Экологический проект "Огород на окне"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Корнева Татьяна Романовна

Развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

"Огород на окошке"

Средняя группа

№7

Звездочки

Воспитатель Корнева Т.Р.

Экологический проект
«Огород на окошке»

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: исследовательский.

Участники проекта: дети средней  группы, воспитатель группы, родители.

Социальная значимость проектаприобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Выполнение проекта:

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Основные мероприятия проекта:

·         Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.

·         Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.

·         Презентация проекта «Огород на окошке».

Продолжительность проекта: 3 месяца.

Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.

  Обоснование социальной значимости проекта

Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

 

Цели проекта

Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

·         Формировать у детей знания о росте и потребности растений;

·         Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;

·         Учить ребенка оформлять результаты наблюдений (календарь жизни культур);

·         Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;

·         Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

·         Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

 

Подготовительный этап.

Деятельность детей:

·         Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.

Взаимодействие с семьей.

·         Сбор необходимого материала для создания огорода.

·         Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Практическая работа.

Деятельность педагога:

·         Беседа с детьми познавательного характера.

·         Организация предметно – развивающей среды по теме.

·         Подготовка информации для родительских уголков.

·         Организация конкурсов, развлечений, выставок.

·         Создание презентаций для занятий по темам: «У Луки и Лукерьи», «Мир растений», «Загадки об овощах».

Деятельность детей:

·         Посадка семян в землю.

·         Уход за растениями.

·         Выполнение заданий самостоятельных наблюдениях.

·         Подготовка атрибутов, костюмов для развлечений.

·         Игровая, двигательная деятельность.

·         Участие в практической деятельности.

Совместная деятельность взрослых и детей:

·         Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.

·         Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.

·         Труд в огороде.

Подведение итогов.

Деятельность педагога:

·         Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).

·         Презентация проекта.

·         Представление опыта.

Деятельность детей:

·         Участие в итоговой беседе о проделанной работе.

·         Участие в презентации проекта «Огород на окошке»

Распространение опыта.

·         Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной работой.

Мероприятия по реализации проекта

Беседы:

·         «Что такое «Огород на окне»,

·         «У Луки и Лукерьи»,

·         «Растения – это жизнь»,

·         «Семена»,

·         «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

Практическая деятельность и трудовые поручения:

·         Отбор и посев семян.

·         Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».

Игровая деятельность:

·         Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».

·         Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».

·         Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.

·         Рассматривание различных семян.

 Художественно-творческая деятельность детей.

·         Раскрашивание картинок «В огороде я росту».

·         Рисование «Лук от всех недуг»

·         Лепка «Овощи большие и маленькие»,

·         Аппликация «Зайкин огород», «Стручок»

 Речь и речевое общение.

·         Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,

·         Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»,

·         Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».

·         Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.

Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».

Ресурсное обеспечение.

Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.

 Экологический уголок.

Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т.д.

Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и.т.д.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.

Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.

Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.

Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов, стихийные бедствия и другие непредвиденные обстоятельства.

 

5. Рабочий план реализации проекта

Этапы реализации проекта

 

№ Этапа

 

Содержание деятельности

 

Срок реализации

Ответственные

за выполнение

1) Подготовительный

 

1. Определение цели и задач проекта.

2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)

4. Разработка комплексно - тематического плана работы

5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»

 

 

 

 

Февраль

 

 

 

 

 

 

Педагог

группы

 

2) Основной

 

1. Рассматривание семян (укропа, огурца, помидора) посадка семян и лука.

2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

·         подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;

·         оформление огорода на окне;

·         Наблюдение за растениями и опыты с последующим рассматривании и фиксации рисунков и схем.

3. Отражение результата

через художественно-творческую деятельность.

 

 

 

 

 

 

Февраль

Март

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог

группы

 

 

3) Заключительный

 

1. Анализ полученных результатов.

2. Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».

3. Презентация проекта «Огород на окошке» в заключении конкурса.

4. Изготовление стенгазеты «Наши зимние будни в детском саду»

 

 

 

Апрель

 

 

 

 

 

Педагог

группы

 

 

 

 Ожидаемые результаты, механизм мониторинга и оценки результатов проекта

Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. 

 

 

Перспективы дальнейшего развития проекта

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Полученный нами опыт будет распространён среди педагогов дошкольных образовательных учреждений. Развитие проекта и обновление материально-технической базы предполагается за счёт привлечение внебюджетных средств, родительской, спонсорской помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологическое окно" в детском саду.

Нетрадиционная форма работы по экологическому воспитанию дошкольников....

Проект по экологическому образованию на тему: "Огород на окне".

Краткосрочный проект продолжительностью 1 месяц (март).            Тема  проекта. «Огород на окне»....

Экологическая акция "Витамины на окне"

В материале представлена структура проведения акции, фотоматериалы....

Конспект игрового занятия по работе с «экологическим окном» Тема: « Приключение осеннего листочка»

Задачи.Образовательные:1. Учить детей замечать изменения в природе, знакомить с новым понятием «лесная полянка», с животными живущими в лесу.2. Учить подпевать повторяющиеся фразы.3. Формировать импро...

Экологический проект «Огород на окне» (II младшая группа)

Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реали...