Конспекты (бесед, занятий, игр) на базе конкурса "Огород на подоконнике"
материал по окружающему миру (старшая группа)

Гавриленко Надежда Альбертовна

Конспекты (бесед, занятий, игр, загадок) на базе конкурса "Огород на подоконнике"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Беседа: «Откуда берутся овощи?»

Цель: Сформировать представление о садово-огородных культурах.

Задачи: Уточнять и закреплять знания детей об овощах,  их свойствах и качествах; как выращиваются; какую пользу приносят человеку. Воспитывать любознательность, интерес к природе, самостоятельность при выполнении заданий.

Материал: корзинка с овощами, материал игры «Во саду ли в огороде», загадки об овощах, контейнеры с землей, семена, опрыскиватель.

Ход беседы:

В: Ребята, когда я утром пришла в группу, увидела на столе эту коробочку. Вы не знаете, что в ней? (ответы детей).

В: Хотите узнать?

Воспитатель достает из коробочки загадки

В: Ребята, да это же загадки. Давайте, отгадаем. ( на каждую отгаданную загадку воспитатель кладет в корзину овощ.)

Загадки об овощах:

-Красна девица сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

-Сто одежек - Все без застежек. (Капуста)

-Без окон, без дверей

Полна горница людей. (Огурец)

-Голова на ножке, в голове горошки. (Горох и фасоль)

-Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

-Растут на грядке зеленые ветки,

А на них - красные детки. (Помидоры)

-Этот овощ тыкве брат —

Тоже с виду толстоват.

Лег под листик на бочок

Между грядок... (Кабачок)

-Голова, а сверху ус.

Нет, не сладок он на вкус.

Прибежали со всех ног

Мы к обеду рвать... (Чеснок)

-На арбуз похожая —

Тоже толстокожая.

К платью желтому привыкла,

Греется на солнце... (Тыква)

В: Молодцы, загадки отгадали и в корзине у нас появились… Как можно назвать одним словом? Правильно, овощи!

Овощи — основная еда, без которой человеку не обойтись! Ведь наша пища большей частью состоит из растений.

Попробуем сосчитать, сколько различных овощей находится в тарелке обыкновенного картофельного супа. Кусочки картофеля и морковки, колечки лука, листья сельдерея, петрушки и укропа.

Еще больше овощей кладут хозяйки в борщ или овощное рагу.

Овощи — настоящая кладовая витаминов, минеральных солей и других полезных веществ, необходимых человеку.

Многие овощи хорошо хранятся и кормят нас круглый год. Другие можно и зимой выращивать в теплицах и парниках. Некоторые овощи, такие как лук, чеснок, редька, баклажан, перец, обладают целебными свойствами и способны предупреждать и излечивать болезни.

Из овощей не только готовят вкусные и полезные блюда, их корни, стебли и листья используются на корм скоту. Из овощей получают крахмал (картофель), сахар (сахарная свекла) и другие нужные людям продукты.

- А откуда берутся овощи?

(варианты ответов детей)

- Правильно! Их выращивают в огороде, на грядке.

В: Сегодня мы с вами создадим свой маленький «огород», только он будет на подоконнике.

Кто из вас знает, что нам нужно для того, чтобы получился огород?

(варианты ответов детей).

- Нам понадобятся контейнеры с землей, семена растений, вода.

( Воспитатель приглашает детей к столу, на котором стоят контейнеры с землей, лежат семена.)

В: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в исследователей, посмотрите, перед вами на тарелочках лежат семена, они одинаковые?

(ответы детей).

- Правильно, все семена разные. У нас есть семена огурца, лука, укропа, салата и цветов. Семена лука выглядят в виде маленькой луковички.

А теперь потрогайте пальчиками землю. Какая она? (ответы детей)

Она мягкая, рыхлая, влажная.

А теперь мы посеем семена в контейнеры с землей. Семена должны лежать на одинаковом расстоянии друг от друга. Теперь немножко засыплем их землей.

Луковицы посадим в землю на одинаковом расстоянии.

Как вы думаете, мы все сделали, чтобы наши семена росли?

( ответы детей)

Нужно полить.

И будем наблюдать, что же будет с ними происходить.

- Ребята, скажите, чем мы сейчас занимались?

- Сажали семена овощей и зелени.

- Какие овощные культуры вы знаете?

- Какие полезные свойства овощей вы знаете?

- Откуда берутся овощи?

- Ответы детей.


Беседа: «Труд людей на приусадебных участках»

Цель: Формировать представление детей о работе на приусадебном участке.

Задачи: Закрепить представления детей о характерных признаках весны.

Прививать желание и интерес к труду. Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Материал: Слайды как люди работают на приусадебных участках; картинки или муляжи овощей.

Ход беседы:

В: Ребята, наша знакомая синичка Зинька принесла письмо. Послушайте. Пишет нам Незнайка: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пришла весна и скоро нам с друзьями нужно будет посадить в огороде овощи, а как это делать я не знаю. Может быть вы подскажете, с чего начать и как это делается?» Ваш друг Незнайка.

- Что, ребята, напишем незнайке письмо? Мы свой огород уже посадили и сможем ему подсказать.

Еще бегут по полям и дорогам серебристые змейки февральских метелей, а у садоводов и огородников уже начинаются предпосевные хлопоты: надо купить семена растений, позаботиться об удобрениях, приготовить ящички и горшочки для рассады, смастерить домики для пернатых друзей — птиц.

Когда весенние лучи растопят снега, оттаявшая земля напитается талой водой и согреется — можно идти работать в огород. Скоро появится первая травка, оденутся зелеными листьями деревья и кусты. Недаром ведь говорят: «Была бы водица, а зелень народится».

С чего нужно начать весенние работы в огороде? (ответы детей, составление письма).

Верно! Сначала нужно собрать граблями прошлогоднюю листву и засохшие стебли растений в кучу и сжечь их, а образовавшейся золой можно удобрить землю в огороде. Затем нужно наметить, где мы будем делать гряды, и вскопать землю.

Вот огород и вскопан, сделаны ровные, аккуратные грядки, чуть приподнятые над землей, чтобы к корням овощей, которые мы посадим, поступало больше воздуха.

Летом на грядках созревают овощи: зажигаются фонарики сладкого перца, начинают алеть помидоры, наливаются соком кабачки — и приходит время собирать урожай.

Послушайте стихотворение.

Добрый урожай

Как чудесно в огороде

Поработать ясным днем!

Теплый луч по грядкам бродит,

Мятой пахнет чернозем.

Пахнет сладкой спелой сливой

И картофельной ботвой,

Медом белого налива

У меня над головой.

Все поспело, все созрело —

Добрым будет урожай!

Здесь для всех найдется дело,

Не ленись, да собирай!

Говорили в народе и так: «Пришло время батюшке- огороду поклониться».

Огород-батюшка

Батюшка наш огород!

Поклонюсь тебе с любовью —

Ты кормил нас целый год

И капустой, и морковью.

Угощал нас кабачком,

Сельдереем и лучком.

Солнечным весенним днем

Снова я к тебе приду.

Я вскопаю чернозем,

Вырву с корнем лебеду.

Стану я тебя лелеять,

Наш кормилец-огород,

Чтобы всходы зеленели,

Чтобы вырос целым плод.

Осенью, после того как урожай овощей собран и убран в погреба, кладовые и закрома для хранения, работы на огороде не прекращаются. Необходимо собрать и сжечь ботву растений, перекопать землю. Крупные комья разбивать граблями и тяпками не надо — так почва сильнее промерзнет в зимние морозы, и вредители, зарывшиеся в нее, погибнут. Кроме того, крупные пласты земли задержат весной во время таянья снегов больше влаги.

Ребята, расскажите мне, что вы запомнили из нашей беседы? ( дети составляют коллективный рассказ о том, как люди трудятся на приусадебных участках)

Беседа: «Что необходимо растениям для роста и развития»

Цель: обобщение, выявление необходимых условий для роста и развития растений.

Задачи: опытным путем подтвердить условия роста и развития растений;

развивать способность наблюдать, строить предположения, делать умозаключения, умение работать сообща;

воспитывать у детей чувство товарищества, заботливое отношение к природе.

Ход беседы:

В: - Ребята, мы посадили семена овощей на нашем маленьком огороде, а теперь я вам расскажу, что необходимо растениям для их роста.

Верхний слой земли, в котором растут все растения, плодородный и называется «почва». Он формировался многие сотни лет и содержит все, что необходимо растениям для жизни: воду и воздух, минеральные соли и перегной. Корни растений вбирают воду с растворенными в ней минеральными солями. А кислород нужен им для дыхания. Перегной образуется из перегнивших листьев, стеблей и корней растений. Микробы, живущие в почве, превращают его в минеральные соли.

В почве обитают и земляные черви, и кроты, и землеройки, и личинки насекомых.

Черви, кроты, землеройки — друзья и помощники садовода и огородника: они рыхлят почву, измельчают и перемешивают остатки растений, уничтожают вредных насекомых. Через ходы, прорытые ими в земле, к корешкам растений поступают влага и воздух.

Послушайте стихотворение.

Помощник крот

Как-то раз весною крот

Посетил наш огород.

Он проверил клумбы, грядки

Особенно хорошо растут овощи там, где им хватает и влаги и солнечного света. Поэтому огороды нередко разбивают на берегах рек, озер, прудов — и из этих водоемов берут воду для полива гряд. Послушайте стихотворение.

Добрая реченька

В летнюю погоду

Теплым ясным вечером

Поит огороды

Маленькая реченька.

Замер тополь чутко,

Ива серебрится.

Реченька-голубка,

Дай ведро водицы!

Где вились уклейки

И резвились днем,

 

Ведрами и лейками

Воды мы наберем.

Трогает верхушки

Тонкий луч заката,

Мы польем петрушку,

Огурцы, томаты.

Скоро сумрак ляжет

На зерцало вод,

И «спасибо» скажет

Речке огород!

В: Ребята, расскажите теперь мне, что вы запомнили? Что нужно растениям для их роста?

( ответы детей)

Чтобы наш огород рос, мы с вами должны ухаживать за ним. Корням растений нужен воздух, значит нужно рыхлить почву. Поливать растения, опрыскивать листья, удалять сорняки.

Теперь вы знаете что нужно делать, чтобы наши растения росли. И будете ухаживать за ними правильно.

Беседа: «Уход за овощными культурами»

Цель: Научиться ухаживать за овощными культурами.

Задачи: Закреплять знания о разнообразии овощных культур. Познакомить со способами ухода и защиты растений от вредителей. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Ход беседы:

В: Ребята, а вы знаете как нужно ухаживать за овощными культурами?

( ответы детей)

Пойдем с тобою в огород:

Посмотрим, как у нас растет

Морковь, укроп, петрушка,

Полна ль воды кадушка,

Большая для полива,

В углу под старой сливой.

Не съели ль листья слизняки,

Не заглушили ль сорняки

Ростки бобов, гороха —

Вот это будет плохо!

Пойдем с тобою в огород,

Немало там у нас забот!

Возьмем лопаты, тяпки,

Взрыхлим, прополем грядки.

Потом польем из лейки

И сядем на скамейке.

Ведь надо нам с тобой чуть-чуть

После работы отдохнуть!

В: Летом в огороде много дел! Чтобы листья овощей, их цветы и корни не повредили слизняки, гусеницы, жуки и их личинки, огородники опрыскивают грядки настойкой горькой полыни, пижмы, тысячелистника, чеснока, луковой шелухи. Эти растения обладают своеобразным запахом, отпугивающим вредителей, и содержат особые защитные вещества — фитонциды, убивающие микробов. Многие вредные насекомые не выносят запаха настоев помидорной и картофельной ботвы. А прожорливой медведке, перегрызающей корни и стебли растений и повреждающей клубни, корнеплоды и высеянные семена, очень не нравится запах ольхи. Достаточно воткнуть веточку этого растения в грядку — и медведка тотчас ее покинет.

Некоторые цветы тоже могут помочь справиться с вредными насекомыми. Поэтому в огородах сажают душистый табак, оранжевые ноготки (календулу), пышные бархатцы (бархотки) и разноцветные садовые ромашки. Эти цветы выделяют фитонциды и эфирные масла. Поэтому опасные насекомые стараются держаться от них подальше.

Послушайте стихотворение.

Душистые бархотки

Я душистые бархотки

Посажу у изгородки.

Клумба пышная, большая

Огород мой украшает

Лепестками золотыми

С горьким запахом полыни.

Льется терпкий аромат,

Гонит он от наших гряд

Вредных бабочек, жучков

И плодовых червячков.

Знают огородники и о других своих помощниках — лягушках, жабах — и стараются привлечь их на свои грядки. Оказывается, одна жаба может уничтожить столько вредителей, сколько одна летучая мышь. За лето на одном гектаре огорода жабы и лягушки съедают до ста тысяч насекомых, большинство которых — опасные вредители.

Вот почему опытные садоводы оберегают лягушек. Они охотятся в любое время суток, лишь бы было влажно и тепло, а жабы только с наступлением вечера. При этом они уничтожают много слизней гусениц, многоножек, жуков, бабочек и вредных личинок. Некоторые садоводы устанавливают для жаб и лягушек даже ванны с водой. Не будь жаб и лягушек, обжоры - слизни буквально оголили бы огородные грядки».

Давайте вместе припомним, кто еще защищает урожай?

Конечно же, птицы! Для них весной мастерят скворечники и дуплянки и развешивают их в садах и огородах. А еще четвероногие обитатели лесов — ежики. Чтобы привлечь их, огородники ставят под кустами блюдечки с молоком. Ведь зверьки любят полакомиться молоком, а потом закусить слизнями, личинками жуков и гусеницами. Редкому вредителю удается спрятаться от колючего защитника растений.

Мы знаем еще одного защитника растений! Это божья коровка. Как она защищает растения?

Она поедает тлю, которая высасывает из растений сок.

Поэтому божьих коровок нужно оберегать. Они защищают наш огород.

Как же нужно ухаживать за овощами, чтобы получить хороший урожай? Земля в огороде мягкая, рыхлая, плодородная. Правильно! Нужно рыхлить землю, удалять сорняки, бороться с тлей, бабочками-капустницами, колорадским жуком и другими вредными насекомыми, прореживать посевы, чтобы растения росли свободно, не мешая друг другу.

Ну и конечно, огород необходимо поливать утром и вечером, чтобы растениям хватало влаги.

Итоговая беседа «Чудо – огород на подоконнике»

Цель: Подвести итог своей работы по выращиванию рассады на подоконнике.

Задачи: Обобщить знания о садово-огородных культурах. Прививать любовь к труду и желание создавать своими руками. Вызвать чувство гордости за свой труд.

Ход беседы:

В: Ребята, прошел уже почти месяц, как мы с вами создали наш «огород» на подоконнике. Сегодня на обед мы срежем первый урожай зелени с нашего огорода. Рассаду огурцов мы посадим на нашем приусадебном участке, а цветы оставим у себя и будем ими любоваться.

Как вы думаете, вы хорошо потрудились?

Только благодаря вашему труду и внимательному отношению к растениям у вас вырос такой урожай.

Сказка «Про овощи».

Жили на одном огороде овощи. Все они были очень разные. Зелёный огурец

был весёлый, озорной, никогда не унывал и часто подшучивал над другими

овощами. Красный помидор был важный, напыщенный. Он часто заявлял: «Я

думаю, сегодня пойдёт дождь». И, когда дождь действительно шёл, он

говорил: «Вот видите, я был прав! » Если же дождя не было, помидор делал

вид, будто он не при чём. Оранжевая морковка всё время скучала и

причитала: «Вся моя краса спрятана под землёй, какая я несчастная! »

Белокочанная капуста была добродушной и словоохотливой. Она всем

рассказывала, что когда-то у неё было всего два листочка, а теперь очень,

очень много! Коричневый картофель был очень дружелюбным. Он дружил со

всеми овощами и всем помогал. Репчатый лук был вредный. Он любил, когда

все вокруг проливали слёзы. Вот такие разные овощи жили на огороде.

Овощи на грядке.

Летом посадили овощи в огороде: свеклу, морковку, лук, капусту и тыкву.

Солнышко грело, дождик поливал и росли овощи быстро на грядке. Птички

собирали вредных жуков, кошки ловили кротов-землекопов. Хорошо и

дружно жилось овощам в огороде. Овощи росли и рассказывали друг другу

сказки, пели песни, только одно их огорчало, что не могут они друг до друга

дотянуться и поиграть ведь растут они на разных грядках. Лето подошло к

концу, наступила осень. Стало холодно и дождливо в огороде, все сказки

были рассказаны, все загадки загаданы - загрустили овощи. Но пришла пора

собирать урожай. Люди выкопали и собрали овощи, принесли в дом,

почистили, порезали и сварили из них вкусный овощной суп. Вот уж

обрадовались овощи, когда встретились в одной кастрюле все вместе! Стали

они бегать друг за дружкой, догонять, ловить и снова убегать. Весело

кружился вкусный и полезный овощной суп на плите.

ПЕСЕНКА ПРО ОВОЩИ

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох! ..

Вот овощи спор завели на столе,
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла.
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..

И суп овощной оказался неплох.

Дидактические игры:

«Вершки и корешки»

Воспитатель берёт 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета – те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки).

  «Что сначала, что потом».

Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Материал. Два комплекта  схем  (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами),  яблоко.

«Узнай на ощупь»

Цель: Развитие сенсорного восприятия.

Дидактический материал: Муляжи овощей и фруктов, мешочек.

Ход игры: В мешочек сложены муляжи овощей и фруктов. Ребенку завязывают глаза, он достает из мешочка овощ или фрукт и на ощупь отгадывает что это.

«Чего не хватает?»

Цель: Тренировать память.

Дидактический материал: Муляжи овощей и фруктов или картинки с их изображением.

Ход игры: Дети становятся в круг. В центре круга стол, на нем разложены муляжи овощей и фруктов или картинки с их изображением (не больше 10). Воспитатель выбирает водящего, он становится в круг рядом со столом. Детям дается задание запомнить, что лежит на столе. Потом они отворачиваются, водящий убирает один предмет со стола, дети поворачиваются и отгадывают, чего не хватает. Кто правильно отгадал, становится водящим.

«Что изменилось?»

Цель: Тренировать память.

Дидактический материал: Картинки с изображением корнеплодов, картинки с изображением ботвы.

Ход игры: На столе разложены картинки с изображением корнеплодов с ботвой. Воспитатель предлагает детям запомнить, что лежит на столе. Затем дети отворачиваются, воспитатель меняет местами «вершки» у двух корнеплодов. Дети поворачиваются к столу и отгадывают, что изменилось?

Игра «Во саду ли, в огороде»

Цель: Развитие умений детей точно определять место произрастания фруктов и овощей.

Материал: Картинки фруктов и овощей, картинка с огородом и картинка с садом.

«Магазин «Фрукты, овощи, ягоды»

Цель: Развивать умение детей точно описывать внешний вид (цвет, форму), вкус, место произрастания фруктов, овощей и ягод.

Дидактический материал: Муляжи фруктов, овощей и ягод.

Ход игры: Дети выбирают продавца. Покупатель подходит к столу, на котором разложены муляжи. Не называя, он описывает фрукт, овощ или ягоду, которую хочет купить. Например: «Я хочу купить ягоды. Они растут в лесу на маленьких кустиках. Ягоды небольшие, темно-синего цвета, круглые, как горошинки, немного приплюснуты сверху, сочные и сладкие. Из этих ягод готовят варенье и компот» (черника).
Ребенок должен так описать, выбранный предмет, чтобы продавец понял, что он хочет купить.
Продавец продает фрукты, овощи и ягоды (отдает муляж) только тому, кто правильно выполнил задание.

«Чудесный мешочек»

Цель: Закреплять названия овощей и их цвета, формы.

Оборудование: Мешочек, муляжи овощей.

Ход игры: Перед игрой детей знакомят с овощами и их свойствами. Дети по очереди достают по одному овощу из мешочка, называют его, форму и цвет.

«Назови ласково»

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

Оборудование: Картинки с изображением овощей.

Ход игры: На столе, обратной стороной вверх, разложены картинки с изображением овощей и фруктов. Дети по очереди подходят, берут картинку и называют ласково то, что там изображено.

«Что за овощ?»

Цель: Обогащать словарь детей прилагательными.

Оборудование: Картинки с изображением овощей.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям, глядя на рисунок, отгадать о каком овоще или фрукте он говорит. Далее дети могут сами загадывать друг другу по описанию.

«Закончи предложение».

Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

Ход игры

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковь…

Огурец зеленый, а свекла…

Редиска мелкая, а редька…

Кабачок большой, а тыква…

Помидор кислый, а чеснок…

Морковь в земле, а помидор…

Помидор круглый, а морковь…

Загадки про овощи:

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста)                Я вырос на грядке,
                                                                                 Характер мой гадкий:
                                                                                 Куда ни приду,
                                                                                 Всех до слез доведу. (Лук)

Телятки гладки                                                            
Привязаны к грядке,
Лежат рядками,
Зелены сами. (Огурцы)                                           В огороде вырастаю.
                                                                                 А когда я созреваю,
                                                                                 Варят из меня томат,
                                                                                 В щи кладут
                                                                                 И так едят. (Помидоры)

Красный нос
В землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)               Неказиста, шишковата,
                                                                                А придёт на стол она,
                                                                                Скажут весело ребята:
                                                                              «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный. (Огурец)

                                                                               Что копали из земли,
                                                                                Жарили, варили?
                                                                               Что в золе мы испекли,
                                                                                Ели да хвалили? (Картофель)

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры)

                                                         Круглый бок, желтый бок,
                                                      Сидит в грядке колобок.
                                                 Врос в землю крепко.
                                              Что же это? (Репка)

Этот овощ вот уж диво,
Круглый, вкусный и красивый,
Приготовим с ним обед,
Запеканку, винегрет,
Цвет у яств совсем не блёклый,
Главная на кухне… (Свёкла)

                                                                                     Дом зеленый тесноват:
                                                                                     Узкий длинный, гладкий.
                                                                                      В доме рядышком сидят
                                                                                      Круглые ребятки.
                                                                                      Осенью пришла беда —
                                                                                      Треснул домик гладкий,
                                                                                      Поскакали кто куда
                                                                                      Круглые ребятки. (Горох)

-Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зелёным листом

Снаружи красна,

Внутри бела,

На голове хохолок

Зелёненький лесок. (Редис)

                                                                                             -Маленький, горький

                                                                                              Луку брат.

                                                                                              Взрастает он в земле,

                                                                                              Убирается к зиме.

                                                                                              Головой на лук похож.

                                                                                              Если только пожуёшь

                                                                                             Даже маленькую дольку –

                                                                                             Будет пахнуть очень долго. (Чеснок)

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков…?( горох)

Пословицы и поговорки о фруктах и овощах:

Лук от семи недуг.

Картофель - хлебу подспорье.

Хрен редьки не слаще.

От осины не родятся апельсины...

Всякому овощу свое время.

Чистоговорки

Ор-ор-ор – сорвали красный ………помидор.

Ец-ец-ец – съели вкусный …………огурец.

Жан-жан-жан – лежит на грядке……баклажан.

Бус-бус-бус – мы разрезали ………..арбуз.

ОЙ – ОЙ – ОЙ - огород у нас большой

АЙ – АЙ – АЙ - собираем урожай

РОД – РОД – РОД - мы вскопаем огород

АДКИ – АДКИ – АДКИ - поливаем грядки

УК – УК – УК - собираем лук

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - созревают огурцы

ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ - большие помидоры

ЧОК – ЧОК – ЧОК – полосатый кабачок

ОВКА – ОВКА – ОВКА - сочная морковка

ЧОК – ЧОК – ЧОК - горький чесночок

РЕЦ – РЕЦ – РЕЦ - зеленый огурец

АН – АН – АН - спелый баклажан

СОН – СОН – СОН – вкусный патиссон

АМ – АМ – АМ - свеклу варят нам

ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – овощи полезны

АТ – АТ – АТ - из овощей салат

ОШКИ – ОШКИ – ОШКИ – клубеньки картошки

ОШКА – ОШКА – ОШКА – растет в земле картошка

ОШКУ - ОШКУ – ОШКУ – накопаем мы картошку

ЩЕЙ – ЩЕЙ – ЩЕЙ – я нарежу овощей

«САД. ФРУКТЫ. ЯГОДЫ»

ДУ – ДУ – ДУ - мы работаем в саду

ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады

УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ - поспевают фрукты

АД – АД – АД - вот фруктовый сад

ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там работает садовник

ТИ – ТИ – ТИ - будет яблонька расти

УШИ – УШИ – УШИ - поспевают груши

УШ – УШ – УШ – мы собрали  много груш

ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня

УСТ – УСТ – УСТ - облепихи куст

АДА – АДА – АДА – гроздья винограда

ИВУ – ИВУ – ИВУ - собираем сливу

ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы

ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок


Конспект занятия. Аппликация «Овощи на грядке»

Цели: познакомить с названиями овощей, местом их выращивания; учить описывать овощи, работать с бумагой; развивать логическое мышление.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение)  владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (аппликация на тему «Овощи на грядке»); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудование: картинка с изображением силуэтов овощей, картинки с изображением овощей на грядке.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Воспитатель показывает муляжи овощей или картинки с их изображением, а дети называют овощи.

2. Игра «Найди овощи».

Дети смотрят на картинку и называют овощи.

Затем демонстрируется картинка с изображением огорода. Дети рассматривают ее и отвечают, где растут овощи (в огороде, на грядке, под землей, над землей).

3. Отгадывание загадок.

1) Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку Позовем копать… — картошку
2)
 Как надела сто рубах,

 Захрустела на зубах. — капуста
3)
 Корешок оранжевый под землей сидит,

Кладезь витаминов он в себе хранит,

 Помогает деткам здоровее стать,

Что это за овощ, можете сказать? — морковь
4) Над землей трава,

Под землей бордовая голова. — свекла
5) Ох, наплачемся мы с ним,

Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг Нас излечит горький… — лук
6)
Маленький и горький, луку брат. — чеснок

4. Игры.

• Один – много.

Воспитатель показывает картинки с изображением какого-либо овоща – дети называют множественное число этих предметов. (Помидор – помидоры.)

• Есть или нет? (на множественное число существительных в родительном падеже).

Дети повторяют за воспитателем: «Есть помидоры – нет помидоров; есть огурцы – нет огурцов» и т. д.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что некоторые овощи не имеют множественного числа (лук, капуста, горох, картофель, чеснок, свекла).

Затем воспитатель бросает мяч, называет овощи во множественном числе, а дети, возвращая мяч, —в родительном падеже: «У меня нет помидоров».

• Какого цвета овощи?

Воспитатель бросает мяч и называет цвет, а дети говорят, какой овощ бывает такого цвета.

5. Описание овощей.

Вопросы:

— Помидор круглый или треугольный?

— Какого цвета бывают помидоры? (Красные, желтые, зеленые, розовые.)

— Помидор мягкий или твердый?

— Помидор сладкий или кислый?

— Где растет помидор?

Воспитатель описывает помидор по всем признакам, затем раздает детям картинки с изображением разных овощей. Каждый ребенок описывает овощ на картинке.

Пальчиковая гимнастика.

Долго, долго мы лепили, Руки сцеплены в замок, круговые вращения руками.

Наши пальцы утомились. Встряхивание кистями рук.

Пусть немножко отдохнут Поглаживание каждого пальчика по очереди.

И опять лепить начнут. Разведение рук в стороны

Дружно руки разведем

И опять лепить начнем. Хлопки в ладоши.

6. Слушание русской народной мелодии «Осенью»

7. Рефлексия.

Детям предлагается сделать аппликацию из заготовок.

 


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

ТЕМА «ОВОШИ. ОГОРОД»

 

 Цели: • Формировать обобщённые представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу).

•  Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических связях между неживой и живой природой.

•  Уточнить представления о многообразии овощей.

•  Формировать умение обобщать по существенным признакам, отражать результат  обобщения в развернутом речевом суждении.

 •  Воспитывать умение внимательно  слушать  воспитателя  и  сверстников,  точно  и полно отвечать на поставленный вопрос. 

Материал: Поднос с овощами.  Карточки для раскрытия стадий и условий роста растений.

Два обруча (зеленый и черный), набор овощей (морковь, свекла, лук петрушка, огурец, капуста, горох, помидор, картофель, репа).  Предметные картинки «Овощи».

 

                         Ход занятия

 Воспитатель. Дети, скажите, что лежит на подносе? (Ответы детей - морковь, огурец, помидор).

 Воспитатель. Как всё это назвать одним словом? (Ответы детей - это овощи).

Воспитатель. Давайте поговорим об овощах.  

Хрустящая оранжевая морковка, крепкие зелёные огурчики, сочные красные помидоры  - овощи.  Вспомните, какие ещё овощи вы знаете? (Ответы детей).

 Воспитатель.  Верно! Свёкла и репа,  капуста  и  картофель,  перец  и  баклажан,  редис  и редька, тыква и кабачок, лук и чеснок, укроп и петрушка - овощи. (Воспитатель по мере называния овощей выставляет их на демонстрационную доску).

Воспитатель.  Овощи -  это плоды растения, его часть.  Овощей много и все разные. Давайте найдём с вами признаки различия овощей. (Дети рассматривают овощи и делают заключения о различии овощей по форме, цвету, величине, какова на ощупь поверхность). Воспитатель. Где растут овощи? (Ответы детей). Да, овощи растут на огороде, в поле, на садовом участке, некоторые овощи (помидоры, огурцы, перцы) растут в теплице. (В процессе беседы воспитатель выставляет на демонстрационную доску карточки для раскрытия стадий и условий роста растений).

Воспитатель. А кто выращивает овощи? (Ответы детей). Верно, дети, человек сажает в землю семена или рассаду овощей. Когда появляются всходы овощей, человек ухаживает за ними: поливает, пропалывает, рыхлит землю.  И только в конце лета начале осени получает урожай овощей. Расскажите, зачем выращивают овощи? (Ответы детей). Воспитатель. Правильно! Из них готовят салаты, супы. Их можно засолить. Из овощей не только готовят вкусные и полезные блюда, их корни, стебли и листья используют на корм  скоту.  Кролики, например, любят морковь, капусту.  А вы знаете, кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти? (Ответы детей).

 Воспитатель.  Солнце согревает землю, даёт растениям свет.

•  Почва кормит растения.  В ней растение растёт.  В почве у растения находятся корни.

 •  Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит землю мотыгой. То же самое, только без мотыги делает дождевой червь.

 •  Чтобы напоить растения, человек поливает грядки. А ещё их поливает дождь.

Помогают растениям и птицы -  синицы, воробьи, грачи, скворцы.  Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц.

 •  А еще на гусениц охотятся жабы.  Они наши маленькие помощники и поэтому обижать их нельзя.  Про каких ещё помощников мы забыли? Вспомните тех, кого мы видели летом на цветах (ответы детей). Что они там делали? (Ответы детей).

 Воспитатель. Да, мы видели пчёл, шмелей, бабочек.  Они пьют из цветов сладкий сок. Переносят на своих крылышках и лапках пыльцу с одного растения на другое.  Без этих помощников у огурца не было бы плодов.

 

 А  вот  это  насекомое (воспитатель  выставляет  картинку  с  божьей  коровкой)  помогает растениям?  (Ответы  детей  -  да,  оно  ест  тлю).  Вот  сколько  помощников  у  растений. Xopoшee время года - осень. В огороде поспели овощи. Давайте их соберем. Физкультурная минутка 

«Убираем урожай»

Собирайся народ, Взрослые и дети! (Идут по кругу, взявшись за руки)

Выходи на огород, Пока солнце светит. (Идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки)

 Дергай свёклу, Чтобы не засохла, («Таскают»)

 Капусту срезай, («Срезают»)

Картошку копай -  («Копают»)

Собирай урожай! (Встают лицом в круг, выполняют наклоны).

Воспитатель. А сейчас, дети, расскажите всё, что узнали об овощах. (Воспитатель обращает внимание детей на демонстрационную доску, где выставлены карточки, на которых изображены «ответы» на вопросы).

 •  Где растут овощи? (Карточки 1-2).

 •  Кто и с помощью какого инвентаря ухаживает за овощами? (Карточки 3-7).

•  Для чего человеку нужны овощи? (Карточка 8).

•  В каком виде едят овощи? (Карточки 9-10).

 •  Кто, кроме человека помогает овощам? (Карточки 11-19). (Дети рассказывают об овощах по цепочке)

Воспитатель.  Молодцы!  А теперь, дети, давайте поговорим о том,  какую  пользу приносят людям овощи. Овощи -  основная еда, без которой человеку не  обойтись  ни  дня!  Ведь наша пища большей частью состоит из растений. Попробуем сосчитать,  сколько  различных  овощей  находится  в  тарелке  обыкновенного картофельного  супа.  Кусочки картофеля и моркови, колечки лука, петрушки и укропа. Ещё больше овощей кладут хозяйки в борщ или овощное рагу.

Овощи богаты витаминами, необходимыми человеку. Лук, редька, баклажан, перец  обладают  целебными  свойствами  и  способны излечивать болезни. Дети, а вы знаете, какие у овощей съедобные части, а какие части несъедобные? (Ответы детей). Воспитатель. Дети, все вы, наверное, помните сказку «Мужик и медведь»?  Почему медведь обиделся на человека? (Ответы детей). Да, вы правы, человек обидел медведя, дав ему несъедобные части овощей. Я предлагаю вам поиграть в игру «Вершки и корешки».

 Воспитатель.  В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в  пищу  идут корешки, а в обруч зелёного цвета - овощи, у которых используются вершки. (Воспитатель показывает овощ и спрашивает, в какой обруч его поместить. Ребенок называет нужный обруч, объясняет, почему этот овощ нужно положить именно сюда. После того, как все овощи разложены по обручам, воспитатель обращает внимание детей на область пересечения обручей)

Воспитатель.  Дети, как вы думаете, почему я положила эти овощи сюда?  (Ответы детей).  Верно, есть овощи, у которых в пищу идут вершки и корешки. Назовите их (ответы детей - это лук, петрушка, свёкла). Кто назовёт овощи, у которых используются только вершки? (Ответы детей — помидор, огурец, горох, капуста). А кто назовёт овощи, у которых можно есть только корешки? (Ответы детей — морковь, репа, картофель). В конце занятия дети вспоминают все, о чем говорили на занятии.

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ 

ТЕМА «ОВОШИ. ОГОРОД» 

(старшая группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.2.Кожуунное открытое занятие проводила на базе детского сада "Сайзанак " с.Суг-Аксы

Открытое занятие для детей с заиканием "Хоглуг оолчугаш"...

2.3.Кожуунное открытое занятие проводила на базе детского сада "Диинчигеш" с.Суг-Аксы

Открытое занятие с использованием нетрадиционных техник рисования "Тывызыксыг чараш угулзам"....

2.4.Кожуунное открытое занятие проводила на базе детского сада "Диинчигеш" с.Суг-Аксы.

Открытое занятие по обучению грамоте с старшей группе на тему "Звук ми Буквы М.м"....

2.5. Кожуунное открытое занятие проводила на базе детского сада "Диинчигеш" с. Суг_Аксы.

Открытое логопедическое занятие на тему "Постановка звука Р"....

Конспект занятия в подготовительной группе "Огород на подоконнике".Ф

Формировать интерес к познавательной деятельности посредством посадки и выращивания семян. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений....

Конспект беседы с детьми первой младшей группы на тему: «Чистота – залог здоровья». Конспект беседы в первой младшей группе «О пользе утренней зарядки и физкультуры»

Конспект беседы с детьми первой младшей группы на тему:«Чистота – залог здоровья».Задачи:- Формировать представления о гигиене;- Прививать навыки бережного отношения к своему здоровь...

Конспекты беседы и занятий по нетрадиционным техникам рисования.

Познакомить детей с различными видами необычного рисования(кляксография, рисование оттиском и т.д). Развивать творческое воображение, цветоощущение, речь, мелкую моторику.Прививать любовь к прекрасном...