Познавательно -исследовательский проект "Лаборатория -Почемучкина"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Ибрагимова Марина Евгеньевна

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру.  Основная особенность познавательной деятельности - ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx41.16 КБ
Файл risovanie.docx1.94 МБ
Файл eksperimen1.docx1.66 МБ
Файл eksperimen2.docx2.2 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад комбинированного  вида №138»

Краткосрочный познавательно- исследовательский проект

для детей 6-7 лет

   Подготовила: воспитатель первой категории, подготовительной  группы №7

                                                                            Ибрагимова М.Е

г. Оренбург 2020г

   

 Тип проекта:

- по продолжительности: краткосрочный

- по виду деятельности: познавательно - исследовательский

- по количеству деятельности: коллективный

- по профилю знаний: межпредметный

Участники проекта: дети подготовительной  группы №7, воспитатель,          

родители

Условия реализации проекта:

1. Соблюдение правил безопасности;

2. Оснащенность материалами, оборудованием:

-  фольга, вода,пробки,магниты

 -цветной принтер,  фотоаппарат,

Сроки реализации проекта: 

четыре недели (с 01.02.2021г.

по 26.02.2021г.)

          Проблема:

Детям по своей природе свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Познавая окружающий мир, ребенок, стремится рассмотреть предмет, потрогать его руками, понюхать, постучать им. Но не всегда это возможно сделать в окружающей обстановке. Дети часто слышат нельзя, не трогай, вырастешь, узнаешь и т. д. Но взрослые не задумываются о последствиях таких высказываний в сторону ребенка. Ребенок закрывает свой любознательный мир от взрослых и действует украдкой, чтобы никто его не видел, тем самым не зная об элементарной безопасности, вредит себе и окружающим.

Актуальность:

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру.  Основная особенность познавательной деятельности - ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.  

Цель проекта: развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментальной деятельности, через привлечение родителей к участию в жизни группы и детского сада. 

Задачи проекта:

  • установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития познавательно-исследовательской деятельности детей, путем проведения экспериментов в домашних условиях;
  • поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность;
  • учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
  • развивать  у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
  • развивать мышление, речь-суждение в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
  • продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Гипотеза состоит в предположении того, что проводимая работа в группе, а также творческое взаимодействие детей и родителей будет способствовать повышению интереса детей к познавательно-исследовательской деятельности, и как следствие  динамики в познавательном  и речевом развитии дошкольников.

 Этапы проекта

1 этап – Подготовительный - 1 неделя

  • Сбор информации, подготовка оборудования для реализации проекта
  • Организация развивающей среды
  • Составление перспективного плана работы
  • Информирование родителей о проведении проекта
  • Подготовка информационной и консультативной базы для работы с родителями
  • Анкетирование родителей по теме

2 этап - Организационно-информационный - 2 недели

Реализация проекта:

  1. Работа с детьми:
  • Образовательные ситуации,  опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов.  
  • Ознакомление с картотеками опытов и схемами экспериментов, которые можно провести дома.

2. Работа с родителями:

  • Анкетирование, мастер-класс, консультации, информационные буклеты, домашние задания (экспериментируем дома).
  • Организация детско-родительской деятельности – проведение эксперимента дома.

3 этап – Итоговый - 1 неделя

  • Представлений детьми результатов детско-родительского эксперимента в домашних условиях.
  • Оформление альбома «Экспериментируй дома»

Поэтапный план реализации проекта

              Ответственный за проведение:  воспитатель  Ибрагимова М.Е

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

1 этап – организационно - информационный

Подготовить  методическое обеспечение проекта

Подбор   и   анализ литературы,   информации с      интернет     ресурсов, разработка перспективного плана, организация предметно - развивающей среды

1 неделя

Создание нормативно-правовой и методической базы, для реализации проекта и обеспечением необходимой информацией родителей и детей.

Определения объема знаний о некоторых явлениях в неживой природе, об элементарных физических процессах.

Мониторинг детей по проблеме: беседы с детьми «От чего и почему?»

Выявление отношения к исследовательской активности детей

Анкетирование родителей

2 этап - продуктивный

НОД

Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление происхождении, формировать представления о природном явлении – извержение вулканов. Учить делать умозаключения.

  Творческая мастерская  Рисование

«Вулканы»

2 недели

У детей сформируются представления о процесс извержения вулканов.

Учить рисовать радугу путем смешивания красок, опытным путем получать необходимые цвета. Составить схему получения цветов.

Творческая мастерская  Рисование

«Радуга- дуга»

Дети усвоят принцип смешивания красок, усвоят алгоритм получения различных цветов.

Познакомить со свойствами металлов, их видами, магнитом. Опытным путем показать способность металлов к магнетизму.

  Рисование магнитов через лист бумаги

Дети усвоят свойства металлов, магнита.. Магнитное поле действует через бумагу.

  .

Опыты и эксперименты

Опытным путем установить явление  статического электричества и возможность снять его с предметов.

«Чудо прическа».

«Волшебная фольга»

«Волшебный шарик»

«Волшебная расчёска»

«Шарик к стене».

Дети смогут применять практически знания о статическом электричестве.

Выявить особенность двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Действие магнита на расстоянии

«Два магнита»

«Какие материалы притягивает магнит»

«Магнит действуют на расстоянии»

Дети узнают о полярности магнитов

   Опытным путем установить явление  статического электричества и возможность снять его с предметов.

Узнать, как в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.

«Прыгающие хлопья» «Гибкая вода»

«Поможем Золушке. Способ разделения, перемешанных, соли и перца»

 . Дети смогут применять практически знания о статическом электричестве.

Познакомить с силой притяжения Земли, с силой трения .

 «Почему всё падает на землю?»

 Дети усвоят существование «невидимой силы», которая притягивает к земле любые предметы и тела.

Презентации, образовательные ситуации и беседы

Обобщить и расширить знания об электричестве, как оно помогает человеку и

 как «приходит» к человеку. Познакомить с батарейкой, как хранителем электричества и способом использования лимона в качестве батарейки.

Уточнять и закреплять правила безопасности в обращении с электроприборами. Запомнить правила работы во время  проведения экспериментов, активизировать знания о лаборатории.

Презентация «Путешествие в страну Электричества».

«Почему горит фонарик»?

«Правила безопасности с электричеством».

 «Лабораториум».

«Внимание. Работа в лаборатории».

Дети узнают о значении электричества, откуда оно появляется, о значимости батареек. Узнают способом использования лимона в качестве батарейки.

Актуализируют  правила при проведении эксперимента, правила безопасности.

Познакомить с приборами наблюдений: микроскоп, лупа, бинокль, телескоп.

«Волшебные стеклышки».

Получат знания о разнообразии приборов наблюдений их конструкцией.

Просмотр мультфильмов

Развитие познавательной активности, любознательности.

«Смешарики. Притяжение земли».

«Фиксики. Сила трения. Сила притяжения.

Электричество.

Магнит».

Дети познакомится с понятиями «сила притяжение, сила трения, электричество, магнетизм».

Исследовательская деятельность  на прогулке

Помочь сделать выводы, где снег растает быстрее, на солнце или в тени. Установить взаимосвязь.

Помочь сделать выводы о том, что снег сохраняет тепло.

Познакомить с образованием тени от предметов.

Познакомить с понятием «отражение», найти предметы в окружающей обстановке, способные отражать. Помочь сделать умозаключения.

«Где быстрее растает»?

«Тепло ли под снегом»?

 «Я увижу свое отражение».

Дети смогут сделать выводы о свойствах снега, устанавливать причинно - следственные связи.

Понять свойства предметов, способствующие отражению.

Поддержание интереса к экспериментированию. Через чтение художественной литературы, способствовать проведению самостоятельных элементарных экспериментов.

«Секреты знакомых предметов» А. Шапиро

Создание условий для самостоятельной деятельности в мини лаборатории.

Дети узнают об элементарных экспериментах, которые они смогут выполнять в самостоятельной деятельности в группе и дома.

Работа с родителями

Просвещение родителей по данной теме:

рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.

Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

        Научить родителей элементарным опытам и экспериментам в домашних условиях.

        Установить сотрудничество с родителями в вопросах развития познавательной активности детей. Привлечь родителей к участию в познавательно – исследовательской деятельности ребенка.

Консультации для родителей: 

«Игра или   экспериментирование».

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

«Что нужно делать для поддержания интереса к познавательному экспериментированию»?

Памятка «Как организовать мини лабораторию в домашних условиях»?

 Домашнее задание «Опыты в семейной лаборатории».

Родители расширят знания о необходимости проведения опытов и экспериментов с детьми в домашних условиях.

Практическим путем научатся опытам и экспериментам в домашних условиях.

Сотрудничество детей и родителей

3 этап – итоговый

Представление детьми результатов детско-родительского эксперимента или опыты дома.

Презентация «Наши удивительные эксперименты в семейной мини лаборатории».

1 неделя

Дети смогут поделиться впечатлениями от проведенных дома опытов вместе с родителями, смогут заинтересовать друг друга на продолжения этой работы.

Оценка реализации проекта детьми

Беседа с детьми «Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?»

Ожидается  динамика владения материалом по данной проблеме.

 .

Расширение материально-технической базы, распространение опыта среди педагогов и родителей.

Оформление альбома «Экспериментируй дома»

Конечный продукт проекта: презентация «Наши удивительные эксперименты в семейной мини лаборатории», при выполнении которой:

  • дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой;
  •  у них сформируются личностные компетенции: познавательная активность, самостоятельность, инициативность;
  • расширятся перспективы поисково-познавательной деятельности;
  •  повысится процент включенности родителей в развитие и воспитание своих детей.

Диагностический инструментарий: модель трёх вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?

 Результаты деятельности педагога:

1. Пополнение и систематизация практического материала по теме.

2. Повышение информационной культуры педагога.

3. Развитие технических умений по использованию информационно-коммуникационных технологий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бондаренко, Т.М.Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// Т.М. Бондаренко - Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
  2. Детское экспериментирование // Ребенок в детском саду: информационный портал о государственных и частных детских садах: https://kladraz.ru
  3.  Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности в условиях реализации ФГОС ДОУ: https://deti-clab.ru
  4. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
  5. Иванова, И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
  6. Мартынова, Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
  7.  


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Непосредственно образовательная деятельность (познавательно-исследовательская деятельность) на тему: «ПОЧЕМУЧКИНА НЕДЕЛЯ»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив старшей группе Тема: «Почемучкина неделя» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Физиче...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....