НОД "Сосульки прекрасные и опасные"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Суслова Татьяна Петровна

НОД на тему: "Весенние изменения в природе"

Интеграция образоватеьных областей: окружающий мир, развитие речи, ФЭМП, безопасность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_nod_sosulki.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  Тема: "Сосульки прекрасные и опасные"

Цель: 

Уточнение и расширение представлений детей о весенних изменениях в природе.


Задачи:

 1. учить детей описывать предмет (сосульку), сравнивать по длине;

2.  формировать интерес к исследовательской деятельности;

3. развивать познавательную активность и произвольное внимание;  

4. обогащать словарь прилагательными;

5. воспитывать безопасное поведение весной.

Словарная работа: прозрачная, тонкая, длинная, острая, холодная, скользкая, гладкая, мокрая, твёрдая, хрупкая.


Материалы: Презентация  "Ранняя весна", Фонограмма "Весенние звуки", ледяные сосульки разных размеров, бумажные салфетки на каждого ребёнка, поднос, подвижные картинки (солнце, тучка, снежинки), магнитная доска, магниты, макет домика , вата, игрушки (медведь с перебинтованным ухом, зайчик с перевязанной шеей, муляж моркови ), зеркало, солнышки из металлизированной бумаги по количеству детей. 

Методы и приемы: словесные: беседа, рассказ, объяснение, обсуждение, поощрение; наглядные:  рассматривание натурального объекта (сосульки); практические: экспериментальная деятельность; игровые: динамическая пауза "Превращение" , Подвижная игра "Солнечные зайчики".


Интеграция образовательных областей: коммуникация (развитие речи), познание, фэмп,  окружающий мир, безопасность.

НОД

Воспитатель под звуки природы начинает показ презентации на тему "Ранняя весна" ,сопровождая художественным словом:

В-ль: Ручейки бегут быстрее, 
           Светит солнышко теплее, 
           Воробей погоде рад, 
           Заглянул к нам месяц март. 


( на столе стоит  накрытый поднос с сосульками ) 

В.: - Весна приготовила для вас сюрприз.

        Отгадайте, что это? (загадывает загадку)

Висит за окошком 
Кулек ледяной. 
Он полон капели 
И пахнет весной. (Сосулька) 

          (Дети отгадывают загадку и смотрят, что лежит на подносе)

В-ль: - Ой, сколько сосулек! 

Дети: - Много!

         Дети пытаются взять сосульки,  воспитатель спрашивает:

В. : - Какая она?

Ответы детей:  (Холодная, мокрая, скользкая, гладкая, ледяная, острая, блестит на солнце, прозрачная, твёрдая) 


* Если дети проявят желание взять сосульки в руки, надо предложить обернуть её салфеткой.

В-ль предлагает найти самую большую сосульку, затем самую маленькую (методом наложения)

* Если в течении этого времени никто не разбил сосульку, это должен сделать воспитатель.

Воспитатель роняет сосульку, она разбивается (Вывод: хрупкая)

В.:-На что  похожа сосулька ?

Примерные ответы детей (На морковку, на карандаш, на палочку и др.) 

появляется Зайчик с перевязанной шеей и хриплым голосом говорит:

- Был я беленьким зимой, стал я сереньким весной;

 Думал, выросла морковка, грыз её довольно ловко,

А теперь мне больно здесь(показывает на шею) - ничего не могу есть (плачет).

дети успокаивают зайчика и объясняют, почему её нельзя есть (можно простудиться, может заболеть живот; угощают его морковью- муляжом)

 В.: - Ребята, а где живет сосулька? 

Дети: -  На крыше.

      появляется Медведь с перебинтованным ухом и жалуется:

-Я хозяин лесной, спал в берлоге зимой.

Просыпаюсь весной и полез долой,

А сосулька как упала и мне ухо разорвала.

дети жалеют медведя и рассказывают правила поведения в весенний период

В.:(голосом обиженного медведя)- да откуда они берутся, эти сосульки?

В.: -так вы не знаете?- тогда смотрите:

                           Эксперимент            

      рассказ сопровождается показом воспитателя передвижных картинок на магнитной доске под фонограмму " Звуки природы":

На крыше лежит снег (показывает на крышу макета домика  на приклеенную вату). Когда из – за тучки выглядывает солнышко, на улице  становится теплее (показывает появление солнышка на доске), снег тает и превращается в воду (нажимает на вату, лежащую на крыше и заранее смоченную водой). Вода начинает капать с крыш (фонограмма "капель"), а  когда солнышко спрячется за тучку (показывает  уход солнышка за тучку и прикрепляет снежинки), то становиться холодно, водяные капли замерзают и превращаются в сосульку (приклеивает к крыше домика сосульку из прозрачной слюды). 

- Вот так появляются сосульки!

* Желающие дети тоже могут участвовать в эксперименте.

 Звери благодарят детей за помощь и , попрощавшись, уходят .

              Воспитатель предлагает детям поиграть в сосульки

                    Динамическая пауза "Превращение"

В: - Давайте представим, что мы с вами превратились в сосульки. 
 (
дети повторяют движения за воспитателем)

Рано утром солнце встало (руки поднять вверх),
Стало солнце припекать  (помахать на лицо)
И веселые капели звонко капают  
Кап – кап ! (стучать указательными пальчиками по полу)

Солнце спряталось за тучку (развести руки в стороны), 
А сосульки тут как тут (соединяют руки над головой ).

Очень выросли большие (встают на носочки),

Но вернулось солнце вдруг (медленно садятся на корточки) 
А сосульки все текут
Кап – кап! Кап – кап! (стучат указательными пальчиками по полу) 

Зайчик приглашает поиграть со своим другом - солнечным зайчиком. 


       Подвижная игра с зеркальцем «Солнечный зайчик»
                                 
В.: ( "ловит" солнечный блик с помощью зеркала и направляет "зайчика" по всей группе, дети пытаются поймать его)

      -Скачет зайчик по стене 
       И подмигивает мне. 
       Перепрыгнул на картину, 
       Задержался на ботинке, 
       Поплясал на потолке, 
       Притаился в уголке. 
       Вот и спрятался в кроватке. 
       С нами он играет в прятки. 
       1, 2, 3, 4, 5 
       Мы идем его искать. 

Ребёнку, поймавшему солнечного зайчика, выдаётся маленькое солнышко из металлизированной бумаги (выдать всем детям!)


* Если солнца не будет, перед детьми возникает проблемная ситуация, которую они объясняют: “нет солнца – не может быть солнечных зайчиков".

Рефлексия

В.: - Кто приходил в гости?

      -Что случилось со зверями?

      - Откуда берутся сосульки?

      -А где же сосульки, что Весна принесла?

Воспитатель обращает внимание детей на поднос с сосульками - они растаяли (потому что в группе тепло).

В завершении воспитатель обращается к художественному слову:

Утром солнышко проснулось,

Потянулось, улыбнулось.

Стало солнце припекать,

И вокруг все согревать.

Начал таять вдруг снежок,

Превратился в ручеек.

Весело он зажурчал,

По дорожке побежал.

Травка стала зеленеть,

Птички стали громко петь.

Рады звери, рады птицы,

Рада вся детвора.

Весна идет,

Всех гулять зовет

В.:- Идём гулять?

воспитатель предлагает детям пойти на прогулку и там ещё раз понаблюдать признаки весны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Такое прекрасное и опасное средство-Мультфильмы!

Я думаю, никто не будет отрицать факта, что мультипликация оказывает огромное влияние на ребенка. Это сильное и эффективное психологическое средство, влияющее с раннего возраста на формирование личнос...

конспект НОД по образовательной области «Социализация» Социальный мир Тема: «Животные прекрасные, животные опасные.

Занятие посвященное тому, как дать детям знания о правилах поведения при встрече с различными животными, научить детей понимать состояние и поведение животных, понимать, что животные могут быть опасны...

Консультация для родителей "Весна прекрасная и опасная!"

Данная консультация будет интересна родителям дошкольников....

Презентация "Растения в доме - прекрасные и опасные".

О существовании опасных растений, которые могут нанести вред людям и животным....

Эссе для родителей "Весна прекрасна, но опасна!"

Эссе для родителей "Весна прекрасна, но опасна!"...

Весна прекрасная, весна опасная! Консультация для родителей о безопасности в весенний период

Консультация для родителей о безопасности в весенний период...