфические признаки : непрозрачность, вкус итд.

4.Беседа «Природа родного края»

Цель: систематизировать знания о растительном и животном мире родного края, использование презентации «Родной край».

П/игра «Хитрая лиса»

Цель: развитие внимательности.

Апрель

1.Изготовление поделки «Моя Красная Книга»

Цель: изготовление коллективной книги, где девочки делают цветочки, мальчики – животных, занесенных в Красную книгу. Материал используется разнообразный: кусочки ткани, шерсти, веточки, засушенные цветочки, цветная бумага, картон. Перед занятием техника безопасности.

2.Беседа  «Огромный мир животных»

Цель: получение детьми знаний  о разнообразии животного мира, деление его на классы, имеющие отличительные особенности. Использование презентации «Животный мир».

Д/игра «Лишнее звено»

Цель: нахождение лишних животных в лото «Животные»

3. Поделка –оригами «Мое любимое животное»

Цель: изготовление поделки из цветной оранжевой бумаги методом сложение бумаги по образцу лисички, дать ей кличку, обыграть сценку «Лисичкина семья».  Использование техники безопасности.

4. Беседа «К нам птицы прилетели, песенки запели»

Цель:   получение  знаний о перелетных птицах, названия,  место обитания, корм, значение.

П/игра «Вороны и сороки»

Цель: развитие двигательной активности, внимательности и ловкости.

Май

1.Изготовление поделки- оригами «Цветочек для любимой мамочки».

Цель: изготовление цветочка из двухсторонней цветной бумаги методом поочередного складывания по образцу; перед занятием техника безопасности.

2.Беседа «Первоцветы, берегите их!»

Цель: получение  детьми знаний  о первоцветах – название, месторасположения, польза от  них.

Д/игра «Чудесный мешочек».

Цель: угадывание на ощупь природных материалов: шишка, ракушка, веточка  с почками, береста, глиняный комочек итд. Нужно также назвать применение и нахождение в природе.

3.Исследование насекомых.

Цель: наблюдение  за насекомыми на прогулке, определение главных признаков этого класса животных, их пользу и вред. Приизучение использовать множество наглядных  пособий, мнемотаблицы,  заучивание стихотворения А.Барто «Бабочка»

4.КВН «Все мы знаем и умеем»

Цель: в итоговом занятие проверка знаний детей полученной информации за год. В ходе интеллектуальной игры использование загадок, ребусов, нахождение лишних звеньев природной цепочки.

Приложение

Таблица индивидуального мониторинга освоения программы (диагностическая карта)

Ф.И. ребенка______________________________

Возраст_________

Показатели для мониторинга

Уровень на начало учебного года

Уровень на конец учебного года

Эмоциональная вовлеченность ребенка в работу на занятии

Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

Знает о правилах поведения в природе, есть знания о заповедниках и о «Красной книге»

Умение  называть основные отличительные характеристики объектов неживой природы.

Умение называть строение растений и их особенности от вида растений

Умение называть  животных по классам и их особенности

Сформированы  увлеченность, толерантное поведение, готовность и способность вести диалог со сверстниками и  педагогом

По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и  определяют общий  уровень освоения программы на начало и конец года, в зависимости от которого  выстраивается индивидуальная траектория для ребенка  для наиболее успешного овладения.

1 балл - достаточный – ребенок пассивен в работе.

2 балла - стабильный – ребенку нравится  выполнять задания  по теме. Ребенок допускает ошибки в работе, но исправляет их  с помощью педагога.

3  балла – положительный – ребенок активен при выполнении заданий и  опытов. Самостоятелен при выполнении заданий.

Приложение к Программе «Лесовичок»

1.Техника безопасности при работе с ножницами

1.    Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2.    При работе внимательно следите за направлением резания.

3.    Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4.    Не держите ножницы лезвием вверх.

5.    Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6.    Не режьте ножницами на ходу.

7.    Не подходите к товарищу во время работы.

8.    Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9.    Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

2.Техника безопасности при работе с клеем

1.    С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2.    Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3.    Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.

4.    При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.

5.    По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

6.    При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

3.Техника безопасности при работе с природным материалом

Соблюдать осторожность при работе с природным материалом, чтоб не обрезать об чешуйки шишек, не поранить пальцы сухими ветками и берестой.

Не сорить на рабочем месте

Сесть удобно, откинуться на спинкуРабочее место должно быть хорошо освещено, свет падать должен слева

Природным материалом не обкидываться, не брать в рот

Соблюдать правила поэтапного выполнения работы

После работы убрать рабочее место

4.Требования безопасности перед началом экспериментальной деятельности

1.1. Внимательно изучить содержание и порядок проведения эксперимента, опыта, а также безопасные приемы его выполнения.

1.2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.

1.3. Проветрить помещение, в котором будет проводиться опыт.

1.4. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.

1.5. Проверить правильность расстановки детской мебели в групповой комнате.

1.6. Перед проведением экспериментальной деятельности, перед перемещением из одного помещения в другое, напоминать детям правила безопасного поведения.

2.1 Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному»: педагог должен знать на каждом этапе об уровне умений воспитанников.

2.2.  Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности:

-  действие показывает педагог;

-  действие повторяет или показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

-  иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;

-  действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

-  действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

-  действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями

Представленные мною разработки  заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...

Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"

В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...

Методическая копилка

Рекомендации для старших воспитателей ,окажут помощь в организации методического кабинета в ДОУ. Методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации,...

Моя методическая копилка

Из моего портфолио...

Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя

           Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методическая разработка на тему: «Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»

laquo;Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»...