Социально - значимый проект по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Мир вокруг нас».
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Сухорукова Марина Вячеславовна

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Данный долгосрочный проект «Мир вокруг нас» для подготовительной группы детского сада посвящен опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
В долгосрочном проекте для подготовительной группы ДОУ «Мир вокруг нас» предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности. В работе представлены этапы реализации проекта "Мир вокруг нас".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-znachimyy_proekt_mir_vokrug_nas.docx37.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 5

 муниципального образования Усть – Лабинский район

Социально - значимый проект по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы

 «Мир вокруг нас».

Автор проекта:

 Воспитатель МБДОУ ЦРР № 5

 Сухорукова Марина Вячеславовна

г. Усть – Лабинск

 2020 - 2021 год

Паспорт проекта

Наименование проекта (тема)

Проект «Мир вокруг нас». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 5 муниципального образования Усть – Лабинский район

Вид проекта

Социально – значимый, долгосрочный, групповой

Длительность проекта

С сентября 2019г.  по май 2020 года

Разработчик

Воспитатель Сухорукова Марина Вячеславовна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 5 муниципального образования Усть – Лабинский район

Основные исполнители проекта

Педагог, воспитанники ДОУ подготовительная к школе группа, родители воспитанников, посещающих ДОУ.

Социальная значимость проекта

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Цель проекта

Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.

Основные задачи проекта

Задачи проекта:

 Обучающие:

   -Знакомить с различными свойствами веществ     (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

-Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

 -Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей.

-Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

-Дать доступные для восприятия дошкольников сведения целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

-Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

Развивающие:

-Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

-Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость;

-Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

-Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

-Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.

-Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;

Воспитательные:

 -Воспитывать любознательность, активность.

Практическая значимость проекта (ожидаемые результаты реализации)

Дети:

-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности;      

 -рост уровня любознательности, наблюдательности;       активизация речи детей, словарный запас ;

-желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Родители:

- активное сотрудничество с родителями способствует становлению партнёрских отношений.

Педагоги:

- повышение теоретического уровня профессионализма педагогов; - самообразование и самореализация воспитателей.

Продукты проектной деятельности

Для детей:

 – Коллективные работы:

 Знакомство с  глобусом, с макетом Земли – глобусом, вулканом, причиной его извержения; водой, солью, воздухом, магнитом,

Экспериментирование: «Почему бывает день и ночь», «Как происходит извержение вулкана?», «Какие бывают камни» (цвет, форма,  размер, характер поверхности и т.д.),   «Плавает - тонет», «Волшебные свойства соли», «Свойства воды» (бесцветная, прозрачная, без запаха и вкуса и т. д.), «Лед – это вода», «Можно ли носить воду в решете», «Айсберг у нас в группе»,  «Тонет -  не тонет», «Что в пакете?», «Надувание мыльных пузырей», «Морской бой», «Загадочные пузырьки», «Пузырьки-спасатели», «Взаимодействие двух магнитов», «Сила магнитов», «Магниты действуют на расстоянии», «Как достать скрепку из воды, не намочив рук», «Статическое электричество», «Танцующая фольга», «Ожившие волосы».

Дидактические игры: «Живая и неживая природа», «Земля – наш общий дом», «Явления природы», «Назови лишнее», «Что для чего», «Найди свой камешек», «Определи на ощупь», «Узнай на вкус», «Где живет вода», «Да – нет», «Воздух, земля, вода», «Ходят капельки по кругу», «Воздух, земля, вода», «Свойства воздуха», «Магнит», «Рыболов», «Сколько лампочек в квартире?»,

«Выбери лишнюю картинку»,  «Для чего это нужно», «Хорошо - плохо».

Моделирование: «Круговорот воды в природе».

Викторина «Все обо всём».

Для воспитателей:

  1. Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
  2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
  3. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
  4. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
  5. Анкетирование родителей.
  6. Разработка перспективного плана работы с родителями.
  7. Оформление консультативного материала для родителей.

Для родителей

1.Анкетирование «Экспериментируем

вместе с ребёнком».

2.Советы родителям: «Всё обо всём» – увлекательная, познавательная и уникальная по своему содержанию энциклопедия, в которой можно найти ответы практически на любые вопросы.

3.Консультация «Волшебные превращения камней. Идеи для творчества».

4.Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

5.Консультация «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

6.Советы родителям «Игра детей – дело взрослых». Опыты и эксперименты с воздухом и водой.

7.Консультация для родителей «Увлекательные эксперименты с магнитами».

8.Консультация для родителей «Электричество полезно, но опасно».

9.Советы для родителей дошкольников «Исследуйте, экспериментируйте, развивайте!» 

Основные принципы проекта

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие». Занимаясь построением зоны сенсорного воспитания, я руководствовались принципами:

  Содержательной насыщенности (разнообразие средств обучения и воспитания, соответствующих возрастным возможностям детей и содержанию программы);

 Трансформируемости (возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);  Доступности (свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности);

 Вариативности (наличие в группе различных пространств: для игры, конструирования, уединения, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);  Безопасности (соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования).

Нормативно – правовая база проекта

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ.

Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребёнка – детский сад № 5 муниципального образования Усть – Лабинский район.

Обеспечение проекта: материально - техническое

Подбор наглядного материала: альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации.

Подготовка  материала для уголка  по экспериментированию: наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий.

Формы работы проекта

Непосредственно образовательная деятельность, беседы, целевые прогулки, рассматривание картин, чтение художественной литературы, сюжетно – ролевые игры, подвижные игры

Механизм реализации проекта

1 Этап

  1. Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
  2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
  3. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
  4. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
  5. Анкетирование родителей.
  6. Разработка перспективного плана работы с родителями.
  7. Оформление консультативного материала для родителей.

Диагностика.

«Наша Земля. Знакомство с  глобусом».

Цель: расширять знания детей об окружающем мире, жизни на Земле, о растениях и животных, живой и неживой природе, водных ресурсах (океаны, реки, моря, озёра). Познакомить с макетом Земли – глобусом.

Экспериментирование: «Почему бывает день и ночь».

Дидактические игры: «Живая и неживая природа», «Земля – наш общий дом».

«Вулканы». Цель: познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения; развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

Экспериментирование: «Как происходит извержение вулкана?»

Дидактические игры: «Явления природы», «Назови лишнее».

«Удивительные камни».

Цель: формировать представление о камнях, как части неживой природы, об их роли в жизни человека. Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, воспитывать экологическую культуру дошкольников.

Экспериментирование: «Какие бывают камни» (цвет, форма,  размер, характер поверхности и т.д.),   «Плавает - тонет».

Дидактические игры: «Что для чего», «Найди свой камешек».

2 Этап

«Эта удивительная соль».

Цель: формирование у детей представлений о соли как необычном для человека продукте; вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого;  стимулировать познавательную активность детей, создавая условия для исследовательской деятельности.
Экспериментирование: «Волшебные свойства соли».

Дидактические игры: «Определи на ощупь», «Волшебница вода».

Цель: продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля.

Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах и состояниях  воды.

 Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.

Экспериментирование: «Свойства воды» (бесцветная, прозрачная, без запаха и вкуса и т. д.), «Лед – это вода», «Можно ли носить воду в решете», «Айсберг у нас в группе»,  «Тонет -  не тонет».

Моделирование: «Круговорот воды в природе».

Дидактические игры: «Где живет вода», «Да – нет», «Воздух, земля, вода», «Ходят капельки по кругу». «Узнай на вкус».
«Воздух - невидимка».

Цель: дать детям понятие о том, что такое воздух, познакомить с его свойствами; способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность. 

Экспериментирование: «Что в пакете?», «Надувание мыльных пузырей», «Морской бой», «Загадочные пузырьки», «Пузырьки-спасатели».

Дидактические игры: «Воздух, земля, вода», «Свойства воздуха».

«Загадочный магнит».

Цель: расширять представления о магните и его свойствах (притягивает предметы из металла); развивать у детей познавательную активность, любознательность, мыслительную деятельность.

Экспериментирование: «Взаимодействие двух магнитов», «Сила магнитов», «Магниты действуют на расстоянии», «Как достать скрепку из воды, не намочив рук».

Дидактические игры: «Магнит», «Рыболов».

«Волшебное электричество».

Цель: познакомить детей с электричеством, историей его открытия, а также  с причиной проявления статического электричества. Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту. 

Экспериментирование: «Статическое электричество», «Танцующая фольга», «Ожившие волосы».

Использование электронного конструктора «Знаток».

Дидактические игры: «Сколько лампочек в квартире?»,

«Выбери лишнюю картинку»,  «Для чего это нужно», «Хорошо - плохо».

3Этап

Викторина «Все обо всём».

Цель:способствовать закреплению полученных знаний и умений; развивать познавательную  активность;стимулировать к самостоятельному поиску необходимой информации, решению проблемных ситуаций.

Диагностика.

Тип, вид проекта:

Творческо-познавательный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Актуальность:

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Данный долгосрочный проект «Мир вокруг нас» для подготовительной группы детского сада посвящен опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
В долгосрочном проекте для подготовительной группы ДОУ «Мир вокруг нас» предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности. В работе представлены этапы реализации проекта "Мир вокруг нас".

Цели проекта:

Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.

Планируемый результат:

Высокий уровень знаний детьми об окружающем мире.

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Ресурсное обеспечение:

  • План работы по проекту;
  • Картотека дидактических и подвижных игр;
  • Беседы и конспекты занятий;
  • Опыты, эксперименты;
  • Подборка познавательной литературы;
  • Иллюстрации для рассматривания и обсуждения

Модель реализации проекта:

  1. Занятия;
  2. Эксперименты;
  3. Беседы;
  4. Наблюдение и труд;
  5. Работа в лаборатории.

Сотрудничество с родителями:

1.Анкетирование родителей.

2.Родительское собрание.

3.Консультации для родителей.

Методическое сопровождение:

1.Наглядный материал.

2.Картотека подвижных и дидактических игр.

3.Конспекты занятий, бесед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес».

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес»....

Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы "День рождение многоножки"

Конспект организационно образовательной деятельности разработан с использованием технологии "Ситуация"....

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес»

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес»...

Проект по познавательному развитию (экологический) для подготовительной к школе группы.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспи...

Проект по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы "Города-герои Великой Отечественной войны"

Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм - сложное человеческое чувство, которое включает в себя любовь к родным и близким ...