Театральная мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников.
проект (старшая группа) по теме

Галиакберова Эльвира Ильдаровна

Театральная Мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralnaya_masterskaya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Театральная мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников.

 Современные изменения в предшкольном образовании обуславливают приоритеты обеспечения разностороннего развития будущих школьников. Поиск новых средств образования в наше время — явление не только закономерное, но и необходимое. Поэтому имеется необходимость рассмотрения новых подходов по совершенствованию образовательной деятельности с будущими школьниками.

Актуальность формирования коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы.

Важность вопроса формирования коммуникативных качеств дошкольников определена Законом «Об образовании», «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» (Стратегия 2020), «Концепцией организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе», «ФГТ», ФГОС  начального  общего образования и др. Все это необычайно актуализирует поиск реальных источников формирования коммуникативных навыков дошкольников.

Одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольного образования остается подбор средств формирования коммуникативных навыков, что связано с разработкой и внедрением эффективных технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Причем решающее значение должно придаваться деятельности, в которой ребенок сможет полно раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт.

Театрализованная игра - деятельность эмоционально насыщенная, что делает ее интересной и увлекательной  для детей. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, театрализованная игра наиболее достаточно полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов. Все это говорит об ее широком развивающем потенциале, который позволяет использовать театрализованную деятельность в образовательном процессе.

Изучение проблемы формирования коммуникативных навыков у дошкольников позволило нам выявить противоречия между:

- социальным заказом общества на обеспечение формирования коммуникативных навыков у дошкольников, как одной из основных составляющих к готовности к обучению в школе,  с одной стороны, и недостаточными  образовательными возможностями для их реализации в дошкольном образовательном учреждении, с другой;

- потенциальными возможностями театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков дошкольников и недостаточным использованием ее возможностей в решении данной проблемы.

   Таким образом, недостаточная разработка  проблемы целесообразной организации театрализовано - игровой деятельности с целью развития коммуникативных способностей старших дошкольников доказывает актуальность её для практики дошкольного образования на современном этапе.

     В качестве формы изложения опыта предлагается педагогический проект по организации образовательного процесса со старшими дошкольниками младшими школьниками и преобразованию развивающей среды.

     Представленная форма педагогического опыта не противоречит современным требованиям, предъявляемым к организации дошкольного образования в части осуществления педагогического процесса с детьми старшего дошкольного возраста, так как способствует повышению уровня развития будущих школьников, достижению более совершенных результатов образовательной деятельности, соответствует общепедагогическим принципам. Педагогический проект является результатом изучения и практической апробации некоторых аспектов использования обогащённой развивающей среды, направленной на развитие коммуникативных способностей будущего ученика в образовательном процессе, как неотъемлемой составляющей части психофизического развития детей старшего дошкольного возраста. Основная идея проекта заключена в поиске решения проблемы совершенствования традиционной системы образовательной работы с детьми на основе новых подходов к использованию театрализованной деятельности и развивающей среды.

     Содержание и структура проекта способствуют достижению поставленных в нём задач, созданию интегративных связей с материалом основной общеобразовательной программы дошкольного образования, многообразию методов и сочетание различных средств активизации поисковой активности каждого ребёнка.

     В проекте представлены авторские разработки:

  • конспекты игровых обучающих ситуаций в условиях театральной мастерской, конспекты тематической образовательной деятельности, театрализованных мероприятий («Творческая гостиная», «Кто в гости к нам пришёл?», «Театр игрушек», «Игры с Забавой», «Театральная шкатулка», театрализованные представления по сюжетам народного календаря и сказок) с использованием современных игровых технологий, технологии развития творческого воображения, информационно-коммуникативных технологий.
  • перспективно-тематический план совместной деятельности воспитателя и детей в рамках интеграции всех образовательных областей;
  • электронный архив мероприятий по работе с родителями, обобщённых темой «Театрализованная деятельность как основа развития ребенка в гимназии и дома»: практикумы, консультации, информационные листы, памятки, тематические выставки;
  • перспективно-тематический план совместной деятельности воспитателя и детей «Театральная мастерская»;
  • электронный архив «Дидактический портфель» (мультимедийные презентации «Театральные истории», «Артисты и поклонники», «Правила для зрителей», слайд-шоу народных и авторских сказок, детских пьес, видеозаписи театрализованных игр, драматизаций);
  • архив авторских развивающих пособий для детей («Развивай-ка», «Ручки-ножки-голова», «Повторяшка») и презентаций для родителей («Коммуникативное развитие будущего первоклассника», «Развиваем память», «Театр, речь и мышление»). Находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров и обнаруживает способность к порождению и воплощению разнообразных, сменяющих друг друга замыслов, творческих проявлений.

    Содержание и структура данного педагогического проекта отличаются: возможностью использования педагогами других образовательных учреждений – универсальностью; реализацией нескольких образовательных областей - интегративностью; рассмотрением развития ребёнка как процесса - процессуальностью; проявлением и реализацией возможностей ребёнка, исходя из его потребностей - здоровьесбережением; использованием имеющихся методических средств и созданием дидактических средств, не требующих затрат – экономичностью.

     Не отрицая дидактическую значимость существующих методик предшкольного образования детей, утверждаем, что продуктивность образовательной деятельности увеличивается, если реализовать содержание предложенного проекта.

Педагогическая целесообразность опыта заключена в возможности использования в практике педагогов результатов его реализации. Театрально-игровая деятельность в рамках проекта – это система совместных с педагогом игр в обогащённой развивающей среде Театральной мастерской, призванная не изменять основную общеобразовательную программу, а максимально увеличивать её эффективность. Учитывая важность и необходимость развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, разработаны новые интегрированные формы деятельности в рамках существующей основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.

Цель проекта: создание  педагогических условий, способствующих развитию коммуникативных способностей будущих школьников в процессе совместной образовательной деятельности в Театральной мастерской.

    Данная цель достигается в процессе решения следующих задач: 

  1. Повысить уровень развития коммуникативных способностей дошкольников;
  2. Обогатить образовательную развивающую среду;
  3. Расширить круг общения дошкольников, используя ресурсы начальной школы;
  4. Повысить уровень педагогической компетентности родителей в области коммуникативного развития дошкольников.

      В рамках проекта рассмотрена педагогическая целесообразность того или иного вида деятельности в конкретный временной период, современных образовательных программ, методик и технологий. Разработаны поэтапные планы использования театрализованных игр с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

      Наиболее целесообразными стали следующие виды деятельности: игровая, музыкальная, коммуникативная. Содержание образовательной деятельности в Театральной мастерской включает в себя: художественно-творческую деятельность с детьми (рисование крупой, свечой, пальчиками, лепку из необычных материалов – флуоресцентного пластилина, папье-маше, объёмные аппликации, создание атрибутов и декораций из бросового материала); игровые обучающие ситуации с включением театрализованных игр «В гостях у Буратино», «Тридцать три Егорки», «Трям- здравствуй!», «На крыше у Карлсона»; проектную деятельность – (создание и реализацию детско-родительских исследовательских, творческих проектов); двигательную активность – музыкальные координационно-подвижные игры, пальчиковый игротренинг, логопедическая ритмика для дошкольников. Помимо традиционных театрализованных игр, использованы модифицированные и авторские дидактические игры.

        Методы и приёмы, используемые в ходе реализации данного проекта, направлены на активизацию устойчивого интереса детей к окружающему, проявлению своих возможностей в активной игровой, двигательной,  коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной деятельности; на расширение кругозора; формирование игровых навыков, общеречевых умений, самостоятельности.

 При реализации содержания данного проекта предполагается применение следующих инновационных и традиционных методов и приёмов обучения:

- игровой метод;

- метод наглядности;

- словесный метод;

- практический метод.

Ожидаемые результаты: созданные условия будут способствовать достижению оптимального уровня развития коммуникативных способностей  будущего школьника; повысится ответственность родителей за образование детей; разработка методических материалов для педагогов позволит повысить результативность образовательного процесса.

Список литературы

1. 1. Актуальные вопросы предшкольного образования. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2011.-168 с.

2. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2007.- 164 с.

3. Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 2008. – 127 с.

4. Буренина А.И.  Театр всевозможного. – С.-Пб.: Музыкальная палитра, 2008.- 114 с.

5. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. –М.: Вако, 2009.- 226 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

Согласно новым требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействи...

Статья на тему «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников».

Статья на тему «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников»....

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников с нарушениями речи

Презентация проекта по развитию коммуникативных способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в театрализованной деятельности....

Консультация :"Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников".

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников...

Выпускная работа "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников"

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников...

Методическая разработка "Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей дошкольников логопедической группы" 9.12.2021 г

Методическая разработка "Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей дошкольников  логопедической группы"...