Конспект НОД во второй младшей группе по Ознакомлению с окружающей средой. Тема: «Песок, глина»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Сычева Т. Г.

Конспект НОД во второй младшей группе по Ознакомлению с окружающей средой.

Тема: «Песок, глина»

                                                                                        Подготовила и провела:

                                                     воспитатель  Сычева Татьяна Геннадьевна                     

Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с песком, глиной.

Задачи:

Образовательные задачи:

- Формировать умения и навыки выявлять свойства песка, глины,  знакомить с окружающим миром

- Подводить детей к ответу полными предложениями.

- Формировать навыки проведения лабораторных опытов.

- Обогащать словарный запас новыми понятиями.

- Продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него.

Развивающие задачи:

-  Развивать любознательность, внимательность, логическое мышление, умение выражать свои мысли, делать умозаключения.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать у детей игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослым.

- Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.

- Прививать любовь к природе.

-  Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение;

  • развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность;
  • расширять и активизировать словарь детей;
  • развивать логическое мышление.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших своими достижениями, воспитывать интерес к занятиям математики, воспитывать желание трудиться.

Форма занятия: учебно-игровая.

Продолжительность:15 минут

Участники: Вторая младшая группа.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Словарная работа: рыхлость, сыпучесть, песчинки, мягкость, пластичность, плотность.

Формы работы: дидактическая игра, общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками: беседы, ситуативный разговор, составление и отгадывание загадок, игры; исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. Эксперименты с песком, глиной, на выявление свойств и качеств; здоровьесберегающие технологии.

Оборудование для воспитателя/детей: песок, глина, тарелочки, салфетки, стаканы с водой, ложечка, горшок глиняный.

Методы и приёмы:

Наглядный: показ воспитателя.

Словесный: загадывание загадок, вопросы к детям, ответы, указания, пояснения.

Практический: экспериментирование - элементарные опыты.

Игровой: сюрпризный момент, игра экспериментирование.

Предварительная работа:

Наблюдение на прогулке за песком и почвой.

Рассматривание песка, земли.

Труд в уголке природы и на участке.

Самостоятельная деятельность:

Дидактические игры (лото, домино)

Место проведения: групповая (на ковре и за столами).

Структура занятия:

1.Введение в учебно-игровую ситуацию. «Приветствие» (на ковре)

2.Основная часть. (за столами)                                                                                                

Игра – задание «Сравнить песок с глиной»

Физкультминутка – Гимнастика для глаз                                                                                                                                            Игра задание «Экспериментирование»                                                                        3.Итог.

Ход занятия:

1. Введение в учебно-игровую ситуацию

Воспитатель: Здравствуйте! Дети становятся в круг, вместе с воспитателем проговаривают:

Дружно встанем в круг, 

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Раздается стук. Буратино вносит коробку.

2.Основная часть.

Буратино: Здравствуйте, ребята! Я опять к Вам в гости пришел, да не с пустыми руками.

Воспитатель: А что это ты нам принес?

Буратино: А вы угадайте загадки! (загадывает)

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И играть (песок)

Ответы детей.

Буратино: Правильно!

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу (глина)

Ответы детей.

Буратино: Правильно! Ребята, у меня остался только один горшочек из посуды. Я бы и сам сделал новую посуду, да не знаю из чего можно.

 Открывает коробку в ней горшочек из глины, стакан с песком, глиной, водой.

Воспитатель: Ребята, поможем Буратине сделать новую посуду, заодно узнаем из чего можно. Так вот мы сегодня и будем исследовать песок, глину. Итак, давайте начнем исследование (на столе стоят чашечка с песком, чашечка с глиной, стакан с водой, ложечка,  салфетки, глиняный горшок).

- Вначале нашей работы давайте вспомним правила поведения в нашей лаборатории:

Не пробовать то, с чем экспериментируете!

Не сыпать песок в глаза, делать опыты аккуратно!

Слушать внимательно воспитателя!

Работать дружно!

Мыть руки после экспериментирования!

- Свои исследования мы начнем с изучения песка. Рассмотрите его внимательно.

1 опыт:

- Из чего состоит песок? (из песчинок) Какого цвета? (светло-коричневый) Возьмите песок ложкой и насыпьте в тарелочку. Хорошо ли он сыплется? Что можно сказать о песке, если его можно сыпать? Он какой? (Сыпучий) А теперь аккуратно подуйте на песок, что получилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? (Ответы детей) Куда девалась вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Можно так сказать, что песок впитал в себя воду и стал мокрым? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий? (Нет, сыпучий только сухой) Из какого песка легче построить что то - из мокрого или сухого? (Ответы детей) Давайте попробуем!

Вывод: Ребята, что мы узнали о песке: песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу.

- А теперь рассмотрите другие тарелочки (на столе тарелочки с глиной).

2 опыт: Воспитатель: Что мы видим? Как вы догадались, что это глина? (Ответы детей.)

- Внимательно рассмотрите ее. Какого она цвета? (коричневого) Возьмите в руки, помните! Легко мять? (ответы детей)

- Давайте нальем в мисочку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода? (Она плохо проходит сквозь глину) Как изменилась глина? (Стала пластичной, мягкой, из нее можно лепить.)

В заключение воспитатель делает вывод: глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной.

Буратино: Какие вы молодцы! Я предлагаю вам поиграть. Приготовьте все глазки.

2. Физминутка.  Гимнастика для глаз

Деревце растет, смотри , носик впереди –

Вверх посмотрим, смотрим вниз.

Вправо, влево – не ленись.

Вверх и вправо, вниз и влево-

Сделаем кружок большой.

Дружно глазками поморгаем,

Вот и все мы отдыхаем.

3.  Незнайка: Ой, я забыл, вы мне обещали сделать новую посуду.

3 опыт:

На столе 4 тарелки в них: песок мокрый, песок сухой и глина мокрая, глина сухая.

Из чего можно ее сделать? (Ответы детей) Пробуем самим слепить тарелочку из глины.

Буратино: Какие вы молодцы! Спасибо вам, вы очень много мне сегодня рассказали. Прощается.

Воспитатель: До свидания, Буратино, приходи к нам ещё.

3. Итог.

Воспитатель: Дети, скажите, что вам понравилось? Какой опыт особенно запомнился?

Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим " Где живут витамины"

Цель: Познакомить детей с понятием "витамины" и с витаминами А, В,С.Сформировать у детей представление о полезных продуктах, в которых содержаться витамины.Развивать обонятельные и вкусовые анализатор...

Конспект ООД во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим на тему " Одежда"

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по изучению предметов одежды с детьми 3-4 лет...

Конспект ООД во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим на тему :" Моя малая Родина - Саранск"

В данном конспекте раскрывается тема родины, отношение к родному городу, описание достопримечательностей города...

Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Путешествие на весеннюю полянку»

Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим миромТема: «Путешествие на весеннюю полянку» Воспитатель: Черепанова Л.И.Задачи:- обобщить и закрепить знания детей ...

Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Путешествие в мир профессий».

-познакомить детей с такими профессиями, как повар, врач, продавец, шофер, их трудовыми процессами,...