Консультация :"Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников".
консультация

Губачева Ирина Григорьевна

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация: Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников

Особое внимание для успешного развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста следует обратить на использование творческих видов деятельности. Театрализованная деятельность, как один из видов творческой деятельности соответствует всем требованиям, предъявляемым к методам и приемам, развивающим и воспитывающим в детях умение общаться, находить выходы из конфликтных ситуаций, а так же преодоление страха перед аудиторией. В театрализации в доступной и интересной для ребенка форме собраны  практически все виды художественной деятельности, которые понятны и доступны ребенку. Театрализованная деятельность основана на общении действующих лиц между собой, со зрителем, а игра артистов состоит почти исключительно из диалогов.

И так, театрализованная деятельность имеет огромное значение для развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, она позволяет решать вопросы коммуникативной стороны личности: умение общаться с взрослыми и организовывать самостоятельно общение со сверстниками, умение выражать свои эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, быть интересным окружающим.

Каждое литературное произведение, сказка или рассказ имеют свою нравственную направленность, которая позволяет формировать опыт социальных навыков поведения (дружба, доброта, взаимопомощь и т.д.) Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, познавать мир, выражать свое собственное отношение к хорошему и плохому, добру и злу.

Не всегда интересны и не играют особой роли в развитии ребенка старшего дошкольного возраста учебные задачи, прямо поставленные перед ним, поэтому театрализованная деятельность стала важным и  значительным помощником в развитие коммуникативных способностей дошкольников.

В театрализованной деятельности коммуникативные действия опосредованы через ведущую игровую деятельность ребенка дошкольника, которая помогает понять и осознать мир детского сознания, окунуться в его мечты, фантазии.

Вооружение необходимыми эталонами, стереотипами и элементами коммуникативного общения является важнейшей задачей в работе со старшими дошкольниками. Из этих стереотипов в дальнейшем дети будут строить собственное общение.  Театрализованная деятельность помогает развитию творческих способностей: воображению, фантазии, выразительности движений, жестов и мимики, а также затрагивает и другие стороны психического развития детей дошкольного возраста – развитие коммуникативной деятельности, эмоциональной и социальной адаптированности, осуществляется воспитательное и коррекционное воздействие.

Благодаря определению роли и игре, в ребенке может раскрыться потенциальный коммуникативный ресурс, что является психотерапевтическим механизмом сценических игр. Любимые герои могут стать образцом для подражания. Свою картину мира ребенок так же может увидеть через заданные образы, и выработать свой опыт эмоционального и коммуникативного поведения в конкретной ситуации.

Новые впечатления, активная деятельность, признание и поддержка - три главные потребности, которые являются основными мотивами, побуждающие ребенка к коммуникативной деятельности. Помогают развитию уверенности, самостоятельности, укрепляют веру в собственные силы, значительно повышают собственную самооценку ребенка старшего дошкольного возраста выступления на сцене, на праздниках, концертах, признание и поддержка зрителей.  

Перед аудиторией можно воспитать привычку к выразительной публичной речи, так необходимую для дальнейшего школьного обучения путем привлечения дошкольника к выступлениям, так как театрализованная деятельность помогает передать свои чувства публично.

Работа над образом включает в себя использование всех выразительных средств, позволяющих детям реализовывать свои коммуникативные потребности. Коммуникативная деятельность подразумевает навыки общения, с использованием речевых и неречевых средств. Развитие речи через театрализованную деятельность предполагает освоение  содержательной, образной и  эмоциональной стороны языка: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что, чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам» (С.Л. Рубинштейн).

Выразительность речи формируется в течение всего дошкольного возраста, и ее использование является важным условием современного развития:  коммуникативного, интеллектуального, речевого, литературного и художественного. Понятие «выразительность речи» включает в себя вербальные (интонация) и невербальные (жесты, мимика, поза) средства выразительности, так необходимые как в театральном действии, так и в коммуникативных способностях. Необходимо создать такие условия, в которых ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды,  не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей. Нередко люди,  владеющие речью, застенчивы, не уверены в себе, непривычны к публичным выступлениям. Преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе, решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа, с которого можно копировать черты характера, некоторые положительные действия и выходы из разных ситуаций помогает театрализованная деятельность.

Диалоги – форма коммуникативной речи, которая активно развивается и используется  в театрализованной деятельности, так как в нем участвуют двое, зависящие друг от друга, поэтому они эмоциональны, логически выверенные и «правильные». Обычно, заученные при подготовке к спектаклю диалоги, литературные образцы речи дети используют как готовый речевой материал в свободном общении.

Дети также, используют эпизоды, сцены, ситуации из театрализованных постановок в своей деятельности, приобретая коммуникативный опыт.

Все образовательные задачи в работе с детьми решаются в процессе театрализованной деятельности, так как она универсальна. В ней  правильно используются речевые приемы диалога, рассказывания, воспитываются навыки дружеского взаимоотношения, соотношения и согласования своих действий с действиями партнеров по игре. А также, театрализация учит неречевому способу общения: соотносить позу, жест, движение со смыслом произносимых слов при выступлении на сцене, воплощении художественного образа.

 Одно из эффективных средств развития коммуникативных способностей старших дошкольников является театрализованная игра. Она эффективна  в процессе осмысления  нравственного смысла литературного произведения. Участие в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов взаимодействия, выразительности речи, в ходе совершенствования диалогов и монологов, активизируется речевое развитие ребенка, коммуникативное. Дошкольники  самовыражаются, самореализуются.  Дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, с окружающим миром через образы, краски, звуки. Эти действия способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – самостоятельности, коммуникативности, инициативности,  воображения, эмоциональной отзывчивости.

 Театрализованную деятельность моделирует  жизненный опыт людей. Это мощный психотренинг, который развивает участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Несомненно, в условиях игры, в том числе и театрализованной, тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, делать выбор.

Наблюдая друг за другом, дети стараются лучше играть роль, имитируя ролевые движения, совершенствуется  координация, вырабатывается чувство ритма, возрастает творческая активность. В этом помогает и музыка, при которой детям легко определять и подчеркивать  характер героев.  

От роли к роле, игры к игре дети набираются опыта, нарастает активность, они лучше запоминают текст, перевоплощаются, «входят в образ», начинают чувствовать ответственность за успех представления, своей игры. Дошкольники продолжают знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии. Вопросы, поставленные перед детьми, заставляют их анализировать, делать выводы и обобщения, а главное думать. Активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Следовательно, театрализованная деятельность решает многие педагогические задачи: формирует  выразительность речи, интеллектуальное и художественно-эстетическое воспитание, развивает чувства,  приобщает его к духовному богатству, а главное, учит правильно и грамотно общаться, развивает коммуникативные способности. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В.А. Сухомлинский).

 «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место» (Б.М. Теплов).  

Универсальные возможности театрализованной деятельности имеют большое значение в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников, в формировании в них личностного стержня, который в дальнейшем поможет им адаптироваться и быть успешными в сложном современном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников.

Театральная Мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников....

Статья на тему «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников».

Статья на тему «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников»....

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников с нарушениями речи

Презентация проекта по развитию коммуникативных способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в театрализованной деятельности....

Выпускная работа "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников"

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников...

Методическая разработка "Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей дошкольников логопедической группы" 9.12.2021 г

Методическая разработка "Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей дошкольников  логопедической группы"...