Конспект занятия "Вулканы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Казанцева Светлана Алексеевна

Занятие направлено на расширение знаний детей об окружающем мире, знакомство с явлением неживой природы – извержением вулкана

https://www.youtube.com/watch?reload=9&v=EJDgaaYkH...  видео "Вулканы и гейзеры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -zanyatie_o_vulkane.docx36.64 КБ
Файл prezentatsiya_vulkan.pptx2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект "Вулканы" (подготовительная группа)

Воспитатель  МКДОУ детского сада «Тополек»

Казанцева Светлана Алексеевна

первая  квалификационная  категория

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана.

Задачи.

Образовательные:

1. Развивать познавательные интересы о природном явлении – вулкане.

2. Создавать условия для самостоятельной и познавательной активности детей.

3. Воспитывать любознательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Развивающие:

1.Стимулировать желание детей экспериментировать;
2. Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

3. Развивать  мышление, воображение, внимание, наблюдательность.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к природе;
2. Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной деятельности по экспериментированию.
3. Развивать умение слушать,

Оборудование и материалы: макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, сода, моющее средство, уксусная эссенция (либо лимонная кислота), чайная и столовая ложки.

Предварительная работа.

Изготовление макета горы вулканического происхождения.

Для изготовления и формирования макета горы понадобилось: плоская основа, пластиковая бутылка, монтажная пена, коричневая и красная гуашь.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие, которое посвящено нашей исследовательской деятельности, но прежде я хочу спросить, как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь?

Сейчас я загадаю вам загадку:

«Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан,

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня? (Вулкан)

Воспитатель: Как вы думаете, что такое вулкан?

Ответы детей (вулкан – это гора, с отверстием на вершине)

Воспитатель: А на что же похожа эта огнедышащая гора?

Ответы детей (на конус, на треугольник).

Воспитатель: А что извергает вулкан?

Ответы детей (из вулкана выливается раскаленная лава. В атмосферу выбрасываются газы, пепел, раскаленные камни).

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как образуется вулкан? Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно хорошо знать строение Земли. Земля состоит из несколько слоев, образованных разными горными породами. Мы живем на наружном, самом тонком слое, который называется – земная кора. А вот места, где большие плиты соприкасаются друг с другом, называются разломом или трещинами. Вот посмотрите, что происходит при извержении.

(Слайд - извержение вулкана)

Иногда раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу.

Магма, вырвавшаяся из вулкана, называется лавой. Она вытекает  из жерла вулкана в виде потока и быстро стекает по склонам горы. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору.

Воспитатель: Что же выходит из вулкана?

Ответы детей (Из вулкана выходит пепел, вылетают камни)

Воспитатель: Правильно, вулканический пепел похож на обыкновенный пепел, если посмотреть через микроскоп, то хорошо видно, что там присутствует даже стекло, образовавшееся при большой температуре. Громадные серые тучи пепла ветер разносит на большие расстояния от места извержения, а потом он оседает на Землю толстым слоем, соединяется с землей и образуется черный песок.

Воспитатель: Ребята, подскажите, как называют людей, которые занимаются изучением вулканов?

Ответы детей (их называют вулканологами).

Воспитатель: В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удаётся предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись.

Воспитатель: А сейчас посмотрим и вспомним, какие бывают вулканы.

(Показ слайдов или картинок с изображением вулканов)

Ответы детей

1. Вулканы бывают действующие - это которые  извергают лаву.

2. Потухшие - не извергающие лаву.

3. Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.

Воспитатель: Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».Есть вулканы, которые взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка.

Воспитатель: А как вы думаете, приносят ли вулканы пользу? Почему же люди не оставляют эти места, где имеются вулканы?

Ответы детей

1. Вулканы приносят пользу, хотя и опасно жить возле вулкана.

2. Там плодородная почва.

3. Пепел вулканов является дополнительным удобрением для почвы.

Воспитатель: У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах.  (Показать на карте или глобусе расположение вулканов) 

Воспитатель: Хотите самостоятельно, в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана.  Давайте  пройдем в лабораторию «интересных открытий». В лаборатории у нас  все готово для проведения опытов.

Физминутка:

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали,

Смело, мы идём вперёд,

Где вулкан уже нас ждёт.

Когда в гости мы пришли,

Можно  крикнуть «1, 2, 3».

Воспитатель: Мы с вами уже много опытов проделали с песком и глиной, исследовали камни, познакомились с минералами, узнали много интересного и полезного, а сегодня мы с вами попробуем сделать искусственное "извержение"  вулкана. Давайте пройдём к макету и ещё раз внимательно посмотрим на гору и  вспомним  что же такое кратер вулкана?

Ответы детей (кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами на вершине горы, на дне – красновато-оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю). 

Воспитатель: Как называется огненная жидкость, выходящая из вулкана? 

Ответы детей (огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой).  

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску, здесь указан порядок, в соответствии с которым вам нужно будет закладывать компоненты в кратер своего вулкана.  (На доске схема закладки компонентов)
1.Насыпаем ложку соды.

2.Добавляем красной краски.

3.5 капель моющей жидкости  (пипеткой)

4.А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает?

Ответы детей (самому пользоваться нельзя - это уксус, наливать можно только взрослому).

Воспитатель: Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.

Дети с воспитателем проводят опыт.

Воспитатель: Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш  вулкан. Он извергается спокойно.

Воспитатель: Ребята, мы с вами провели опыт, который назвали «Извержение вулкана». Как вы думаете, похоже это на настоящее извержение, о котором мы говорили и смотрели фильм?

(Дети высказывают свои мнения.) 

Воспитатель: А сейчас мы с вами сделаем зарисовку нашего опыта, но прежде чем рисовать, разомнем наши пальчики. 

Пальчиковая гимнастика:

Посчитаем мы сейчас,

Где вулканы есть у нас?

Через Запад на Восток

Через Север, через Юг

Возвращайся, сделав круг.

Минералы здесь нашли

Все собрали и пошли.

Дети зарисовывают свой опыт.

Воспитатель: Проведя данный опыт, мы увидели, как извергается вулкан. Это значит, что мы смогли самостоятельно создать природное явление - извержение вулкана.

Воспитатель: Дети, вам интересно было сегодня в лаборатории? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы были внимательными, работали  аккуратно, и все у вас получилось замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается? Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными! Вы будете изучать, и беречь нашу Землю.
Земля нас кормит, одевает, греет, дает нам все  необходимое для жизни.  Ребята, помните, что Земля без нас будет  жить, а вот мы без земли жить не сможем. Это было, есть, и это  будет всегда.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Вулканы"

Данная тема для детей остается интересной и познавательной. На протяжении всего периода проживания темы мы знакомились со строением вулканов, проводили опыты по "извержению", изучали карту расп...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы» .

Материал способствует развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению; совершенствованию умений работать с различными материалами, проя...

Конспект занятия по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«Извержение вулкана»

Цель:  Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения;   Образовательная задача:Сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе ву...

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Вулканы»

Дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить  с профессией вулканолога...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Вулканы»

Цель:Познакомить детей с природным явлением – вулканом.Задачи:– познакомить детей с природным явлением — извержение вулканов; сформировать представления о типах вулканов.– развивать познавательную акт...

Конспект занятия " Вулканы"

Конспект занятия для детей седьмого года жизни...