Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Путешествие в Арктику»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Прусакова Светлана Валерьевна

 

Цель: Познакомить детей с Арктикой, с особенностями природных условий Арктики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_okruzhayushchemu_miru.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по окружающему миру

в старшей группе «Путешествие в Арктику»

Цель: Познакомить детей с Арктикой, с особенностями природных условий Арктики.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать детям представления об особенностях географического положения Арктики, животном мире этого материка
  • Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания
  • Активизировать словарный запас детей словами: айсберг, полярники, ледокол

 

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность детей в процессе исследовательской   деятельности, умение делать выводы, сравнивать и логически мыслить
  • Систематизировать группы животных по общим признакам

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе России, интерес к исследовательской деятельности и стремлению изучать природу
  • Воспитывать ответственное и заботливое отношение к животным  
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, готовность придти на помощь
  • Воспитывать интерес и любовь к окружающему миру

Предварительная работа:

  • Рассматривание альбома «Животные Крайнего севера»
  • Чтение художественной литературы
  • Подвижные игры
  • Беседы: «Знакомство с жизнью народов Севера»,«Животные Крайнего Севера», «Арктика», «Растительный мир Арктики»,
  • Просмотр презентации «Царство холода и льда»
  • Работа с глобусом, картой России и мира

Материалы и оборудование:

  • Презентация к занятию «Путешествие в Арктику» 
  • Проектор, интерактивная доска
  • Глобус.
  • Карта мира, животные разных климатических зон.
     

Ход занятия

-Ребята, я  знаю, вы все любите путешествовать. Я предлагаю отправиться в путешествие на крайний север, в Арктику.
Только чтобы нам не заблудиться, нужно сначала отыскать Арктику.
 Посмотрите внимательно на глобус, эта белая шапка и есть Арктика (показ детям на глобусе) (слайд)
-
Сегодня мы познакомимся с самой суровой природной зоной – это зона арктических пустынь. Закройте глаза и представьте, вокруг нас льды и снега. Мы с вами в арктической пустыне, в царстве снега и льда. Она расположена на самом севере России.

Земля и поверхность океана здесь покрыта ледниками. Дуют северные холодные ветра. Ой, как здесь холодно. Летом здесь не больше 2-4 градусов тепла, а зимой мороз до -50°С, сильные ветра, туманы. Климат очень суровый.(слайд) 
-По Северно-Ледовитому океану плавают айсберги. Айсберги – это огромные глыбы льда.(слайд)
-Зимой здесь совсем нет солнца. Снежные просторы освещаются только светом луны и звезд. А лето здесь очень короткое и холодное. 
-А какие явления природы можно наблюдать в Арктике.
 

-Отгадайте загадку:

Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит-пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажёг огонь чудесный,

Золотой костёр небесный?

Никого за тучей нет.

Это с неба льётся свет.  (северное сияние)
-Только на Севере и только зимой можно увидеть одно из самых красивых природных явлений – северное сияние. Его красоту невозможно передать словами! Это надо видеть. Небо вдруг озаряется и вспыхивает миллионами огней.  Лучше всего северное сияние видно в полярную ночь. Полярная ночь длиться до 6 месяцев.(слайд) 
Когда оно сияет и крутится в узор,
И красотой своею притягивает взор.
То крутится в спирали, то тянется дугой,
И каждую минуту цвет разный и другой.
Сверкает и играет, цветами небосклон,
Хотя на темном фоне ведь полон ночи он.
Бывает лишь зимою, кода полярная ночь,
А день такой короткий, уходит быстро прочь.
 
-Скажите, северное сияние что делает? (Ответы детей. Воспитатель помогает: светится, сияет, переливается, блестит, сверкает).
-Ребята, давайте зарисуем северное сияние 
(коллективное рисование на половине бумаги ватмана).
-А как вы думаете откуда мы с вами знаем про жизнь на Арктике? О том, кто живет в Арктике, что там растет и какая там погода, мы узнаем благодаря путешественникам и ученым. На Северный полюс ученые плавают на ледоколах. (слайд).
-Как вы думаете, почему судно называют ледоколом?(Ответы детей. Воспитатель помогает: вода в Северном Ледовитом океане замерзает и покрывается льдом. Поэтому судну приходится раскалывать лед, чтобы проплыть).
-Это большие корабли, которые раскалывают лед, чтобы проплыть по океану.
 (слайд) 
-Ученые привозят с собой различные приборы, измеряют температуру и другие показатели, исследуют и фотографируют жизнь животных.
 
- Они одеты  одежду в какого цвета? Как вы думаете, почему?
(Ответы детей)
-Правильно, красный цвет хорошо виден на белом снегу. Если человек потеряется или потеряет дорогу к станции, то издалека его будет лучше видно. Товарищи смогут его найти.

Игра
Что понадобится в поход путешественникам.
(Картинка с предметами для похода в холодные и жаркие страны).
 Необходимые предметы обвести кружком.

- Для изучения погодных условий и наблюдения за животными созданы полярные научно-исследовательские станции. Это маленькие домики. Их легко разобрать и перевезти с помощью вертолёта в другое место
 (слайд). 
-Как вы думаете на чём можно добраться до полярных станций?
(ответы детей)
-Людей, которые там работают, называют полярниками.
- Полярники-метеорологи предупреждают, куда движется холодный воздух, наблюдают за движением льдов в океане, подсказывают капитанам самый безопасный путь. Полярники-биологи наблюдают за животным и растительным миром океана и островов.
 

-Ученые изучают повадки животных не только на суше, но и под водой. Они ныряют с специальными водонепроницаемыми фотоаппаратами и видеокамерами в воду и снимают животных.

-Благодаря деятельности этих храбрых и отважных людей, которые не боятся снимать свирепых медведей и огромного горбатого кита, мы с вами имеем эти замечательные фотография. 
-
Охота и рыболовство привели к исчезновению многих животных. Редкими стали такие животные, как белый медведь, морж. Именно поэтому они внесены в Красную книгу. Вспомним, что это за книга? (Ответы детей. Воспитатель помогает: в этой книге записаны те животные, которых осталось очень мало на Земле, и даже те, которых никогда теперь не встретить на нашей планете, так как они вымерли).

 
- А как вы думаете, полярники, какие люди?
(Ответы детей) (Смелые, выносливые, трудолюбивые, сильные, бесстрашные и т.д.)

- Да, всеми, этими качествами должен обладать полярник.

Физкультминутка «В экспедицию идем!»

Раз, два - в экспедицию идем, 

Три, четыре - и поем! 

Здесь всюду холод, лед и тень                 дети обнимают себя за плечи

Полгода — ночь,                                           закрывают глаза ладонями

Полгода — день.                                           выпрямляются, поднимают       

Из льда здесь люди строят дом,                     соединяют руки над 

И океан покрыт весь льдом.                      разводят руки в стороны

Зверей ты здесь почти не встретишь.        ставят ладонь козырьком 

И птиц ты в небе не заметишь.                      делают махи руками

Лишь   мишка,   белый,   словно иней,      подражают походке  

Хозяин ледяной пустыни.    


-Кажется, что на Северном полюсе, где все покрыто льдом, никто не живет, но это не так. Животные Арктики отличаются крупными размерами. В арктической пустыне живут северные олени, белые медведи, а на скалистых берегах океана селятся морские птицы: гагарки, чайки, гаги, кайры, полярные совы и куропатки. В Северном Ледовитом океане водятся усатые киты, тюлени, моржи, нерпа, белуха.

- Ребята, как вы думаете, почему именно эти животные здесь обитают?(ответы детей)
- Все они приспособлены к холоду и защищены толстой шкурой и толстым слоем жира, питаются в основном рыбой, которой здесь предостаточно.
-А сейчас, ребята, отгадайте загадку:
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (белый медведь)

-Один из самых известных обитателей Арктики – это белый медведь. (слайд)
Медведь больше всего любит есть рыбу, которую ловит сам. Он отлично плавает.


Он снег глубокий разгребает,
И ягель вкусный добывает,
Копает он порой весь день
Полярный северный…
(Олень)
В Арктике можно повстречать и северного оленя. (слайд)
-Олень любит есть траву и лишайники, он находит их под слоями снега. У оленя очень широкие копыта, поэтому он легко может ходить по глубокому снегу.

Хвост поджав, во льдах ночует, 
Вынося мороз любой, 
И по северу кочует 
В теплой шубе голубой…Песец

-На Северном полюсе живет песец. (слайд) Это хищное животное похоже на лисицу, но немного поменьше. Часто песец ходит за белым медведем и доедает остатки его пищи.

- В Арктике обитают тюлени, морские котики, моржи.(слайд). Их всех называют ластоногими, потому что их лапы похожи на ласты. Благодаря таким ластам они могут очень быстро плавать под водой. Все они очень любят есть рыбу, поэтому живут на берегу океана.

Итог занятия.
Сегодня мы с вами побывали в удивительном путешествии!  

Вам понравилось наше путешествие? Что вы, можете рассказать об Арктике? (ответы детей). 
Кого можно встретить из животных в Арктике?
(Ответы детей) Почему эти животные могут жить в Арктике? (ответы детей).
Предлагаю вам зарисовать свои впечатления о нашем путешествии.

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе "Путешествие в прошлое электрической лампочки"

Знакомство детей старшей группы с историей происхождения электрической лампочки....

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе "Путешествие в прошлое электрической лампочки"

Знакомство детей старшей группы с историей происхождения электрической лампочки....

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе "Путешествие в прошлое электрической лампочки"

Знакомство детей старшей группы с историей происхождения электрической лампочки....

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе: "Путешествие в прошлое пылесоса".

Цель – вызвать интерес к прошлому предметов, подвести к тому, что человек создает разные предметы приспособления для облегчения труда.Задачи: - расширять и обогащать представления дошкольников о...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. "Путешествие в мир весны"

Знать признаки весны в разные ее периоды; уметь строить в воображении образы, связанные с весенними явлениями, изображать их, используя пантомимическую и речевую выразительность; отвечать на вопросы п...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе " Путешествие в весенний лес"

Конспект к занятию по окружающему миру составлен с целью систематизировать знания детей о времени года весна, о диких животных, перелетных птицах, весенних цветах леса; уточнить, расширить и активизир...

Конспект занятий по окружающему миру в старшей группе "Путешествие в прошлое лампочки"

ЦЕЛЬ: Познакомить с историей электрической лампочки.ЗАДАЧИ:обучающая - расширять представление детей о целостной картине мира, познакомить с историей возникновения электрической лампочки, обогащать пр...