Познавательно-творческий проект «Маленькие обитатели нашей природы» в старшей группе
проект по окружающему миру (старшая группа)

Шарапова Евгения Дмитриевна

Познавательно-творческий проект «Маленькие обитатели нашей природы» в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-творческий проект в старшей группе «Маленькие обитатели нашей природы»

Тип проектапознавательно – творческий

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя)

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Актуальность темы: Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп! Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Благодаря этому проекту, дети смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых.

Цель проекта: Формирование у детей представлений о многообразии насекомых.

Задачи:

- расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;

- формировать познавательный интерес к насекомым;

- развивать речь детей, активизировать словарный запас;

- воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе.

Участие родителей в реализации проекта: беседы, совместное с детьми разучивание стихотворений о насекомых, наблюдение.

План реализации проекта:

1. Беседы «Насекомые – кто они такие?»«Пчелы - самые близкие друзья человека». 2. Конспект НОД по познанию «Эти удивительные насекомые».

3.Чтение: К. Чуковский «Муха – Цокотуха»; И. Соколов-Микитов «Кузнечик»«Пауки»«Рой»; Д. Эйза «Пчелы», В. Драгунский «Он живой и светится», В. Сухомлинский «Пусть будет соловей и жук».

4. Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Мы на луг ходили, мы лужок лепили» (лепка).

5. Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Бабочки летают над лугом» (рисование).

6.Пальчиковые игры«С кем дружит цветок»«Насекомые»«Паучок».

7. Физкультминутки «Трудолюбивая пчелка»«Жук»«Бабочка»«Стрекоза».

8. Подвижные игры «Паучок»«Пчелы»«Ловля бабочек»«Медведь и пчелы»«Поймай комара».

9. Дидактические игры «Четвертый лишний»«Сложи картинку»«Тихий – громкий»«Кто, что умеет делать»«На полянке».

10. Сюжетно – ролевая игра «Прогулка на луг».

11. Загадки.

12. Составление описательных рассказов по картинкам.

13.Консультации для родителей«Расскажите детям о насекомых»«Укусы насекомых».

Предполагаемый результат: У детей сформируется устойчивый интерес к наблюдениям в природе. Они понимают и осознают, насколько значимы насекомые в природе. У детей появится стремление проявлять заботу о сохранении природы, желание помочь маленьким обитателям.

Стратегия осуществления проектной деятельности: Данный проект осуществляется в рамках старшей группы, в совместной деятельности педагога, детей.

Продукт проектной деятельности: Совместное творчество, игры, рекомендации для родителей.

Итоговое мероприятие: Выставка рисунков «Насекомые луга».

Конспект НОД по познанию «Эти удивительные насекомые».

Цель: Обогащение знаний детей о разнообразном мире насекомых.

Задачи:

- закрепить знания о разнообразном мире насекомых;

- развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;

- воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.

Ход НОД:

Воспитатель: Дети, сядьте красиво, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и послушайте стихотворение.

На лугу трещит кузнечик,

В небе бабочка парит,

На цветке мохнатый, громкий,

Полосатый шмель жужжит.

Насекомые летают,

Скачут, ползают, парят,

Красотой нас удивляют,

Пользу так же принося!

Воспитатель: Скажите, о ком это стихотворение? (Ответы детей)

- Да, правильно о насекомых. А для чего нужны насекомые? (Они опыляют растения и являются кормом для птиц).

- А в какое время года мы можем увидеть их в природе(Весной, летом и осенью).

- Окружающий мир интересен своим многообразием. Ежедневно, он предоставляет человеку миллионы загадок и одна из них

— насекомые. Они играют глобальную роль в формировании и разрыхлении почвы, опылении цветов, являются пищей для птиц.

Насекомые вынуждены приспосабливаться и защищать себя. Они используют активное отпугивание, сходство и сливание с окружающей обстановкой. Пчелы, осы, скорпионы активно обороняются с помощью жала. Бабочка «Павлиний глаз» пугает всех пятнами на крыльях. Божьи коровки отпугивают окраской.По образу жизни насекомые тоже отличаются разнообразием: могут жить общественной группой (муравьи, термиты, могут поодиночке (многие бабочки, жуки). Интересно, что насекомые в общественной группе различаются и внешне и по выполняемой работе (труженики, охранники, матка).

Подвижная игра «Паучок». Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки,и поют:

Паучок, паучок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.Все поют:

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

Воспитатель: Насекомые населили всю планету. Они живут в Антарктиде (комар-звонец) при экстремально низких температурах, некоторые особи могут выживать при температуре +60 в горячих источниках (комар-звонец из Нигерии). Забираются насекомые и высоко в горы. Разновидность бабочки Красный Аполлон обитает в районе Эвереста на высоте около 6000 км над уровнем моря. Насекомые приспособились к условиям жизни и местам проживания. Они изменились, подстроились под условия среды.

В природенасекомые выполняют много положительных функций:

1. Опыляют растения - пчелы, бабочки.

2. Участвуют в почвообразовании - термиты и муравьи, которые устраивают целые лабиринты под землей, разрыхляя почву.

3. Круговорот веществ - важное звено пищевой цепочки, их едят птицы, животные, рыбы, а они поглощают других насекомых.

4. Некоторые виды насекомых — вредителями для природы: саранча уничтожает огромные площади урожая, клопы являются эктопаразитами животных и человека.

Хозяйственное значение насекомых для человека сложно переоценить. Они могут быть надоедливыми вредителями,поедая сельскохозяйственные растения: гусеницы, колорадский жук, тля.

Другие насекомые опыляют большинство культурных растений и деревьев, способствуя хорошей урожайности.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Мы на луг ходили, мы лужок лепили» (лепка).

Задачи:

- учить лепить по выбору луговые растения и насекомых, передавая характерные особенности их строения и окраски;

- формировать коммуникативные навыки;

- развивать наблюдательность; - воспитывать интерес к живой природе.

Ход НОД:

Воспитатель: Весна радует первыми ласковыми солнечными лучами, зеленой травкой и цветением деревьев, цветов. А еще в это время просыпаются после продолжительного сна разные насекомые, наполняющие воздух вокруг жужжанием, стрекотом и яркими красками. Как только в марте начинает теплеть, у воды можно заметить самых ранних насекомых – веснянок. Немного позже, с таянием снега, просыпаются и одни из главных тружеников леса – муравьи. Как только снег сходит с муравейника, эти насекомые выбираются на его поверхность, чтобы погреться на солнышке. Сразу же после таяния снега, при условии отсутствия морозов, просыпаются первые бабочки. Яркая и пестрая крапивница первой взлетает в воздух. Ее можно узнать по кирпично-красным крыльям, вдоль которых спереди есть желтые и черные пятна, а по бокам – голубые треугольнички. А спустя неделю после крапивницы просыпаются лимонницы. Их самки отличаются бледным желто-зеленым окрасом, а самцы – ярко-желтым. Остальные бабочки появляются гораздо позже. С таянием снега становятся активными и такие насекомые-паразиты, как клещи. Вот почему опасаться их нужно не только при наличии зеленой травы. После посещения леса или даже городского парка необходимо тщательно осматривать одежду и тело на их наличие. Ранней весной в воздухе можно услышать характерное жужжание – это на поиски первых цветов отправились крупные шмели. Среди тех, кто долго просыпается весной, - божьи коровки. Эти маленькие яркие насекомые появляются к середине апреля и тут же принимаются за работу - защищают растения от тли. В мае воздух наполняется вредными мошками и комарами, которые доставляют немало хлопот, как людям, так и животным. А еще в конце весны просыпаются майские жуки – крупные насекомые черно-коричневого цвета с характерной щетинкой усов.

- А вы, ребята, каких насекомых видели на лугу? (Ответы детей)

- Какие цветы, вам встретились на лугу? (Ответы детей)

Хороводная игра «Пчёлы».

Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки,ходят вокруг Цветка и поют:

Пчёлки яровые,

Крылья золотые,

Что вы сидите,

В поле не летите?

Аль вас дождичком сечёт,

Аль вас солнышком печёт?

Летите за горы высокие,

За леса зелёные,

На кругленький лужок,

На лазоревый цветок.

Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.

Воспитатель: Дети посмотрите на иллюстрации с изображением весеннего луга, как красиво. Я предлагаю Вам создать свой красивый, зеленый с яркими цветами и разными насекомыми луг. Давайте с вами рассмотрим изображение луговых растений. Обратите внимание на особенности строения и окраски лепестков, листьев, стебля. Рассмотрите насекомых их строение тела, окрас.

Пальчиковая гимнастика «С кем дружит цветок».

(для этой игры руки нужно сложить «цветочком»: соприкасаются друг с другом только запястья, а пальчики разведены в стороны, как лепестки)

Цветочек дружит с бабочкой,

(большие пальцы переплетите в замок: ладошки от себя и помашите пальчиками, как крыльями)

Цветочек дружит с пчелами,

(покружите прямыми указательными пальчиками друг вокруг друга. Остальные пальчики сложены в кулачки)

Цветочек дружит с солнышком,

(поверните ладошки от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)

С дождинками веселыми.

(постучите указательным пальчиков одной руки по раскрытой ладони другой руки — это капли дождя).

Показ приемов работы.

Дети выполняют работу. Воспитатель контролирует, просматривает, оказывает индивидуальную помощь детям.

Воспитатель: О чём мы сегодня говорили? Что лепили? (Ответы детей)

Ребята, сегодня вы все постарались, и у нас получился по – настоящему луг с насекомыми. И никогда не забывайте, что нельзя обижать насекомых. Природу надо беречь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей раннего возраста "Маленькие обитатели нашей природы"

Проект для детей раннего возраста (2-3 года). Ознакомление малышей с насекомыми....

Проект на тему: "Маленькие обитатели нашей природы"

Непосредственно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического ...

Познавательно-творческий проект в старшей группе «Маленькие обитатели нашей природы»

Познавательно - творческий проект " Насекомые" старшая группа...

Проект "Маленькие обитатели нашей природы"

Познавательно-творческий проект в старшей группе «Маленькие обитатели нашей природы» Тип проекта: познавательно – творческий Продолжительность: краткосрочный Участники проекта: воспи...

Краткосрочный проект в средней группе "Насекомые - маленькие обитатели нашей природы"

Краткосрочный проект в средней группе "Насекомые - маленькие обитатели нашей природы"...

Познавательно-творческий проект "Насекомые-маленькие обитатели нашей природы"

Современная действительность диктует нам новые  требования. В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности р...

Познавательно-творческий проект в старшей группе «Насекомые-маленькие обитатели нашей природы»

Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. ...