Конспект занятия в старшей группе "Полезные ископаемые Уральских гор".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Закирова Наталья Анатольевна

В ходе занятия дети знакомятся с различными полезными ископаемыми, узнают область их применения, проводят ряд экспериментов, знакомятся с новой техникой рисования.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе

 «Полезные ископаемые Уральских гор».

     Цель: познакомить детей с географической картой России, с изображениями различных географических объектов (гор, равнин, морей, океанов, рек); развивать познавательные способности и  произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности; познакомить с природным явлением – вулканом; учить детей самостоятельно делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления; знакомить с полезными ископаемыми Уральских гор.

    Предварительная работа: чтение сказок П. Бажова, сбор коллекции камней, рисование и апликация по теме.

    Демонстрационный материал: географическая карта России, глобус, коллекция камней (малахит, лазурит, жеода бурого железняка, флогопит, каменный уголь, известняк, гранит, минералы из Кунгурской пещеры), фотографии с изображением Уральских гор, Кавказских гор, вулканов Камчатки и Японии, макет вулкана, составляющие для его извержения ( вода, лимонная кислота, пищевая сода, пищевой краситель), глина (красная, желтая, голубая, белая, зеленая), мел (белый, цветной, кормовой мел), зубной порошок, песок, стеклянные и глиняные предметы, фотопленка, активированный уголь, таблетки аспирина, пемза, емкость с водой.

    Раздаточный материал: цветной пластилин, крупы  (гречневая, пшенная, рисовая), стеки, лупы, пинцеты, мел, камни для опытов, камни для росписи, емкости с водой, гуашь, кисточки, ватные палочки, салфетки.

   Ход занятия:

- Дети, отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Знают все, и млад, и стар,

                        Что она – огромный шар.     (Земля)

- Да, это наша планета Земля. В давние времена люди представляли ее плоской, как блин, и думали, что она лежит на спинах слонов или китов. Другие думали, что Земля – это гора, со всех сторон окруженная морем. В наши дни, когда люди стали запускать в космос космические корабли, мы можем увидеть,  что Земля – это шар, причем голубого цвета.

   А теперь отгадайте другую загадку:

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

               Реки, горы, океаны.    (Глобус)

    Правильно, это глобус. Посмотрите на него, что здесь обозначено голубым цветом? Желтым? Зеленым? Коричневым? (ответы детей).

    Но рассмотреть то, что находится на нашей Земле, можно не только на глобусе, но и на карте. Карта – это уменьшенное изображение Земли. Бывают карты, где показан весь мир, есть карты отдельных стран, а есть и такие, на которых нарисован небольшой участок Земли. На этой карте изображена наша страна. Как она называется? (Россия). Посмотрите, какая она яркая. Большую часть нашей страны занимают равнины, леса, протекает множество рек. На карте они изображены в виде тонких голубых нитей. Назовите реки, которые вы знаете.

   Скажите, а как называется наша республика? (Башкортостан). Правильно, а еще наш край называется Уралом. Если посмотреть на карту, Урал находится почти посередине страны, и здесь, с севера на юг, тянутся Уральские горы. Их еще называют «каменным поясом земли русской». Уральские горы невысокие, почти до вершин покрыты густыми лесами, посмотрите на фотографии. (Сравнить их с Кавказскими горами). Но все горы со временем под воздействием морозов, ветров, дождей постепенно разрушаются. Давайте это рассмотрим на примере одного камня. Что вы можете про него сказать? (От него отломан кусок). В любом камне есть маленькие трещинки. Дождевая вода, попадая в них, замерзает зимой и расширяет эти трещины. С каждым годом эти трещинки становятся все больше и больше, и от камня отламывается целый кусок. Вот так разрушаются горы.

                                                     Физминутка .Игра «Камушки».

Стоит гора – старушка,                               (Поднимают руки вверх)

До небес макушка.                                      (Тянутся на цыпочках)

Ее ветер обдувает,                                       (Обмахивают себя кистями рук)

Ее дождик поливает,                                   (Встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает,                                   (Прикладывают ладошки к щекам, качая головой)

И камешки теряет,

И каждый день, и каждую ночь                    (Педагог дотрагивается до нескольких     человек                                                                                                                        которые должны изобразить камешки)

Катятся, катятся                                             (Эти дети отодвигаются в сторону)

Камешки прочь.

      Игра продолжается до тех пор, пока все «камешки» не раскатятся в стороны. «Укатившиеся камешки» продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на месте. В заключение все дети говорят вместе:

Раскатились камешки,

И с той самой поры

Ничего не осталось                                       (Двумя руками показывают на опустевшее место)

От нашей горы.

- А теперь, ребята, давайте рассмотрим наши камешки повнимательней. ( Дети подходят к столам для экспериментов).

- Что вы можете про них сказать? Они мягкие? Сожмите их посильней. Можно сдавить? А есть ли в них воздух? Как проверить? Опустите камни в воду. Почему камни опустились на дно? Верно, потому что они тяжелые. А пузырьки воздуха есть? Значит, в этих камнях воздуха нет. Садитесь на свои места.

 - А почему Уральские горы называются самыми богатыми в мире? Чем они богаты? Правильно, полезными ископаемыми. А какие полезные ископаемые вы знаете?

 - Посмотрите, сколько их у меня на столе (показ коллекции).

    Давайте рассмотрим некоторые из них. Вот это – лазурит. Он всегда использовался при производстве синей краски (в иконописи). Используется он и в пиротехнике, для получения синего огня. Это – малахит, он идет на изготовление различных украшений, ваз, шкатулок. Это – жеода бурого железняка, со временем он становится бурого, коричневого цвета. Это – флогопит, огнеупорное сырье, из него изготавливаются детали для электронных приборов, для буровых установок, для изготовления автопокрышек.

    А это что? (Каменный уголь). Где он используется? (Для изготовления пластмасс, красителей, лекарств – демонстрация таблеток активированного угля, аспирина).

    Кроме этого, у нас есть много и других полезных ископаемых. Попробуйте отгадать загадки:

  1. Он очень нужен детворе,

       Он на дорожке во дворе,

       Он и на стройке, и на пляже,

       Он и в стекле расплавлен даже.           (Песок)

     Где используется песок? (При производстве стекла, для изготовления стеклянных предметов, посуды, в строительстве). Найдите на столе стеклянные предметы (банки, стакан, бутылочки от лекарств, ваза, серьги из цветного стекла).

  1. Если встретишь на дороге,

       То увязнут сильно ноги.

       Чтоб сделать миску или вазу,

        Она понадобится сразу.                          (Глина)

  Для чего нужна глина? (Для изготовления посуды, кирпичей). Найдите на столе предметы, сделанные из глины (кувшин, пластилин (смесь глины и жира), карандаши (в грифеле есть глина). Правильно, но у нас есть не только привычная нам красная глина, но и белая, желтая, зеленая, голубая глина (показать образцы). Все они используются в косметологии, в медицине.

  1. Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?                (Нефть)

А что изготавливается из нефти? Правильно, бензин.

  1. По трубе течет,

       Пироги печет.                  (Газ).

Верно, газ – отличное топливо. Многие дома в нашем селе отапливаются газом.

  1. Покрывают им дороги,

       Улицы в селениях,

       А еще он есть в цементе,

       Сам он удобрение.             (Известняк)

  1. Белый камешек растаял,

       На доске следы оставил.      (Мел)

(Показ известняка, мела (белого и цветного), зубного порошка, кормового мела).

- На нашей планете есть места, где мела очень  много, даже горы состоят целиком из известняка. Но эти горы очень непрочны. Давайте рассмотрим это на опыте. Подойдите к столу. Возьмите кусочек мела и опустите его в воду. Что вы видите? Верно, пузырьки воздуха. Теперь возьмите пинцетом мел, положите его в тарелочку, и попробуйте надавить на него палочкой. Что произошло с мелом? Да, он стал мягким. Вот так, под воздействием воды, волн такие скалы начинают разрушаться и образуются пещеры. Кроме того, вода просачивается по едва заметным трещинам с поверхности Земли и растворяет камень известняк. Появляются подземные ручьи, реки. У нас на Урале есть знаменитая пещера Шульган -Таш (Капова пещера). Эти сувениры как раз оттуда (показать).

7. Очень прочен и упруг,

    Строителям надежный друг,

    Дома, ступени, постаменты

    Красивы станут и заметны.              (Гранит)

   - Посмотрите через лупу, какого цвета есть частички в граните? (Красного, белого, серого, черного). Почему так получилось? В природе одни камни очень твердые, другие помягче. Представим себе, что в подземных глубинах как раз встретились такие виды разных камней, и…заварилась вот такая каша.

 1 опыт. Дети смешивают кусочки пластилина (1-2 цветов) с крупой. Затем разрезают стекой получившийся кусок и смотрят разрез. Задание: найти камни с отчетливо видными вкраплениями.

2опыт. А теперь попробуем сделать камни-самоцветы. Смешайте вместе разноцветные кусочки пластилина, разрежьте стекой и посмотрите узоры. Красиво получилось? Задание: найти камни на столе подобные камни, многоцветные.

    В недрах Уральских гор добывается много драгоценных камней. Посмотрите, это яшма, очень красивый камень. А на этой фотографии – золото. Что делают из золота? Правильно украшения. А теперь посмотрите на алмаз. Это самый твердый драгоценный камень, им режут стекло. Малахит – прекрасный камень для поделок, посмотрите, какой красивый узор на этом камне. Мы с вами читали уже сказки, где упоминался этот камень. Какие сказки вы можете назвать? («Малахитовая шкатулка», «Хозяйка Медной горы», «Каменный цветок»).

    А теперь послушайте другую сказку.

    «Жил на свете богатырь по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высокой горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.»

    - Ребята, все вулканы извергаются по-разному. Иногда они как будто взрываются, выбрасывая магму вверх и во все стороны, огромный столб дыма и пепла поднимается в небо, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, что лава вытекает спокойно. У нас в стране есть много вулканов, почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курилах (показать фотографии). Извержение вулкана начинается тогда, когда расплавленная горная порода (магма) поднимается по жерлу вулкана (показать на рисунке), и через отверстие на вершине горы (кратер) изливается жидкая лава.

   А давайте попробуем сделать свой вулкан!

Опыт «Извержение вулкана»

   Педагог готовит раствор и заливает его в «жерло вулкана» (в пробирку внутри песчаной горы). В пробирке пищевая сода и пищевой краситель, раствор – вода с лимонной кислотой. Наблюдается «извержение вулкана».

  Ребята, а вы знаете, что самый древний вид искусства – это роспись по камню? Еще в первобытные времена древние люди рисовали животных и птиц на стенах своих пещер. На востоке до сих пор существует традиция дарить друг другу собственноручно расписанные камни. Посмотрите, как я сама разрисовала морскую гальку. Сейчас вы тоже попробуете расписать камни гуашью. Можете пользоваться кисточкой, ватной палочкой – на выбор.

Роспись камней гуашью.

   Посмотрите, какие красивые расписные камни у вас получились! Мы покроем их лаком, и вы сможете подарить их родителям. Что особенно вам сегодня понравилось, запомнилось? (Ответы детей). Вы сегодня очень хорошо занимались, молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

Конспект занятия " Знакомство с полезными ископаемыми города Сланцы"

Конспект предназначен для детей с ОВЗ, старшего дошкольного возраста...

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Конспект занятия по лепке (предметной) на тему: «Наши любимые игрушки»

Возрастная группа: старшая Тема: Наши любимые игрушки Цель: Учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей)....