Экологический проект «Природа - наш дом. Мусор не нужен в нём!».
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Экологический проект «Природа - наш дом. Мусор не нужен в нём!».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolog._proekt_lutsenko_dolgova.docx1008.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка-детский сад №2

МО Усть-Лабинский район

Экологический проект «Природа - наш дом. Мусор не нужен в нём!».

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image1.jpeg

Воспитатели: Луценко С.А.

Бочарова О.Г.

        

2020г.

Введение.

Великий Нильс Бор предрекал: «Человечество погибнет не от атомной бомбы, бесконечных войн, оно похоронит себя под горами собственных отходов». Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.

Актуальность:

 Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Проблема:

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Продукт проекта.        

  • Выставка работ из бросового материала «И мусор может быть красивым!»
  • Развлечение совместно с родителями «Мусор Земле не к лицу»
  • Изготовление родителями костюмов из бросового материала. 

Возраст участников: 6-7 лет

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы «А» , воспитатели.

Продолжительность проекта: среднесрочный, 3 месяца (октябрь, ноябрь, декабрь)

Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий

Цель проекта: - научить экологическим способам  сортировки, переработки и утилизации мусора.

Задачи:

-  формировать представления о целесообразности вторичного

использования бытовых и хозяйственных отходов;

- дать представление о видах бытовых отходов и их свойствах;

- об опасности бытовых отходов для жизни человека и живых организмов. - уточнить представления детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

Для детей:        формировать представления о целесообразности вторичного

использования бытовых и хозяйственных отходов; дать представление о видах бытовых отходов и их свойствах; об опасности бытовых отходов для жизни человека и живых организмов. Уточнить представления детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

Для педагогов: выражать активную гражданскую позицию в защите окружающей среды, экологическое просвещение.

Для родителей: формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.

Выводы

В работе над проектом были раскрыты не только экологические проблем, но и некоторые социальные (отсутствие заинтересованности детей и некоторых взрослых в решении вопросов обращения с твёрдыми бытовыми отходами, решение проблем окружающей среды, совместно с семьёй).

Экономические проблемы - проблемы сбора и сортировки мусора, экономии сырья и материальных ресурсов за счёт вторичного использования отходов.

 Соблюдение прав ребёнка, в том числе и права на здоровую окружающую среду, создание предпосылок для улучшения здоровья и работоспособности детей в будущем.

Краткое содержание проекта

Этапы реализации проекта

Мероприятия

проекта.

Задачи.

Разработка плана реализации проекта.

Составление конспектов мероприятий.

Подбор

иллюстративного

материала.

Знакомство родителей с планом проекта.

Проектирование и систематизация мероприятий по реализации проекта.

Оснащение предметнопространственной среды.

Включение родителей в проектную деятельность, определение их роли в данном проекте.

Основной.

Тематическая экскурсия по территории детского сада 

Провести беседы, занятия, игры, по изучению свойств и качеств материалов: стекло, пластик, металл, бумага, резина. Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором возле своего дома, на своей улице, в детском саду.

Учиться

классифицировать

мусор.    

                     

Закрепить с детьми знания о загрязнении окружающей среды.

Понаблюдать и оценить чистоту территории детского сада и способах её защиты.

Заключительный.

Открытие галереи “Мусорный вернисаж”

Развлечение совместно с родителями «Мусор Земле не к лицу»»

Изготовление костюмов «Вторая жизнь вещей»

 Создавать

разнообразные поделки с помощью бросового материала, знакомиться с их свойствами, приобретать трудовые навыки .

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, на практике показывать своё отношение к мусору на улицах родного города.

Ожидаемые результаты

Дети должны узнать проблемы загрязнения окружающей среды мусором, как рационально минимизировать накопление отходов, эффективность вторичного использования отходов. Научиться соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе: почему и как нужно убирать мусор в городе, в лесу, на реке. Создавать разнообразные поделки с помощью бросового материала, знакомиться с их свойствами, приобретать трудовые навыки и умения мыслить. Научиться сортировать мусор, знать игровые маркеры.

Продукт проекта.

  • Выставка работ из бросового материала «И мусор может быть красивым!»
  • Развлечение совместно с родителями «Мусор Земле не к лицу»
  • Изготовление родителями костюмов из бросового материала

Литература

  1. Аксенова,        З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.
  • Москва: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с. - (Библиотека воспитателя).
  1. Андриенко,        Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.
  2. Воронкевич,        О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - №
  1. - С. 23-27.

4 Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.

Приложение

Беседа «Помоги природе!»

Цель: дать понятия о вреде мусора для природы и человека.

Демонстрационный материал: плакаты «Береги природу», иллюстрации к стихам «Ландыш», «Зимний лес», «Березка», «Журавли», «Летний дождь».

Ход беседы:

-Посмотрите на эти картины, и скажите, как все это назвать одним словом? (ответы детей)

-Ребята, сегодня мы с Вами побеседуем о том, как людям нужно беречь природу.

  • Что такое природа?

-Без чего не может жить человек?

-Откуда человек берет пищу, одежду, жилье, мебель? (ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей. Да, человек не может жить без воздуха, без воды. Пищу, которую дают животные, растения, одежду, мебель, жилище получают в природе. А воздух и вода - часть природы.

Вопрос к детям:

  • А всегда ли мы относимся по доброму, бывая в лесу, на лугу, на речке?

А теперь послушайте стихотворение Сергея Михалкова: «Прогулка»:

Мы приехали на речке воскресенье провести А свободного местечка, возле речки не найти!

Тут сидят, и там сидят: загорают и едят Отдыхают как хотят Сотни взрослых и ребят Мы по бережку прошли и поляночку нашли Но на солнечной полянке тут и там пустые банки И как будто нам назло даже битое стекло Мы по бережку прошли, место новое нашли Но и здесь до нас сидели, тоже пили, тоже ели Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли Мы прошли конечно мимо...

Эй, ребята, крикнул Дима, вот местечко хоть куда, родниковая вода!

Чудный пляж, вид, прекрасный пляж, распаковывай багаж.

Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли Веселились как могли Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели Отдохнули - и ушли И остались на полянке у потухшего костра: две разбитых наших склянки, две размокшие баранки - словом, мусора гора!

Мы приехали на речку понедельник провести Только чистого местечка Возле речки не найти!

Вопросы к детям:

  1. Куда приехали дети в воскресенье?
  2. Почему дети долго искали место для отдыха?
  3. Какую полянку оставили после себя?
  4. Как вы назовете детей, которые оставили мусор, бумагу, битое стекло?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Вежливый человек, придя в лес или на луг, не оставить после себя грязные бумаги, разные банки, склянки, бутылки.

WhatsApp Image 2020-11-20 at 11.42.27 (9).jpeg

WhatsApp Image 2020-11-20 at 11.42.27 (7).jpeg

Экспериментальная деятельность:

«Если закопать в землю что произойдет?»

Цель: выяснить, исчезает мусор в природе или остается навсегда.

Закопаем в ящик с землей консервную банку, кусок картона, полиэтиленовый пакет, лоскуток ткани, огрызок яблока. Выставим ящик на улицу. Через два месяца раскопаем землю и посмотрим, что произойдет с этими предметами.

Через определенный промежуток времени проверять состояние материалов. Отметить результат воздействия на них солнца, дождя, почвы.

Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.

WhatsApp Image 2020-11-20 at 11.42.27 (15).jpeg

WhatsApp Image 2020-11-20 at 11.42.27 (16).jpegWhatsApp Image 2020-11-20 at 11.42.27 (18).jpeg

Дидактическая игра:"Мусор - это хорошо или плохо?"

Цель: различать и называть материалы, формировать представление об охране природы за счёт рационального использования ненужных предметов и их переработке. Расширять словарный запас.

Экспериментальная деятельность "Рассортируем мусор"

Цель: некоторые отходы могут быть переработаны, для этого достаточно лишь рассортировать мусор дома и отвезти его в специальные пункты

Сюжетно- ролевая игра «За продуктами в магазин?».

Цель: научить выбирать товары в упаковках многоразового использования

Конспект тематической прогулки «Чистый участок нашего детского сада».

Задачи:  Наблюдение за состоянием окружающей среды на территории детского сада и вокруг него.

Прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде.

Воспитывать интерес и уважение к работе дворника.

Ход прогулки.

  • Сегодня, ребята, мы с вами совершим прогулку не только по территории детского сада, но и вокруг, для того, чтобы посмотреть в каком состоянии находятся дорожки, газоны и вся территория вокруг детского сада.
  • Ребята, обратите внимание на дорожки. Чистые они или на них есть мусор? (Ответы детей).
  • Да, дети. На дорожках встречается мусор: бумажки от конфет, бутылочки от лимонада, разные ветки и другой мусор.
  • А вы, ребята, бросаете мусор на землю? (Ответы детей.)
  • А видели, как взрослые мусорят?
  • Скажите мне, пожалуйста, что будет, если все будут выбрасывать мусор на улицу?
  • Правильно! Везде будет мусорная свалка. А вы хотели бы жить на мусорной свалке?
  • Молодцы, ребята! А что мы с вами можем сделать для того, чтобы на улицах нашего города всегда было чисто?
  • Конечно же, если мы не будем бросать на землю фантики от конфет, баночки от йогуртов, обёртки от шоколадок и т. д., то в нашем любимом городе будет всегда чисто, красиво и уютно.
  • Ребята, а на территории детского сада есть мусор?
  • А как вы думаете почему?
  • Да, конечно же, мы не бросаем мусор на дорожки, а только в урну, а если на дорожках появляются опавшие листья или принесёт ветром, то его убирает дворник.
  • Молодцы, ребята, вы очень правильно всё рассказали. Мы хотим жить в чистом, красивом, уютном городе, а для этого необходимо выполнять некоторые правила:
  1. Нельзя бросать мусор на землю!
  2. Если на ваших глазах кто-то бросил бумажку, нужно указать ему на неправильное поведение.
  3. « Не бросайте никогда корки, шкурки, палки.

Конкурс детско-родительских работ поделок и костюмов из бросового материала. WhatsApp Image 2020-11-20 at 11.42.27 (19).jpeg

WhatsApp Image 2020-11-16 at 21.34.13.jpegWhatsApp Image 2020-11-19 at 07.38.26.jpegWhatsApp Image 2020-11-18 at 21.24.59.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Природа – наш дом. Мусор не нужен в нём!».

Тип проекта: информационно – исследовательский.По содержанию: ребенок и охрана природы.Участники проекта: дети – педагоги – родители.По количеству участников: коллективный.По продолж...

Экспериментально- исследовательский проект "Природа- наш дом. Мусор не нужен в нем!"

Земля- наш единственный дом,Давайте не мусорить в нем!Пусть каждый это поймет,Если себе не враг:Земля и без нас проживет,А мы без нее никак!...

Проект «Природа – наш дом. Мусор не нужен в нём!».

laquo;Природа – наш дом. Мусор не нужен в нём!»....

Познавательно-экологический проект «Город наш дом-мусор не нужен в нем!»

laquo;Встал поутру, умылся. Привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» А. де Сент – Экзюпери. Актуальность проекта. Дошкольный возраст - самоценный этап...

Презентация проекта "Природа -наш дом.Мусор не нужен в нём!"

Задачи: Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах; об опасности бытовых отходов для жизни человека и живых организмов.Уточнить представления у детей об основных источниках ...

Экологический проект " Природа - наш дом. Мусор не нужен в нем!"

Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее....

ПРОЕКТ «Природа наш дом-мусор не нужен в нем!»

Тип проекта: информационно – исследовательскийУчастники проекта: дети-педагоги-родителиПо количеству участников: коллективныйПо продолжительности реализации проекта: долгосро...