Главные вкладки

    Непосредственно образовательная деятельность (познавательно-исследовательская деятельность) на тему: «ПОЧЕМУЧКИНА НЕДЕЛЯ»
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками

    в старшей группе

     

    Тема: «Почемучкина неделя»

     

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Физическая культура», «Коммуникация», «Безопасность», «Труд».

    Задачи:

    1)      Расширять и закреплять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый- легкий, метал нагревается, притягивается магнитом, дерево горит, к магину не притягивается. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.(«Познание»)

    2)      Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами. Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.(«Коммуникация»)

    3)      Закрепить правила обращения с горячими предметами. («Безопасность»)

    4)      Формировать умение самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности («Труд»)

    5)      Обогащение музыкальных впечатлений детей («Музыка»)

    Методы и приемы: (методика И.Л.Паршукова)

     - практические: действия с предметами, элементарные опыты, дидактическая игра, выполнение действий по словесной инструкции

    - наглядные: наблюдение опыта, рассматривание предметов

    - словесные: сюрпризный момент, загадки, рассказ-беседа, объяснения педагога

    Материалы и оборудование: (методика И.Л.Паршукова)

    2 коробки, большой гвоздь, карандаш, молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя, таз с водой, гвоздики и деревянные палочки по количеству детей, картинки с изображением реки, костра, металлические пластины, деревянные бруски, спички, гвозди по количеству детей; металлическая ложка, деревянная ложка, миска с горячей водой. Картинки с изображением предметов, сделанных из разных материалов, картинки-портреты героев на каждого, магнит, разные металлические, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы; кусочек ткани, магнитная доска, железные рыбки или из пленки с кнопкой; бабочки заранее подготовленные, машинки из бумаги. Рукавичка теннисный мяч.

     

    Формы организации совместной деятельности

    Детская деятельность

    Формы и методы организации совместной деятельности

    (соотнести с методикой одного из изученных авторов)

    Двигательная

    Утренняя гимнастика, подвижная игра «Палочка-стукалочка», физминутки, НОД 

    ( образовательная деятельность) в спортзале.

    Игровая

    Дидактические игры  «Из чего сделано»,  «Чудесный мешочек»

    Продуктивная

    деятельность в минилаборатории, деятельность в изостудии

    Познавательно-исследовательская

    Наблюдения за проведениями опытов воспитателем,  решение проблемных ситуаций, экспериментирование, дидактические  игры«Из чего сделано»,  «Чудесный мешочек»

    Коммуникативная

    Речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, вопросы

    Музыкально-художественная

    Слушание песни Чичикова «Из чего же, из чего же…», НОД (образовательная деятельность) в музыкальном зале

    Чтение художественной литературы  (восприятие)

    Чтение русской народной сказки «Соломинка, лапоть и пузырь», обсуждение.

    Трудовая

    Познавательные опыты с металлом, магнитом  и деревом, подготовка  рабочего места для себя и уборка за собой

    В соответствии с СанПиНом – п.6.13., 12.22.

     

    Логика образовательной деятельности

    Деятельность воспитателя

    Деятельность воспитанников

    Ожидаемые результаты

    1

    Воспитатель вносит в группу 2 коробочки и записку. Предлагает отгадать, что в них лежит с помощью подсказки – загадки: «Цветной Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет там след кладет. (Карандаш)

    «Металлический Антошка на очень тонкой ножке, по головке постучишь, что-нибудь да смастеришь» (Гвоздь)

    Проблемная ситуация:

    - А как нам узнать в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш?

    - А если не смотреть, то как можно узнать?

    - Если мы пошумим коробками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш?

    - А по запаху можно различить?

    Воспитатель достает карандаш и гвоздь и показывает детям. Карандаш и гвоздь спорят, кто из них главнее.

    Дидактическая игра «Из чего сделано». Цель: формировать умение детей классифицировать предметы по материалу (металлические, деревянные)

     - Как вы думаете, кто прав – гвоздь или карандаш?

    Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель: определять предмет на ощупь.

    Воспитатель предлагает детям сравнить деревянные и металлические предметы:

    Чем отличается металлическая пластина и деревянный брусок?

    Какие они на ощупь?

    Какая поверхность у металлической пластины?

    А какая у деревянного бруска?

    Воспитатель предлагает приложить к одной щеке брусок, а к другой пластину. Что чувствуете?

    Какой вывод можно сделать?

    Как проверить, что дерево мягче металла?

    Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл».

    Цель: показать, что дерево мягкое, а металл твердый.

    Физминутка: раз, два, три, четыре, нужна нам мебель для квартиры. Грузчиков мы пригласим и поедем в магазин…

    Проблемная ситуация: карандашу и гвоздику надо переправиться через речку. Гвоздик приуныл.

    Вопрос: Как вы думаете, почему?

    Как же тогда гвоздику перебраться на другой берег? (его может перевести карандаш). Наши друзья захотели есть.

    Кто пошел ловить рыбу, а кто варить уху? Почему?

    Быстрее нагреется какая ложка деревянная или металлическая? Почему?

    Провести опыт на теплопроводность. Цель: практическим путем доказать, что металл быстрее нагревается, чем дерево.

    Помогите друзьям затушить костер. Как это сделать?

     

    Рассматривают коробочку, отгадывают загадки, отвечают на вопросы

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Дети на ощупь определяют по очереди, какой предмет (деревянный или металлический) лежит в мешочке

     

    Дети называют отличия металла от дерева

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Дети наблюдают за опытом, проводимым воспитателем.

    Делают выводы

    Дети выполняют движения в соответствии с текстом и показом движений воспитателем

     

    Решают проблемную ситуацию, отвечают на провокационные вопросы

     

     

     

     

    Рассказываю правила работы с горячей водой.

    Проводят опыт с ложками

    Делают выводы

     

     

     

    Сформировано умение отгадывать загадки, сформировано умение свободного общения

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Сформировано тактильное восприятие предметов из металла и дерева

     

    Расширены представления о свойствах  металла и дерева

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Реализована потребность  в выражении своей точки зрения на решение  проблемы

     

    Закреплены правила работы с горячей водой

     

     

    2

    Слушание детской песенки  Чичикова «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки»

    Слушают песню

    Сформировано умение слушать музыку и понимать смысл слов

    3

    Карандаш и гвоздик приходят к детям в изостудию и просят ребят помочь им  составить альбом с их приключениями.

    Воспитатель предлагает детям подумать, что можно нарисовать. Какие изобразительные средства им нужны для этого.

    Рисование по замыслу «Приключения карандаша и гвоздика». Цель: воплощать замысел используя разную технику рисования и изо материал.

    Физминутка «Девочки и мальчики».

    Работа детей.

    Составление альбома приключений друзей.

     

    Дети заинтересованы в оказании помощи карандашу и гвоздику в составлении альбома.

    Рассказывают, кто из них, что хотел бы нарисовать и какими изобразительными материалами.

    Дети рисуют

     

     

     

     

     

    Сформировано умение включаться в разговор.

    Сформировано умение рисовать по замыслу.

    Вызваны положительные эмоции от пользы своей работы

    4

    На столе у воспитателя коробка с «волшебной рукавицей». Воспитатель обращает на нее внимание и говорит, что купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство, я не знаю. Дети рассматривают рукавицу и находят в коробке еще карандаш и гвоздик.

    Гвоздик хочет познакомить детей со своим другом. А кто он и где спрятался, пусть дети догадаются.

    Опыт 1. Цель: показать детям, что магнит притягивает только металлические предметы

    Опыт 2. «Не замочи рук». Цель: предложить детям проверить, действует ли магнит в воде.

     

    Дети рассматривают рукавицу. Делают предположения о том, кто спрятался. Находят там магнит.

    Рассматривают магнит.

     

     

     

     

     

    Выполняют опыт с магнитом из разложенных на столе предметов, притягиваются только металлические

    Из стакана с водой при помощи магнита достают металлических рыбок.

    Делают выводы

    Сформировано умение рассуждать, делать выводы

     

     

     

     

     

     

     

    Расширены представления о свойствах магнита.

    5

    Чтение русской народной сказки «Соломинка, лапоть и пузырь».

    Цель: формировать умение делать выводы из прочитанного.

    - Почему друзьям не удалось перебраться через речку?

    - А как бы поступили вы?

    Дети слушают сказку

    Отвечают на вопросы

    Сформирован эмоциональный отклик на произведение

    6

    Карандаш и гвоздик предлагают детям поиграть  в подвижную  игру «Палочка-стукалочка». Цель: формировать умение действовать по сигналу, упражнять в быстром беге.

    Дети играют в игру.

    Сформирован положительный эмоциональный настрой. Действуют по сигналу.

     

    Итоговое мероприятие: конкурс детских рисунков «Из чего же сделаны наши мальчишки (девчонки)»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pochemuchkina_nedelya.docx19.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 городского округа Новокуйбышевск

    города Новокуйбышевска Самарской области структурное подразделение

    «Детский сад «Гномик»

    Непосредственно образовательная деятельность

    (познавательно-исследовательская деятельность) на тему:

    «ПОЧЕМУЧКИНА НЕДЕЛЯ»

                                                                         Разработала:

                                                                         Половинкина Светлана Геннадьевна,

                                                                         воспитатель

                                                                         ГБОУ ООШ № 20

                                                                         г.о. Новокуйбышевск

                                                                         СП «Детский сад «Гномик»

    Новокуйбышевск, 2013 г.

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками

    в старшей группе

    Тема: «Почемучкина неделя»

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Физическая культура», «Коммуникация», «Безопасность», «Труд».

    Задачи:

    1. Расширять и закреплять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый- легкий, метал нагревается, притягивается магнитом, дерево горит, к магину не притягивается. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.(«Познание»)
    2. Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами. Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.(«Коммуникация»)
    3. Закрепить правила обращения с горячими предметами. («Безопасность»)
    4. Формировать умение самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности («Труд»)
    5. Обогащение музыкальных впечатлений детей («Музыка»)

    Методы и приемы: (методика И.Л.Паршукова)

     - практические: действия с предметами, элементарные опыты, дидактическая игра, выполнение действий по словесной инструкции

    - наглядные: наблюдение опыта, рассматривание предметов

    - словесные: сюрпризный момент, загадки, рассказ-беседа, объяснения педагога

    Материалы и оборудование: (методика И.Л.Паршукова)

    2 коробки, большой гвоздь, карандаш, молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя, таз с водой, гвоздики и деревянные палочки по количеству детей, картинки с изображением реки, костра, металлические пластины, деревянные бруски, спички, гвозди по количеству детей; металлическая ложка, деревянная ложка, миска с горячей водой. Картинки с изображением предметов, сделанных из разных материалов, картинки-портреты героев на каждого, магнит, разные металлические, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы; кусочек ткани, магнитная доска, железные рыбки или из пленки с кнопкой; бабочки заранее подготовленные, машинки из бумаги. Рукавичка теннисный мяч.

    Формы организации совместной деятельности

    Детская деятельность

    Формы и методы организации совместной деятельности

    (соотнести с методикой одного из изученных авторов)

    Двигательная

    Утренняя гимнастика, подвижная игра «Палочка-стукалочка», физминутки, НОД  

    ( образовательная деятельность) в спортзале.

    Игровая

    Дидактические игры  «Из чего сделано»,  «Чудесный мешочек»

    Продуктивная

    деятельность в минилаборатории, деятельность в изостудии

    Познавательно-исследовательская

    Наблюдения за проведениями опытов воспитателем,  решение проблемных ситуаций, экспериментирование, дидактические  игры«Из чего сделано»,  «Чудесный мешочек»

    Коммуникативная

    Речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, вопросы

    Музыкально-художественная

    Слушание песни Чичикова «Из чего же, из чего же…», НОД (образовательная деятельность) в музыкальном зале

    Чтение художественной литературы  (восприятие)

    Чтение русской народной сказки «Соломинка, лапоть и пузырь», обсуждение.

    Трудовая

    Познавательные опыты с металлом, магнитом  и деревом, подготовка  рабочего места для себя и уборка за собой

    В соответствии с СанПиНом – п.6.13., 12.22.

    Логика образовательной деятельности

    Деятельность воспитателя

    Деятельность воспитанников

    Ожидаемые результаты

    1

    Воспитатель вносит в группу 2 коробочки и записку. Предлагает отгадать, что в них лежит с помощью подсказки – загадки: «Цветной Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет там след кладет. (Карандаш)

    «Металлический Антошка на очень тонкой ножке, по головке постучишь, что-нибудь да смастеришь» (Гвоздь)

    Проблемная ситуация:

    - А как нам узнать в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш?

    - А если не смотреть, то как можно узнать?

    - Если мы пошумим коробками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш?

    - А по запаху можно различить?

    Воспитатель достает карандаш и гвоздь и показывает детям. Карандаш и гвоздь спорят, кто из них главнее.

    Дидактическая игра «Из чего сделано». Цель: формировать умение детей классифицировать предметы по материалу (металлические, деревянные)

     - Как вы думаете, кто прав – гвоздь или карандаш?

    Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель: определять предмет на ощупь.

    Воспитатель предлагает детям сравнить деревянные и металлические предметы:

    Чем отличается металлическая пластина и деревянный брусок?

    Какие они на ощупь?

    Какая поверхность у металлической пластины?

    А какая у деревянного бруска?

    Воспитатель предлагает приложить к одной щеке брусок, а к другой пластину. Что чувствуете?

    Какой вывод можно сделать?

    Как проверить, что дерево мягче металла?

    Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл».

    Цель: показать, что дерево мягкое, а металл твердый.

    Физминутка: раз, два, три, четыре, нужна нам мебель для квартиры. Грузчиков мы пригласим и поедем в магазин…

    Проблемная ситуация: карандашу и гвоздику надо переправиться через речку. Гвоздик приуныл.

    Вопрос: Как вы думаете, почему?

    Как же тогда гвоздику перебраться на другой берег? (его может перевести карандаш). Наши друзья захотели есть.

    Кто пошел ловить рыбу, а кто варить уху? Почему?

    Быстрее нагреется какая ложка деревянная или металлическая? Почему?

    Провести опыт на теплопроводность. Цель: практическим путем доказать, что металл быстрее нагревается, чем дерево.

    Помогите друзьям затушить костер. Как это сделать?

    Рассматривают коробочку, отгадывают загадки, отвечают на вопросы

    Дети на ощупь определяют по очереди, какой предмет (деревянный или металлический) лежит в мешочке

    Дети называют отличия металла от дерева

    Дети наблюдают за опытом, проводимым воспитателем.

    Делают выводы

    Дети выполняют движения в соответствии с текстом и показом движений воспитателем

    Решают проблемную ситуацию, отвечают на провокационные вопросы

    Рассказываю правила работы с горячей водой.

    Проводят опыт с ложками

    Делают выводы

    Сформировано умение отгадывать загадки, сформировано умение свободного общения

    Сформировано тактильное восприятие предметов из металла и дерева

    Расширены представления о свойствах  металла и дерева

    Реализована потребность  в выражении своей точки зрения на решение  проблемы

    Закреплены правила работы с горячей водой

    2

    Слушание детской песенки  Чичикова «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки»

    Слушают песню

    Сформировано умение слушать музыку и понимать смысл слов

    3

    Карандаш и гвоздик приходят к детям в изостудию и просят ребят помочь им  составить альбом с их приключениями.

    Воспитатель предлагает детям подумать, что можно нарисовать. Какие изобразительные средства им нужны для этого.

    Рисование по замыслу «Приключения карандаша и гвоздика». Цель: воплощать замысел используя разную технику рисования и изо материал.

    Физминутка «Девочки и мальчики».

    Работа детей.

    Составление альбома приключений друзей.

    Дети заинтересованы в оказании помощи карандашу и гвоздику в составлении альбома.

    Рассказывают, кто из них, что хотел бы нарисовать и какими изобразительными материалами.

    Дети рисуют

    Сформировано умение включаться в разговор.

    Сформировано умение рисовать по замыслу.

    Вызваны положительные эмоции от пользы своей работы

    4

    На столе у воспитателя коробка с «волшебной рукавицей». Воспитатель обращает на нее внимание и говорит, что купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство, я не знаю. Дети рассматривают рукавицу и находят в коробке еще карандаш и гвоздик.

    Гвоздик хочет познакомить детей со своим другом. А кто он и где спрятался, пусть дети догадаются.

    Опыт 1. Цель: показать детям, что магнит притягивает только металлические предметы

    Опыт 2. «Не замочи рук». Цель: предложить детям проверить, действует ли магнит в воде.

    Дети рассматривают рукавицу. Делают предположения о том, кто спрятался. Находят там магнит.

    Рассматривают магнит.

    Выполняют опыт с магнитом из разложенных на столе предметов, притягиваются только металлические

    Из стакана с водой при помощи магнита достают металлических рыбок.

    Делают выводы

    Сформировано умение рассуждать, делать выводы

    Расширены представления о свойствах магнита.

    5

    Чтение русской народной сказки «Соломинка, лапоть и пузырь».

    Цель: формировать умение делать выводы из прочитанного.

    - Почему друзьям не удалось перебраться через речку?

    - А как бы поступили вы?

    Дети слушают сказку

    Отвечают на вопросы

    Сформирован эмоциональный отклик на произведение

    6

    Карандаш и гвоздик предлагают детям поиграть  в подвижную  игру «Палочка-стукалочка». Цель: формировать умение действовать по сигналу, упражнять в быстром беге.

    Дети играют в игру.

    Сформирован положительный эмоциональный настрой. Действуют по сигналу.

    Итоговое мероприятие: конкурс детских рисунков «Из чего же сделаны наши мальчишки (девчонки)»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План непосредственно образовательной деятельности (познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Торопыжка спешит на день рождения»

    Расширить и уточнить знания детей о безопасном поведении на дороге, дорожных знаках, о светофоре, который регулирует движение на дороге....

    Непосредственная образовательная деятельность Познавательно исследовательская деятельность "Экологический брейн-ринг" Старшая группа

    Цели НОД: систематизировать знания детей о животных.Задачи:Развивающие:Развивать речевое логическое мышление.Развивать связную монологическую и диалогическую речь.Образовательные:уточнить назван...

    . Непосредственно-образовательная деятельность:«ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

    Календарно-тематическое планирование НОД по разделу "Познавательно-исследовательская деятельность" по программе "От рождения до школы" Старшая группа НОЯБРЬ....

    конспект непосредственно образовательной деятельности (познавательно- исследовательская деятельность)."ПЕСОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ"

    Вредных нет детей в стране Ведь не место им в песке!Здесь нельзя кусаться,драться И в глаза песком кидаться!Стран чужих не разорять!песок - мирная страна.Можно строить и чудить,Можно много сотвор...

    Сценарий непосредственно образовательной деятельности. Познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Тема: «Волшебница – вода»

    - знакомить детей со сойствами  воды (жидкая:  льётся, растекается); отсутствует запах, цвет, форма; прозрачная, может переходить  в твёрдое состояние и обратно;-учить самостоятельно пр...