Конспект занятия по экологии №19 в подготовительной группе Тема: «Беседа «Как животные приспособились к зиме»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Беседа «Как животные приспособились к зиме»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19_beseda_kak_zhivotnye_prisposobilis_k_zime.docx36.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии

в подготовительной к школе группе

Тема: «Беседа «Как животные приспособились к зиме»

        

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, двигательная.

Цель: уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования.

Программное содержание: формировать умение устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания; закрепить представление о том, что животные могут выжить в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям; воспитывать стремление помогать птицам зимой.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на участке; чтение произведений о птицах и животных; беседа о перелетных, кочующих и зимующих птицах; игра «Совушка»; дидактическая игра «Когда это бывает?». 

Материалы и оборудование: кукла, мяч.

Планируемые результаты: у детей имеются представления о приспособлении животных к зимним условиям существования.

Структура занятия

I

Вводная часть

Появление персонажа

2 мин

II

Основная часть

26 мин

1

Беседа

Заяц

3 мин

2

Беседа

Белка

3 мин

3

Беседа

Лось

3 мин

4

Беседа

Волк

3 мин

5

Беседа

Лиса

3 мин

6

Беседа

Медведь, еж

3 мин

7

Игра

«Кто живет в родном лесу»

2 мин

8

Беседа

Птицы, насекомые, рыбы

3 мин

9

Рассказ

«Как человек помогает животным перезимовать»

3 мин

III

Заключительная часть

 

2 мин

Длительность 30 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть

Входит воспитатель с куклой Таней.

- Ребята, кукла Таня сегодня проснулась, посмотрела в окно, а там так красиво, все белым бело. И решила она пойти к своим друзьям и сфотографироваться вместе с ними. Но там она никого не встретила. Тогда она пошла на пруд, но он замерз, и там тоже никого не увидела. Она очень расстроилась и решила пойти домой, как перед ней что-то промелькнуло, за деревом что-то скрипнуло, а сверху что-то хрустнуло. Кукла Таня очень испугалась, но решила все это сфотографировать и вам ребята показать, что бы вы ей помогли в этом разобраться.

- Не переживай, Таня, с животными все в порядке. Ребята, давайте объясним Тане, почему она не встретила в лесу своих друзей, и попробуем разобраться, что же сфотографировала Таня. (Наступила зима, и все животные по-разному приспособились ее пережить.)

- Правильно, а теперь давайте расскажем отдельно про каждого животного, а помогут нам в этом фотографии Тани.

II. Основная часть 

1. Заяц

фото: хвост зайца

- Что же сфотографировала Таня?  (Хвост зайца.)

- Расскажите, пожалуйста, как же живет заяц?

- Чем питается? (Ест кору деревьев.)

- Как спасается от врагов? (Быстрые ноги и цвет шерсти.)

- Что происходит с шубкой зайчика с наступлением холодов?

- Теперь Таня поняла, почему не увидела зайца снег белый и заяц белый.

- Вывод: Длинные уши помогают зайцу слышать приближающуюся опасность. Короткий хвостик не мешает ему быстро бегать. Его задние ноги длинные и сильные, он может ими отталкиваться от земли и делать большие прыжки. Норки у зайца нет, он спит в снежной ямке. Зимний мех гуще летнего, поэтому ему зимой не холодно. Зимой он ест кору деревьев.

2. Белка

фото хвост белки

- Что же здесь сфотографировала Таня? (Хвост белки.)

- Ребята, расскажите Тане, почему же и белочку  она не смогла разглядеть. (Потому что она прячется в дупле.)

- Где устраивает свое жилье? (Находит дупло, утепляет его.)

- Чем питается на деревьях белка? (С осени заготавливает орехи, грибы.)

- Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям?

- Что защищает от холода? (Шубка.)

- Что помогает ей спасаться от врагов? (Она быстро перепрыгивает с дерева на дерево?)

- Вывод: У белки красивый пушистый хвост. Длинные задние ноги и пушистый большой хвост помогают ей прыгать по деревьям. Хвостом она даже может рулить. Летом ее спинка рыженькая, зимой серенькая, а вот брюшко у нее всегда беленькое! Зимой мех мягкий и пушистый, летом жесткий и короткий. Она очень любит ягоды, грибы и орехи. Заготавливает их в дупле на зиму. В сильные морозы может не выходить из своего тепленького гнезда – в дупле есть запасы орехов, желудей и грибов. Если у белки нет дупла, то она строит себе гнездо среди веток деревьев. Это шар из веток и кусочков коры с одним входом. Внутри гнезда белка кладет мох, птичьи перья, чтобы было теплее.

 3. Лось

фото хвост лося

- Что здесь мы видим? (Хвост лося.)

- Как же лосю удается пережить суровые времена? (У него теплая шерсть и сильные, быстрые ноги.)

- Чем питается? (Ветками деревьев.)

- Есть ли у него враги?

-Как спасается от врагов? (Быстро убегает или защищается передними копытами.)

- Теперь Таня поняла: за деревом стоял лось и на высоких деревьях поедал ветки.

4. Волк

фото хвост волка

- Что здесь мы видим? (Хвост волка.)

-Как же этому хищнику удается пережить суровое время года? 

- Чем питается?

- Как добывает себе пищу? (Он бегает на большие расстояния в погоне за своей добычей.)

- Где живет? (Ведет кочующий образ жизни.)

- Вывод:  Серый волк, большой, сильный и самый быстрый в лесу. Летом он немного светлее, а к зиме его мех темнеет. Зимний мех у волка высокий, густой, имеет подшерсток, поэтому он не мерзнет. Летом мех значительно короче и реже зимнего, более грубый и жесткий. Настроение волка можно узнать по движению хвоста. В спокойном состоянии хвост опущен, если он угрожает – поднят вверх, дружелюбие волк выражает спокойно помахивая хвостом. Летом он живет со своей семьей в логове. Зимой до 20 волков собираются в стаи. Стае легче добывать пищу. С помощью голоса он может передавать другим волкам сообщения о появлении зверя или человека. Волк может лаять, тявкать, рычать, ворчать и выть.

5. Лиса

фото хвост лисы

- Что здесь мы видим? (Хвост лисы.)

Как лисе удается пережить это трудное время года? (В суровое время приближается к человеческому жилью.)

- Чем питается зимой? (Охотится за зайцами, под снегом ловит полевых мышей.)

- Где живет? (Лиса живет в норе.)

- Вывод: Лиса хищный зверь. Питается в основном разными млекопитающимися: зайцы, мыши, птицы, землеройки и т. д. У лисы есть нора с несколькими выходами, где она прячется в случае опасности. Там в гнезде рождаются маленькие лисята. А живет она в основном в логове, расположенном на открытом месте, в траве или в снегу. Лиса очень чуткая и хитрая.

6. Медведь, еж

- Таня много сделала фотографий, а своего большого друга медведя не сфотографировала и маленького ежика тоже не видела.

- Ребята, как вы думаете, почему Тане не удалось увидеть ежика и медведя?  - Как медведь готовится к зиме? (Медведь накапливает подкожный жир.)

- Где зимует? (Спит в берлоге всю зиму.)

- Чем питается?

- Что еж делает, чтобы переждать зиму? (Еж, чтобы переждать зиму, тоже спит.)

- Вывод: Медведь припасов на зиму не делает. Он всю зиму спит в берлоге. Осенью старается наесться посытнее, чтобы всю зиму спать спокойно.

7.  Игра «Кто живет в родном лесу»

- А теперь поиграем в игру «Кто живет в родном лесу». Сейчас я буду называть разных животных, а вы выбирайте только тех. Кто живет в наших лесах, в России. Если живут – хлопайте в ладоши, если нет – не хлопайте.

Белка, лисица, жираф, бегемот.

Заяц, олень, крокодил, кашалот.

Волки, верблюды, моржи и тюлени.

Медведи, слоны, обезьяны, олени.

8. Птицы, насекомые, рыбы.

- Ребята, а Таня еще хотела послушать соловьиные трели и полюбоваться в пруду рыбками, понаблюдать за лягушками. Куда они делись? (Все это из-за того что наступила зима.)

- Ребята, скажите, пожалуйста, какие птицы собираются в теплые края? (Ласточки, стрижи, гуси, утки.)

- Как они называются? (Перелетные.)

- Какие остаются зимовать? (Ворона, воробей, голубь, сорока, синица, снегирь.)

- Как они называются? (Зимующие.)

- Как человек помогает птицам? (Подкармливает их зерном, салом, крошками хлеба.)

- Как спасается лягушка от холода? (Зарывается глубоко в ил и засыпает.)

- Ребята, расскажите Тане о рыбах и насекомых. Что делают рыбы зимой? (Опускаются на дно, ведут малоподвижный образ жизни, дремлют.)

- Куда исчезли насекомые? (спрятались в кору деревьев глубоко в щели.)

- Таня теперь все поняла, придет к своим друзьям весной.

9. Беседа «Как человек помогает животным перезимовать?»

- Как человек может помочь животным пережить зиму? (Ответы детей.)

- Пережить зиму животным поможет подкормка. Для диких животных создаются охотхозяйства. Опытные лесничие знают звериные тропы и места кормежки животных. Для подкормки диких животных используют сено, веники и даже соль.

- Прикармливают животных до тепла, ведь весной снег более плотный и найти под ним пищу гораздо сложнее.

- Для птиц делают кормушки. Птиц нужно не кормить, а подкармливать, чтобы они не разучились добывать пищу в природе.

- Воробьям и голубям подходят: ячмень, пшеница, сырые крупы, семечки, сухие хлебные крошки. Синичкам, кроме семечек и сухих хлебных крошек, в сильные морозы можно предложить кусок несоленного сала или сливочного масла.

- Для снегирей и свиристелей можно заготовить сушеную рябину и боярышник. Подойдут также: сваренное вкрутую и измельченное яйцо, кусочки сырой говядины, творог, ломтики яблока.

- Давайте, вспомним, какие бывают кормушки? Из чего можно сделать кормушки? Какой корм насыпают в кормушки? Какие птицы прилетают к ним?

III. Заключительная часть

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо все объяснили Тане. А теперь давайте пофантазируем и поиграем в игру «Превратись». По моим словам, вы будете превращаться в зимующих птиц, зверей, насекомых.

Девочки и мальчики,

Вокруг себя повернитесь,

В зимующих птиц (зверей) превратитесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по озеру Байкал»

Цель: Способствовать развитию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой и животным миром Прибайкалья, помочь усвоению словаря по теме....

Тема недели: «Животный мир зимой» Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе Тема: «Белый медведь»

Цель: Формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности. Задачи: Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к животным холодных стран. Обучающие: 1. Учить детей использовать свои ...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе/ Тема:«Вода-это бесценный дар»

дать детям представление о планете Земля, познакомить с глобусом. Уточнить знания детей о роли воды в жизни человека. Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие исто...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе Тема «Волшебный сундучок. Что нас окружает?»

Конспект занятия по экологии в подготовительной группеТема «Волшебный сундучок. Что нас окружает?»Программное содержание:Формировать у детей систему экологических знаний и представлений.За...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе.Тема: «Загадки природы»

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Тема: «Загадки природы»...

Конспект занятие по экологии в подготовительной группе Тема: «Путешествие капельки»

Конспект занятие по экологии в подготовительной группеТема: «Путешествие капельки» Программное содержание:Формировать представление о круговороте воды в природе.Учить умению устанавли...