Конспект ООД Познавательное развитие. "Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Зотова Елена Александровна

Цель: Систематизировать знания об отличительных признаках осени используя ТРИЗ - технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Занятие по познавательному развитию

для старшего дошкольного возраста с элементами ТРИЗ

«Путешествие в осенний лес»

Воспитатель:

Зотова Елена Александровна

первая квалификационная категория

пгт. Березово, ХМАО-Югра

2020 г.

Тема: «Путешествие в осенний лес»

Цель: Систематизировать знания об отличительных признаках осени;

Задачи:

Образовательные: уточнить и расширить знания детей об осени;

формировать навыки выделения существенных признаков дерева;

сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к деревьям и животным.

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься, трудиться;

Развивающие: развивать умение сравнивать и обобщать;

 развивать внимание, логическое мышление.

Образовательная область: Познавательное развитие

Виды деятельности: художественное слово, рисование, игра

Методы: Игровой, словесный, наглядно-практический.

Оборудование: карточки с рисунками, «пятиэкранка», маски, видеоматериал (звуки дождя и грома), краски, кисточки, изображения деревьев.

Предварительная работа: Беседа «Почему листья желтеют», чтение произведений об осени, наблюдения на прогулке.

Словарная работа: Поздняя осень, золотая осень, прошлое, будущее, настоящее.

Содержание  организованной деятельности

Организационный момент:

Нужно дружно поздороваться «Добрый день».

Дружно весело сказать «Добрый день».

Влево, вправо повернись «Добрый день».

Всем друзьям улыбнись «Добрый день».

Воспитатель Ребята вы любите ходить в лес? А скажите, без чего не бывает леса? (Деревья)

Воспитатель: ученые говорят, что дерево – это сложный «живой организм». Давайте и мы с вами разберемся, так ли это на самом деле. Для начала давайте разберемся, что значит живое? (Живое растет, дышит)

- Обратите внимание на схему.

- С какого времени года дерево расположено в центре? (В центре расположено дерево из поздней осени).  

- Почему вы так решили? (Потому что в центре находится настоящее) Обратите внимание на экран «прошлое».

- Почему на дереве разноцветные листья? (потому что в прошлом была золотая осень)

- Каким оно будет в будущем? (в будущем дерево будет с голыми ветками, потому что наступит зима)

- Теперь давайте разберемся, как устроено дерево?

- Из каких частей состоят деревья (обращаем внимание на нижний экран: корни, ствол, ветки, листья, плоды)

 - Для чего нужны корни? (Они доставляют питательные вещества и воду в ствол дерева из почвы, а так же служат дереву опорой)

 - Для чего нужны листья? (Листья выделяют кислород и поглощают углекислый газ, помогая дышать всем живым существам)

- Посмотрите, пожалуйста, на верхний экран. Из какого времени года эти листья? (это осенние листья)

- Почему вы так решили (Потому что листья раскрашены в разноцветные цвета: красный, желтый, багряный)

 - Какое явление природы мы можем наблюдать осенью? (Осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад)

- Почему листья опадают с деревьев? (Листья опадают с деревьев, потому что к ним перестают поступать питательные вещества из почвы)

- Молодцы! Вы все правильно отвечали.

Воспитатель: Царица осень подарила мне  свой листочек  он не простой, а волшебная — он звучит. Закройте глаза. Какие звуки осеннего леса вы слышите? (Шепот листвы, треск сучьев, крики птиц и пр.) Вспомните, как пахнет в лесу.

- Сейчас я превращу вас в лесных обитателей.  («превращаю» ребят в грибочки, ягодки, листья, насекомых, камешки)

Технология ТРИЗ Эмпатия 

Цель:  Учить детей менять точку зрения на обычные объекты с помощью превращения себя в кого-нибудь или во что-нибудь в проблемной ситуации.

Звучит музыка. Неподвижные предметы (листья, кустики, камешки) остаются на месте, а насекомые, птички летают вокруг них, звери резвятся. Слышатся удары грома, барабанит дождь. Все птицы, звери, насекомые прячутся.

- Дождь смыл все волшебство, и лесные обитатели превратились в ребят.

- В кого (или во что) превратил вас, ребята, Волшебный листочек?

- Что чувствовал ты, муравьишка, когда в лесу была хорошая погода? (Обращается с тем же вопросом к каждому ребенку — ежику, лисичке, зайчику, белочке, бабочке, жужелице и т.д.)

-  Когда пошел дождь и загремел гром?

- Скажите, а дождь это хорошо или плохо.

Технология ТРИЗ игра «Хорошо – плохо» 

Цель учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

- Что хорошего в дожде ….

- Что плохого…

- Вот какой оказывается дождь с одной стороны плохо, что идет дождь, но без дождя всему живому никак нельзя обойтись.

- Давайте совершим скачок во времени и превратим голое дерево в прекрасное, разноцветное. Будем работать коллективно.

Рисование «Осенние листочки»

Работают под музыку П. И. Чайковского «Осенняя песенка»

Рефлексия. Выставка работ.

- Что вам понравилось сегодня на занятии? Что не понравилось? Что узнали нового? Что было самым интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательному развитию "Путешествие в подводное царство"

Занятие развивает у детей любознательность, воображение, дает детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Дети учатся разгадывать кроссворды....

Конспект по познавательному развитию "Путешествие на луну".

Конспект занятия посвящённый "Дню космонавтики"....

Конспект по познавательному развитию "Путешествие по родному краю"

Материал предназначен для детей старшего возраста. Дети знакомятся с заповедными местами родного края. Закрепляются представления детей о редких растениях и животных, о полезных ископаемых, добываемых...

Конспект по познавательному развитию «Путешествие в подземное царство».

Дети в процессе экспериментальной деятельности научатся называть особенности почвы; смогут объяснить значение почвы....

Конспект по познавательному развитию "Путешествие в страну сказок"

Конспект по формированию элементарных математических представлений на тему: "Путешествие в страну сказок"...

Конспект по познавательному развитию "Путешествие в лес" (авторская разработка)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие»....

Конспект по познавательному развитию "Путешествие в мир подводного царства" (подготовительная группа)

Закрепить знания детей об обитателях Черного моря и аквариума; уточнить отличительные особенности морских от аквариумных рыб....