Доклад «Проектная деятельность как средство развитие исследовательских способностей старших дошкольников»
статья по окружающему миру

Купрякова Анжела Евгеньевна

Обобщене опыта в работе с детьми в проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_temu.docx30.7 КБ

Предварительный просмотр:

Купрякова А.Е.

Воспитатель

МДОУ детский сад «Родничок»

«Проектная деятельность как средство развитие исследовательских способностей старших дошкольников»

Актуальность:

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ.  В  практике дошкольных  учреждений  активно применяется метод проблемного и интегрированного обучения. Это метод  проектов. Данный метод    приобретает особую актуальность, так как рассматривается как один из вариантов интеграции. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Метод проектов  даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Проектный метод  в  работе с дошкольниками,  является развивающим, личностно – ориентированным, его можно  использовать в любой возрастной группе. Он позволяет интегрировать сведения из разных образовательных областей для решения одной проблемы. Метод проектов – педагогическая технология 21 века. Реализация данной технологии в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей   ступени  общего образования.

Что же такое проект?  Проект – это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. 

Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.

Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей, исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

Проектный метод способствует развитию у детей  навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, а так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Темы проектов могут быть самыми различными, определяются   по инициативе  самих детей (что они хотят узнать, что их интересует) или по инициативе воспитателя (что воспитатель считает важным для развития ребёнка).

Роль педагога  в проектно – исследовательской работе, сводится к тому, чтобы не давать  информацию в готовом виде, а  подвести ребенка к получению этих новых знаний, которые бы давали  пищу для размышления, способствовали  развитию творческих способностей, формированию  интереса к активной созидательной деятельности. Изучив,  методическую литературу, я убедилась  в эффективности  использования    данного метода  в познавательно – исследовательской   деятельности в ДОУ. Я решила выстроить образовательный процесс  с детьми  через  метод проектов. Считаю, что при реализации проектов через познавательно - исследовательскую деятельность у детей   могут возникать  новые,  интересные идеи.

Цель работы: Развивать  познавательно-исследовательскую деятельность,  интеллектуально-творческий  потенциал  ребенка, через проектную деятельность.

Задачи: 

- развитие интереса к исследовательскому поиску;

- создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;

- организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;

- организация предметно-развивающей среды.           

 В соответствии с поставленными целями и задачами, в рамках представляемого опыта я использовала разнообразные формы, методы и средства  в работе активизирующие развитие познавательно-исследовательской  деятельности дошкольников:

в непосредственно образовательной деятельности:

- проектная деятельность;

- занятия-путешествия;

- занятия в форме дидактических игр

в повседневной деятельности:

- наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;

- дидактические и сюжетно-ролевые игры;

- практические упражнения;

- опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;

- коллекционирование (классификационная работа);

- совместное творчество детей и родителей (мини- выставки);

- презентации.

В работе с детьми были реализованы проекты:

Название проекта

Тип проекта

« Что такое соль?»

Информационно - творческий, познавательно- практический, групповой.

«Почему Байкал называют сокровищнице Сибири»

Информационно - творческий, познавательно- практический, групповой.

« Секрет магнитов»

Познавательно- практический, групповой.

«Легенды и сказки озера Байкал»

Познавательно- творческий, групповой.

«Откуда хлеб к нам пришел?»

Информационно – практический.

«Мел»

Познавательно- практический, групповой.

«Откуда  свет к нам в дом пришел?»

 Информационно - творческий, познавательно- практический, групповой

  

В рамках работы  тематической недели «Мой поселок» Мы организовали с детьми  выставку рисунок «Любимый поселок вечером».  Рассматривая  рисунки, дети обращали  внимание, как красиво смотрятся  нарисованные,  святящие окна домов. Дети  рассказывали, какие  осветительные приборы помогают освещать дома,  и что свет загорается с помощью  электричества. Встал вопрос: «Что такое  электричество?», «Откуда оно берётся?»,  «Опасно электричество для  человека?». Так возник  в нашей группе познавательно – исследовательский проект «Откуда свет к нам в дом пришел?».

 С этой целью мы с  Дашей   отправились в библиотеку  детского сада «Родничок», где взяли энциклопедию «Все обо всем», чтобы  найти ответы на интересующие нам вопросы.  Прочитав  детям   об электричестве,  мы нашли очень интересные факты.

Мы узнали, что много лет тому назад электричества вообще не было. Источником света  было солнце. Человек мечтал приручить солнце,  так в его жизни появился огонь. Огонь освещал, согревал и охранял его.  Факел, который придумал,  человек  помогал ему освещать дорогу.   В освещении  домов  человек стал использовать лучину, которая вставлялась в светец.  Затем человек научился изготавливать свечи, материалом служил пчелиный  воск  и баранье сало.  Шли годы,  и человек изобрел  керосиновую лампу,  а потом  и  лампочку.

Мы узнали, что первым изобретателем электрической лампочки   стал русский ученый  П.  Н. Яблочков.  Всю информацию  с детьми,  мы поместили в папку.

Благодаря родителям детей мы узнавали очень много  интересного, так например  Настя  поделилась информацией об   существующих электростанциях. Дети узнали, что сама природа помогает электростанциям  вырабатывать электроэнергию.  Мы посмотрели с  детьми поучительные серии из мультфильма «Фиксики», «Смешарики» про электричество  и узнали,  что  в  нашей жизни мы постоянно встречаемся с ним  – это разнообразные электроприборы : телевизоры, компьютеры, электрочайники.  Оформили  альбом – рисунков  «Предметы – помощники».  С помощью мультиков мы узнали и про опасности, которые  таит в  себе электричество.

Мы сделали   открытие с детьми о статическом электричестве, которое очень легко  обнаружить. Решили найти ответ, что же такое  статическое электричество? Оказалось, что эта форма электричества, которой не нужны проводники – это «отдыхающее электричество».

Основная причина появления статического электричество – это трение возникающие между различными предметами -  материалами. Электрические заряды влияют друг на друга. Положительные и отрицательные притягивают. А два одинаковых заряда отталкиваются друг от друга.

Совместно с детьми провели  занимательные опыты, которые помогли моим детям  стать настоящими фокусниками. Дети с интересом работали, чтоб увидеть, статическое электричество.

Опыт «Упрямые шарики», Этот опыт мог детям увидеть работу одинаково  заряженных частиц. Дети  делали вывод,  что предметы с одинаково заряженными частицами отталкиваются.

Опыт «Электрический спрут»,  доставил  огромный интерес к статическому электричеству, дети  играли, забавляли друг друга, как фокусники.  Из тонкой бумаги нарезали полоски. Натирая  надрезанные края бумаги шерстяной варежкой, соединяли края сверху,  в кольцо. Щупальца растопыривались в стороны! Если засунуть руку во внутрь , то щупальца немедленно ее хватают.

Вывод: Щупальца получили отрицательные заряженные частицы, поэтому они отталкивались.

Опыт  «Гибкая вода»

Большое удивление было у детей, когда  тонкая струя отклонялась от заряженного шарика. Почему так происходит, есть объяснения:  электроны с шерстяного свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.

Опыт «Танцующая фольга»

С  помощью   шарика, дети  заставляли двигаться тонко нарезанную фольгу. Почему так происходит? Они самостоятельно, давали объяснения, что  натертый шарик о шарф, заряжается отрицательными частицами, поэтому притягивает фольгу. Так фольга танцует.

Опыт «Прыгающие хлопья»

В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов. (Приложение 4)

Опыт «Ожившие волосы»

Давид показал фокус, берет шарик и трет  его  о  шарф, дотрагивается до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом».
Даем объяснения, что волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего из-за трения  шарика с шерстяной тканью.

Совместная работа с детьми по проекту «Откуда свет к нам пришел?» имеет свои перспективы. Ребята  нашей группы решили  поделиться своими впечатлениями, рассказать об электричестве другим детям.

Я считаю, что познавательно  - исследовательская деятельность, в рамках реализации любого проекта,  является актуальной, интересной и своевременной, потому, что знакомя детей с новыми понятиями, историческими фактами,  способствует расширению кругозора детей, формированию активного словаря, а значит, развивает речевые умения и навыки личности, повышает уровень познавательных способностей, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к материальным и духовно-нравственным ценностям нашего мира.

«… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера». (А. Шапиро.)

Спасибо за внимание!

Литература:

  1. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003
  2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под.ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
  3. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
  4. Материалы Интернет-сайтов.
  5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М., 2002.
  6. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2002.
  7. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Метод. Рекомендации. – М. АРКТИ,2003.
  8. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002. С. 46.
  9. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СП Детство-пресс, 2009.
  10. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13-16.

11.Большая энциклопедия открытий и изобретений, Артемова О.В., Балдина Н.А., Вологдина Е.В., 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников.

Театральная Мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников....

Проектная деятельность как средство развития исследовательских способностей старших дошкольников.

Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но ...

Рекомендации для педагогов «Проектная деятельность, как средство развития познавательных способностей старших дошкольников»

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познат...

Консультация :"Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников".

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников...

Статья "Применение культурно-досуговой деятельности как средства развития творческих способностей старших дошкольников"

Статья "Применение культурно-досуговой деятельности как средства развития творческих способностей старших дошкольников"...

Выпускная работа "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников"

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников...