Педагогический проект "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Яковлева Ирина Талгатовна

Проект "Зимующие птицы" будет интересен и полезен педагогам детский садов для закрепления матерала по теме "зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimuyushchie_ptitsy2021.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ  «Сланцевский детский сад №15 комбинированного вида»

ПРОЕКТ

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Коррекционная группа №12

2021г

Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети коррекционной группы (дети 4-6 лет), родители воспитанников, воспитатели группы, учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель.

Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели).

Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи:

Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

Расширить кругозор детей о зимующих птицах.

Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Перспективное планирование проекта.

Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический).

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

III этап – заключительный.

Оформление результата проекта в виде оформления книжки с загадками о зимующих птицах и в выставке «Лучшая кормушка для птиц»

Организация и участие родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц».

Проведение акции «Птичья столовая»

Родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:

1. Рекомендации на совместные прогулки.

Совместно с ребенком сделать кормушку. Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.

2. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.

3. Отгадывать загадки про зимующих птиц.

4. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в группу для рассматривания с друзьями.

5. Рассматривая с детьми книги, поставили цель, что всю неделю будем говорить о зимующих птицах. С помощью детей составили план реализации проекта. Дети запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т.д.

6. Создание собственной групповой книги о зимующих птицах.

Содержание работы в процессе реализации проекта.

I. Игровая деятельность:

Дидактические игры.

Сюжетно-ролевые игры.

Театрализация.

Подвижные игры.

Упражнения на дыхание.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

II. Познавательная деятельность:

Формирование целостной картины 

III. Беседы.

IV. Решение проблемной ситуации.

V. Наблюдение за птицами зимой.

VI. Труд.

VII. Коммуникация.

VIII. Творческое рассказывание.

IX. Художественное творчество:

Рисование.

Лепка из пластилина.

Аппликация. 

X. Музыка.

XI. Работа с родителями.

Ожидаемый результат.

Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

Улучшение предметно-развивающей среды.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Активное участие воспитанников и родителей при оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».

Э.Н. Голованова

 Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический)

Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

Домашние задание родителям. Рекомендации на совместные прогулки. Совместно с ребенком сделать кормушку. Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка. Заучивание стихотворений о зимующих птиц. Отгадывание загадок про зимующих птиц. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад. Составить описательный рассказ о любой зимующей птице для совместной книги.

Содержание работы в процессе реализации проекта.

Игровая деятельность

Дидактические игры:

 «Чем накормим зимующих птиц»

«Что есть у птицы?»

Игра с мячом «Чей? Чья? Чьи?»

«Много-много-много –чего?», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы».

Настольно-печатные игры:  «Домино» (птицы), «Разрезные картинки», «Лото», «Разрезные картинки».

Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор».

Театрализация: «Воробьишко».

Подвижные игры:

«Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка».

Познавательная деятельность:

Формирование целостной картины мира.

Тема: «Зимующие птицы»

Цели: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их неперелетов (перелетные, зимующие); учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

Формирование обобщающих понятий «Зимующие птицы»

Рассматривание сюжетной картины «У кормушки».

Экскурсия к реке для вывешивания кормушек

ФЭМП  Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»

Беседы:

«Почему птицам помогать надо?»,

«Пользу или вред приносят птицы?»,

«Меню птиц».

Пересказ рассказа Е.Чарушина «Сова»

Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

Наблюдение за птицами зимой:

Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за голубями.

Труд: изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.

Коммуникация:

Чтение рассказов: В.Бианки «Синичкин календарь», М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона». Сухомлинского «О чём плачет синичка», Заходер «Птичья столовая»

Просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки".

  Чтение стихотворений о зимующих птицах;

Обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок;

 Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Коррекционно-развивающие задания:

Упражнение «Назови зимующих птиц»

Упражнение «Посмотри, запомни, назови».

Упражнение «Что изменилось?»

Упражнение «Отбери только зимующих птиц»

Подвижная игра «Птицы улетают на юг»

Упражнение «Зашумленные картинки».

Упражнения «Найди отличия»

Упражнение «Летает - не летает»

Логическая задача - Сравни снегиря и синицу: что у них общего, чем отличаются?

Упражнение «Четвертый лишний»:

Художественное творчество:

Рисование «Как розовые яблоки…», «Совушка-Сова»

Цель: развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – ладошками.

Лепка из пластилина «Синички на кормушке»:

Цель: учить лепить птиц из целого куска.

Аппликация «Синички и снегири».

Цель: учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания. Музыка: Аудиозапись «Голоса птиц». Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.

Работа с родителями:

Консультации для родителей:

«Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?

III этап - заключительный

Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц».

 Проведение акции с родителями «Птичья столовая»

Результаты реализации проекта:

Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, самодельной книгой о зимующих птицах, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект "Птицы на кормушке"

проект  направлен на получение детьми  младшего возраста знаний о трудностях жизни птиц зимой...

Презентация педагогического проекта "Птицы - наши друзья"

Педагогический проект "Птицы - наши друзья"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Птицы – наши друзья»

Проект определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста 6-7 лет и направлен на формирование общей экологической  культуры....

Педагогический проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Групповой, долгосрочный, познавательно-исследовательский проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы. Паспорт проекта, содержание образовательного процесса в рамках проекта....

Педагогический проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Групповой, долгосрочный, познавательно-исследовательский проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы. Паспорт проекта, содержание образовательного процесса в рамках проекта....

Педагогический проект "птицы-наши друзья"

Поделюсь проектом, который я проводила в средней группе.  Актуальность.Идея приобщения человека к природе, к её познаванию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и...

Педагогическая гостиная на тему: «Инновационные формы и методы взаимодействия с дошкольниками подготовительной группы и их родителями в рамках реализации педагогического проекта «Птицы - наши друзья».

В основе проведения «Педагогической гостиной» лежит принцип взаимодействия ребенка с родителями, где родителям и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива....