Консультация «Экологическое воспитание в детском саду: история становления и универсальный статус в современном мире».
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Педагоги ‐ классики (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А.

Сухомлинский и др.) учили и воспитывали детей через природу, на природе, с помощью природы, закладывали основы тонкого мироощущения и понимания законов правильного взаимодействия с природой.

Дошкольная педагогика прошлого столетия с самого начала была

ориентирована на окружение детей природой и использование ее в

воспитании и обучении.

70-е годы – это начало осознания человечеством экологических

проблем, начало выработки документов и программ по защите окружающей среды и образованию людей в этом направлении. ЭКОЛОГИЯ поднимается в этот период на уровень методологии.

90-е годы – бурное развитие направления «Образование в области

окружающей среды». С.Н.Николаева представляет ведущую идею –

«организм и среда». Тиражируется идея о том, что кроме наблюдения важно широко использовать практическое моделирование, игровые приемы, что отвечает наглядно-действенному, наглядно-образному мышлению

дошкольников.

Конец прошлого века и начало 2000 г.г. разрабатывается проект

«Стратегии экологического образования в РФ». В это время разрабатываются разнообразные парциальные программы экологической направленности «Юный эколог», «Семицветик», «Наш дом – природа» и др. Появляются комплексные программы, где учитывается экологическая направленность «Радуга», «Истоки», «Развитие» и др.

В это же время формулируется цель экологического образования – развитие у детей и молодежи экологической культуры.

Что же происходит в настоящее время? СанПиНы начали «изымать

природу» из ОУ. В детских садах запрещено содержание в группах птиц и

других животных, ограничивающие стандарты по комнатным растениям.

ФГОС ДО не содержит экологического образования. В целевых

ориентирах определены достижения ребенка в общении с природой

следующим образом: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения природы…. Склонен наблюдать, экспериментировать…Обладает первоначальными знаниями из области живой природы, естествознания».

Экологическое воспитание на сегодняшний день реализуется двумя

путями через обязательную часть ООП (60%) и часть формируемую

участниками образовательных отношений (40% - парциальные программы).

Реализация о.о. «Познавательное развитие»: дошкольники получают

разнообразные знания из области естествознания; узнают о свойствах воды, воздуха, почвы, получают знания о сезонных изменениях в природе, о

многообразии растений и животных.

О.о. «Речевое развитие»

Расширяется словарный запас детей через познание природы, дети учатся

повествованию, правильному использованию грамматических форм.

Устанавливают причинно-следственные связи, отвечая на вопрос «зачем» и «почему».

О.о. «Социально-коммуникативное развитие» - выращивание

растений, уход за ними, бережное отношение к живым существам.

Коллективный труд в природе, в любом экологическом пространстве для

развития социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, волевой

саморегуляции.

О.о. «Художественно-эстетическое развитие»

также реализуется в процессе экологического воспитания. У дошкольников возникает эмоциональный отклик на красоту природы, представленную в натуре или произведениях искусства, если на это обращает внимание воспитатель. Наблюдение таких явлений побуждает детей к изобразительной деятельности.

О. о. «Физическое развитие» связана с экологическим воспитанием

совершенно иным образом – через обогащенную эколого-развивающую

среду, в которой живут дети. Хорошо озелененные территории, наличие

специальных помещений с аквариумами, зимним садом и др.

Таким образом, экологическое образование включается в

образовательную программу детского сада систематически, на протяжении всего учебного года, при этом обеспечивает становление у детей начал экологической культуры.

Потенциал системы экологического образования очень важен и в рамках преемственности с начальным образованием в рамках формирования

предпосылок универсальных учебных действий. Потенциал сосредоточен в содержании экологических знаний о природе, при этом познание явлений

природы происходит через восприятие ее образов (в процессе наблюдений, рассматривания картин, моделирования, практической деятельности), что обеспечивает развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Обсуждение же наблюдаемых фактов, фиксация в речи зависимостей влияет на развитие логического мышления.

Интеллектуальному развитию способствует не только содержание, но и

педагогические формы работы с детьми:

 Циклы наблюдений в природе.·

 Работа с календарем природы.·

 Образовательная деятельность в совместной работе с детьми и

самостоятельной деятельности·.

На сегодняшний день для становления личности ребенка дошкольника есть направления в экологическом воспитании, которые имеют важное

значение, но мало используются в образовательной деятельности:

 Эколого-экономическое – понимание необходимости экономного

расходования чистой воды, электричества, бережное хозяйственное

отношение к своему дому·.

 Эколого-краеведческое (патриотическая направленность) – познание

природы и достопримечательностей места проживания, привитие

любви к малой Родине·.

 Эколого-этическое  развитие способности сочувствия и сопереживания живому·.

 Эколого-оздоровительное – создание оптимальной окружающей

среды в ДОО, но данное направление следует решать при участии

медицинских работников·.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Экологическое воспитание в детском саду:

история становления и

универсальный статус в современном мире».

Педагоги ‐ классики (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А.

Сухомлинский и др.) учили и воспитывали детей через природу, на природе, с помощью природы, закладывали основы тонкого мироощущения и понимания законов правильного взаимодействия с природой.

Дошкольная педагогика прошлого столетия с самого начала была

ориентирована на окружение детей природой и использование ее в

воспитании и обучении.

70-е годы – это начало осознания человечеством экологических

проблем, начало выработки документов и программ по защите окружающей среды и образованию людей в этом направлении. ЭКОЛОГИЯ поднимается в этот период на уровень методологии.

90-е годы – бурное развитие направления «Образование в области

окружающей среды». С.Н.Николаева представляет ведущую идею –

«организм и среда». Тиражируется идея о том, что кроме наблюдения важно широко использовать практическое моделирование, игровые приемы, что отвечает наглядно-действенному, наглядно-образному мышлению

дошкольников.

Конец прошлого века и начало 2000 г.г. разрабатывается проект

«Стратегии экологического образования в РФ». В это время разрабатываются разнообразные парциальные программы экологической направленности «Юный эколог», «Семицветик», «Наш дом – природа» и др. Появляются комплексные программы, где учитывается экологическая направленность «Радуга», «Истоки», «Развитие» и др.

В это же время формулируется цель экологического образования – развитие у детей и молодежи экологической культуры.

Что же происходит в настоящее время? СанПиНы начали «изымать

природу» из ОУ. В детских садах запрещено содержание в группах птиц и

других животных, ограничивающие стандарты по комнатным растениям.

ФГОС ДО не содержит экологического образования. В целевых

ориентирах определены достижения ребенка в общении с природой

следующим образом: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения природы…. Склонен наблюдать, экспериментировать…Обладает первоначальными знаниями из области живой природы, естествознания».

Экологическое воспитание на сегодняшний день реализуется двумя

путями через обязательную часть ООП (60%) и часть формируемую

участниками образовательных отношений (40% - парциальные программы).

Реализация о.о. «Познавательное развитие»: дошкольники получают

разнообразные знания из области естествознания; узнают о свойствах воды, воздуха, почвы, получают знания о сезонных изменениях в природе, о

многообразии растений и животных.

О.о. «Речевое развитие»

Расширяется словарный запас детей через познание природы, дети учатся

повествованию, правильному использованию грамматических форм.

Устанавливают причинно-следственные связи, отвечая на вопрос «зачем» и «почему».

О.о. «Социально-коммуникативное развитие» - выращивание

растений, уход за ними, бережное отношение к живым существам.

Коллективный труд в природе, в любом экологическом пространстве для

развития социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, волевой

саморегуляции.

О.о. «Художественно-эстетическое развитие»

также реализуется в процессе экологического воспитания. У дошкольников возникает эмоциональный отклик на красоту природы, представленную в натуре или произведениях искусства, если на это обращает внимание воспитатель. Наблюдение таких явлений побуждает детей к изобразительной деятельности.

О. о. «Физическое развитие» связана с экологическим воспитанием

совершенно иным образом – через обогащенную эколого-развивающую

среду, в которой живут дети. Хорошо озелененные территории, наличие

специальных помещений с аквариумами, зимним садом и др.

Таким образом, экологическое образование включается в

образовательную программу детского сада систематически, на протяжении всего учебного года, при этом обеспечивает становление у детей начал экологической культуры.

Потенциал системы экологического образования очень важен и в рамках преемственности с начальным образованием в рамках формирования

предпосылок универсальных учебных действий. Потенциал сосредоточен в содержании экологических знаний о природе, при этом познание явлений

природы происходит через восприятие ее образов (в процессе наблюдений, рассматривания картин, моделирования, практической деятельности), что обеспечивает развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Обсуждение же наблюдаемых фактов, фиксация в речи зависимостей влияет на развитие логического мышления.

Интеллектуальному развитию способствует не только содержание, но и

педагогические формы работы с детьми:

 Циклы наблюдений в природе.

 Работа с календарем природы.

 Образовательная деятельность в совместной работе с детьми и

самостоятельной деятельности.

На сегодняшний день для становления личности ребенка дошкольника есть направления в экологическом воспитании, которые имеют важное

значение, но мало используются в образовательной деятельности:

 Эколого-экономическое – понимание необходимости экономного

расходования чистой воды, электричества, бережное хозяйственное

отношение к своему дому.

 Эколого-краеведческое (патриотическая направленность) – познание

природы и достопримечательностей места проживания, привитие

любви к малой Родине.

 Эколого-этическое  развитие способности сочувствия и сопереживания живому.

 Эколого-оздоровительное – создание оптимальной окружающей

среды в ДОО, но данное направление следует решать при участии

медицинских работников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное творчество в детском саду: история и потенциал.

Художественное творчество, включающее рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Художественное творчество позволяет ребен...

Мастер-класс "Родословная в детском саду: история и образ семьи"

Цель: научить педагогов использовать прием составления образа семьи как первоначальный этап ознакомления детей старшего дошкольного возраста с семейной родословной...

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе детского сада "История тряпичной куклы"

Познавательное занятие о тряпичной кукле дает возможность детям узнать, в какие игрушки играли наши прабабушки. Расширяет их кругозор о разнообразии тряпичных кукол в истории русского народа. Данное з...

Сценарий праздника «Выпускной 2018» в детском саду «История замечательных детей»

Сценрий предназначин для воспитателей и музыкальных руководителей....

Мастер-класс «Родословная в детском саду: история и образ семьи»

В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Детский сад оказывает помощь родителям в воспитании детей в проц...