Консультация «Экологическое воспитание в детском саду: история становления и универсальный статус в современном мире».
консультация по окружающему миру (старшая группа)
Педагоги ‐ классики (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А.
Сухомлинский и др.) учили и воспитывали детей через природу, на природе, с помощью природы, закладывали основы тонкого мироощущения и понимания законов правильного взаимодействия с природой.
Дошкольная педагогика прошлого столетия с самого начала была
ориентирована на окружение детей природой и использование ее в
воспитании и обучении.
70-е годы – это начало осознания человечеством экологических
проблем, начало выработки документов и программ по защите окружающей среды и образованию людей в этом направлении. ЭКОЛОГИЯ поднимается в этот период на уровень методологии.
90-е годы – бурное развитие направления «Образование в области
окружающей среды». С.Н.Николаева представляет ведущую идею –
«организм и среда». Тиражируется идея о том, что кроме наблюдения важно широко использовать практическое моделирование, игровые приемы, что отвечает наглядно-действенному, наглядно-образному мышлению
дошкольников.
Конец прошлого века и начало 2000 г.г. разрабатывается проект
«Стратегии экологического образования в РФ». В это время разрабатываются разнообразные парциальные программы экологической направленности «Юный эколог», «Семицветик», «Наш дом – природа» и др. Появляются комплексные программы, где учитывается экологическая направленность «Радуга», «Истоки», «Развитие» и др.
В это же время формулируется цель экологического образования – развитие у детей и молодежи экологической культуры.
Что же происходит в настоящее время? СанПиНы начали «изымать
природу» из ОУ. В детских садах запрещено содержание в группах птиц и
других животных, ограничивающие стандарты по комнатным растениям.
ФГОС ДО не содержит экологического образования. В целевых
ориентирах определены достижения ребенка в общении с природой
следующим образом: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения природы…. Склонен наблюдать, экспериментировать…Обладает первоначальными знаниями из области живой природы, естествознания».
Экологическое воспитание на сегодняшний день реализуется двумя
путями через обязательную часть ООП (60%) и часть формируемую
участниками образовательных отношений (40% - парциальные программы).
Реализация о.о. «Познавательное развитие»: дошкольники получают
разнообразные знания из области естествознания; узнают о свойствах воды, воздуха, почвы, получают знания о сезонных изменениях в природе, о
многообразии растений и животных.
О.о. «Речевое развитие»
Расширяется словарный запас детей через познание природы, дети учатся
повествованию, правильному использованию грамматических форм.
Устанавливают причинно-следственные связи, отвечая на вопрос «зачем» и «почему».
О.о. «Социально-коммуникативное развитие» - выращивание
растений, уход за ними, бережное отношение к живым существам.
Коллективный труд в природе, в любом экологическом пространстве для
развития социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, волевой
саморегуляции.
О.о. «Художественно-эстетическое развитие»
также реализуется в процессе экологического воспитания. У дошкольников возникает эмоциональный отклик на красоту природы, представленную в натуре или произведениях искусства, если на это обращает внимание воспитатель. Наблюдение таких явлений побуждает детей к изобразительной деятельности.
О. о. «Физическое развитие» связана с экологическим воспитанием
совершенно иным образом – через обогащенную эколого-развивающую
среду, в которой живут дети. Хорошо озелененные территории, наличие
специальных помещений с аквариумами, зимним садом и др.
Таким образом, экологическое образование включается в
образовательную программу детского сада систематически, на протяжении всего учебного года, при этом обеспечивает становление у детей начал экологической культуры.
Потенциал системы экологического образования очень важен и в рамках преемственности с начальным образованием в рамках формирования
предпосылок универсальных учебных действий. Потенциал сосредоточен в содержании экологических знаний о природе, при этом познание явлений
природы происходит через восприятие ее образов (в процессе наблюдений, рассматривания картин, моделирования, практической деятельности), что обеспечивает развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Обсуждение же наблюдаемых фактов, фиксация в речи зависимостей влияет на развитие логического мышления.
Интеллектуальному развитию способствует не только содержание, но и
педагогические формы работы с детьми:
Циклы наблюдений в природе.·
Работа с календарем природы.·
Образовательная деятельность в совместной работе с детьми и
самостоятельной деятельности·.
На сегодняшний день для становления личности ребенка дошкольника есть направления в экологическом воспитании, которые имеют важное
значение, но мало используются в образовательной деятельности:
Эколого-экономическое – понимание необходимости экономного
расходования чистой воды, электричества, бережное хозяйственное
отношение к своему дому·.
Эколого-краеведческое (патриотическая направленность) – познание
природы и достопримечательностей места проживания, привитие
любви к малой Родине·.
Эколого-этическое развитие способности сочувствия и сопереживания живому·.
Эколого-оздоровительное – создание оптимальной окружающей
среды в ДОО, но данное направление следует решать при участии
медицинских работников·.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Экологическое воспитание в детском саду:
история становления и
универсальный статус в современном мире».
Педагоги ‐ классики (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А.
Сухомлинский и др.) учили и воспитывали детей через природу, на природе, с помощью природы, закладывали основы тонкого мироощущения и понимания законов правильного взаимодействия с природой.
Дошкольная педагогика прошлого столетия с самого начала была
ориентирована на окружение детей природой и использование ее в
воспитании и обучении.
70-е годы – это начало осознания человечеством экологических
проблем, начало выработки документов и программ по защите окружающей среды и образованию людей в этом направлении. ЭКОЛОГИЯ поднимается в этот период на уровень методологии.
90-е годы – бурное развитие направления «Образование в области
окружающей среды». С.Н.Николаева представляет ведущую идею –
«организм и среда». Тиражируется идея о том, что кроме наблюдения важно широко использовать практическое моделирование, игровые приемы, что отвечает наглядно-действенному, наглядно-образному мышлению
дошкольников.
Конец прошлого века и начало 2000 г.г. разрабатывается проект
«Стратегии экологического образования в РФ». В это время разрабатываются разнообразные парциальные программы экологической направленности «Юный эколог», «Семицветик», «Наш дом – природа» и др. Появляются комплексные программы, где учитывается экологическая направленность «Радуга», «Истоки», «Развитие» и др.
В это же время формулируется цель экологического образования – развитие у детей и молодежи экологической культуры.
Что же происходит в настоящее время? СанПиНы начали «изымать
природу» из ОУ. В детских садах запрещено содержание в группах птиц и
других животных, ограничивающие стандарты по комнатным растениям.
ФГОС ДО не содержит экологического образования. В целевых
ориентирах определены достижения ребенка в общении с природой
следующим образом: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения природы…. Склонен наблюдать, экспериментировать…Обладает первоначальными знаниями из области живой природы, естествознания».
Экологическое воспитание на сегодняшний день реализуется двумя
путями через обязательную часть ООП (60%) и часть формируемую
участниками образовательных отношений (40% - парциальные программы).
Реализация о.о. «Познавательное развитие»: дошкольники получают
разнообразные знания из области естествознания; узнают о свойствах воды, воздуха, почвы, получают знания о сезонных изменениях в природе, о
многообразии растений и животных.
О.о. «Речевое развитие»
Расширяется словарный запас детей через познание природы, дети учатся
повествованию, правильному использованию грамматических форм.
Устанавливают причинно-следственные связи, отвечая на вопрос «зачем» и «почему».
О.о. «Социально-коммуникативное развитие» - выращивание
растений, уход за ними, бережное отношение к живым существам.
Коллективный труд в природе, в любом экологическом пространстве для
развития социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, волевой
саморегуляции.
О.о. «Художественно-эстетическое развитие»
также реализуется в процессе экологического воспитания. У дошкольников возникает эмоциональный отклик на красоту природы, представленную в натуре или произведениях искусства, если на это обращает внимание воспитатель. Наблюдение таких явлений побуждает детей к изобразительной деятельности.
О. о. «Физическое развитие» связана с экологическим воспитанием
совершенно иным образом – через обогащенную эколого-развивающую
среду, в которой живут дети. Хорошо озелененные территории, наличие
специальных помещений с аквариумами, зимним садом и др.
Таким образом, экологическое образование включается в
образовательную программу детского сада систематически, на протяжении всего учебного года, при этом обеспечивает становление у детей начал экологической культуры.
Потенциал системы экологического образования очень важен и в рамках преемственности с начальным образованием в рамках формирования
предпосылок универсальных учебных действий. Потенциал сосредоточен в содержании экологических знаний о природе, при этом познание явлений
природы происходит через восприятие ее образов (в процессе наблюдений, рассматривания картин, моделирования, практической деятельности), что обеспечивает развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Обсуждение же наблюдаемых фактов, фиксация в речи зависимостей влияет на развитие логического мышления.
Интеллектуальному развитию способствует не только содержание, но и
педагогические формы работы с детьми:
Циклы наблюдений в природе.∙
Работа с календарем природы.∙
Образовательная деятельность в совместной работе с детьми и
самостоятельной деятельности∙.
На сегодняшний день для становления личности ребенка дошкольника есть направления в экологическом воспитании, которые имеют важное
значение, но мало используются в образовательной деятельности:
Эколого-экономическое – понимание необходимости экономного
расходования чистой воды, электричества, бережное хозяйственное
отношение к своему дому∙.
Эколого-краеведческое (патриотическая направленность) – познание
природы и достопримечательностей места проживания, привитие
любви к малой Родине∙.
Эколого-этическое развитие способности сочувствия и сопереживания живому∙.
Эколого-оздоровительное – создание оптимальной окружающей
среды в ДОО, но данное направление следует решать при участии
медицинских работников∙.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/05/picture-98618.jpg)
Художественное творчество в детском саду: история и потенциал.
Художественное творчество, включающее рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Художественное творчество позволяет ребен...
Мастер-класс "Родословная в детском саду: история и образ семьи"
Цель: научить педагогов использовать прием составления образа семьи как первоначальный этап ознакомления детей старшего дошкольного возраста с семейной родословной...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/19/picture-327828-1511117145.jpg)
Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе детского сада "История тряпичной куклы"
Познавательное занятие о тряпичной кукле дает возможность детям узнать, в какие игрушки играли наши прабабушки. Расширяет их кругозор о разнообразии тряпичных кукол в истории русского народа. Данное з...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/25/picture-572602-1422174186.jpg)
Проект по познавательному развитию для детей старшей группы детского сада "История моей семьи"
Проект по познавательному развитию...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/13/picture-866206-1481651453.jpg)
Проект по познавательному развитию для детей старшей группы детского сада "История моей семьи"
Проект по познавательному развитию...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/08/picture-1055296-1536402548.jpg)
Сценарий праздника «Выпускной 2018» в детском саду «История замечательных детей»
Сценрий предназначин для воспитателей и музыкальных руководителей....
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/13/picture-1339834-1626162971.jpg)
Мастер-класс «Родословная в детском саду: история и образ семьи»
В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Детский сад оказывает помощь родителям в воспитании детей в проц...
- Мне нравится (3)