Консультация
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)

Коваленко Евгения Анатольевна

Ознакомление дошкольников с природой родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_doshkolnikov_s_prirodoy_rodnogo_kraya.docx38.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Ознакомление дошкольников с природой родного края через различные виды педагогической деятельности»

План консультации.

  1. Влияние родной природы на формирование личностных качеств у детей дошкольного возраста.
  2. Ознакомление дошкольников с природой Брянского края посредством интеграции различных видов образовательной деятельности с детьми.
  3. Формы и методы формирования представлений о природе родного края у дошкольников
  4. Условия формирования представлений о природе родного края у дошкольников.

Заключение.

Литература


1. Влияние родной природы на формирование личностных качеств у детей дошкольного возраста.

    Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания. Одно из проявлений патриотизма - любовь к природе. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога. Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и животных.

   Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания любви к родному краю через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с окружающей природой.   Любовь к родной природе Брянского края нужно воспитывать с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».

Построение образовательного процесса по ознакомлению с природой Брянщины позволяет осуществить решение следующих задач:

- Воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к городу Брянску;

- Обогатить знания детей о природе Брянщины;

- Формировать эмоционально-положительное отношение к людям разных национальностей Брянщины;

- Формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях;

- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе Брянского края.

   Данные задачи решаются в непосредственно-образовательной деятельности, в различных видах совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе.            Работа в этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка в соответствии с ФГОС.

2. Ознакомление дошкольников с природой Брянского края посредством интеграции различных видов образовательной деятельности с детьми.

Говоря об интеграции в экологическом образовании, следует отметить мероприятия, которые используются в работе.

1.Организованная НОД. Прежде всего, это комплексные занятия. Это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Их можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны для старших дошкольников.

Комплексные занятия организуются на самые разные темы. Это творческое дело воспитателя. Во всех случаях они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено на занятии.

2.Познавательно-исследовательская деятельность.

Экскурсии на природу и целевые прогулки. Используются с детьми в ближайшее природное окружение - это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные, эстетические. Экскурсии и целевые прогулки по своей организации является комплексным мероприятием: его планируют, обдумывают, готовят сразу несколько взрослых - инструктор по физическому воспитанию, медсестра, методист и воспитатель группы. 

Наблюдения за явлениями природы. Ведущее значение среди  мероприятий имеют наблюдения - они могут быть самого различного содержания в зависимости от времени года, конкретного природного окружения, опыта посещения детьми экосистем.

3.Коммуникативная деятельность. Используются чтение художественных произведений, беседы, проблемные ситуации, составление рассказов.

4.Игровая деятельность. Используются сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, народные игры.

5. Трудовая деятельность. Используется самостоятельный труд, совместные действия, поручения.

6. Музыкально-художественная деятельность. Используется слушание, исполнение,  импровизация.

3.Формы и методы формирования представлений о природе родного края у дошкольников.

  1. Основные формы экологического воспитания:
  1. Непосредственно образовательная деятельность

Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.

  1. Экскурсии

Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой Брянщины. Экскурсии как форма занятий проводятся, начиная со средней группы. Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения в природе. Намечает воспитатель экскурсию исходя из требований программы и особенностей окружающей местности Брянского края.

  1. Экологические праздники и досуги

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком.

  1. Ознакомление детей с природой в повседневной жизни

Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам на участке детского сада, организует разнообразные игры с природным материалом - песком, глиной, льдом, листьями и т. д.

1.5. Труд

Интересная и разнообразная работа проводится в цветнике и на огороде. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т. д.). Эта работа оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи. В старшей и подготовительной к школе группах возможна организация дежурств по участку весной и летом или закрепление групп детей за грядкой, клумбой.

Труд и наблюдения в уголке природы с детьми воспитатель проводит ежедневно. Форма организации деятельности разная (в зависимости от возраста). К отдельным трудовым поручениям привлекаются дети, начиная с младшей группы.

  1. Организация выставок и конкурсов творческих работ
  1. Участие в детских экологических конкурсах, олимпиадах
  1. Методы экологического воспитания.

В педагогическом процессе используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций.

Практические методы - это игра, элементарные опыты и моделирование.

Словесные методы - это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.

В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

Наглядные методы

  1. Наблюдение

Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Оно позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших наглядно представленных взаимосвязях. Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3 -6 человек), так и со всей группой воспитанников. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).

  1. Использование иллюстративно-наглядного материала в работе с детьми

Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно - наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, слайды, модели, кино- и видеофильмы.

Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (диких или домашних зверей других климатических зон).

Практические методы

  1. Моделирование

Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Решить успешно эти задачи помогает воспитателю моделирование как метод ознакомления детей с природой. Оно основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

  1. Несложные опыты и экспериментирование

Для того чтобы знания детей о природе Брянского края были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.

Проводят опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.

  1. Ознакомление детей с природой в играх

В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры. В практике дошкольного воспитания применяются несколько групп игр:

Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, подводят детей к умению обобщать и классифицировать.

Настольно-печатные игры это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки.В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

Словесные игры - это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.

В старших группах с успехом можно использовать соревновательные игры, игры - путешествия.

Словесные методы

  1. Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы

На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми воспитатель использует рассказы о природе. Основная цель этого метода - создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фак- тах.Тема рассказа выбирается воспитателем с учетом содержания знаний, определенного программой детского сада. Составляя рассказ, воспитатель должен позаботиться о включении в него не только известных детям слов, но и новых, обогащающих их речь.

  1. Использование художественной природоведческой литературы

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе. Общее для всех возрастных групп требование к методике использования книг - сочетание чтения с непосредственным наблюдениям в природе. После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах.

  1. Беседа как метод ознакомления детей с природой

В зависимости от дидактических целей беседы о природе принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые.

  1. Проектный метод

Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка. Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, помогает самостоятельно осваивать окружающую действительность. Участвуя в проектах, ребенок развивается, учится находить выход из трудной ситуации и становится увереннее в своих силах.

4.Формы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Немалое значение в воспитании детей имеет пример родителей. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы основываются на педагогике сотрудничества:

- Анкетирование, проведение опросов

  • Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон),

-Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

  • Календарь интересных дат-совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
  • Участие в выставках, смотрах-конкурс ах.
  • Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
  • Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

4. Условия формирования представлений о природе родного края у дошкольников.

    Для реализации  задач ознакомления детей с природой Брянского края в ДОУ создаются ряд условий: уголок с животными и растениями, участок детского сада, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка. Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность.

      Модель экологической предметно-развивающей среды включает в себя следующие компоненты: уголок природы, уголок по экспериментированию, центр дидактической игры, уголок книги, наглядный и демонстрационный материал, оформление группового пространства, уголок по театрализованной деятельности, групповой участок, клумбы и огород.

     Для постоянного общения ребенка с растениями и животными в детском саду создают уголки природы, который украшает групповую комнату, доставляет удовольствие детям и дает возможность проводить наблюдения, ухаживать за животными и растениями. Уголок природы включает в себя следующие составляющие: комнатные растения, природный материал, в том числе коллекция разных семян и камней, календарь наблюдений, оборудование для трудовой деятельности, мини-огород.  Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовывать различную их деятельность на протяжении всего года. Работа с календарем, уход за растениями уголка природы, наблюдения за посадками это все компоненты методики экологического воспитания.

    Обитатели уголка природы могут жить там постоянно (комнатные растения, рыбы, птицы родного края и пр.), либо пребывать там определенное, непродолжительное время (растения и животные местного края, жизнедеятельность которого проявляется наиболее ярко в определенные сезоны - весенние первоцветы, насекомые).

   Другим условием успешной организации работы по ознакомлению с природой дошкольников является наличие правильно спланированного и хорошо оборудованного участка детского сада. Участок детского сада должен отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям (иметь определенный размер, там должны быть правильно подобраны и размещены деревья и кустарники, созданы цветники, возможно разведение небольшого огорода и сада, выделение места для содержания некоторых животных, привлечение на участок птиц).

     Уголок по экспериментированию включает в себя картотеку опытов и оборудование для опытнической деятельности. Опытническая деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.

В центре дидактической игры собраны различные игры природоведческого содержания,

      В уголке книги подбираются различные произведения познавательной и художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых, разнообразием растений, овощей и фруктов Брянского края.

 Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеет наглядный и демонстрационный материал. В  группе он включает в себя следующее: игрушки-модели представителей животного мира, муляжи овощей и фруктов, серию предметных и сюжетных картинок, различные альбомы, дидактические карточки «Правила поведения в природе», графические модели и пособия (панно «Лес», макеты «На бабушкином дворе», «Морские обитатели», книга «Круглый год»).

 Оформление группового пространства способствует эколого-эстетическому развитию ребёнка.

    В театральном уголке подбираются различные маски (животных, насекомых, овощей и фруктов) и костюмы для разыгрывания экологических сказок и игр-инсценировок, способствующих эколого-эстетическому развитию детей и формированию их нравственных качеств.

Не менее важной для экологического воспитания является развивающая среда и группового участка, в создании которой активное участие принимают родители воспитанников.  

    Формированию осознанного экологически-грамотного отношения детей к объектам природы способствует приобщение их к посильному труду по уходу за растениями на цветочных клумбах и огороде. Огород используются с целью выработки у дошкольников навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в рационе. Выращенная продукция используется непосредственно в рационе питания детей.

   

Литература.

1.Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н.// Детский сад от А.до Я. - 2010. - № 6. - С. 101-103. лицей, 2004.

2.Газина, О.М., Фокина В.Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. – Изд.: Прометей, 2013. – 254 с.

3.Григорьева, А. И. Формирование экологической культуры дошкольника / Григорьева А. И.// Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 44-45.

4.Зенина, Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными / Т.Н. Зенина, – М.: Педагогическое общество России, 2007.

5.Иванова, А.И., Михайленко В.А. Сезонные наблюдения в детском саду. Методическое пособие / А.И. Иванова, В.А. Михайленко – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 180 с.

6.Новицкая, В.А., Римашевская, Л.С, Правила поведения в природе для дошкольников: методическое пособие. – М.: 2011.

7.Николаева, С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Академия, 2011. – 324 с.

8.Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. – с. 119.

9.Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей групп дет. сада: кн. для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 2006. – 223 с.

10.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-синтез, 2013. - 208 с.

11.Прокопова, А. Формирование заботливого отношения к природе //Дошкольное воспитание, 2009, №8. - стр.86-91.

12.Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду / О.А. Соломенникова – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – С. 210.

Интернет-ресурсы:

  1. Материалы сайта www.i-gnom.ru.
  2. Материалы сайта https://nsportal.ru
  3. Материалы сайта https://infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....