План непосредственно образовательной деятельности (познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Торопыжка спешит на день рождения»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Малиновская Ольга Павловна

Расширить и уточнить знания детей о безопасном поведении на дороге, дорожных знаках, о светофоре, который регулирует движение на дороге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» № 10 с. Таврово Белгородского района Белгородской области

План непосредственно образовательной деятельности (познавательно-исследовательской деятельности) по программе  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

для детей подготовительной группы

на тему: «Торопыжка спешит на день рождения»

Образовательная область  «Безопасность»

Разработала воспитатель

Малиновская О.П.

План непосредственно образовательной деятельности

(познавательно-исследовательской деятельности)

Тема: «Торопыжка спешит на день рождения»

Аннотация: В данной НОД представлено знакомство с основными правилами дорожного движения.  Целью НОД должно быть формирование и развитие у детей произвольного внимания. При достаточно развитом внимании можно говорить о наблюдательности, как свойстве личности, необходимом для безопасного поведения на улицах и дорогах. Эффективность обучения состоит именно в том, чтобы дети не только овладели знаниями правил безопасного поведения, но научились адекватно реагировать на постоянно меняющуюся дорожную обстановку. Опасности могут подстерегать их и на проезжей части дороги, и во дворах, жилых зонах, на тротуарах, обочинах, при посадке и высадке из общественного транспорта. Обучение дорожной безопасности имеет целью не механическое заучивание Правил дорожного движения, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

Цель: Расширить и уточнить знания детей о безопасном поведении на дороге, дорожных знаках, о светофоре, который регулирует движение на дороге.

Образовательные задачи: 

1.Уточнить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.

2.Учить детей различать  дорожные знаки  и знать области их применения (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов.

3.Расширить знания детей о правилах поведения пешехода на улице.

4.Расширить активный словарь детей следующими словами:  светофор, тротуар, проезжая часть,  регулировщик, «зебра», пешеходный переход.

5.Закрепить знания о светофоре.

Развивающие задачи: 

1.Развивать память, мышление, воображение, расширять кругозор, обогащать словарный запас, вызвать у детей положительное эмоциональное настроение.

2.Развивать внимание, сосредоточенность, логическое мышление, ориентировку в пространстве.

Воспитывающие задачи:

1.Воспитывать у дошкольников культуру безопасного поведения на дороге.  2.Воспитывать отрицательное отношение к нарушениям ПДД.

Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность»,  «Познание», «Художественное творчество», «Труд», «Физическая культура», «Музыка».

Методы и приемы: Наглядный, словесный, игровой, практический, сюрпризный момент, художественное слово, пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика.

Оборудование: Торопыжка - кукла или фигурка для фланелеграфа,  картина с изображением улицы,  кубики с наклеенными дорожными знаками (каждому ребенку), дорожные знаки «Въезд запрещен», «Пешеходный переход», «Движение пешехода запрещено», «Подземный пешеходный переход»,  «Место остановки автобуса», «Дети», плакаты по  правилам дорожного  движения, листы для рисования светофора (каждому ребенку), фломастеры, светофор (игрушка), музыкальное сопровождение (магнитофон для прослушивания песни «Светофор»), карточки  красного, желтого, зеленого цвета (каждому ребенку), сюжетные картинки с изображением различных ситуаций на дорогах.

Список использованной литературы:

1.Волков С.  «Про правила дорожного движения».

2.Добрякова В.А., Борисова Н.В., Панина Т.А., Уклонская С.А. «Три сигнала светофора». Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1989.

3.Интегрированные занятия по познавательному развитию и развитию речи.

4.Козловская Е.А., Козловский С.А. «Дорожная безопасность».

5.Михайлов С. «Дорожные знаки – первые уроки для дошколят», 2011.

6. «Читаем, учимся, играем» - журнал 4, 2010.

7.Элькин Г.Н. «Правила безопасного поведения на дороге» – СПб, 2011

Ход НОД:

Дети стоят полукругом на ковре.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руках книга Сергея Волкова «Про правила дорожного движения». В этой книге автор рассказывает историю про одного мальчика. Хотите узнать, как его зовут?  Давайте с ним познакомимся.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Воспитатель: Перед вами – Торопыжка,

Сорванец и шалунишка!

Он веселый, озорной,

Непоседливый, смешной,

Всем хорош, но вот беда –

Он торопится всегда!

Пригласили Торопыжку на день рождения.

Вот на улицу вприпрыжку

Выбегает Торопыжка.

По асфальту шуршат шины –

Едут разные машины.

Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами шоферы.

Образовательная область «Познание», «Здоровье»

Пальчиковая гимнастика «Мы шоферы»:

Едем, едем на машине (Имитируют движение рулем),

Нажимаем на педаль (Ногу сгибают, вытягивают),

Газ включаем, выключаем (Рука к себе, от себя),

Смотрим пристально мы вдаль (Приставляют ладонь ко лбу).

Дворники счищают капли (Руки сгибают перед собой в локтях).

Вправо, влево. Чистота! (Наклоняют руки вправо, влево)

Волосы ерошит ветер (Над головой шевелят пальцами),

Мы – шоферы хоть куда! (Поднимают вверх большой палец  рук). Повторить 2 раза.

Воспитатель:   Растерялся Торопыжка:

                       Как по улице пройти?

                       Пешеходы и машины

                       У мальчишки на пути.

Давайте поможем Торопыжке, проводим его на день рождения.

Образовательная область «Коммуникация»

Вопросы к детям:

- Ребята, где должны ходить пешеходы? (по тротуару)

Тротуар – для пешеходов,

Здесь машинам нету хода!

- Где должны ездить машины? (на проезжей части, по дороге).

Там, где движутся машины,

Люди не должны ходить,

Потому что очень просто

Под машину угодить.

- Как вы думаете, машины могут ехать так, как им захочется, или они должны кому-то или чему-то подчиняться, что-то соблюдать? (Они должны соблюдать правила дорожного движения).

- Кто следит за выполнением правил дорожного движения? (Регулировщик). В руках регулировщик держит жезл.(показ картинки)

Своим жезлом полосатым

Быстро крутит, ну и ну!

Пешеходы и машины

Подчиняются ему!

- Какой прибор помогает полицейскому? (светофор)

(показ игрушки - светофор)

Нам поможет светофор,

Замечательный прибор.

- Какие сигналы светофора вы знаете?

Образовательная область «Художественное творчество», «Музыка»

- Ребята, вам вот такое задание, надо правильно раскрасить сигналы светофора и объяснить их значение. (на столах лежат листы с нарисованным силуэтом светофора). Дети под музыкальное сопровождение выполняют задание. Звучит песня «Светофор».

Образовательная область «Познание»

Воспитатель: Все цвета у светофора

Нужно помнить хорошо!

Загорелся красный свет! –

Пешеходам хода нет!

Желтый – значит подожди,

А зеленый свет – иди!

- Что это за полоски на асфальте? (Пешеходный переход. Здесь люди должны переходить на другую сторону улицы).

- Как еще называют пешеходный переход? (Зебра)

Торопыжка, посмотри. Вот обычный переход.

По нему идет народ.

Здесь специальная разметка,

«Зеброю» зовется метко!

К зебре подошел – и жди,

Не спеши вперед идти:

Ты налево погляди,

Если нет машин – иди.

Полдороги перейди –

И немного подожди.

Вправо смотришь – нет машин,

И смелей вперед иди.

Воспитатель: Проезжая часть дороги в том месте, где расположен пешеходный переход, раскрашена как зебра – на асфальте нарисованы белые полоски.

- Почему полоски на асфальте именно белого цвета, а не красного или зеленого? ( Потому что белый цвет очень хорошо заметен ночью).

Воспитатель: Ребята, давайте вместе с Торопыжкой поиграем в игру, которая называется «Светофор».

Образовательная область «Физическая культура»

Игра «Светофор»:

Если свет зажегся красный (Дети поднимают руки вверх),

Значит, двигаться опасно (Скрещивают над головой руки).

Желтый свет – предупрежденье (хлопают в ладоши),

Жди сигнала для движенья.

Свет зеленый говорит: «Проходите, путь открыт»

(ходьбы на месте, высоко поднимая колени).

Воспитатель: - Ребята, смотрите, Торопыжка остановился и не знает, как ему поступить, что делать. Что увидел Торопыжка на своем пути? (Дорожный знак).

Образовательная область «Познание»

Воспитатель: Торопыжка увидел дорожный знак, я вам сейчас расскажу, для чего нужны дорожные знаки. На улице пешеходам и водителям помогают лучшие друзья – дорожные знаки. Дорожных знаков очень много, они имеют разные цвета и форму. Каждый знак имеет свое название. Они делятся по своему назначению: на запрещающие знаки, предписывающие знаки, знаки особых предписаний,  информационно–указательные знаки, предупреждающие знаки,  знаки приоритета, знаки сервиса, знаки дополнительной информации (таблички). Позднее вы познакомитесь со многими знаками из каждой группы. Сегодня я расскажу о знаках, которые вы особенно должны знать, а главное – запомнить. Запрещающие знаки – самые строгие знаки из всех дорожных знаков. Они запрещают какое-либо действие на дороге.  Они имеют круглую форму и красную окантовку. Предупреждающие знаки говорят водителям и пешеходам об опасности на пути следования. Увидев этот знак, водитель должен сбросить скорость, знак предупреждает их о том, что впереди находится пешеходный переход, водитель становится очень внимательным – ведь впереди могут быть пешеходы. Эти знаки имеют треугольную форму, белый фон и красную окантовку.

Воспитатель: Давайте вместе с Торопыжкой поиграем в игру «Угадай, какой знак». Дети проходят на ковер, где лежат кубики с наклеенными на них дорожными знаками для каждого ребенка. Дети внимательно рассматривают знаки. Воспитатель читает о знаке стихотворение, показывает картинку, на которой изображена дорожная ситуация,  дети находят соответствующий знак на кубике и показывают его.

1.Он для всех машин запрет.

Означает – ходу нет.

Пешеходы могут

Здесь гулять свободно. («Въезд запрещен»)

2. Здесь через дорогу

Можно проходить.

Водитель пешеходов

Обязан пропустить.(«Пешеходный переход»)

3. Этот знак нам говорит:

Пешеходам путь закрыт.

Если хочешь перейти

Лучше знак другой найти.(«Движение пешехода запрещено»)

4.Этот знак легко запомнить.

Знает каждый пешеход

Где-то рядом, непременно,

Есть подземный переход. («Подземный пешеходный переход»)

5. Здесь автобус и трамвай

Вас с собой возьмут

И куда вам надо

Быстро довезут. («Место остановки автобуса»)

6. Если видишь этот знак –

Здесь гуляют дети.

Помни, если ты водитель,

Ты за них в ответе. («Дети»).

Дорожных знаков много.

Их всех полезно знать.

Нельзя ни в коем случае

Те знаки нарушать!

Воспитатель: Молодцы, все дорожные знаки показали правильно.

Воспитатель: А чтобы Торопыжка хорошо запомнил правила  безопасного поведения на дорогах и улицах, давайте решим несколько дорожных ситуаций. «Что было бы, если бы…? Это послужит ему советом. Слушайте внимательно,  обдумайте ситуацию и только потом ответьте на вопрос:

 - Что было бы, если бы…

1. У светофора с двух сторон горел зелёный свет?

(случилась бы авария, водители не знали бы как ездить, сообщили бы в ГИБДД)

2. Не было бы знака «Пешеходный переход»?

(пешеходам трудно было бы переходить через дорогу, машины не пропускали бы пешеходов, было бы много аварий).

Ребята,  а теперь послушайте внимательно стихотворение про одного мальчика,  и подумайте, правильно или не совсем мальчик вёл себя на дороге и почему?

3. Что такое? Что случилось?

Отчего же всё кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось колесом?

Это просто мальчик Петя

      В детский сад один идёт…

Он без мамы и без папы

      В детский садик побежал.

И, конечно, на дороге

Мальчик чуть не пострадал.

Петя прыгает и скачет

      Не глядит по сторонам.

Мальчик очень невнимателен-

Так вести себя нельзя!

Вы подумайте, детишки,

      Нужно Пете дать совет

      Как вести себя мальчишке,

      Чтобы не наделать бед?!

(ответы детей: мальчик невнимательный, может попасть под машину; нужно знать правила поведения на дороге; надо ходить в садик с мамой или папой).

 Воспитатель:  Молодцы, ребята! А вот ещё одно стихотворение. Слушайте внимательно.

4. Что такое? Что случилось?

Отчего же всё кругом

Замерло, остановилось

И как будто спать легло?

Это просто мальчик Миша

В садик медленно идёт.

Еле-еле он шагает,

Не глядит по сторонам,

На ходу он засыпает-

Так вести себя нельзя!

Почему, скажите, нужно

Мишу тоже научить

Как проезжую дорогу

     Правильно переходить?!

(ответы детей: нельзя быть невнимательным на дороге; нужно смотреть, когда переходишь дорогу налево и направо; переходить,    когда рядом нет машины, нельзя спать на ходу).

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Воспитатель. Мы с вами  рассказали Торопыжке правила безопасного поведения на дороге. Ведь дорога - это прежде всего опасность. И невнимательный, рассеянный человек может попасть в беду. И пострадает не только он, но и водитель. Поэтому так важно знать и соблюдать правила дорожного движения.

Воспитатель: Мы помогли Торопыжке попасть на день рождения. Он говорит вам «спасибо» и «до свидания!»

Да, сегодня Торопыжка

Много нового узнал.

И потом на дне рожденья

Торопыжка не молчал,

Он про правила движенья

Всем подробно рассказал.

Чтобы правила движенья

Все детишки знали,

Чтоб на улице они

Все их выполняли!

Воспитатель:  Ребята, вы сегодня узнали, какие существуют группы дорожных знаков, и теперь знаете некоторые из них,  для чего нам нужен светофор, как правильно переходить дорогу. Но наше знакомство со знаками  и правилами дорожного движения на этом не заканчивается. Еще много интересного ждет нас впереди.

Рефлексия. Ребята, вам понравилось помогать Торопыжке? Если понравилось -  поднимите зеленый кружок, если не очень – желтый, а если не понравилось – красный.

От нас с Торопыжкой всем вам сладкий приз – на тарелочках мармелад красный, желтый, зеленый в виде светофора.

До новых встреч!              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность (познавательно-исследовательская деятельность) на тему: «ПОЧЕМУЧКИНА НЕДЕЛЯ»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив старшей группе Тема: «Почемучкина неделя» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Физиче...

Непосредственная образовательная деятельность Познавательно исследовательская деятельность "Экологический брейн-ринг" Старшая группа

Цели НОД: систематизировать знания детей о животных.Задачи:Развивающие:Развивать речевое логическое мышление.Развивать связную монологическую и диалогическую речь.Образовательные:уточнить назван...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность) во второй младшей группе «А сколько у вас?»

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность) во второй младшей группе «А сколько у вас?»    Оборудов...

. Непосредственно-образовательная деятельность:«ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Календарно-тематическое планирование НОД по разделу "Познавательно-исследовательская деятельность" по программе "От рождения до школы" Старшая группа НОЯБРЬ....

конспект непосредственно образовательной деятельности (познавательно- исследовательская деятельность)."ПЕСОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ"

Вредных нет детей в стране Ведь не место им в песке!Здесь нельзя кусаться,драться И в глаза песком кидаться!Стран чужих не разорять!песок - мирная страна.Можно строить и чудить,Можно много сотвор...